In this article, the authors consider issues related to the need to improve the Constitution of the Russian Federation. Russia has gone through large-scale, difficult transformations and has established itself as a democratic society on a free and independent path. In order to move forward and develop dynamically, we must expand the space of freedom, develop the functions of the social state, strengthen the structures of civil society, and consider and adopt new amendments to the Constitution of the Russian Federation.
human rights and freedoms, Russian Constitution
В Конституции Российской Федерации наша страна провозглашается демократическим, федеративным, правовым, социальным государством с республиканской формой правления (ст. 1, 7 Конституции). Вместе с тем необходимо признать, что на пути его формирования лежит множество проблем, которые в значительной степени затрудняют и замедляют этот процесс. Успешное формирование правового общества невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания людей; гуманизация человеческих отношений; создание и развитие альтернативных по отношению к государству общественных структур (культурных, научных, религиозных и т.д.) с целью расширения сферы прямой демократии; проведение правовой реформы с целью создания единого, внутренне непротиворечивого законодательства и ряд других.
В послании Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. указано, что Россия прошла через масштабные, непростые преобразования, утвердилась как демократическое общество на свободном, самостоятельном пути. Но, с точки зрения важнейшей задачи обеспечения выполнения прав и свобод человека, мы еще не достигли необходимого нам уровня. Чтобы идти вперед, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, развивать функции социального государства, укреплять структуры гражданского общества [1].
Важнейшей частью послания президента стали предложения по изменению отдельных положений российской конституции. Но прежде чем их огласить, В. Путин сделал важную оговорку: необходимости в принятии новой Конституции сегодня нет, хотя такие предложения и звучали. «Потенциал Конституции 1993 года далеко не исчерпан, а фундаментальные основы конституционного строя, права и свободы человека, надеюсь, ещё многие десятилетия будут оставаться прочной ценностной базой для российского общества», – считает глава государства. Но всё же, по его мнению, время требует корректировки Основного закона.
В. Путин, в частности, предложил: гарантировать приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве. Требования международного законодательства и договоров, решения международных органов могут действовать на территории РФ только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат Конституции; закрепить принципы единой системы публичной власти, расширить полномочия и реальные возможности местного самоуправления.
Предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности всех ветвей власти, президент предложил провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок, и только по его результатам принимать окончательное решение.
Как показали проведенные исследования, 77% опрошенных ВЦИОМ не понимали, за какие конкретно поправки в Конституцию им придётся голосовать.
На какие вопросы, в частности, на сегодняшний день есть основания обратить внимание? Содержание, например, ст. 7 Конституции РФ, определяющей Россию в качестве социального государства, не согласуется с отсутствием права на труд [4, с. 142]. Конституция РФ в ст. 16 устанавливает, что нормы права, закрепленные в ст.ст. 17–137 не должны противоречить положениям ст.ст. 1–16, определяющих основы конституционного строя России. Отсутствует надзор за конституционностью положений самой конституции. Глава 1 Конституции РФ превращается в декларацию, нормы которой можно по-разному толковать, внося изменения и дополнения в другие главы, посредством принятия федеральных конституционных законов (ФКЗ). Несоответствие видно между п. «а» ст. 71 Конституции РФ и ст. 136. «Неясно содержание терминов "общие вопросы" и "общие принципы" (п.п. "е", "и", "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), в рамках которых могут приниматься законы как Российской Федерации, так и ее субъектов» [5, с. 280]. Отсутствует обязанность государства обеспечивать безопасность своим гражданам [6, с. 137]. Нет указания на сохранение генофонда российского народа [7, с. 6]. Не было вообще упоминания о русском народе, который составляет около 82,3% населения страны [8, с. 32-35]. Ссылка на многонациональность российского государства ненаучна [9, с. 153]. Русским может быть не только великорус, белорус, малорус (украинец), казак, но и любой человек, владеющий русским языком, имеющий национальные корни, живущий в соответствии с устоями русской культуры.
Когда Конституция РФ не отражает объективных реалий времени, невозможно обеспечить его реализацию, даже затрачивая значительные правоохранительные и материальные средства, потому что народ не воспримет такое право в качестве собственного бытия [11, с. 11]. Правовые нормы теряют свою общеобязательную, регулятивную и охранительную способность, если они не находят соответствующего юридического выражения.
