Russian Federation
The source of the law in ancient Egypt was originally custom. With the help of religious ideology of the dissolution of the pharaohs and his deeds. This article examines the state-legal system and the history of the ancient Egyptian kingdom.
Ancient Egyptian legal system, Goddess Maat, history of science, history of law, Ancient Egypt
Древняя египетская культура процветала, благодаря традициям, и их правовая система следовала той же самой парадигме. Основные законы и правовые нормы были введены в действие в Египте еще в преднамтический период (около 6000–3150 гг. до н.э.) и продолжали развиваться до тех пор, пока Египет не был переименован Римом в 30 г. до н.э. [1, с. 6]. Египетский закон основывался на центральной культурной ценности маата (гармонии), которая была установлена богами в начале времен. Чтобы быть в мире с самим собой, своей общиной и богами, все, что нужно было сделать − это жить жизнью рассмотрения, внимательности и баланса в соответствии с Маат [2, с. 110].
Однако, люди не всегда были внимательны, и история хорошо показывает, насколько плохо они поддерживают равновесие; и поэтому были созданы законы, чтобы поощрить людей на желаемом пути. Поскольку закон был основан на столь простом божественном принципе, и поскольку казалось очевидным, что соблюдение этого принципа выгодно всем, нарушители часто наказывались сурово. Хотя, безусловно, имеются случаи снисхождения к подозреваемым в совершении преступления, действующий юридический приговор заключался в том, что он был виновен до тех пор, пока не доказал свою невиновность.
Закон в Древнем Египте функционировал так же, как и в любой другой стране сегодня. Существовал ряд согласованных правил, которые были сформулированы мужчинами, которых считали экспертами в этой области, судебная система, которая взвешивала доказательства нарушений этих правил, и сотрудники полиции, которые применяли эти правила и предавали правонарушителей правосудию.
Пока не найдено ни одного египетского кодекса законов, который бы соответствовал месопотамским документам, таким как кодекс Ур-Намму или кодекс Хаммурапи, но очевидно, что он существовал, потому что прецедент при принятии судебных решений был установлен ко времени раннего Династического периода (около 3150-около 2613 г. до н.э.), о чем свидетельствует их устоявшееся использование в первые годы Старого царства (около 2613-2181 гг. до н.э.).
Эти прецеденты затем использовались при рассмотрении дел в период Среднего царства (2040-1782 гг. до н.э.) и далее на протяжении всей истории страны.
На вершине судебной иерархии был Фараон, представитель богов и их божественной справедливости, а прямо под ним был его визирь. У египетского визиря было много обязанностей, и одной из них было практическое осуществление правосудия [3, с. 97]. Визирь сам слушал судебные дела, но также назначал нижестоящих судей и иногда, если того требовали обстоятельства, связывался с местными судами.
Правовая система сначала формировалась на региональном уровне, в отдельных округах (называемых номами), и ее возглавлял управляющий. Во времена Старого Королевства эти региональные суды были прочно объединены под властью визиря и фараона.
Самая ранняя форма закона на региональном уровне была, вероятно, довольно простой, но стала более бюрократической в старом царстве. Тем не менее в это время судьями часто были жрецы, которые совещались со своим богом, чтобы вынести вердикт, а не взвешивать доказательства и прислушиваться к свидетельствам.
Только во время Среднего царства профессиональные судьи были назначены председателями судов, и судебная система работала на более рациональной, узнаваемой парадигме. В этот период также были созданы первые профессиональные полицейские силы, которые обеспечили соблюдение закона, брали подозреваемых под стражу и давали показания в суде.
Суды, которые управляли законом, были серу − группа старейшин в сельской общине, кенбет − суд на региональном и национальном уровне и джаджат − императорский суд. Если преступление было совершено в деревне, и серу не может прийти к вердикту, дело доходит до кенбета, а затем, возможно, до джаджата, но это кажется редким явлением. Обычно все, что происходило в деревне, управлялось серой этого города. Считается, что кенбет был органом, который издавал законы и назначал наказания на региональном (районном) уровне, а также на национальном уровне, и джаджат принял окончательное решение о том, был ли закон обязательным в соответствии с положениями закона. В целом, древние египтяне, по-видимому, были законопослушными гражданами на протяжении большей части истории культуры, но, тем не менее были споры относительно прав на землю и воду и споров по поводу владения скотом или прав на определенную наследственную работу или титул.
Визирь в конечном итоге был верховным судьей, но большинство судебных дел рассматривалось низшими магистратами. Многие из рассмотренных дел касались споров по поводу собственности после смерти патриарха или матриарха семьи [4, с. 121]. В Древнем Египте завещаний не было, но человек мог выписать документ о передаче, в котором было бы ясно, кто должен получать какие части имущества или ценностей. Однако тогда, как и сейчас, эти документы часто оспаривались членами семьи, которые судили друг друга. Были так же случаи домашнего насилия, развода и неверности. Женщины могут подавать в суд на развод так же легко, как и мужчины, а также могут предъявлять иски, касающиеся продажи земли и деловых договоренностей. Дела, связанные с неверностью, были зарегистрированы обоими полами, и наказание виновных было суровым.
Неверность считалась серьезным преступлением, только если вовлеченные лица сделали это один раз. Муж, чья жена имела любовные отношения, может простить ее и оставить дело, или он может привлечь ее к ответственности. Если он решит отвести свою жену в суд, и она будет признана виновной, наказание может состоять в разводе и ампутации ее носа или сожжении заживо. Неверный муж, преследуемый его женой, может получить до 1000 ударов, но ему не грозит смертная казнь. Поскольку нуклеарная семья считалась основой стабильного сообщества, супружеская измена была серьезным преступлением, но, опять же, только в том случае, если вовлеченные лица доводили это до сведения властей или, в некоторых случаях, если сосед сообщил об этом.
