LEGAL REGULATION OF INNOVATIVE AND DIGITAL DEVELOPMENT OF THE ENERGY SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The development of innovative activity is a key link in the solution of almost many tasks of the development of the energy sector. Global changes in the organization of scientific, engineering and innovative activities associated with the processes of digital development, fully affect Russia. The need to modernize the experimental base and the system of information support for innovation with copyright protection for its results, the creation and development of the state information system is not in doubt. Further development of the legal support of innovative activities in the energy sector should be subject to close interaction between science, the state, energy companies and is aimed at ensuring the dynamic development of energy, modernization of the economy, and the standard of living of society.

Keywords:
crowdfunding investments, R&D, investment platforms, digitalization, innovations, energy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Энергетическое право РФ представляет собой комплексную отрасль права, включающую в себя общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования гражданского права, уголовного, административного и трудового права, а также, сочетающую их методы правового регулирования.

На сегодняшний день не предусмотрено регулирование инновационной деятельности в энергетическом комплексе посредством специальных нормативных актов. Существующие механизмы поддержки базируются на общих нормах и отдельных законодательных актах.

Нормативно-правовое регулирование договорного механизма, участие государства в создании субъектов инновационной инфраструктуры, развитие механизмов государственно-частного партнерства, кадровое обеспечение, цифровизация инновационного процесса, являются одними из основных тенденций государственного регулирования в энергетике Российской Федерации.

Инновационная политика нашей страны основывается на нормах федерального законодательства и, прежде всего, ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [1]. Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2]. Стратегия развивает совместно с бюджетной стратегией и Энергетической стратегией России на период до 2030 г. положения инновационной политики, приведенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [3]. Исходя из содержания Энергетической стратегии, к числу основных составляющих государственной энергетической политики относятся в том числе инновационная и научно-техническая политика.

Одним из главных механизмов по реализации государственной энергетической политики является стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инновационной сфере. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 г. «переход страны от экспортно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию с качественным обновлением энергетики и смежных отраслей», а также переход «российского энергетического сектора на ускоренное инновационное развитие и новый технологический уклад» являются одними из основных требований по переходу на инновационный путь развития. Стратегической целью государственной энергетической политики является создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики для обеспечения российского топливно-энергетического комплекса высокоэффективными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями в объемах, необходимых для поддержания энергетической безопасности страны.

Для того чтобы подчеркнуть взаимосвязь инновационного и цифрового развития энергетического комплекса, обратимся к анализу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики"»[4].

Одной из задач, на решение которой направлена упомянутая Программа, является содействие инновационному и цифровому развитию топливно-энергетического комплекса.

В рамках реализации задачи по содействию инновационному и цифровому развитию топливно-энергетического комплекса планируется обеспечить:

− создание условий для разработки, развития и внедрения платформенных решений, цифровых сервисов и технологий в отраслях топливно-энергетического комплекса в рамках ведомственного проекта «Цифровая энергетика»;

− совершенствование действующих и разработку новых механизмов государственной поддержки создания и внедрения инноваций в отраслях топливно-энергетического комплекса на основе лучших практик отечественного и мирового опыта;
− реализацию мероприятий по развитию интеллектуальной электроэнергетики в рамках плана мероприятий («дорожной карты») «Энерджинет» Национальной технологической инициативы и плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Энерджинет».

К числу основных проблем инновационного и цифрового развития топливно-энергетического комплекса относятся:

− несогласованность мер государственной политики, направленных на поддержку различных элементов инновационной деятельности;

− дефицит системных мер по стимулированию коммерциализации инноваций в компаниях топливно-энергетического комплекса;

− недостаточность российского рынка сбыта для окупаемости высокотехнологичных инноваций;

− отсутствие эффективных механизмов координации между научно-исследовательскими институтами и организациями реального сектора экономики.

Стратегическими целями инновационного и цифрового развития топливно-энергетического комплекса являются:

− преобразование энергетической инфраструктуры посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;

− создание эффективной системы поддержки инноваций в отраслях топливно-энергетического комплекса в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации;

− создание условий для реализации комплексных пилотных проектов с участием крупных организаций топливно-энергетического комплекса.