В поправках в Конституцию РФ первые 64 статьи, т.е. главы «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» остаются нетронутыми. Собственно, именно этот факт и дает возможность назвать процесс не «сменой», а «изменением», «поправками» Конституции. Требовалось выполнение правил законодательной техники при составлении каждого закона. В частности, тогда скорректировали следующие статьи: – ст. 15 и 79 (закрепляется приоритет Конституции РФ над международным правом); – ст. 75 (минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, пенсии должны индексироваться); – ст. 78, 97, 110, 119, 129 (закрепляются основные требования к лицам, замещающим ключевые государственные должности, членам парламента и судьям); – ст. 81 (ужесточаются требования к кандидату на должность президента РФ); – ст. 114 (закрепляется обязанность правительства обеспечить исполнение перечисленных обязательств); – ст. 125 (расширяется компетенция Конституционного суда РФ в части проверки принятых законов); – ст. 132 (закрепляется принцип единства публичной власти); – ст. 83, 102, 103, 129 (расширяются полномочия Федерального Собрания и уточняются полномочия президента); – ст. 14 (суть изменения пока неизвестна, в этой статье говорится о том, что Россия – светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной).
Давайте немного коснемся некоторых поправок. Поправки начинаются с 71-й статьи, пункт «т». Государство получает право устанавливать ограничения для занятия любой должности. 77-я статья, говорящая о системе управления регионами, принимает в себя третий пункт – о требованиях к губернаторам и региональным министрам; основной смысл – отсутствие любого вида на жительство за рубежом. В 78-ю статью (распределение полномочий центра и регионов) инкорпорируется пятым пунктом, повторяющим то же самое про федеральных министров.
Следующий шаг – правка IV главы, носящей название «Президент Российской Федерации». Так, ст. 81 – о выборах и требованию к кандидату – меняется полностью. Шестилетний срок сохраняется, но минимальный стаж проживания в стране поднимается с 10 лет до 25 лет, а также появляется требование об отсутствии в настоящем или прошлом гражданства, или даже вида на жительство за рубежом. Это требование автоматически отсекает от высшей власти две трети оппозиции, а заодно часть ближайших соратников.
Радикальным образом переписана 83-я статья о полномочиях президента. Было: «Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации», стало: «назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности». В Послании президент подал это как расширение полномочий Думы, хотя на деле смена формулировок ничего не меняет. Зато теперь президент может уволить премьера, ранее это было исключительным правом Госдумы РФ.
Также президент получает право через Совет Федерации отзывать судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях». Это прекращение формальной независимости судебной системы?
Изменения внесены и в V главу, «Федеральное собрание». Если сейчас «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации», то в будущем – также «представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации». Также сенаторов лишили права иметь вид на жительство за рубежом и ограничили их минимальный возраст 30 годами. Первое из этих ограничений коснется и депутатов Госдумы, а вот возрастной ценз у них останется на уровне 21 года.
Изменения в главу 102 закрепляют власть президента над судом: ранее Совет Федерации мог самостоятельно контролировать Конституционный суд, теперь – только по представлению президента. Верховной власти нужно самостоятельно определять, что соответствует принятой ею же Конституции, что – нет. И появляется уже прозвучавшая выше норма об отзыве судей по тому же высочайшему представлению. Также к правам Совет Федерации добавили «проведение консультаций» по кандидатурам на целый ряд высоких постов.
103-я статья декларативно меняет «согласие» Госдумы на «утверждение» при выборе нового премьер-министра. Разницы по сути никакой. Кроме того, Госдума теперь будет утверждать вице-премьеров и ряд министров (кроме силового блока и МИДа). Это уже более серьезное право, делающее лояльность Госдумы жизненно важным для правительства (но не президента).
Изменения в ст. 107 и 108 вновь расширяют полномочия президента. Если первое лицо государства отклоняет принятый Госдумой законопроект, сейчас достаточно набрать две трети голосов обеих палат (при совокупном подсчете), чтобы продавить вето, теперь же президент получает право «заморозить» процесс обращением в Конституционный суд, при этом все необходимые для проведения процедур сроки «ставятся на паузу».
