В связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации» (частью 8 статьи 11 ФЗ) Минобрнауки России разработан проект нового перечня специальностей и направлений высшего образования, который предполагается утвердить и ввести в действие с 01.09.2013 года. В соответствии с проектом приказа вводятся перечни:

• направлений подготовки бакалавриата;

• направлений подготовки магистратуры;

• специальностей высшего образования;

• направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

• направлений подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

• направлений подготовки научно-педагогических кадров в ординатуре;

• направлений подготовки научно-педагогических кадров в ассистентуре-стажировке соответствующего уровня.

Таким образом, в соответствии с ФЗ вводятся три уровня высшего образования:

• 1 уровень — бакалавриат;

• 2 уровень — магистратура, специалитет;

• 3 уровень — аспирантура, адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка.

В пояснительной записке к проекту приказа Директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования А.Б. Соболева говорится: «В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — 273-ФЗ) и в связи с введением аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры и ассистентуры стажировки в уровни высшего образования Минобрнауки России проведена работа по модернизации перечней направлений подготовки и специальностей профессионального образования.

Последнее переутверждение действующих Перечней направлений подготовки и специальностей было проведено в 2009 году. Действующие перечни включают 29 укрупненных групп направлений подготовки и специальностей и 295 профессий начального профессионального образования, 241 специальность среднего профессионального образования, а также свыше 350 направлений подготовки бакалавриата и магистратуры и 114 специальностей высшего профессионального образования. Данный подход не соответствует принятым на международном уровне документам и не позволяет обеспечить сопоставимость национальных показателей в международном статистическом учете.

Кроме того, до принятия Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ программы аспирантуры относились к послевузовскому образованию, на них не устанавливались Перечни направлений подготовки и не утверждались ФГОС. В лицензиях на ведение программ аспирантуры указывались конкретные специальности научных работников (их в настоящее время в Номенклатуре специальностей научных работников около 500). По используемым подходам и по структуре Номенклатура специальностей научных работников не совпадает с подходами и структурой Перечней направлений подготовки высшего образования.

В основу модернизации перечней направлений подготовки и специальностей были положены следующие принципы.

1) Структура перечней по всем уровням профессионального образования (среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура (адъюнктура, ординатура, асссистентура-стажировка) должна быть унифицированной.

2) Структура Перечней по всем уровням профессионального образования должна соответствовать структурам современных международных классификаторов по образованию и классификаторов по научным областям. За основной ориентир была взята международная система классификации отраслей науки и технологий, предложенная ОЭСР (FOS, 2007). Для того чтобы учесть специфику уровней среднего профессионального образования и бакалавриата, а также не потерять образовательные программы в тех областях профессиональной деятельности, которые не содержат научный и высокотехнологичный компоненты (сервис, культура и искусство и т.п.), в качестве второго ориентира была использована Международная система классификации по образованию (МСКО, 2011), утвержденная и поддерживаемая ООН.

3) Структура Перечней строится на основе трех иерархических уровней:

• область образования;

• укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (далее — укрупненные группы);

• направление подготовки (для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и адъюнктуры), или специальность (для специалитета, ординатуры и ассистентуры-стажировки), или профессия (специальность) среднего профессионального образования.

4) Для обеспечения принципов преемственности всех уровней профессионального образования в свете концепции образования в течение всей жизни Области образования и Укрупненные группы формируются едиными для всех уровней профессионального образования.

Разработка нового формата перечней направлений подготовки и специальностей осуществлялась рабочей группой по модернизации содержания образования, созданной при Департаменте государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России совместно с экспертами Ассоциации классических университетов России, Ассоциации инженерного образования, Координационного совета учебно-методических объединений вузов России, Совета Ассоциации технических университетов (далее — группа разработчиков).

В соответствии с рекомендациями группы разработчиков были приняты решения:

1. Сформировать Области образования следующим образом: за основной ориентир взять 6 широких областей наук и технологий из классификатора ОЭСР (FOS, 2007), при необходимости переформулируя их названия с учетом специфики российской науки и российского образования, добавить область «Образование и педагогические науки» (в соответствии с МСКО-2011), добавить еще 2 области («Искусство и культура» и «Военное дело и военные науки»). Всего 9 областей образования.

2. Сформировать Укрупненные группы (единые для всех уровней профессионального образования) следующим образом: за основной ориентир взять укрупненные группы наук и технологий из классификатора ОЭСР (FOS, 2007), добавив в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» несколько Укрупненных групп (с учетом приоритетных областей развития науки и технологий, определенных Президентом России, и нужд оборонной промышленности) и 1 Укрупненную группу в область «Социально-экономические и общественные науки» («Сервис и туризм»). Всего 51 Укрупненная группа.

3. Все действующие направления подготовки бакалавров и магистров, а также специальности высшего образования распределить по новым Укрупненным группам таким образом, чтобы в одну группу попадали образовательные программы, имеющие общее содержательное (предметное) ядро и схожие условия реализации (материально-технические, кадровые и др.). Это, в первую очередь, обусловлено тем, что в соответствии с требованиями 273-ФЗ аккредитация образовательных программ будет проходить по Укрупненным группам.

4. В каждой Укрупненной группе установить, как правило, одно направление подготовки аспирантуры (учитывая, что в рамках направления подготовки, на которое будет утвержден рамочный ФГОС, образовательная или научная организация сможет разработать несколько образовательных программ с ориентацией на конкретные специальности научных работников).

Указанная структура была в целом одобрена Ассоциацией ведущих университетов России.

В ходе последующей работы в Минобрнауки России поступили обращения от 21 организации, от Минздрава России и Минкультуры России, которые включали в себя предложения по внесению изменений в указанный проект.

Проект перечней был рассмотрен и одобрен Советом Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам.

Принятие приказа не повлечет за собой необходимость дополнительного финансирования из федерального бюджета. Приказ непосредственно не затрагивает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации».