Russian Federation
Russian Federation
Topical issues of development of excursion business in Moscow and the Moscow region in the 1920s are considered. The reasons for its rise and main achievements are analyzed.
excursions, local history, history, teaching methods
Экскурсионное дело в нашей стране уходит своими корнями в XVIII в., столетие просвещения и становления науки как социального института. В эпоху Великих реформ Александра II педагоги и методисты разрабатывали теорию и методику организации учебных экскурсий. В начале ХХ в. экскурсионные занятия активно включались в учебный процесс. На местах издавались журналы с названиями «Русский экскурсант», «Школьные экскурсии и школьный музей» и т.д. Вопросы экскурсионной деятельности обсуждались на Всероссийских учительских съездах. При Московском учебном округе была образована Центральная экскурсионная комиссия, имевшая собственные музей и библиотеку. По инициативе комиссии состоялось совещание представителей учебных заведений. Участники совещания констатировали: «Экскурсии признаются необходимым элементом преподавания и воспитания». При составлении учебного плана экскурсии объявлялись желательными в течение всего года. Был составлен перечень наиболее интересных в воспитательном отношении экскурсий. В перечень входило посещение Кремля, Троице-Сергиевой Лавры, Коломенского, Останкино и других памятных мест [3, c. 16-17; 7, с. 56-57]. Членами экскурсионной комиссии были в числе прочих выдающийся специалист по методике преподавания истории профессор Николай Григорьевич Тарасов и Александр Феоктистович Родин в будущем известный педагог, организатор внешкольной педагогической работы. Вот что писал А.Ф. Родин об экскурсиях, проводимых Н.Г. Тарасовым по району, прилегающему к Арбату: «Посмотрите, как веером сходятся к этой площади Знаменка, Воздвиженка, Арбат, Поварская, Малый Афанасьевский переулок, проезды Никитского и Пречистинского бульваров. Это следы средневековой планировки города: улицы с периферии вели к Кремлю и сходились у Арбатских ворот крепостной стены Белого города, находившихся на месте нынешней Арбатской площади – улиц много, а ворот мало, То же самое вы увидите на многих других площадях Москвы» [7, c. 109-110].
Экскурсоведение стало особенно актуальным в 1920-е гг. Это было время крутых перемен, новаторства и смелых экспериментов в системе образования. Положение «О единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы», опубликованные 16 октября 1918 г., упразднили разделение учебных заведений на мужские и женские, на гимназии и реальные училища. Основной концепцией педагогической мысли стало максимальное приближение школы к практике, к реальной жизни. Обучение должно было проходить не только в стенах школы, но и на производстве, на полях, на улицах городов и сел. В 1918 была открыта Центральная детская опытная экскурсионная база Наркомпроса. При ней действовало три отделения в Сокольниках, в Малаховке, в Братовщине. В штат Базы входили педагоги-организаторы и экскурсоводы. Как правило, проводилось 8-10 экскурсий в месяц. В 1921 состоялась Московская губернская конференция по образованию. Участники приветствовали развитие школьных экскурсий. Помимо Экскурсионной базы этим занимались справочно-экскурсионная и школьно-педагогическая комиссии Центрального бюро краеведения, Центральный музейно-экскурсионный институт [8, c. 105-107; 10]. Экскурсия перестала рассматриваться как развлекательное мероприятие. Основными ее целями стали просветительная и образовательная.
С начала 1920-х годов стал практиковаться отход от предметной системы обучения. История как предмет исчезла из школьных программ и учебных планов. Государственный ученый совет (ГУС) подготовил комплексные программы по обществознанию с фрагментарным включением исторического материала [9, 11]. Одновременно развивалось и активно поддерживалось государством краеведческое движение. Краеведение стало неотъемлемой частью школьного образования и воспитания, самостоятельной комплексной отраслью науки и формой общественной деятельности.
