from 01.09.2018 to 31.12.2020
Volgograd, Volgograd, Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
GRNTI 10.15 Конституционное (государственное) право
BBK 670 Общая теория права
BBK 674 Отрасли права
BBK 60 Общественные науки в целом
BISAC LAW000000 General
BISAC LAW010000 Child Advocacy
BISAC LAW018000 Constitutional
The current system of legislative protection of children's rights in the Russian Federation consists of a large array of legislative acts of different legal force, different areas of regulatory and industry affiliation. Determining the priority directions of reforming the system of ensuring the rights of the child, the author develops the thesis that the prescriptions of legislative acts that consolidate the conceptual apparatus of the relevant regulation and the principles of state policy in the interests of children require priority changes. To improve the system of legal regulation of children's rights in the Russian Federation, the article substantiates the feasibility of making changes to the Federal law «on the basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation».
children's rights, full life and child development, child safety, child welfare, family environment, child care, state policy in the interests of children, principles of state policy in the interests of children
Исследование комплекса взаимосвязанных вопросов, характеризующих практические и доктринальные основы правового регулирования обеспечения прав ребенка в Российской Федерации, обусловливает целесообразность изложения конкретных предложений по совершенствованию актов национального законодательства, регламентирующих права ребенка. Анализ юридических конструкций норм законодательства, а также обобщение практики реализации регуляторного потенциала действующих законов Российской Федерации, регламентирующих отдельные аспекты обеспечения прав ребенка позволяет сформулировать конкретные предложения по внесению изменений в действующие законодательные акты, положения которых являются правовой основой для практического воплощения прав ребенка.
На сегодняшний день, система нормативно-правового обеспечения прав ребенка в России состоит из большого массива законодательных актов разного направления регуляторной и отраслевой принадлежности, к сожалению, не всегда должным образом сбалансированных друг с другом (в аспекте как совместимости, так и соответствия). Сознавая невозможность единовременного решения всего комплекса соответствующих проблем, первоочередным в контексте обоснования инициатив по совершенствованию национального законодательства Российской Федерации, регламентирующего обеспечение прав ребенка, видится вопрос о целесообразности внесения изменений в основной законодательный акт Российской Федерации в области прав ребенка – Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ) [10]. Оптимизация ряда положений этого специализированного акта имеет фундаментальное значение как для формального закрепления прав ребенка, так и для их властного администрирования и государственного обеспечения,в том числе, создавая предпосылки и для дальнейшей гармонизации содержания иных нормативных актов в рассматриваемой сфере.
Необходимо отметить, что Закон № 124-ФЗ традиционно подвергается в современной отечественной юриспруденции критическому анализу. При этом, ряд вопросов вызывает не только рамочный, достаточно абстрактный характер ряда его положений (что, в принципе, естественно для любого базового акта в определенной сфере общественных отношений и может быть предпосылкой для развития гибкого регулирования таковой при условии следования требованиям юридической техники, содержательности законодательной новеллизации, единообразия правоприменения и т. п.), но и определенная пробельность таковых [7, с. 19], все более очевидная в русле как практических тенденций, так и развития нормативного регулирования прав ребенка в общеевропейском и мировом контексте, от чего Россия, конечно же, не может оставаться в стороне. Заметим, справедливости ради, что недостаточная степень конкретизации наиболее принципиальных норм и понятий традиционно указывается в качестве одной из проблем присущих и развивающемуся международно-правовому регулированию прав ребенка [8, с. 8]. Рамочные положения Декларации прав ребенка 1959 г. [4] и Конвенции прав ребенка 1989 г. [5], вполне состоятельные в качестве исходной основы для гибкого международного регулирования и имплементации в существенно различающиеся национальные правовые системы, в процессе развития последних требуют принципиально иного уровня детализации правового регулирования.