Появляется возрастной ценз для членов правительства – минимум 30 лет, также вводится правило об отсутствии в настоящее время любого вида на жительство за рубежом.
В ст. 112 расширяются полномочия Госдумы в ущерб президенту: «Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой». Отметим, впрочем, что эти кандидатуры сам президент и вносит (кроме, опять же, силовиков и МИДа – там вопросы решаются без парламента).
Новая редакция 119-й статьи лишит судей права иметь вид на жительство за рубежом. Часть 1 ст. 125 дает определение Конституционного суда (ранее его не было) и сокращает число его членов с 19 до 11 чел. Часть 5.1 расширяет полномочия суда в вопросах, связанных с определением законности разного рода документов и решений, включая парламентские законопроекты, которые отказывается подписывать президент. Плюс получает «иные полномочия» с отсылкой к федеральному законодательству.
Изменения в ст. 128 – косметические, разъяснительные. Новая ст. 129 вводит определение прокуратуры (ранее там была отсылка к федеральному закону). Генеральный прокурор лишается права вносить в Совфед представления по кандидатурам региональных прокуроров – при этом он по-прежнему единолично назначает «прокуроров городов, районов и приравненных к ним».
Глава «Местное самоуправление» с правкой в ст. 133. Появилась запятая перед причастным оборотом, а в целом самоуправлению дали право на компенсацию дополнительных расходов, «возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение». Что более чем справедливо.
Статья 136 Конституции перечисляет представительные органы, которые должны выразить свое отношение к поправке в Конституцию, чтобы она считалась принятой. А федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 г. прямо указывает, что «Одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста» (п. 2, ст. 2). Вносимые поправки содержательно невзаимосвязаны, что также является нарушением.
Таким образом, есть основания обратить внимание на следующие вопросы:
1) Не имея возможности вносить поправки в ст. 1, 2 и 9 глав Конституции, которыми установлены и регулируются права и свободы человека и гражданина, предлагалось внести поправки к другим статьям. Суть принятых поправок фактически затрагивает основополагающие первые две главы конституции, а их изменение требует, помимо прочего, созыва Конституционного собрания.
2) Усиливается (даже по сравнению с нынешней моделью) контроль за судебной властью, в первую очередь высшими судами (Конституционным и Верховным).
3) Ослабевает фигура главы правительства – теперь его можно отправить в отставку одного, без правительства. В целом все внесённые поправки – это дополнительные подпорки, страховки и новые рычаги влияния для власти президента.
4) Государственный совет. К какой ветви власти (исполнительной? законодательной?) будет отнесён орган, создаваемый «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Какое место он займет в системе власти? Наконец, каким образом (через какие формальные механизмы) он будет влиять на политику? Статус Государственного совета Российской Федерации определяется федеральным законом. Может ли президент не быть главой Государственного совета? Может ли появиться должность «генерального секретаря» Государственного совета? Предложение о Госсовете разрушает баланс и порядок в работе системы государственной власти и создает неформальный и непредсказуемый ресурс для влияния на неё.
5) Самая существенная часть проекта – это «перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации». В нём – 34 федеральных конституционных закона и федеральных закона и 35-й – новый федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации». Именно в этих тридцати пяти федеральных нормативных актах будут видны все реальные детали. Все эти 35 актов будут приниматься Федеральным Собранием (Государственной думой и Советом Федерации), оказать какое-либо влияние на их содержание и принятие общество не сможет. Фактически внесённые поправки – только оболочка для фактической политической реформы, которую будет проводить сама власть.
6) Конституцию нельзя перегружать частностями. Одна поправка является существенной: «одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков», слово «подряд» изымается. Очень опасно создавать привычку к множественным изменениям Конституции «по мелочи»: это приводит к созданию впечатления заурядности, обычности таких изменений, Конституция утрачивает характер неприкосновенного основного документа, когда поправки принимаются только в исключительных, принципиальных случаях. При таком подходе Конституция перестаёт быть Основным законом в общественном восприятии.
При этом перегрузка Конституции запретами смещает её суть с установления прав, свобод и государственных гарантий на ограничение прав и свобод, т.е. миссия Конституции полностью извращается.
