The article deals the task of ranking based on fuzzy expert assessment.
experts, ranking, fuzzy sets.
УДК 519.237 (075.8)
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ РАНЖИРОВАНИЯ МЕТОДОМ НЕЧЕТКОГО ЭКСПЕРТНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
THETASKOFRANKINGMETHODOFFUZZYEXPERTASSESSMENT
Алейникова Н.А., к.ф.м.н., доцент
ВУНЦ ВВС «ВВА» им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
г. Воронеж, Россия
balbashovan@mail.ru
Сумина А.В., студент
ВГУ, г. Воронеж, Россия
Кнутов Д.А., курсант
ВУНЦ ВВС «ВВА» им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
г. Воронеж, Россия
DOI: 10.12737/6379
Аннотация: В статье рассматривается решение задачи ранжирования на основе нечеткого экспертного оценивания.
Summay: The article deals the task of ranking based on fuzzy expert assessment.
Ключевые слова: эксперты, ранжирование, нечеткие множества.
Keywords: experts, ranking, fuzzy sets.
Методы экспертных оценок - это методы получения информации об объекте с помощью специалистов - экспертов в определенной области. Экспертные оценки часто используются для решения задач ранжирования. Ранжирование - процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочения. Однако часто эксперт наблюдает статистику, представленную не слишком большим количеством данных, притом полученных за разное время, т.е. заведомо неоднородных. Возникает проблема интерпретации данных. Зачастую эксперту остается лишь производить приблизительную (нечеткую) классификацию этих факторов по уровням (низкий, средний, высокий).
1. Orlovskiy S. A. Problemy prinyatiya resheniy pri nechetkoy informatsii. M.: Nauka, 1981. - 208 s.
2. Zade JI.A. Ponyatie lingvisticheskoy peremennoy i ego primenenie k prinyatiyu priblizitel´nykh resheniy. M.: Mir, 1976. - 165 s.
3. Aleynikova N.A., Sumina R.S. Primenenie metoda analiza ierarkhiy v sotsial´nykh issledovaniyakh.. Aktual´nye napravleniya nauchnykh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika [Tekst]: sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnoy zaochnoy NPK (Voronezh, 18-19 iyunya 2014 goda) - FGBOU VPO «VGLTA», №4, chast´ 2 (9-2), 2014., S.163-167.