graduate student from 01.01.2018 to 01.01.2020
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (General economic sciences, Graduate student)
graduate student from 01.01.2018 to 01.01.2020
Moskva, Russian Federation
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
OKSO 38.06.01 Экономика
OKSO 38.03.01 Экономика
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS000000 General
BISAC BUS004000 Banks & Banking
BISAC BUS007000 Business Communication / General
BISAC BUS020000 Development / Business Development
BISAC BUS068000 Development / Economic Development
BISAC BUS069000 Economics / General
Support in the Russian Federation of entrepreneurship, oriented in its activities to the implementation of the principles of the Islamic economy, despite the enormous potential in ensuring economic growth and the well-being of citizens, is practically absent, as is such entrepreneurship itself. There are some similarities with the support of small and medium-sized businesses, and significant differences caused by the peculiarities of the origin and the procedure for providing financial resources, adherence to religious and ideological postulates and dogmas. It is necessary to transfer financial support for such entrepreneurship from the banking sector to the sector of the real economy, track the sources of funds origin, and implement special legislative measures for the provision of support. The purpose of the study is to determine, within the framework of state support for small and medium-sized businesses, acceptable measures of state support for entrepreneurship, oriented in its activities to the implementation of the principles of the Islamic economy. Research methods - analysis of statistical information, regulatory documents governing the support of small and medium-sized businesses, information on the Internet, synthesis of the results and conclusions of the study. Research results: clarified the concept of "entrepreneurship in the Russian Federation, oriented in its activities to the implementation of the principles of Islamic economy", shows the possibility of applicability of measures of state support for small and medium-sized businesses to entrepreneurship, oriented in its activities to the implementation of the principles of the Islamic economy.
small and medium-sized businesses (SMEs), government support for SMEs, entrepreneurship in the Russian Federation, focused in its activities on the implementation of the principles of the Islamic economy
1. Введение
В Российской Федерации начиная с 1990 годов развитие малого и среднего предпринимательство (МСП) выступало приоритетом государственной поддержки на федеральном и регионалом уровнях власти [1,2]. В настоящее время эволюционировал механизм государственной поддержки МСП, что во многом связано с появлением новых форм и видов предпринимательства, таких как социальное предпринимательство [3,4,5], «исламское предпринимательство» или предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики [6].
Справедливости ради отметим, что государственная поддержка в Российской Федерации предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, несмотря на огромный потенциал в обеспечении экономического роста, повышении валового внутреннего продукта (ВВП) [7], практически отсутствует, как и само такое предпринимательство. Очевидно, что первоначально такое предпринимательство как по обороту своей финансово-хозяйственной деятельности, так и по количеству занятых работников будет иметь незначительные размеры и очень похоже на субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). При достаточном уровне поддержки МСП и с учетом особенностей предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, возможно увеличение ВВП и региональных валовых продуктов (РВП) в субъектах РФ со значительной долей населения, исповедующего мусульманские религиозные взгляды, обеспечение экономического роста, повышение благосостояния граждан.
Зарубежный опыт показывает, что имеются как некоторое сходство с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, так и существенные отличия, вызванные особенностями происхождения и порядком предоставления финансовых ресурсов, следования религиозным и идеологическим постулатам и догмам [8]. Актуальность предмета исследования обусловлена, необходимость осуществления перехода финансовой поддержки «исламского» предпринимательства из банковского сектора в сектор реальной экономики, отслеживать источники происхождения средств, осуществить специальные меры законодательного регулирования предоставления поддержки.
Учитывая вышеизложенное, цель исследования – определить в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства приемлемые меры государственной поддержки предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики.
2. Материалы и методы
Получение нового научного знания о поддержке предпринимательства в Российской Федерации, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, осуществлено с использованием методов анализа статистической информации, нормативно-правовых документов, регламентирующих поддержку МСП, информации в сети Internet, последующей формулировкой (синтезом) результатов и выводов исследования.
3. Результаты
Предпринимательство в широком смысле определяется конституционно закрепленной свободой на ведение экономической деятельности, а совместно с правом частной собственности и запретом на государственную/корпоративную монополию относится к базовым понятиям, определяющим рыночную систему хозяйствования. В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ под предпринимательской деятельностью (предпринимательством как родом занятий) принято понимать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Среди всей многообразной предпринимательской деятельности обратим внимание на МСП, условно определяемое размером годовой выручки и среднесписочной численностью работников.