Для содействия инновационному развитию топливно-энергетического комплекса, включая цифровую трансформацию энергетики, необходима соответствующая информационно-аналитическая поддержка принятия решений в сфере топливно-энергетического комплекса во взаимосвязи с другими отраслями экономики, а также организация эффективного стандартизованного информационного обмена между субъектами топливно-энергетического комплекса. Такую поддержку должна обеспечивать государственная информационная система топливно-энергетического комплекса, предназначенная для автоматизации процессов сбора, обработки информации в целях включения ее в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, а также повышения эффективности обмена информацией о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса.

Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации основными результатами формирования среды, благоприятной для инноваций, должны стать: устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности предприятий и распространение в экономике передовых технологий; усиление стимулов на уровне компаний к постоянной инновационной деятельности, использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса; создание благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных компаний и развития новых рынков продукции (услуг).

В этой связи, актуальность приобретает грамотное правовое регулирование складывающихся общественных отношений в данной сфере.

На необходимость совершенствования правового регулирования инновационной деятельности в сфере энергетики, проведения правовых исследований в этой области справедливо обращают внимание представители науки [5, c. 10-15], руководители энергетических компаний [6, c. 16-21].

С 1 января 2020 г. в силу вступает ФЗ № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный акт призван создать правовые механизмы, регулирующие отношения, возникающие при финансировании инвестиционных проектов широким кругом инвесторов с использованием информационных технологий, а именно, отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ. Закон определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ, регулирует возникновение и обращение утилитарных цифровых прав, а также выдачу и обращение ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права [7].

Помимо этого, с 1 октября 2019 г. в ГК РФ будут внесены изменения, расширяющие перечень объектов гражданских прав за счет включения в категорию вещей – цифровых прав [8].

Не вызывает сомнения тот факт, что грамотное правовое регулирование столь значимого круга общественных отношений позитивным образом должно сказаться на развитии экономики страны. Положения анализируемого ФЗ в полной мере могут быть применены к правовому регулированию энергетического комплекса, еще раз подтвердив взаимосвязь необходимости инновационного и цифрового регулирования в данной области. Поскольку специфика энергетических ресурсов, энергетических объектов, свидетельствующая о повышенной степени риска инновационных процессов, требует особо тщательного правового регулирования, принятие ФЗ № 259-ФЗ представляется положительном моментом.

References

1. Federal'nyy zakon ot 23 avgusta 1996 g. № 127-FZ «O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tehnicheskoy politike» (s izm. i dop. ot 25.05.2020№ 159-FZ) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii ot 26 avgusta 1996 g. № 35, st. 4137.

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 8 dekabrya 2011 g. № 2227-r «O Strategii innovacionnogo razvitiya RF na period do 2020g.» // SPS «Konsul'tantPlyus».

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciey dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda») // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. № 33. 2009.

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 321 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii «Razvitie energetiki» // Sobranii zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii ot 5 maya 2014 g. № 18 (chast' III) st. 2167.

5. Lisicyn-Svetlanov A.G. Energeticheskoe pravo: zadachi dal'neyshego razvitiya otrasli // Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Pravovoe regulirovanie v sfere elektroenergetiki i teplosnabzheniya». − Moskva: Yurist, 2013. - S. 10 - 15.

6. Fedorov D.V. Innovacionnoe razvitie elektroenergeticheskogo sektora v Rossii // Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Pravovoe regulirovanie v sfere elektroenergetiki i teplosnabzheniya». − Moskva: Yurist, 2013. - S. 16 - 21.

7. Federal'nyy Zakon ot 02.08.2019 № 259-FZ «O privlechenii investiciy s ispol'zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

8. Federal'nyy zakon ot 18.03.2019 № 34-FZ «O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu, vtoruyu i stat'yu 1124 chasti tret'ey Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

Login or Create
* Forgot password?