7) Серьезная геополитическая норма – это требования к гражданству кандидатов на должность президента РФ. И вопрос не в потенциальных кандидатах, а в самой формулировке: «требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию…». Про «часть которого» всё понятно – сегодня это Крым, а вот «государства, которое было принято» – это про историю, которой ещё не было?
8) В Конституцию предлагалось внести ряд социальных норм, которые уже устанавливаются федеральными законами. «Гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом» (сама норма о МРОТ является устаревшей).
9) Юридическая техника. Был внесён проект специального закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Это – не федеральный закон и не федеральный конституционный закон, это – особый правовой акт, причём поправки во все 22 статьи названы в нём «поправка», т.е. он подан как единая, консолидированная поправка в Конституцию.
Это юридическая ошибка: поправка (в единственном числе) не может охватывать разные, не связанные между собой отрасли правового регулирования. При таком подходе, кроме того, вносить «поправки к поправке» может только один человек: автор поправки. Вносить новую редакцию может только сам гарант. И эта многоцелевая поправка была вынесена на всероссийское голосование в консолидированной форме.
10) Положения о минимальной зарплате и индексации пенсий касаются социальных прав, а потому должны быть внесены в 39-ю статью второй главы, где речь идет о социальных гарантиях, а не в 75-ю статью третьей главы, как уже одобрено в законопроекте. Гарант предложил внести изменения именно в 75-ю статью, поскольку хотел избежать необходимости созывать Конституционное собрание, для работы которого в РФ нет специального закона. 75-я статья касается финансовых структур и финансовых отношений внутри Российской Федерации. Норма об основных правах туда не относится. Таким образом, в Конституции закрепляется солидарный принцип: нынешние работники платят за нынешних пенсионеров; индивидуальные пенсионные счета, «капиталы», «продукты» остаются на периферии законодательства.
Норма о верховенстве Конституции РФ над международным правом. Эта норма должна быть записана в 15-ю статью первой главы, в которой описано соотношение Конституции РФ и норм международного права, а не в 79-ю статью третьей главы. В ст. 79 речь идет о возможной коллизии международного договора с Конституцией РФ до того, как Россия к нему присоединится. Теперь же записанные в 79-й статье оговорки касаются коллизии с решениями, принятыми на основе международных договоров, к которым Россия уже присоединилась. Например, Европейской конвенции по правам человека. Иными словами, предложенная поправка касается уже действующих, а не будущих договоров. Поэтому изменения следовало прописать в первой главе Конституции РФ. Такой обход предусмотренных механизмов может нарушать Конституцию, поскольку речь идет об обходе одной из основных глав, положения которой пользуются особой защитой ст. 16-й. В то же время прямой формулировки о приоритете национального права над международным в Конституции так и не появится: все очень уклончиво.
Гражданин на всероссийском голосовании 01.07.2020 года не смог высказаться по существу ни одной поправки отдельно. Он мог только поддержать либо не поддержать пакет в целом, сказать либо ДА всему этому (и всем этим) либо НЕТ (всему этому и всем этим).
В. Путин подписал принятый Госдумой и Советом Федерации закон о внесении в Конституцию нескольких десятков поправок 14 марта 2020 г. Через два дня документ одобрил Конституционный Суд. Следующий шаг – общероссийское голосование по предложенным поправкам.
Итоговая ключевая поправка позволяет В. Путину повторно баллотироваться на должность президента и быть у власти до 2036 г. Среди других поправок – упоминание в Конституции Бога, русского языка как языка «государствообразующего народа», а также запрет на «фальсификацию истории». Кроме того, поправки закрепляют понятие брака как союза мужчины и женщины. Опросы «Левада-центра» весной 2020 г. показывали, что конституционную поправку об обнулении сроков Владимира Путина сперва одобряли 48% россиян, не поддерживали – 47%, при этом большинство россиян (62%) выступали за введение предельного возраста президента РФ.
В 2018 г. лидер Китая Си Цзиньпин внес изменения в китайскую конституцию, чтобы у него появилась возможность оставаться на посту председателя КНР до конца жизни. Сперва показалось, что Президент пытается реализовать «казахстанский сценарий транзита» – перераспределить президентские полномочия между коллективными органами и дать себе возможность сохранить некий почетный титул (главы Госсовета), при этом связанный опосредованно с кадровыми полномочиями? Расширяя полномочия парламента и превращая себя в ключевой центр власти, В. Путин инициировал конкуренцию институтов, которой прежде не было. Если начинают вносить косметические изменения, чтобы избежать реальных перемен, все должны понимать: нет никаких гарантий, что что-то действительно поменяется.