Под предпринимательством в Российской Федерации, ориентирующимся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, будем понимать хозяйствующие субъекты, неукоснительно следующие основанным на исламских постулатах общим началам идеологического и методологического характера, различным прикладным теориям и концепциям в области права и экономики [9,10]. На наш взгляд, наиболее существенными отличиями от МСП выступают отказ от процентных сделок («риба»), отказ от реализации запрещенных Шариатом товаров и услуг («харам»), запрет определенных видов сделок («мухакаля», «мухадара», «мулямаса», «мунабаза» и «музабана»)[11]. Отсюда следует важность источника происхождения финансовых средств и порядок их предоставления.
В странах с развитой экономикой вклад в ВВП МСП составляет от 30 до 70% (в зависимости от отрасли). В Российской Федерации доля МСП в ВВП составляла 22% в 2017 году и 20,2% в 2018 году, данные по 2019 году официально еще не опубликованы. Доли регионов Российской Федерации, где в первую очередь могло бы осуществляться предпринимательство, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, в ВВП в 2015 году составляли: Республика Татарстан - 2,8%, Республика Башкортостан - 2,0%, Республика Дагестан - 0,9%, остальные регионы со значительной долей проживающего мусульманского населения в пределах 0,1-0,2% каждый [12].
Понимание необходимости и конкретных мер поддержки МСП осуществлено в период 1995-2000 годов, были выявлены основные проблемы в развитии МСП - отсутствие доступа к ресурсам (финансовым, имущественным, материальным), отсутствие правовой защиты и информационной поддержки. Начался процесс формирования нормативно - правовой базы, приняты федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «О едином налоге на вмененный доход», введены льготы по налогам для субъектов МСП, создана система организаций и учреждений поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровне, образованы различные структуры поддержки (агентства, центры, бизнес-инкубаторы и т.п.) [13].
В последующие годы, сопровождавшиеся мировыми финансовыми и экономическими кризисами, введением санкций в отношении России пришло понимание того, что принимаемые меры по поддержке МСП не позволили в полной меры достичь поставленных целей, а предусмотренные на эти цели финансовые ресурсы недостаточны или используются неэффективно.
В 2016 году распоряжением Правительства РФ были утверждены «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.» (далее Стратегия) и план мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии. Цель Стратегии - развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, социального развития страны и обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения. Базовыми индикаторами достижения указанной цели в 2030 году выступают:
- увеличение в 2,5 раза оборота МСП;
- увеличение в 2 раза производительности труда по отношению к 2014 году;
- увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора МСП (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20 процентов;
- увеличение доли занятого населения в секторе МСП в общей численности занятого населения до 35 процентов.
Стратегическим ориентиром является увеличение доли МСП в ВВП в 2 раза (с 20 до 40 процентов). Одним из самых значимых мероприятий Стратегии стало доведение квоты на закупки у МСП до 25 процентов (начиная с 2018 года) товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, отдельных видов юридических лиц (рынок объемом не менее 25,0 трлн. рублей ежегодно).
Что касается поддержки МСП на региональном уровне. Так, в рамках реализации государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республики Башкортостан» оказывается информационно-консультационная, имущественная, правовая и финансовая поддержка, реализуется программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательство (Программа 6,5) [14,15]. Общий объем финансового обеспечения государственной программы Республики Башкортостан в 2019 -2024 годах планируется в размере 2 859 213,2 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств бюджета Республики Башкортостан 1 664 826,5 тыс. рублей, средств Федерального бюджета РФ - 827 826,2 тыс. рублей, средств местных бюджетов - 342 560,2 тыс. рублей, внебюджетных источников - 24 000,0 тыс. рублей.
Следует отметить наличие региональных особенностей в финансировании государственной поддержки МСП, вызванных экономическими, этническими, религиозными, возрастными и другими причинами [16].
В целом по стране только на компенсацию российским банкам недополученных доходов при кредитовании по льготным ставкам МСП - всего лишь одной из мер поддержки - из Федерального бюджета планировалось выделить в 2018 году 635,5 млн. рублей, в 2019 году - 7,2 млрд. рублей, общая сумма расходов на компенсацию до 2025 года - 190,9 млрд. рублей. При этом сам объем кредитного портфеля малого и среднего предпринимательства планируется увеличить с 4 трлн. рублей (на 31 декабря 2017 года) до 9 трлн. рублей (в 2024 году) .