На основе анализа регламентации важнейших элементов правового статуса ребенка в Законе № 124-ФЗ, обобщения доктринальных разработок, практики реализации его основных положений, а также учитывая постепенное формирование новых сфер проявления социальной активности ребенка, можно сделать вывод о необходимости дополнения указанного законодательного акта некоторыми базовыми положениями, что касается как понятийно-категориального аппарата, так и практико-ориентированных положений, регламентирующих конкретные права ребенка и специфику их гарантий. В рамках настоящего исследования ограничимся разбором инициатив по первому из названных направлений, что будет касаться восполнения имеющихся законодательных пробелов в легальных дефинициях, а также в спектре принципов государственной политики в интересах детей.
Учитывая то, что обеспечение прав и свобод ребенка взаимосвязано с такими категориями, как «полноценная жизнь и развитие ребенка», «условия для полноценной жизни и развития ребенка», «безопасность ребенка», «благополучие ребенка», «семейное окружение ребенка», «забота о ребенке», считаем целесообразным привести на законодательном уровне определения этих понятий. Это позволит не только содержательно наполнить соответствующий профильный закон, но и гармонизировать его общие начала с другими рамочными законодательными положениями о правах несовершеннолетних (например, перечисленных в СК РФ [9] и иных специализированных законах; при этом, при выборе категорий исключалась возможность дублирования, и, тем самым, коллизий законодательных положений), создать возможность для развития данных концептуальных положений в русле правоприменительной практики, в конечном счете – расширить не только декларативное, но и реальное содержание конституционно-правового статуса ребенка. Более того, в дальнейшем на основе соответствующих разработок возможно и принятие рамочных законов по тем или иным аспектам прав ребенка (возможность чего неоднократно подчеркивается в доктрине; в частности, применительно к вопросам безопасности ребенка, в диссертации М.А. Воронцовой [3, с. 9 – 10]).
Соответственно, в ст. 1 Закона № 124-ФЗ, которая называется «Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», следует добавить такие формулировки:
-
полноценная жизнь и развитие ребенка – режим жизнедеятельности ребенка, при котором ему гарантируются необходимые возможности для удовлетворения личностных, морально-этических, культурных, психологических, профессионально-ориентационных потребностей и интересов, потребностей в интеллектуальном, духовном и физическом развитии, оздоровлении, общении с другими детьми и членами социума, полноценной социализации и реализации собственных способностей как личности;
-
условия для полноценной жизни и развития ребенка – обстоятельства социальной действительности, при которых ребенок имеет возможность свободно удовлетворять личностные, морально-этические, культурные, психологические, профессионально-ориентационные потребности и интересы, потребности в интеллектуальном, духовном и физическом развитии, оздоровлении, общении с другими детьми и членами социума, полноценной социализации и реализации собственных способностей как личности;
-
безопасность ребенка – обстоятельства социальной действительности, при которых отсутствуют угрозы нарушения личной неприкосновенности детей, причинение вреда его физическому или психологическому здоровью, нарушение условий полноценной жизни и развития со стороны других детей, родителей, педагогов, третьих лиц, источников повышенной опасности;
-
благополучие ребенка – состояние социальных, правовых, экономических, психологических, морально-этических условий жизнедеятельности ребенка, при которых ребенок имеет возможность полноценно организовывать жизнедеятельность в соответствии с потребностями личностного развития с учетом индивидуальных потребностей и интересов;
-
семейное окружение ребенка – родители, родные братья и сестры ребенка, другие члены семьи или лица, их замещающие;
-
забота о ребенке – комплекс социальных, организационно-правовых мероприятий, направленных на создание условий для полноценной жизни и развития ребенка, нахождение в семейном окружении, обеспечение его безопасности и благополучия.
Считаем, что дополнения действующего Закона № 124-ФЗ изложенными выше категориям послужит фактором совершенствования правового поля, которое гарантирует полноценную реализацию ребенком его основных прав, свобод, законных интересов.