В то же время в числе предложений в Конституции хотелось видеть – возврат к четырем годам для президента, прямым выборам мэров и губернаторов, выборность Совета Федерации, уменьшение численности Госдумы, сокращение срока полномочий ее депутатов и ограничение их работы тремя сроками.
В 2020 г. 68% населения считает, что Конституцию надо менять, выяснил опрос фонда «Общественное мнение». В 2013 г. за пересмотр основного закона страны высказывались 44%. Но главное требование людей – вернуть в Конституцию России положение о том, что земля и недра принадлежат народу, а доходы, получаемые от их использования, гарантированно направляются в государственную казну. Земля, недра, леса, природные ресурсы должны принадлежать народу. Второй пункт ст. 9 Конституции России гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Мы единственная страна, в которой в Конституции можно распродавать недра [12, с. 112–135].
В Конституцию РФ в 1993 г. навязали ст. 13 п.2 и ст. 15 п.4: отказ российского государства от защиты своих традиционных ценностей (идеологии) и признание приоритета международного права над внутригосударственным. Там нет пункта, который бы гласил, что все природные ископаемые принадлежат государству [13]. Следовательно, исключен надлежащий контроль за ними, государство, весь многонациональный народ не может полноценно ими распоряжаться.
Что мешало при такой поддержке провести именно референдум о Конституции России и четко закрепить, что природные ресурсы принадлежат всему многонациональному народу, Центральный банк РФ подконтролен Президенту и Правительству РФ, а государство имеет право на государственную идеологию?
Основной закон российского государства в ч. 2 ст. 13, констатирующий, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной» противоречит общей теории государственной власти. Посредством государственной идеологии обосновывается представление о легитимности публичной власти и справедливости существующих экономических, политических и других общественных отношений [14, с. 87]. Конституция государства, прежде всего, определяет идеологические основы конституционного строя страны: принципы организации политической системы, форму государства, источники государственной власти и т.д. В ч. 1 ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое многообразие, в ч.1 ст. 1 устанавливает форму государства, в ст. 3 определяет источники народовластия, в ст. 8 регламентирует основу отношений собственности и экономических субъектов, а преамбула формулирует цели и основания утверждения нового конституционного строя и т.д. Конституция РФ – главный программный документ политической идеологии российского государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, что противоречит ст. 10, вообще не говорящей о независимой финансовой или банковской власти. ЦБ РФ, согласно Конституции РФ и других федеральных законов, не обязан обеспечивать или стимулировать рост промышленности, благосостояния граждан и экономики страны в целом.
Государство гарантирует защиту семьи, ее организацию, как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства. Есть основание дополнить Конституцию РФ главой, предусматривающий для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни должны проводиться всероссийские (федеральные), региональные (субъектов Российской Федерации) и иные виды референдумов, предусмотренные конституционным законом «О референдуме».
Закон о поправке в Конституцию соответствует Основному закону страны. Об этом говорилось в сообщении, опубликованном 16 марта на официальном сайте Конституционного суда (КС) России. «Конституционный Суд Российской Федерации принял заключение о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом президента Российской Федерации», – говорится в сообщении.
КС согласился с «объективным признанием роли русского народа в образовании российской государственности, продолжателем которой является Российская Федерация», посчитав, что это «не умаляет достоинства других народов». Также отмечается, что поскольку для вступления в силу поправки должны поддержать на голосовании россияне, возможность занимать должность президента больше двух сроков подряд возникнет только при поддержке народа. «Это придает дополнительную конституционную легитимность соответствующему решению», – говорится в заключении КС. Отмечается, что решение вопроса о предельном числе сроков полномочий президента «всегда является, по существу, вопросом выбора баланса между различными конституционными ценностями». Так, принцип демократического правового государства предполагает, хотя и не предопределяет ограничения сроков. Принцип народовластия предусматривает возможность избрания народом на свободных выборах наиболее достойного главы государства. Проведение общероссийского голосования соответствует демократическим стандартам, так как оно имеет особую юридическую природу. «Оно представляет собой форму непосредственного народного волеизъявления при принятии указанного государственного решения и как таковое не заменяет собой осуществления прерогативы Федерального собрания и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, которая реализуется ими при принятии данного решения в порядке статьи 136 Конституции Российской Федерации», – говорится в заключении.