Предпринимательство, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, в полной мере не может пользоваться существующими финансовыми инструментами, предусмотренными для МСП, так как имеет некоторые особенности по использованию финансовых ресурсов, связанные с их происхождением и предоставлением. Очевидна необходимость перехода финансовой поддержки такого предпринимательства из банковского сектора в сектор реальной экономики. Также сам процесс создания таких предприятий и организаций, их функционирование требует значительной проработки нормативно-правового характера и законодательного регулирования.
Вместе с тем остаются доступными наиболее действенные меры поддержки консультационного, информационного и образовательного характера.
Так, Фондом Президентских грантов выделено 2,1 млн. рублей на 2019-2020 годы Международной ассоциации исламского бизнеса на проведение образовательных семинаров для молодых исламских предпринимателей в городах Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Грозный, Черкеск [17], в Институте государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного университета на факультете теологии, выпускающими кафедрами которого являются «кафедра исламской теологии» и «кафедра православной теологии», проводится изучение арабского языка, читаются лекции об исламской экономике, праве и многом другом [18].
4. Дискуссия
Несмотря на предпринимаемые меры по государственной поддержке МСП, создание различных структур и институтов, постоянно увеличивающиеся размеры финансирования, проблемы, стоящие перед МСП в 2001 году, не разрешены и в году 2020, а в отношении предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на принципы исламской экономики, специальные меры даже не сформулированы.
Имеющиеся попытки оценить эффективность института государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации как правило носят качественный характер, на основании которых делается вывод о недостаточности предпринимаемых усилий [19]. Особо остро встает вопрос об эффективности использования финансовых ресурсов и ее количественной оценке.
Оценка эффективности Программы поддержки МСП Минэкономразвития РФ, произведенная АО «KPMG» в 2015 году, показала влияние Программы на рост практически всех значимых показателей (увеличение выручки МСП - 859 млрд. рублей; рост ВВП - 607 млрд. рублей. Прирост на 1 рубль вложений - 27,6 рублей; рост доходов бюджета РФ - 153 млрд. рублей). Наиболее эффективной оказалась консультационная поддержка в рамках работы Центров поддержки предпринимательства и Центров поддержки экспорта, когда на 1 рубль затрат обеспечивался дополнительный прирост выручки МСП на 641 и 119 рублей соответственно. Финансовые виды поддержки показали меньшую эффективность[20].
В работе [21] представлен комплексный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, разработана система критериев эффективности, определены этапы реализации оценки, предложен интегральный критерий эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, связывающий уровни экономической, социальной, бюджетной и инновационной составляющих предприятия с уровнем предоставляемой государственной поддержки.
Однако такие оценки носят разрозненный характер, не позволяют оценить динамику изменения эффективности использования денежных средств, влияние поддержки МСП на достижение целей Стратегии, роль (вес) отдельных базовых индикаторов достижения цели. Для осуществления такой оценки целесообразно провести отдельное исследование, разработать специальную методику, выявить корреляционные связи (реальные и мнимые) между базовыми индикаторами достижения цели и стратегическим индикатором достижения цели Стратегии.
Для определения эффективности поддержки предпринимательства в Российской Федерации, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, целесообразно выделить их отдельно.
5. Заключение
Предпринимательство в Российской Федерации, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики - совокупность хозяйствующих субъектов, неукоснительно следующих основанным на исламских постулатах общим началам идеологического и методологического характера, различным прикладным теориям и концепциям в области права и экономики. Специальные меры государственной поддержки такого предпринимательства, несмотря на огромный потенциал в обеспечении экономического роста и благосостояния граждан, практически отсутствует, как и само такое предпринимательство.
Тем не менее, для них доступны все меры государственной поддержки МСП, из которых наиболее действенными являются меры консультационного, информационного и образовательного характера, финансовой поддержки.
Особенности использования финансовых ресурсов предпринимательством, ориентирующимся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, связанные, связанные с происхождением и порядком предоставления финансовых ресурсов, не позволяет в полной мере использовать механизм государственной поддержки МСП. Очевидна необходимость перехода финансовой поддержки такого предпринимательства из банковского сектора в сектор реальной экономики.
