PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE EXECUTION OF LEGISLATION BY BODIES OF INQUIRY AND PRELIMINARY INVESTIGATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the role of the Prosecutor's office at the stage of preliminary investigation in Russian criminal law, examines the process of emergence of new procedural figures and their transfer of Supervisory powers in order to solve organizational problems of the criminal process of the Russian Federation.

Keywords:
supervision, prosecutor, inquiry, preliminary investigation, powers, law
Text
Publication text (PDF): Read Download

Прокуратура РФ уполномочена производить различные виды надзора за исполнением законодательства РФ. Одним из таких видов выступает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование в форме дознания [2, с. 1].

Вступив в силу, Федеральный закон от 05.06.2007 №87 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [3] сохранил за прокурором абсолютной контроль органов дознания. Прокурор правомочен давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, отстранять дознавателя от производства расследования, разрешать ему самоотводы [1, с. 37].

При этом появление новой процессуальной фигуры − начальника подразделения дознания − не остаётся незамеченным. Последний, в свою очередь, также получил ряд контролирующих полномочий в отношении дознавателя, но на прокурорский надзор это не оказало влияния.

Реформа 2010 г. также не ослабила воздействие прокуратуры на органы дознания. В дополнение к ранее действовавшим прокурорским полномочиям добавилась возможность по передаче материалов уголовного дела или материалов проверки сообщений о преступлениях от одного органа предварительного расследования другому [1, с. 37].

Вплоть до принятия Федерального закона от 14.12.2015 г. №380 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным заключением» [5] осуществление прокуратурой функции надзора за дознанием оставалось незыблемым и всеобъемлющим.

Данный закон внес изменения в полномочия дознавателя, наделяя его полномочием по обжалованию указаний прокурора вышестоящему прокурору, хотя это и не приостановило их исполнение [1, с. 41]. Тем не менее этим ознаменована начальная стадия ослабления функции прокуратуры РФ по осуществлению надзора в отношении дознания [6, с. 47].

Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» [2] наряду с надзором за исполнением закона органами дознания прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов и органами предварительного следствия.

По итогам реформ 2007 и 2010 г., вопрос о значимости данной прокурорской функции является предметом дискуссий.

В отличие от органов дознания, надзорные полномочия органов прокуратуры в отношении органов следствия были существенно сокращены после реформы 2007 г. [3]. Так же как и в дознании появилась новая процессуальная фигура – руководитель следственного органа, только в данном случае надзорные полномочия прокуратуры практически полностью перешли ей. Кроме того, прокуратура была лишена функции самостоятельного осуществления уголовного преследования [7, с. 201].

Прокурор сохранил лишь полномочия требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия [1, с. 37]. Так же были введены п. 7 ч. 2 ст. 37, уполномочивающие прокурора рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ним решения, и подкрепляющая её ч. 6 ст. 37 УПК РФ, которая позволяет прокурору в случае несогласия руководителя следственного органа или следователя с требованием прокурора устранить нарушения, обратиться к вышестоящим должностным лицам, руководителю вышестоящего следственного органа, председателю Следственного комитета РФ, Генеральному прокурору РФ.

Фактически, законодатель свёл к минимуму надзорные полномочия прокурора, заменив его ведомственным контролем.

Попытка исправить ситуацию была предпринята при принятии Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» [4], в соответствии с которым прокурору были возвращены полномочия по истребованию и проверке законности и обоснованности решений следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и возможности принимать по ним решения [1, с. 37]. Кроме того, помимо передачи уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому, изъятия любого уголовного дела у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передаче его следователю Следственного комитета, теперь можно это делать и в отношении материалов проверки сообщения о преступлении.

Таким образом, функция по надзору за исполнением законов действительно осуществляется прокуратурой в отношении органов дознания, предоставляя органам прокуратуры возможность всесторонне контролировать исполнения дознавателями законодательства. При этом в отношении органов предварительного следствия прокурор обладает слабыми надзорными полномочиями. В действительности именно руководитель следственного органа и осуществляет функцию прокурора по надзору за исполнением закона органами предварительного следствия.

References

1. Ugolovno-processual'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 18.12.2001 N 174-FZ // Parlamentskaya gazeta, N 241-242, 22.12.2001.

2. Federal'nyy zakon ot 17.01.1992 N 2202-1 (red. ot 06.02.2020) "O prokurature Rossiyskoy Federacii" // Sobranie zakonodatel'stva RF, 20.11.1995, N 47, st. 4472.

3. Federal'nyy zakon ot 05.06.2007 N 87-FZ (red. ot 22.12.2014) "O vnesenii izmeneniy v Ugolovno-processual'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii i Federal'nyy zakon "O prokurature Rossiyskoy Federacii" // Rossiyskaya gazeta, N 122, 08.06.2007.

4. Federal'nyy zakon ot 28.12.2010 N 404-FZ (red. ot 31.12.2017) "O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem deyatel'nosti organov predvaritel'nogo sledstviya" // "Rossiyskaya gazeta", N 296, 30.12.2010.

5. Federal'nyy zakon ot 14.12.2015 N 380-FZ "O vnesenii izmeneniy v Ugolovno-processual'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii v chasti nadeleniya doznavatelya pravom obzhalovaniya nekotoryh resheniy prokurora po ugolovnomu delu, postupivshemu s obvinitel'nym aktom ili obvinitel'nym postanovleniem" // Rossiyskaya gazeta, N 284, 16.12.2015.

6. Vasil'ev O.L Popravki k Konstitucii i izmenenie roli prokurora v otechestvennom ugolovnom processe//Zakon, Iz-vo Zakon. − Moskva, №8. - 2017. − S. 46−59.

7. Popova T.Yu. Izmenenie balansa polnomochiy prokurora i rukovoditelya sledstvennogo organa // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. − 2015. − №2. − S. 200−203.

Login or Create
* Forgot password?