"ELECTRONIC JUSTICE»: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Under the computerization of the courts is understood as the use of information technologies as tools that simplify the work of the court, under the e-justice implies the performance of procedural acts on one stage or another of proceedings, with the help of modern technology. Electronic justice has a number of advantages and disadvantages, which are disclosed by the author in the article. To date, all arbitration courts of the Russian Federation have their own Internet sites, through which the use of the following e-justice services is implemented.

Keywords:
electronic justice, court informatization, arbitration and procedural court, information and communication technologies, efficiency
Text
Publication text (PDF): Read Download

Современное общество XXI в. немыслимо без информационных технологий. Не является исключением и современный процесс судопроизводства. В связи с этим в настоящее время в научный обиход вошел такой термин, как «электронное правосудие» (e-justice). Что же следует понимать под этим термином? И.В. Стюфеева предлагает толковать электронное правосудие как способ осуществления правосудия с использованием информационных технологий, которые в судопроизводстве обеспечивают всем участникам судебного процесса обмен информацией в электронно-цифровом виде, т.е. без использования бумажных носителей [6]. С.В. Романенкова высказывает мысль о широком и узком смыслах в понимании электронного правосудия, которые следует различать. По её мнению, широкое понятие электронного правосудия представляет его как совокупность автоматизированных информационных систем (специальные сервисы, которые  обеспечивают публикацию судебных актов, ведение дела в электронном виде и доступ сторон к его материалам). Однако то обстоятельство, что эти сервисы не изменяют самих способов ведения судебного процесса, подчёркивает их вспомогательный, прикладной характер. Понимание электронного правосудия в узком смысле связано с использованием современных технологий при осуществлении судом и всеми участниками судебного процесса необходимых процессуальных действий – подачи в электронном виде документов в суд или, к примеру, участия с помощью видеоконференцсвязи в судебном заседании [4].

Кроме того, некоторые авторы предлагают разграничивать такие понятия, как «электронное правосудие» и «информатизация судов» [5]. Под информатизацией судов понимается здесь использование информационных технологий в качестве средств, упрощающих деятельность суда, под электронным же правосудием подразумевается выполнение процессуальных действий на той или иной стадии судопроизводства с помощью современных технологий.

Электронное правосудие имеет ряд преимуществ, к числу которых можно отнести:

а) своевременный доступ к информации о деятельности судов;

б) сокращение сроков подготовки судебных документов; увеличение скорости рассмотрения обращений; повышение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;

в) обеспечение оперативного взаимодействия судов для обмена информацией.

Помимо отмеченных преимуществ электронное правосудие, к сожалению, имеет и некоторые недостатки, к числу которых можно отнести:

а) проблема проверки подлинности электронных документов. Доподлинно не известно, соответствует ли содержание предоставленных документов действительности ввиду незнания личности их подающего, ведь подать документы можно и от чужого имени, а проверить это не всегда представляется возможным;

б) сложности с защитой информации, которая хранится в системах электронного правосудия или передаётся с их помощью. Так, в сфере правосудия «хакеров» может заинтересовать «участие» в каком-либо судебном разбирательстве, в том числе и с корыстными мотивами, к примеру, путём искажения информации, внесения подложных или удаления важных документов;

в) недоверие со стороны консервативных групп населения и нежелание использовать информационные технологии при взаимодействии с органами государственной власти. Всегда находятся граждане, которые привыкли лично разрешать вопросы, в том числе и участвовать в судебных разбирательствах.

В настоящее время в нашей стране принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» [3]. Данная программа, помимо прочего, определяет вектор дальнейшего развития российского электронного правосудия. Одной из целей программы является информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в её деятельность, что обеспечит повышение эффективности всей судебной системы Российской Федерации, приведёт к значительному сокращению нарушений процессуальных сроков рассмотрения дел и споров, сокращению количества незавершённых дел, обеспечит удобный и быстрый доступ к информации, повысит качество и эффективность работы аппаратов судов.

Реализовать эту цель, следуя Программе, предполагается с помощью:

а) формирования единого инфопространства с современной информационной и телекоммуникационной инфраструктурой для Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде, развития и внедрения актуальных программно-технических решений Государственной автоматизированной системы «Правосудие» в судах общей юрисдикции, что обеспечит доступность и высокую эффективность взаимодействия с гражданами и организациями;

б) создания комплекса по сканированию и хранению судебных документов в виде электронных образов, перевода судебных архивов в электронный формат;

в) обеспечения условий для электронного судопроизводства с целью упрощения процедур подачи исковых заявлений в суд, возможности оформления жалоб, получения копий документов и ознакомления с материалами дела в электронной форме;

г) оснащения судов программами и ключевыми носителями для ведения документооборота в электронном виде и применения электронной подписи;

д) внедрения в федеральных судах общей юрисдикции комплектов оборудования, позволяющих проводить допрос потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения;

е) повышения качества судебной работы (скорости и эффективности разрешения дел в судах), усиления доступности, прозрачности и открытости деятельности судов, судебных органов и органов судейского сообщества с помощью информационно-коммуникационных технологий, позволяющих применять в ходе судебных заседаний системы аудио- и видеопротоколирования, программно-технические средства оцифровки документов и видеоконференцсвязь.

Таким образом, достижение заявленных в Программе целей будет подтверждено значительным повышением качества работы судов, ростом эффективности рассмотрения судебных споров, высокой доступностью и открытостью правосудия, стабильностью и единообразием судебной практики, ростом авторитета судебной власти, формированием международной конкурентоспособности российской судебной системы, независимостью системы правосудия, усилением привлекательности государственной гражданской службы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также в его территориальных органах, высоким качеством исполнения судебных актов и проведения судебных экспертиз.

Какие же сервисы электронного правосудия реализованы в отечественной судебной системе на настоящий момент? Наиболее успешен и показателен опыт реализации электронного правосудия в системе арбитражного судопроизводства. В силу различных причин именно в арбитражном процессуальном законодательстве впервые появились нормы, закрепляющие возможность использования информационных технологий в арбитражном процессе. С принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» [2] появилась возможность подачи исковых заявлений и иных документов в электронной форме (ч. 1 ст. 41 АПК РФ[1]), использования видеоконференцсвязи в судебном заседании (ст. 153.1 АПК РФ), введено обязательное протоколирование судебного заседания с применением аудиозаписи (ч. 1 ст. 155 АПК РФ) и т.д.

На сегодняшний день все арбитражные суды Российской Федерации имеют свои интернет-сайты, посредством которых реализовано использование следующих сервисов электронного правосудия в сфере арбитражного судопроизводства:

1) Картотека арбитражных дел (КАД) – сервис, с помощью которого можно ознакомиться с информацией о ходе рассмотрения судебных дел, назначенных судебных заседаниях и с текстами судебных актов;

2) Банк решений арбитражных судов (БРАС) – сервис, позволяющий ознакомиться с текстами решений арбитражных судов;

3) Календарь судебных заседаний – сервис, дающий возможность получить информацию о назначенных судебных заседаниях, их месте и времени;

4) Перерывы в заседаниях – сервис, предоставляющий сведения о перерывах, объявленных в ходе судебного заседания, и времени продолжения судебного заседания;

5) Подача документов в электронном виде («Мой арбитр») – сервис, с помощью которого можно в электронном формате подать исковое заявление, а также иные документы, предусмотренные действующим Порядком подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде;

6) Электронный страж – сервис, позволяющий отслеживать регистрацию дел по конкретным участникам, для чего необходимо указать наименование компании (информация о новых делах будет приходить по электронной почте);

7) Подача жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов (СПЖ) – сервис, предназначенный для увеличения скорости обработки жалоб в арбитражных судах.

Кроме того, в разделе «Электронное правосудие» (http://arbitr.ru/e-justice/) сайта «Федеральные арбитражные суды Российской Федерации» указан ещё ряд сервисов:

− Мобильная картотека – для пользователей мобильных устройств с операционными системами Android и iOS, даёт возможность знакомиться с подробной информацией по любому арбитражному делу;

− Президиум онлайн – здесь любой желающий может в режиме реального времени наблюдать за рассмотрением дел в Президиуме Высшего арбитражного суда РФ;

− Твиттер – интернет-сайт в виде системы микроблогов, позволяющий пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов). Использование твиттера на сайте Высшего арбитражного суда РФ существенно упрощает процесс получения информации.

В системе судов общей юрисдикции создана Государственная автоматизированная система «Правосудие», которая объединяет в единое целое все суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды, мировых судей, Совет судей РФ, Высшую квалификационную коллегию судей, Высшую экзаменационную комиссию по приёму квалификационного экзамена на должность судьи, Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Через систему ГАС «Правосудие» можно найти любой из вышеназванных органов в РФ либо конкретное дело, если, к примеру, нажать на значок «Федеральные суды общей юрисдикции».

Как же обстоит дело с электронным правосудием в зарубежных странах?

В этой области совершенно оправданно лидируют США.  Прежде всего, нужно сказать о системе United States Courts (http://www.uscourts.gov/Home.aspx). Её можно считать аналогом отечественной автоматизированной системы «Правосудие», так как на  вышеназванном интернет-портале есть информация о каждом суде США, обозначено его местоположение, в том числе и наглядно на карте.

При совершении каких-либо действий, связанных с судебной деятельностью, в США пользуются 2 основными системами: CM/ECF – Управление делами / Электронный архив дел (Case Management / Electronic Case Files) и  PACER – Открытый электронный доступ к судебным материалам (Public Access to Court Electronic Records).

