THE PLACE OF JOSEPH PRISTLEY IN THE HISTORY OF PHILOSOPHY
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article describes Joseph Priestley's contribution to the history of western thought. The predecessors of Priestley's philosophy are indicated, and their specific influence on it is noted. The influence of the philosophy of the representative of great Britain on the subsequent thought is isolated. The advantages and disadvantages of his philosophy are noted. The contradiction of his views is shown, and how he tries to reconcile his religious views and materialism is considered. The place of Joseph Priestley in the history of philosophy is determined by identifying the new things that he introduced into it.

Keywords:
philosophy of the second half of the eighteenth century, the Enlightenment, Joseph Priestley, English philosopher, mechanistic materialism, deism, natural sciences, theology, unitarianism, republicanism
Text
Publication text (PDF): Read Download

В 2018 г. исполнилось 50 лет со дня выпуска в Советском Союзе в издательстве «Мысль» в серии «Философское наследие» трехтомного сборника «Английские материалисты XVIII в.» [1]. Эта дата в мире отечественной философии незаслуженно в наши дни упускается из виду. Вклад философов, представленных в данном сборнике, на дальнейшее развитие материализма, в частности, и на будущее самой философской мысли, в общем, велик. Этот вклад уже был отмечен тремя статьями по каждому из «английских материалистов XVIII в.» – Джону Толанду, Дэвиду Гартли и Джону Энтони Коллинзу. Теперь пришло время воздать должное последнему из этой четверки «английских материалистов XVIII в.» и наиболее известному из них – Джозефу Пристли.

            Новизна данной статьи заключается в том, что в ней впервые в отечественной истории философии определяется конкретное место Джозефа Пристли в истории западной мысли, в общем, и в истории материализма, в особенности (сама попытка определения этого места не является новой, подобное исследование, например, проводилось советским историком философии Б.В. Мееровским [1], однако такое определенное место, которое отмечено в настоящей статье, указывается в первый раз).

            Джозеф Пристли (13 марта 1733, Бирстолл, Западный Йоркшир, Королевство Великобритания — 6 февраля 1804, Нортамберленд, Пенсильвания, Соединенные Штаты Америки) — английский естествоиспытатель, философ, общественный деятель и священник-диссентер [2, Т.3, с. 352-353].

            Дж. Пристли вошел в историю науки, прежде всего, как естествоиспытатель. Ему принадлежат весомые открытия в области физики и химии. В области физики на него серьезнейшим образом повлиял Бенджамин Франклин с его работами по электричеству. Главные заслуги Пристли в этой науке – создание труда по физике электричества, состоявшего из двух частей: 1) история физики электричества; 2) его собственные открытия в данном разделе физической науки. Кроме того, в физике он обнаружил электропроводимость графита. Спустя время чистый углерод стал компонентом многих электротехнических устройств. В дополнение к этому, Пристли описал опыт по электростатике, в результате которого он сделал вывод о сходстве величины электрических воздействий и ньютоновских сил всемирного тяготения. Высказанное им предположение о законе «обратных квадратов» потом нашло отражение в основополагающем законе теории электричества – законе Кулона [4].

            В области химии основные заслуги Джозефа Пристли таковы: он открыл явление фотосинтеза (1771 г.), получил хлористый водород и аммиак (1772-1774 г.), а также совершил открытие кислорода (1774 г.), при том, что в данной области Пристли оставался сторонником теории флогистона (которая позже, на основе последнего описанного химического элемента Дж. Пристли, была опровергнута Антуаном Лавуазье) [5, с. 41].

            В политике Пристли был сторонником республиканских взглядов (представитель буржуазно-демократических кругов Англии второй половины XVIII в.). В этом вопросе на него повлияли такие философы, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо [5, с. 55]. Джозеф Пристли выступал как активный сторонник общественного прогресса, обосновывал право народа на революцию, примкнув даже к обществу «Друзей французской революции». Став членом этого общества, он провозглашал и распространял идеи свободы, равенства и братства, защищал свободу совести и веротерпимость.

            Кроме того, Пристли являлся священником-унитарианином. Он был активным проповедником и писал статьи в поддержку антитринитариев. Лично участвовал в создании первых унитаристских церквей в Великобритании и в США (1796 г.). Также в Америке он основал свою философскую школу антитринитариев-деистов (У. Чаннинг, Т. Паркер, Р. Эмерсон) [2, Т.1, с. 122-123]. Но, несмотря на то, что Пристли был священником, он выступал за отделение церкви от государства и был антиклерикалом в вопросах о происхождении властей и о предназначаемых им функциях.