Одной из самых значительных краеведческих организаций в стране стало Общество изучения Московской губернии (области) (ОИМГ). Учредительное собрание ОИМГ состоялось 9 января 1925 г. К 1930 г. членами Общества были 595 чел., более трети из них имели звание профессора. Председателем был С.Б. Веселовский. В ОИМГ состояли выдающиеся ученые Л.А. Виноградов, Ю.В. Готье, А.В. Чаянов, С.В. Бахрушин, А.В. Арциховский, Б.Б. Кафенгауз [10, c. 115]. Поначалу структура общества была относительно проста, она включала в себя 3 комиссии педагогического краеведения, издательскую, библиографическую. Впоследствии структура усложнялась. Прибавились секции «Старая Москва» и музейная. Вскоре важнейшее место в работе общества стала занимать методика школьного краеведения. В 1928 г. в составе Общества образована Школьная секция [8, c. 65, 96; 9, с. 598].
В 1920-е гг. сформировались две основные экскурсионные школы: Петроградская (И.М. Гревс, Н.П. Анциферов) и Московская (Н.А. Гейнике). Представители Петроградской школы делали акцент на образовательной функции экскурсий, а представители Московской на функции воспитательной [2, c. 31−33]. Одним из важнейших направлений деятельности московских краеведов была разработка и проведение школьных экскурсий. Педагоги разрабатывали обществоведческие, демографические, художественные и другие экскурсии [3].
Истинным вдохновителем и видным теоретиком экскурсионной работы в Москве в 1920-е гг. был Н.А. Гейнике. В этот период Николай Александрович руководил экскурсионным сектором Института методов внешкольной работы. В МГУ и других вузах он читал курсы по истории Москвы, краеведению и экскурсоведению. Краеугольным камнем подхода Н.А. Гейнике к методике проведения экскурсий было «умение видеть». «Книжности» ученый противопоставлял умение экскурсовода включить и развить у экскурсанта зрительное восприятие. Н.А Гейнике заложил основы понимания воспроизводящего воображения и воображения творческого. Помимо зрительного восприятия, я в трудах Н.А. Гейнике сделал акцент на моторность. «В основе экскурсионной работы идут зрительные впечатления, почти всегда сопровождаемые и осложняемые восприятиями моторного характера; работа экскурсанта носит активный и творческий характер; особая углубленность этой работы является следствием ее коллективности; образовательные цели экскурсии достигаются ее тематичностью» [1, c. 13]. Большое внимание Н.А. Гейнике уделял стилю общения экскурсовода, умению находить контакт с экскурсантами. Он рекомендовал не поучать экскурсантов, не навязывать им своего мнения. Н.А. Гейнике стремился к тому, чтобы на основе увиденного и услышанного участники экскурсии научились самостоятельно запоминать и осмысливать историю нашей столицы. Тематика школьных экскурсий, разработанных Н.А. Гейнике, весьма разнообразна. Она включает в себя:
- Начало Москвы.
- Москва − средневековая крепость.
- Рост власти московских государей (по памятникам Кремля).
- Москва − посад.
- Средневековый монастырь (Новодевичий).
- Культурный перелом конца XVII в.
- По дворянской Москве.
- Московский дом середины XIX в.
- По купеческой Москве.
- Свое и чужое в архитектурном облике Москвы.
- От новой к старой Москве.
- Пейзажи Москвы [8, c. 108].
Он разработал методические пособия и планы по проведению экскурсий. Для методики Н.А. Гейнике характерно органичное сочетание географического, исторического и историко-культурного подходов. Экскурсии по Москве Николай Александрович считал нужным начинать с показа природных объектов – рельефа местности, возвышенностей, низин, не забывая о составе почв и наличии водоемов. После рассказа о географии следует плавно перейти к исторической части экскурсии. Н.А. Гейнике умел рассказать почему стены Китай-города построены именно в этом месте, о чем хранят память Песковские переулки, Сивцев Вражек и другие места. По его мнению, руководитель экскурсий должен максимально раскрыть возможности зрительного восприятия человека.
Вместе с Н.А. Гейнике в разработке экскурсий и экскурсионных программ принимали участие многие видные деятели культуры. Владимир Алексеевич Гиляровский составил экскурсию в театральный музей. Борис Борисович Кафенгауз был автором экскурсии «Замоскворечье в эпоху Островского» [2, c. 137−141]. Анатолий Васильевич Бакушинский был создателем не только разработок экскурсий по художественным музеям, но и собственной методики проведения экскурсий. Работу экскурсовода А.В. Бакушинский сравнивал с творчеством театрального режиссера. Как и в сценическом искусстве в художественных экскурсиях – считал А.В. Бакушинский – важно уметь держать паузу, дать экскурсанту возможность рассмотреть картину, ее цвет, фон, фактуру [1].