Система CM/ECF в полной мере функционирует в США с 2001 г. Эта система – децентрализованная: каждый суд самостоятельно управляет своим сервером с информацией. Интересная особенность – правило о том, что стороны обязаны подавать документы в суд в электронном формате через CM/ECF. В традиционном же виде подать документы возможно лишь в исключительных случаях – при наличии в этом особой необходимости и после оформления заявления «О несоблюдении обязательства подачи документа в электронной форме». Система CM/ECF обслуживает поступление и хранение документов в электронном виде, это позволило сократить расходы на хранение бумажных документов и облегчило доступ к материалам судебных дел, принимая во внимание признание в США судебного прецедента источником права. CM/ECF предусматривает возможность поиска материалов судебного дела и документов в базе данных по номеру и статусу дела, дате подачи, существу дела, наименованию стороны и другим ориентирам.

Система PACER функционирует в США с конца 1990-х годов. Данная система обеспечивает предоставление публичного доступа к документам из CM/ECF. Базы данных системы PACER также поддерживаются соответствующим судом самостоятельно в отношении сведений по делам в пределах его юрисдикции. С помощью этой системы пользователь может узнать перечень сторон и иных лиц, участвующих в деле (включая судей, юристов, поверенных), получить сведения о деле, ходе дела, ознакомиться с реестром исков, принятыми судом решениями и другой информацией. Стоит отметить, что пользование системой PACER платное, – 0,08 долл. США за одну страницу, вне зависимости от того, просмотрена она, загружена или распечатана, при этом плата за доступ к одному документу не может превышать 2,40 долл. США.

Таким образом, в США относительно давно реализованы и успешно функционируют такие элементы электронного правосудия, как подача документов в суд в электронной форме, получение информации о судебных делах посредством сети Интернет. Причём электронное правосудие в США – не просто дань времени, а уже обязательный элемент судебной деятельности, который, кроме прочих достоинств, ещё и приносит государству определённый доход.

Помимо США показателен опыт Сингапура во внедрении электронного правосудия. Этот город-государство, расположенный в Юго-Восточной Азии, несмотря на скромность его размеров как государства, достиг больших успехов во многих сферах современной жизнедеятельности, в том числе и в сфере судопроизводства. Так, в сингапурских судах действует электронная система подачи документов Electronic Filing System –  EFS, причём действует, надо отметить, в обязательном порядке, как в случае с CM/ECF в США. Доступ к EFS предоставляется только с момента регистрации (после которой пользователю выдаётся цифровой сертификат), приобретения необходимого оборудования и соответствующего программного сопровождения. Данные меры обеспечивают идентификацию пользователей и конфиденциальность информации. Кроме того, в Сингапуре широко используются системы видеоконференцсвязи, залы судебных заседаний оборудованы соответствующей техникой для предоставления сторонами доказательств на цифровых носителях и использования их в процессе судебного заседания.

С 2011 г. в Сингапуре в полной мере начинает функционировать интегрированная электронная судебная система (Integrated Electronic Litigation System – iELS) – автоматизированная система управления документооборотом судов, которая самостоятельно  совершает необходимые операции с поступившими в суд документами: проверяет на соответствие требованиям процессуального закона, определяет дальнейшее движение документа в суде и т.д., что позволяет экономить время и исключает человеческий фактор при работе с документами. Также в Сингапуре действует служба электронного извлечения документов (Electronic Extract Service). Посредством данного сервиса можно производить поиск документов, поступивших в суд, знакомиться с ними, с разрешения суда просматривать и распечатывать вынесенные им акты.

Подводя итог, следует сказать, что несомненной тенденцией актуальной юридической деятельности является внедрение современных технологий в процесс разрешения правовых споров. В российской действительности активно происходит внедрение сервисов электронного правосудия, однако для более эффективной деятельности по использованию информационных технологий в суде требуется доработка действующего законодательства с учётом изучения опыта зарубежных стран, а также совершенствование материально-технической базы судов, к чему и стремится отечественная судебная система.

 

References

1. «Arbitrazhnyy processual'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii» ot 24.07.2002 № 95-FZ (red. ot 30.12.2015) // «Rossiyskaya gazeta», № 137, 27.07.2002.

2. Federal'nyy zakon ot 27.07.2010 № 228-FZ «O vnesenii izmeneniy v Arbitrazhnyy processual'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii» // «Rossiyskaya gazeta», № 169, 02.08.2010.

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2012 № 1406 (red. ot 25.12.2015) «O federal'noy celevoy programme «Razvitie sudebnoy sistemy Rossii na 2013 - 2020 gody» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 07.01.2013, № 1, st. 13.

4. Ponyatie elektronnogo pravosudiya, ego genezis i vnedrenie v pravoprimenitel'nuyu praktiku zarubezhnyh stran // Arbitrazhnyy i grazhdanskiy process. 2013. № 4. S. 47.

5. Fedoseeva N.N., Chaykovskaya M.A. Elektronnoe pravosudie v Rossii i v mire // Administrator suda. 2011. № 3.

6. http://www.ickp.ru/publications/newspaper/archive/2014/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82.pdf

Login or Create
* Forgot password?