HUMAN CAPITAL AND LABOR PRODUCTIVITY IN MODERN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
Performed econometric studies have shown that the main factors determining productivity in Russia were the capital-labor and the level of education of the employed population. The performance impact of the level of education of the employed population surpasses the effect of the capital. The influence of the level of education of the employed population is growing, and the effect of the capital-labor falls due to wear and tear and obsolescence of fixed assets. The main tool for increasing productivity and GDP growth in the country is to raise the level of education of the employed population. Going on 11 years of general education can help increase productivity and GDP growth of 40%. Extension of the general education up to 12–13 years of age may contribute to a further increase in labor productivity and GDP growth for another 40–80%. Lack of capital invested in fixed assets in the future may reduce efficiency of human capital employed and devalue measures to increase the level of education of the employed population. For the effective use of human capital in the future necessary investments in fixed assets.

Keywords:
productivity, capital-labor ratio, the level of education, productivity growth, econometric models
Text

Человеческий капитал и производительность труда в современной России

Human capital and labor productivity in modern Russia

Влияние человеческого капитала на производительность труда постоянно привлекает внимание отечественных и зарубежных экономистов, при этом рассматриваются различные теоретические концепции, на основе данных статистики строятся эконометрические модели [1-8]. В качестве важнейшего источника формирования человеческого капитала в большинстве опубликованных работ рассматривается система образования. В работе А.В. Корицкого приведены результаты обширных исследований влияния уровня образования на продуктивность экономики регионов России [7]. При выполнении исследований строились эконометрические модели производственных функций вида:

Y = Aka1la2, (1)

где Y - валовой региональный продукт, приходящийся на душу занятого населения региона, что представляет собой производительность труда; A - константа; k - фондовооруженность труда занятых в регионе; l - среднее число лет обучения занятого населения; a1, a2 - параметры производственной функции.

Параметры a1, a2, как известно, являются коэффициентами эластичности функции (1) по включенным в нее факторам k и l1 [9]. Коэффициенты эластичности оценивают относительное влияние факторов производства на производительность труда. В частности a1 показывает, на сколько процентов возрастет производительность труда при увеличении фондовооруженности труда на 1%, в то время как a2 показывает, на сколько процентов возрастет производительность труда при увеличении уровня образования занятого населения на 1%.

После логарифмирования из уравнений (1) были получены линейные модели для регрессионного анализа:

y = a0 + a1Lnk + a2Lnl, (2)

где y = LnY; a0 = LnA; Ln - натуральный логарифм. Регрессионный анализ с использованием модели (2) позволил А.В. Корицкому установить коэф-

References

1. Becker Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 3rd Edition. University Of Chicago Press, 1994.

2. Sheehan John. The Economics of Education. Routledge Chapman & Hall, 2012.

3. Checchi D. The Economics of Education: Human Capital, Family Background. Cambridge University Press, 2008.

4. Economics of Education. Ed. by Dominic J. Brewer and Patrick J. McEwan. Elsevier, 2010.

5. Guisan M.-C. Wages, productivity and human capital in the European Union: econometric models and comparison with the USA 1985-2005. Appl. Econometrics and Int. Development. 2007. Vol. 7-1. URL: http://www.usc.es/~economet/reviews/aeid714.pdf

6. Mayburov I. Effektivnost' investirovaniya i chelovecheskiy kapital v SShA i Rossii. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2004. № 4.

7. Koritskiy A.V. Chelovecheskiy kapital kak faktor ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii. Saarbryukken: Lambert Academic Publisching, 2011.

8. Kapelyushnikov R.I. Skol'ko stoit chelovecheskiy kapital Rossii? / Preprint P3/2012/06. M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2012.

9. Ekonometrika / I.I. Eliseeva, S.V. Kurysheva, T.V. Kosteeva i dr. M.: Finansy i statistika, 2003.

10. Menk'yu N.G. Printsipy makroekonomiki / Per. s angl. SPb.: Piter, 2008.

11. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. URL: http://bse.sci-lib.com

12. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii. Feder. zakon [prinyat 19 iyulya 1996]. URL: http://www.consultant.ru

13. Regiony Rossii. Stat. sb. T. 2. M.: Goskomstat Rossii, 2001, 2002, 2003.

14. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. Stat. sb. M.: Rosstat, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010.

15. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. Stat. sb. M.: Rosstat, 2012.

16. Knobel' A., Sokolov I., Khud'ko E. Vliyanie gosudarstvennykh raskhodov na kachestvo obrazovaniya v Rossii. M.: Izd-vo In-ta Gaydara, 2011.

Login or Create
* Forgot password?