Эта же самая модель, кажется, использовалась и в других областях. Обязанность семьи состояла в том, чтобы предоставлять подношения могиле для своих умерших близких, и, если у них не было времени, они могли нанять кого-то другого, чтобы сделать это. Эти заменители были известны как жрецы Ка, которые за определенную цену ежедневно подносили еду и напитки на могилу. Пока семья платила, жрец Ка должен был сохранять свое положение и даже передавать его своему сыну. Если семья перестает платить, жрец может просто подать в суд на семью за сохранение должности и выплату зарплаты. Семья может также привлечь жреца Ка к суду за невыполнение его профессиональных обязанностей.
В древнем Египте не было адвокатов. Подозреваемый был допрошен полицией и судьей в суде, и свидетели были привлечены для дачи показаний за или против обвиняемого. Поскольку преобладающим убеждением было то, что обвиняемый был виновен до тех пор, пока не доказали его невиновность, свидетелей часто избивали, чтобы убедиться, что они говорят правду [5, с. 126]. После того как кто-то был обвинен в совершении преступления, даже если он был наконец признан невиновным, его имя было зарегистрировано как подозреваемый. Таким образом, публичный позор, по-видимому, был таким же большим сдерживающим фактором, как и любое другое наказание. Даже если бы человек был полностью оправдан от всех неправомерных действий, он все равно был бы известен в своем сообществе как бывший подозреваемый.
Именно из-за этого свидетельство людей о характере человека, а также о его алиби было настолько важным, и поэтому к лжесвидетелям относились так жестоко. Кто-то может ложно обвинять соседа в неверности по ряду личных причин, и даже если обвиняемый будет признан невиновным, он все равно будет опозорен.
Поэтому ложное обвинение считалось тяжким преступлением не только потому, что оно опозорило ни в чем не повинного гражданина, но и потому, что ставило под сомнение эффективность закона. Если невинный человек мог быть наказан системой, которая утверждала божественное происхождение, то либо система была неправильной, либо боги и власти не были заинтересованы в том, чтобы люди обсуждали эти вопросы [6, с. 200]. Поэтому к лжесвидетелю относились жестоко: любой, кто целенаправленно и сознательно солгал суду о преступлении, мог ожидать утопления любого вида наказания от ампутации до смерти. Из-за этой ситуации в целом, кажется, были предприняты все попытки установить вину подозреваемого и назначить надлежащее наказание. В целом, если преступление было серьезным, например, изнасилование, убийство, кража в крупном размере или ограбление могилы − наказанием была смерть или уродство. Мужчин, признанных виновными в изнасиловании, кастрировали. Убийц избивали, а затем кормили крокодилами, сжигали до смерти или казнили другими неприятными способами. Воры обычно страдали от ампутации носа, рук или ног.
Фараон не смог поддержать веру в принципы Маат, и это затронуло все слои в иерархии египетской социальной структуры. Грабежи на могилах стали более распространенными, как и ложные свидетели, и даже правоохранительные органы стали коррумпированными. Показания сотрудника полиции считались полностью достоверными, но полиция в течение последней части Нового царства могла обвинить кого-то, приговорить его и затем взять все, что они хотели из имущества подозреваемого.
Кроме того, последние годы Нового царства и последующая эра третьего промежуточного периода (около 1069-525 до н.э.) ознаменовали возвращение правовой системы к методологии Старого царства − консультирование бога относительно невиновности или вины. Культ Амона, регулярно самый могущественный в Египте, к этому времени почти затмил власть трона. В течение третьего промежуточного периода подозреваемые предстанут перед статуей Амона, и бог вынесет вердикт. Это было достигнуто священником, находящимся внутри или позади статуи, перемещая ее так или иначе, чтобы дать ответ. Этот метод отправления правосудия допускал многочисленные злоупотребления, очевидно, поскольку теперь дела рассматривались жрецом, который прятался в статуе, а не официально назначенным судьей в суде.
Хотя Египет увидит некоторые яркие моменты в возвращении к закону и порядку в более поздние периоды, правовая система никогда не будет функционировать так же эффективно, как в периоды, прошедшие в Новом Королевстве. Династия Птолемеев (323-30 гг. до н.э.) возродила практику и политику административного правосудия Нового Королевства − как и многие другие аспекты этого периода, − но эти инициативы не ушли далеко за пределы первых двух правителей. Последняя часть династии Птолемеев − просто длинная, медленная, погружающаяся в хаос, пока страна не была оккупирована Римом в 30 г. до н.э. и не стала провинцией их империи.
1. Bunson M. Enciklopediya Drevnego Egipta. 2010. − 500 s.
2. Devid R. Spravochnik po zhizni v Drevnem Egipte. 2009. − 465 s.
3. L'yuis, Dzh. E. Mamont Kniga Svideteley Drevnego Egipta. 2003. − 650 s.
4. Shou I. Oksfordskaya istoriya Drevnego Egipta. 2006. − 600 s.
5. M. Istoriya Drevnego Egipta. (Wiley-Blackwell, 2010. − 340 s.
6. Uilkinson, RH Polnyh bogov i bogini Drevnego Egipta. (Temza i Hadson, 2007). − 108 s.