В Конституции РФ, как это и принято для такого важного документа, предусмотрен особый порядок её изменения, который урегулирован в гл. 9 Конституции. Потому что периодически это нужно делать – общество развивается, появляются новые запросы, новые общественные отношения, которые требуют конституционной регламентации. Президент Российской Федерации как гарант Конституции воспользовался своим правом и обратился с предложением о поправках конституции. Практически по всем вопросам, которые затрагивают поправки, состоялись общественные обсуждения, и общественный запрос сформирован. Главное, чтобы все конституционные права и свободы человека и гражданина были соблюдены.
Суверенитет нашего народа должен быть безусловным! Надо обеспечить приоритет Конституции в нашем правовом пространстве. Пока предлагается ряд хороших поправок, которые задачу восстановления суверенитета сами по себе не решают. Они касаются глав 3–8, которые можно менять парламентом и законодательными собраниями регионов. Поправки, которые все обсуждали, не относятся к 1–2 главе и были спокойно приняты законодательными собраниями регионов и Государственной думой РФ. В. Путин изначально настаивал на голосовании граждан. Даже председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) была против голосования! Вопрос был настолько важный, что ради народного голосования В. Путин решил даже дополнительный выходной день ввести (который стоит 0,4% ВВП – и это в феврале 2020 г., когда о будущем выходном месяце ещё никто не догадывался). Согласовали время голосования – целую неделю с 25 июня по 1 июля. Организуется общероссийское голосование, избирательные участки работают в течение недели, избирателей обеспечивали масками, перчатками и одноразовыми ручками! Хотя для того, чтобы уже принятые поправки вступили в действие, достаточно одного голосования Государственной думы РФ. Так зачем же были нужны сложности с общероссийским голосованием?! Для чего В. Путин лично многократно подчёркивал важность именно голосования граждан? Стало быть, дело не в тех поправках, которые уже приняты, а в самом голосовании! Как в бюллетене звучит вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» Всё! В вопросе нет ни слова о принятых поправках. Отвечая «да», народ разрешает менять Конституцию! Ту самую Конституцию, принятую им в 1993 г. Именно последующее изменение первой главы и позволит утвердить суверенитет, о котором говорил В. Путин 15 января 2020 г., объявляя это голосование. То есть голосование было проведено за право начать менять систему на суверенную? Но сразу объяснить это 98% граждан, которые упорно не хотят разбираться, практически не реально. Поэтому приходится использовать принятые поправки как повод, чтобы привести людей на избирательные участки и проголосовать за реальное изменение Конституции – т.е. запуск процесса изменения основ конституционного строя? Сам избирательный процесс был организован так, чтобы каждый гражданин России, имеющий право голоса, получил возможность выразить свою волю. То есть никаких препятствий не было. Что начнётся после 1 июля 2020 г.? В случае слабой поддержки народом курса на восстановление суверенитета России, остаётся шанс поднять неразобравшихся граждан в атаку против своей страны. Причём наиболее активные атаки будут производиться в самых слабых местах – где меньше всего проголосуют за суверенитет. А гражданам расскажут, что всё это следствие принятых поправок и «узурпации власти». Население проголосовало за поправки, поэтому придётся договариваться. Возможно будет запущен процесс замены всей системы власти, Конституции и законодательства. В первую очередь следует поменять: Статья 15 п.4 – для отключения внешнего управления. Статья 13 п.2 – чтобы разрешить разработку собственной стратегии развития. Их изменение позволит убрать из власти коллаборационистов и начать выстраивать суверенную систему. Возможно, даже придётся закрепить на втором референдуме изменение этих двух статей, чтобы получить возможность, отключив иностранное управление, двигаться дальше. А затем: Статья 9 п.2 – убрать иностранную собственность на недра. Статья 75 п.2 – национализировать Центральный банк. После чего восстановление единого Отечества на базе нового Союзного Государства? Разработка и принятие Конституции Союзного Государства, которое к тому времени, возможно, станет называться просто – Русь. В течение 20 лет В. Путин вёл борьбу за сохранение России и русского народа, попутно готовя инструменты для освобождения Отечества. Народ принял решение об изменении колониальной Конституции на суверенную. Не настала ли пора перевернуть страницу истории и восстановить утраченное, обогатив Основной закон и новыми положениями, нацеленными в будущее?