            Философские взгляды английского мыслителя можно охарактеризовать как материалистические с элементами деизма (в советской историко-философской науке существовал такой термин «материалистический деизм», что наиболее точно описывает его мировоззрение) {именно с этих позиций он критиковал атеизм французских материалистов и скептицизм Дэвида Юма [6]}. С одной стороны, он признавал движение как атрибут материи, с другой — бога как разумную первопричину мира. Он не замечал противоречий в своей философии, пытался примирить теологию христиан-унитариан с механистическим материализмом в ее рамках. Так, он верил в догмат о воскресении мертвых, при этом считал, что душа не есть отдельная от тела субстанция, но производная его. А также он верил в божественное откровение, при этом считая мозг — органом мышления. Кроме того, он был детерминистом, одновременно с этим веря в божественный авторитет Иисуса Христа. Эти противоречия в философской системе Пристли для него самого вполне уживались друг с другом (он полагал, что материализм совместим с религией). Себя, а также Дэвида Гартли он рассматривал как таких материалистов, которые являются «просвещенными и последовательными христианами» [1, с. 43].

            Джозеф Пристли написал большое количество произведений, множество из которых − философские. На русский язык у Пристли были переведены следующие сочинения, которые можно обозначить как философские {среди которых только одно было переведено полностью («Исследования о материи и о духе» (1777 г.)}: «Очерк об основных принципах государственного правления и о природе политической, гражданской и религиозной свободы» (1768 г.), «Разбор «Исследования о человеческом духе на основе здравого смысла» д-ра Рида, «Опыта о природе и неизменности истины» д-ра Битти и «Обращения к здравому смыслу для защиты религии» д-ра Освальда (1774 г.), «Теория человеческого духа Гартли на основе ассоциации идей, с очерками касающимися этого предмета» (1775 г.), «Исследования о материи и о духе» (1777 г.), «Философское учение о необходимости» (1777 г.), «Письма к достопочтенному Эдмунду Бэрку, вызванные его «Размышлениями о французской революции» (1791 г.) [5, с. 41-42] {всего шесть философских трактатов английского ученого были переведены на русский язык}.

            Зная определенный круг почитаемых Дж. Пристли философов и ученых, можно понять благодаря каким идеям он пришел к тем или иным понятиям, суждениям и умозаключениям. Идейно на взгляды Пристли повлияли такие ученые как Исаак Ньютон с его механикой, Джон Локк с его теорией познания – сенсуализмом, Барух (Бенедикт) Спиноза с его материалистическим монизмом и механистическим детерминизмом, Джон Толанд с его идеей о движении как атрибуте материи, Руджер Бошкович с его учением о динамическом атомизме [5, c. 42].

            Наибольшее же влияние на английского мыслителя оказал Дэвид Гартли с его теорией вибрации и ассоциации идей — ассоцианизмом (ассоцианистской психологией), на тот момент адекватной и развивающейся психологической теорией. Однако, нужно отметить, что в настоящее время ассоцианизм является устаревшим психологическим теоретико-методологическим подходом, несостоятельность которого была доказана экспериментально. Тем не менее для второй половины XVIII в. данная теория была передовой, послужившей серьезным подспорьем для развития психологии вплоть до наших дней. Принципы ассоцианизма обрели значительное воздействие в работах отечественных учёных, таких как И.П. Павлов и И.М. Сеченов, разработавших учения об условных рефлексах. Помимо этого, концепция ассоциативной психологии послужила базой для разработки бихевиоризма.

            Если рассуждать об историко-философском воздействии Дж. Пристли на будущее западной мысли, то он повлиял на американских просветителей, в особенности, на Томаса Купера, на немецких просветителей, особенно – на Иоганна Готфрида Гердера, а также на русских просветителей, в частности, на Александра Николаевича Радищева [1, с. 48-49]. Согласно Бертрану Расселу, Дж. Пристли также был одним из предшественников утилитаризма [1, c. 6].

            Вклад английского мыслителя в историю западной философии нельзя не заметить. Так, Пристли уточнил и последовательно провел в жизнь сенсуализм Джона Локка. Продвинул положение о движении как атрибуте материи, выдвинутое Джоном Толандом. Применил с модификациями динамическое учение о материи югославского мыслителя — Руджера Бошковича. В вопросе о детерминизме и свободе воли он поддержал подход Бенедикта Спинозы и сделал это более сдержанно, чем его предшественник — Джон-Энтони Коллинз, который склонялся к фатализму. Также Пристли продолжил дальше развивать и распространять ассоцианизм Дэвида Гартли, внеся свой вклад и в философию психологии, выступая против врождённых идей, выдвинутых в рамках рационализма Рене Декартом.