Следующее предложение по совершенствованию законодательства о правах ребенка касается расширения перечня принципов государственной политики в интересах детей п. 2 ст. 4 Закона № 124-ФЗ определяет основные принципы государственной политики в интересах детей. К их числу законодатель отнес законодательное обеспечение прав ребенка; поддержку семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержку общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Подобная юридическая конструкция формулировки принципов государственной политики в интересах детей является, на наш взгляд, несовершенной и не отражает требования современного времени к осуществлению государством эффективного администрирования соответствующих процессов. Дело в том, что государственная политика в интересах детей является сложным организационно-управленческим процессом, который предусматривает осуществление органами власти и их должностными лицами властно-распорядительных действий, направленных на создание условий не только предупреждению совершения противоправных действий, посягающих на ребенка, но и организацию благоприятных и безопасных условий для его всестороннего развития. Соответственно, такая государственная политика должно базироваться на значительно большем количестве принципов, что последовательно отмечается рядом авторов, в том числе в исследованиях комплексного характера (например, диссертации В.И. Абрамова [1, с. 22 – 23], О.А. Бондаренко [2. с. 18]). И это должно быть закреплено на законодательном уровне. Поэтому видится целесообразным предложить дополнить п. 2 ст. 4 ст. 3 Закона № 124-ФЗ положениями о том, что государственная политика в интересах детей осуществляется в соответствии с принципами законности, стабильности, гуманизма, детоцентризма, демократизма, взаимодействия органов власти и местного самоуправления, интеграции национальной системы защиты детства в международную систему защиты прав ребенка. Соответственно, редакцию п. 2 ст. 4 Закона № 124-ФЗ предлагаем определить в следующей редакции: «Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:
-
законодательное обеспечение прав ребенка;
-
поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
-
ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
-
поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Все дети на территории Российской Федерации имеют равные права и свободы, определенные нормативно-правовыми актами Российской Федерации и международными конвенциями.
Государственные органы власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение совершения и прекращение противоправных действий, которые посягают на права и законные интересы ребенка, привлечение виновных в таких действиях к ответственности и создание благоприятных и безопасных условий для всестороннего развития ребенка. Такая деятельность осуществляется в соответствии с требованиями законности, стабильности, гуманизма, детоцентризма, демократизма, взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
Государство гарантирует всем детям равный доступ к бесплатной юридической помощи, необходимой для обеспечения защиты их прав, на основаниях и в порядке, установленных законом, регулирующим предоставление бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [11].
В контексте государственной политики в интересах детей целесообразно раскрыть содержание каждого из предложенных принципов. В частности, принцип законности предполагает, что органы государственной власти и местного самоуправления, а также их должностные лица, иные субъекты, которые в своей деятельности способствуют охране детства, обязаны действовать на основании закона и способами, определенными актами действующего законодательства. Нормативной основой такой деятельности является Конституция Российской Федерации [6], федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Принцип стабильности предполагает постоянство, устойчивость, непрерывность, неизменность функционирования субъектов, уполномоченных осуществлять государственную политику в интересах детей. Следует отметить, что стабильность как основа государственного управления является одним из наиболее сложных и неисследованных категорий доктрины административного права.
Принцип стабильности подразумевает, что в любой сфере государственного управления доминирующей является идея развития и движения на неизменных началах. Такими началами являются абсолютная социальная ценность полноправия ребенка и его безопасность. При условии соблюдения принципа стабильности государственная политика в интересах детей должна динамично развиваться с сохранением своей основной цели, целостности и упорядоченности.
В свою очередь, принцип гуманизма в государственной политики в интересах детей предполагает признание ценности ребенка как личности, его право на защиту человеческого достоинства, свободу, счастье, содействие проявлению, развитию и реализации его способностей в социальной среде.
Принцип детоцентризма означает, что в центре внимания органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц находится ребенок как самый ценный представитель общества, что требует обеспечения благоприятной среды для его социализации и всестороннего развития с учетом индивидуальных потребностей и способностей.
Принцип демократизма государственной политики в интересах детей сводится к тому, что действия органов государственной власти и местного самоуправления, направленное на защиту прав и интересов детей, должно базироваться на признании того, что дети имеют право в определенном законом порядке принимать участие в формировании государственной политики, обращаться к органам власти и их должностным лицам с предложениями по улучшению деятельности, высказывать свои пожелания в части усовершенствования действующего законодательства и т.п.