1. Kulkova V.Yu., Suglobov A.E. Stages and regional model of small business development institutions // Russian Journal of Management. 2019.Vol. 7.No. 2.P. 86-90 .;
2. Annenkova A.A., Petrishchev V.I., Pozdnyakov A.V. Development of the entrepreneurial potential of small forms of economic management in the region // Transport business of Russia. 2008. No. 6. S. 71-74.].
3. Kulkova V.Yu. Social entrepreneurship: essence and main characteristics // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2016. T. 11.No. 2.P. 119-122;
4. Kulkova V.Yu. Infrastructure support of social entrepreneurship in Russia // National interests: priorities and security. 2017. T. 13.No. 9 (354). S. 1592-1607 .;
5. Kulkova V.Yu. Social entrepreneurship, non-profit organizations and corporate social responsibility in building intersectoral partnerships: a review of theoretical developments // Scientific Review. 2016. No. 7. S. 183-187.]
6. Kulkova V.Yu., Khaytam Yu.A.M., Suglobov A.E. Russian entrepreneurship guided in its activities by the principles of Islamic economy // Russian Journal of Management. 2020.Vol. 8.No. 1.P. 176-180.
7. Petrishche V.I. Activation of GDP growth by means of entrepreneurial resource // Srednerusskiy Vestnik of Social Sciences. 2007. No. 4 (5). S. 26-31
8. Kulkova, V. (2019). The development of Islamic entrepreneurship in the service sector of cross-border regions of the Russian Federation. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 364, 54-58; DOI:https://doi.org/10.2991/icsdcbr-19.2019.12
9. Bekkin R.I. The Islamic Model of an Interest-Free Economy and Modernity. Saint Petersburg State University Bulletin. Ser. 5. 2007. Issue. 2.p.79-89.
10. Gibadullin M.Z., Vakhitova T.M. Fundamentals of Islamic Economics: Theory and Practice of Management. Textbook / M.Z. Gibadullin. - Kazan: TGGPU, 2009 .-- 195 p.
11. Rules of doing business in Islam [electronic pecypc] URL: https://islam.global/obshchestvo/ekonomika/pravila-vedeniya-biznesa-v-islame/ (Date of treatment 04/21/2020)
12. Institutional transformations in the economy [electronic pecypc] URL: https://www.gks.ru/folder/14036 (Date of treatment 04/21/2020)
13. "State and main problems of small business development in the Russian Federation, analysis of the effectiveness of existing mechanisms of state support and development of small business." 12/19/2001. [electronic pecypc] URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21923 (Date of treatment 04/21/2020)
14. Gadelshina E.N. On state support for small and medium-sized businesses in the Republic of Bashkortostan. Corporate economics. 2018. No. 1 (13). S. 25-31.
15. Gadelshina E.N. Regional aspects of support for small and medium-sized businesses. In the collection: Innovation, clustering, information transformation and economic development: a regional aspect Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference. Edited by V.N. Nemtseva, A.G. Vasilyeva. 2018.S. 63-69.
16. Ibragimov I.M.Kh. Regional policy of supporting small and medium-sized enterprises of youth in the North Caucasian Federal District. In the collection: North Caucasus: spatial development and human capital. Materials on the results of the work of the discussion platforms of the International Forum, held for young scientists, graduate students, undergraduates and students. 2018.S. 93-97.
17. Projects. School of Young Entrepreneur MAIB [electronic pecypc] URL: https: //presidentialgrants.rf/public/application/item? Id = B358F64A-E12F-4327-ABC5-E81B56FC633B (Date of treatment 04.21.2020)
18. Islamic theology in Pyatigorsk [electronic pecypc] URL: https://dumsk.com/novosti/kultura-i-obrazovanie/7315-islamskaya-teologiya-v-pyatigorske.html (Date of treatment 04/21/2020)
19. Bogatyreva M.S. Evaluation of the effectiveness of the institution of state support for small and medium-sized businesses in the Russian Federation. "Chronoeconomics" No. 5 (13). November 2018.p.18-21.
20. Evaluation of the effectiveness of the SME Support Program of the Ministry of Economic Development [electronic pecypc] URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/pdf/2015/10/MSP_1r.pdf (Date of access 21.04.2020)
21. Kuznetsov Yu.V., Bykova N.V. The effectiveness of state support in Russia // Finance: theory and practice. 2017.v.21. No. 6. p.50-59.