Оригинальную методику преподавания истории и краеведения разработал Евгений Алексеевич Звягинцев. Еще до революции он прославился как организатор народных школ и учительских курсов в Курской, Саратовской и Московской губерниях. Его новаторство, стремление приблизить школу к жизни отвечали основам педагогической концепции 1920-х гг. Е.А. Звягинцев настаивал на том, что учебный курс истории в школе должен быть построен по принципу изучения «групп исторических явлений». К таким группам, согласно методике Е.А. Звягинцева, относились «история культуры материальной, развитие культуры духовной, развитие форм общежития, суда, политических учреждений». Особое значение он придавал «местному элементу в изучении истории». Соответственным образом строился и цикл учебных экскурсий. Их Е.А. Звягинцев предлагал начинать не с достопримечательных мест, не с музеев, не с Кремля, а с улиц, находящихся в районе данной школы. После этого он рекомендовал перейти к плану города в целом, чтобы дети увидели процесс московского градостроительства в его историческом развитии. Одним из последних этапов экскурсионной работы в Москве должно было стать знакомство с Кремлем и его историей [10, с. 116-117].
Таким образом, педагоги и методисты 1920-х гг. накопили огромный и разнообразный опыт проведения экскурсионной работы с разными категориями учащихся. Их труды могут быть полезны и в наше время для изучения истории Отечества, истории культуры и, что особенно важно, истории повседневности [5, 6].
1. Bakushinskiy A.V. Issledovaniya i stat'i. − Moskva: Moskovskiy hudozhnik. − 1981. − 351 s.
2. Geynike N.A. Kul'turno-istoricheskie ekskursii. − Moskva: Novaya Moskva, 1923. − 151 s.
3. Dobrina N.A. Ekskursovedenie [Elektronnyy resurs]: ucheb. posobie. − Moskva: Flinta, 2013. − 288 s.
4. Metodika i praktika ekskursionnogo dela. Sbornik statey. ¬ − Moskva: Novaya Moskva, 1925. − 237 s.
5. Mir rossiyskoy povsednevnosti Aver'yanova G.I., Amosova I.G., Ob'edkov I.V., Ogorodnikova O.A., Firsova O.G., Shul'gina D.P., Chelnokova A.Yu. HX - nachalo HHI vv .]; otv. red. V.V. Kirillov. − Moskva: MGPU, 2013. − 340 s.
6. Mnogogrannik povsednevnosti: chelovek v otechestvennoy istorii HH v.: ucheb. posobie / A.A. Emel'yanova [i dr.]; otv. red. V.V. Kirillov. − Moskva: MGPU, 2018. − 264 s.
7. Rodin A.F. Iz minuvshego. Vospominaniya pedagoga-kraeveda. − Moskva: Prosveschenie, 1965. − 212 s.
8. Ryumina T.D. Istoriya kraevedeniya Moskvy v konce XIX - XX vekah. − Moskva: MDS, 1998. − 162 s.
9. Schulepnikova E.I. Iz istorii «shkoly bez istorii» // Gosudarstvo, obschestvo, cerkov' v istorii Rossii XX veka: Materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii. Ivanovo, 12-13 marta 2014 g. − Ivanovo: Ivanovskiy gos. universitet, 2014. − S. 598−604.
10. Schulepnikova E.I. Iz opyta prepodavaniya istoricheskogo kraevedeniya v 1920-e gody // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. − 2008. − № 1 . − S. 115−122.
11. Schulepnikova E.I. Osnovnye napravleniya istoriko-kul'turnoy deyatel'nosti kraevedov Moskvy i Podmoskov'ya v 1920-e gg. // Gosudarstvo, obschestvo, cerkov' v istorii Rossii XX-XXI vekov: Materialy XV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii. V 2 ch. -Ch. 2. - Ivanovo: Ivanovskiy gos. universitet. − 2016. − S. 733−740.
12. Schulepnikova E.I. Pochemu v 1920-e gody v shkolah ne prepodavali istoriyu//Prepodavanie istorii v shkole. − 2014. − № 5. − S. 26−29.