А пока в Совете Европы рассмотрели петицию россиян о необходимости проведения правовой экспертизы предложенных изменений в Конституцию РФ и процедуры их принятия и приняли решение направить запрос на экспертизу в Венецианскую комиссию. Венецианская комиссия проверила изменения Конституции РФ на соответствие европейским и международным стандартам демократии и верховенства права, а также правовым обязательствам России в рамках Совета Европы. В середине июня 2020 г. Венецианская комиссия опубликовала свою оценку поправки только к 79-й ст. Конституции — о праве Российской Федерации не исполнять решения международных органов.
В частности, эксперты рекомендовали изменить или полностью отказаться от предложенных изменений в ст. 79, согласно которым «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Они отмечают, что Россия является членом СЕ и участником европейской Конвенции о правах человека, которая обязывает её исполнять решения ЕСПЧ. Кроме того, комиссия выразила обеспокоенность нормой о возможности увольнения Советом Федерации судей Конституционного суда по представлению президента.
ЦИК обработала 100% протоколов на голосовании по поправкам в Конституцию. В поддержку изменений в Основной закон выступили 77,92% избирателей, следует из данных информационного центра комиссии.
Против поправок в Конституцию выступили 21,27% участников голосования.
Один из самых высоких уровней поддержки поправок был зафиксирован в Чечне по данным избиркома республики, за внесение изменений проголосовали 97,92% участников, против – 1,94%. Единственным «протестным» регионом стал Ненецкий автономный округ.
1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 15.01.2020 «Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu»// http://www.consultant.ru.
2. Seregin A.V. Duhovno-nravstvennoe uchenie o pravovoy kul'ture: monografiya / A.V. Seregin. - Moskva: Yurlitinform, 2016. - C. 112-130.
3. Sinyukov V.N., Grigor'ev F.A. Pravovaya sistema. - Saratov, 1995. - S. 3.
4. Konstituciya Respubliki Belarus' 1996 g. / Novye konstitucii stran SNG i Baltii. Sbornik dokumentov. Vyp. 2. - Moskva, 1998. - S. 142.
5. Mazurov A.V. Konstituciya i obschestvennaya praktika. - Moskva, 2004. - S. 280.
6. Pushkarev E.A. Yuridicheskaya bezopasnost' cheloveka. - Rostov n/D., 2009. S. 137.
7. Konstituciya Ukrainy 1996 g. (S izmeneniyami, vnesennymi v sootvetstvii s Zakonom Ukrainy № 2952-17 ot 01.02.2011 g.). - Har'kov, 2011. S. 6.
8. Komsomol'skaya Pravda. 1. Noyabrya 2003. - S. 4; Perederiy S.V. O nekotoryh neotlozhnyh politicheskih merah ukrepleniya gosudarstvennoy bezopasnosti RF // Aktual'nye problemy gosudarstvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii: sb. tr. nauch. konf. / RGUPS. - Rostov n/D., 2008. S. 32 - 35.
9. Bzhezinskiy Z. Velikaya shahmatnaya doska. Gospodstvo Ameriki i ego geostrategicheskie imperativy. - Moskva, 1999. - S. 153.
10. Bondar' N.S. Rostovskaya oblast' kak sub'ekt konstitucionno-pravovoy zhizni Rossiyskoy Federacii: vchera, segodnya, zavtra. Seriya «Bibliotechka sudebnogo konstitucionalizma». Vyp. 4yu - Rostov-na-Donu, 2014. - S. 69-71.
11. Sinyukov V.N. Ispolnenie zakonov («kruglyy stol») // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1991. - № 7. - S. 11.
12. Ivannikov I.A. Problemy gosudarstva i prava Rossii nachala XXI veka. - Rostov - n/D. 2003. - S. 87.