22. Kulkova V.Yu., Suglobov A.E. Stages and regional model of small business development institutions // Russian Journal of Management. 2019.Vol. 7.No. 2.P. 86-90 .;
23. Annenkova A.A., Petrishchev V.I., Pozdnyakov A.V. Development of the entrepreneurial potential of small forms of economic management in the region // Transport business of Russia. 2008. No. 6. S. 71-74.].
24. Kulkova V.Yu. Social entrepreneurship: essence and main characteristics // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2016. T. 11.No. 2.P. 119-122;
25. Kulkova V.Yu. Infrastructure support of social entrepreneurship in Russia // National interests: priorities and security. 2017. T. 13.No. 9 (354). S. 1592-1607 .;
26. Kulkova V.Yu. Social entrepreneurship, non-profit organizations and corporate social responsibility in building intersectoral partnerships: a review of theoretical developments // Scientific Review. 2016. No. 7. S. 183-187.]
27. Kulkova V.Yu., Khaytam Yu.A.M., Suglobov A.E. Russian entrepreneurship guided in its activities by the principles of Islamic economy // Russian Journal of Management. 2020.Vol. 8.No. 1.P. 176-180.
28. Petrishche V.I. Activation of GDP growth by means of entrepreneurial resource // Srednerusskiy Vestnik of Social Sciences. 2007. No. 4 (5). S. 26-31
29. Kulkova, V. (2019). The development of Islamic entrepreneurship in the service sector of cross-border regions of the Russian Federation. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 364, 54-58; DOI:https://doi.org/10.2991/icsdcbr-19.2019.12
30. Bekkin R.I. The Islamic Model of an Interest-Free Economy and Modernity. Saint Petersburg State University Bulletin. Ser. 5. 2007. Issue. 2.p.79-89.
31. Gibadullin M.Z., Vakhitova T.M. Fundamentals of Islamic Economics: Theory and Practice of Management. Textbook / M.Z. Gibadullin. - Kazan: TGGPU, 2009 .-- 195 p.
32. Rules of doing business in Islam [electronic pecypc] URL: https://islam.global/obshchestvo/ekonomika/pravila-vedeniya-biznesa-v-islame/ (Date of treatment 04/21/2020)
33. Institutional transformations in the economy [electronic pecypc] URL: https://www.gks.ru/folder/14036 (Date of treatment 04/21/2020)
34. "State and main problems of small business development in the Russian Federation, analysis of the effectiveness of existing mechanisms of state support and development of small business." 12/19/2001. [electronic pecypc] URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21923 (Date of treatment 04/21/2020)
35. Gadelshina E.N. On state support for small and medium-sized businesses in the Republic of Bashkortostan. Corporate economics. 2018. No. 1 (13). S. 25-31.
36. Gadelshina E.N. Regional aspects of support for small and medium-sized businesses. In the collection: Innovation, clustering, information transformation and economic development: a regional aspect Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference. Edited by V.N. Nemtseva, A.G. Vasilyeva. 2018.S. 63-69.
37. Ibragimov I.M.Kh. Regional policy of supporting small and medium-sized enterprises of youth in the North Caucasian Federal District. In the collection: North Caucasus: spatial development and human capital. Materials on the results of the work of the discussion platforms of the International Forum, held for young scientists, graduate students, undergraduates and students. 2018.S. 93-97.
38. Projects. School of Young Entrepreneur MAIB [electronic pecypc] URL: https: //presidentialgrants.rf/public/application/item? Id = B358F64A-E12F-4327-ABC5-E81B56FC633B (Date of treatment 04.21.2020)
39. Islamic theology in Pyatigorsk [electronic pecypc] URL: https://dumsk.com/novosti/kultura-i-obrazovanie/7315-islamskaya-teologiya-v-pyatigorske.html (Date of treatment 04/21/2020)
40. Bogatyreva M.S. Evaluation of the effectiveness of the institution of state support for small and medium-sized businesses in the Russian Federation. "Chronoeconomics" No. 5 (13). November 2018.p.18-21.
41. Evaluation of the effectiveness of the SME Support Program of the Ministry of Economic Development [electronic pecypc] URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/pdf/2015/10/MSP_1r.pdf (Date of access 21.04.2020)
42. Kuznetsov Yu.V., Bykova N.V. The effectiveness of state support in Russia // Finance: theory and practice. 2017.v.21. No. 6. p.50-59.