            Обзор философии Дж. Пристли на русском языке представлен в нескольких сочинениях: а) Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. «Западно-европейская философия XVIII века» [5]; б) вступительная статья к трехтомному изданию «Английские материалисты XVIII века» Мееровского Б.В. [1, с. 5-50]; в) в научных статьях Ческиса Л.А. [7;8]; г) в научной статье Панкратова К.П. [9]; д) в научной статье Кочубея И.В. [10].

            Сами же труды Пристли на русском языке вышли в уже упомянутой антологии «Английские материалисты XVIII века», в третьем томе, посвященном только ему.

            Теперь, сообщив необходимые сведения касательно Джозефа Пристли как ученого, мыслителя и общественного деятеля, можно непосредственно перейти к поставленной в данной статье проблеме, а именно, к месту, занимаемому им в истории философии. Для начала нужно отметить то, что Джозеф Пристли как мыслитель отразил противоречия эпохи, в которую творил. Как унитарианин, он был атеистом. Как деист, он был материалистом. Эти противоречия связаны с местом, занимаемым Пристли в обществе по отношению к средствам производства (он был представителем средней буржуазии).

            Занимая эту позицию в обществе, он явился переходным звеном в истории материализма. Место Джозефа Пристли можно зафиксировать в переходе от английского материалистического деизма к материализму французских просветителей и материализму русских революционеров-демократов (который, в обоих случаях, был уже атеистическим). Он оказался «интеллектуальным мостиком», перекинутым от одного вида материализма к другим. Но он был не только этим «мостиком», но и вполне самостоятельным мыслителем, хотя и подверженным влиянию своих единомышленников — уже упомянутой троицы философов — Джона Толанда, Джона Энтони Коллинза и Дэвида Гартли, развившим прогрессивно-материалистические идеи своих сотоварищей по философии и иных мыслителей, в особенности, Д. Локка и Р. Бошковича. Помимо этого, он внес вклад в историю деизма, продвинув дальше это религиозно-философское учение, позволив ему выйти на новый уровень, уже безрелигиозный — атеизм (хотя, как известно, сам Пристли был открытым деистом, пытаясь примирить унитарианство с материализмом). Таким образом, благодаря стремлению обосновать свои философские взгляды, Дж. Пристли развил и популяризировал различные прогрессивные научные и философские теории, заняв свое достойное место в истории философии.

 

 

References

1. Angliyskie materialisty XVIII veka. Sobranie proizvedeniy v 3-eh tomah. T. 1 - Moskva: Mysl'. 1967. - 445 s.

2. Novaya filosofskaya enciklopediya: V 4 t. - Moskva: Mysl', 2010. - 2816 s.

3. Stat'ya «Dzhozef Pristley» iz Enciklopedicheskogo Slovarya Brokgauza i Efrona: v 86 t. (82 t. i 4 dop.). - 1890-1907 gg.

4. Stat'ya Dzhozef Pristli - estestvoispytatel', filosof, himik. Biografiya, otkrytiya [Elektronnyy resurs]. URL: http://fb.ru/article/223180/djozef-pristli---estestvoispyitatel-filosof-himik-biografiya-otkryitiya (data obrascheniya: 17.03.2019 g.)

5. Kuznecov V.N., Meerovskiy B.V., Gryaznov A.F. Zapadnoevropeyskaya filosofiya XVIII veka - Moskva: Vyssh. shk., 1986. − 400 s.

6. Stat'ya «Dzhozef Pristli» iz Filosofskogo enciklopedicheskogo slovarya - Moskva: INFRA-M, 2009. - 569 s.

7. Cheskis L. Dzhozef Pristli - angliyskiy materialist XVIII v. - Moskva: Pod znamenem marksizma. 1933, № 5. - S. 174-194

8. Cheskis L. Filosofiya Pristli - Moskva: «Vestnik Kom. Akademii». 1935, № 5.

9. Pankratov K.P. Materializm Dzhozefa Pristli - Sankt-Peterburg: Uchenye zapiski Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya filosofskih nauk, 1947, vyp. 1, № 100. - S. 202-236.

10. Kochubey I.V. Boscovichiana Nostra. II. Filosof sily. K slavnomu 250-letnemu yubileyu "Teorii natural'noy filosofii" Rudzhera Iosipa Boshkovicha. (1711-1787) - Krasnodar: Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika, №2, 2009. - S. 65-72.

Login or Create
* Forgot password?