Сущность принципа взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении мероприятий государственной политики в интересах детей состоит в реализации совместными усилиями административных мер, направленных на защиту интересов детей на началах непрерывной связи и совместной координации деятельности их должностных лиц, с целью обеспечения социальных условий для безопасного и всестороннего развития ребенка и беспрепятственной реализации им своих прав.
Формальное закрепление раскрытых выше принципов станет фактором расширения и совершенствования системы управленческих мер, направленных на обеспечение прав ребенка. Повышение уровня действенности гарантий обеспечения прав ребенка, будет способствовать укреплению служебной дисциплины должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в целом.
Соответственно, при планировании законотворческой деятельности на ближайшее время следует учитывать социально-экономические и политические тенденции развития общества, а также взвешенно оценивать внедрение международных стандартов нормативного обеспечения и практического обеспечения прав ребенка. Состояние законодательного обеспечения прав и свобод детей напрямую зависит не только от политической воли субъектов законодательного процесса, но и от активной позиции самих детей, их родителей, педагогов, представителей гражданского общества. Залогом надлежащего регуляторного потенциала законодательства Российской Федерации, регулирующего общественные отношения в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка, является соответствие его содержания социальным реалиям практического воплощения.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном, необходимо заключить, что для улучшения системы нормативно-правового регулирования обеспечения прав детей в Российской Федерации целесообразно внести отдельные концептуальные изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а именно:
-
закрепить на законодательном уровне такие категории, как «полноценную жизнь и развитие ребенка», «условия для полноценной жизни и развития ребенка», «безопасность ребенка», «благополучие ребенка», «семейное окружение ребенка», «забота о ребенке»;
-
расширить перечень принципов политики в интересах детей принципами законности, стабильности, гуманизма, детоцетризма, демократизма, взаимодействия органов власти и местного самоуправления.
1. Abramov V.I. Prava rebenka i ih zashchita v Rossii: obshcheteoreticheskij analiz: avtoref. diss. … d-ra. yurid. nauk. - Saratov, 2007 - 56 s.
2. Bondarenko O.A. Realizaciya konstitucionnyh prav i svobod rebenka v Rossijskoj Federacii: diss. … kand. yurid. nauk. - CHelyabinsk, 2012. - 238 s.
3. Voroncova M.A. Konstitucionno-pravovye osnovy lichnoj bezopasnosti nesovershennoletnih v Rossijskoj Federacii: avtoref. diss. … kand. yurid. nauk. - SPb., 2018. - 22 s.
4. Deklaraciya prav rebenka (Prinyata 20.11.1959 Rezolyuciej 1386 (XIV) na 841-om plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON) // Mezhdunarodnaya zashchita prav i svobod cheloveka. Sbornik dokumentov. - M.: YUridicheskaya literatura, 1990. S. 385 - 388.
5. Konvenciya o pravah rebenka (odobrena General'noj Assambleej OON 20.11.1989) (vstupila v silu dlya SSSR 15.09.1990). - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
6. Konstituciya Rossijskoj Federacii (Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993; s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Rossijskaya gazeta. 2020 4 iyulya. № 144.
7. Kulakova A.A. Prava rebenka i nekotorye problemy, svyazannye s ih primeneniem // Social'no-politicheskie nauki. 2017. № 6. S. 88 - 90.
8. Nikonov K. Sovremennye teoreticheskie aspekty mezhdunarodno-pravovoj zashchity prav rebenka: avtoref. diss. … kand. yurid. nauk. - M., 2010. - 24 s.
9. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 №223-FZ. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
10. Federal'nyj zakon ot 24.07.1998 № 124-FZ «Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii» (red. ot 31.07.2020). - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/901713538/
11. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 324-FZ «O besplatnoj yuridicheskoj pomoshchi v Rossijskoj Federacii» (red. ot 26.07.2019). - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/902312543