One commonly accepted indicator of teachers 'qualifications was their integrity. This article on the basis of the indicator "stability" considers the structure of the management staff of the university on the example of the Siberian State University of Communication (SGOPS). The analysis of this indicator of the whole structure of the university management is given: rector, vice-rectors, deans and heads of departments of SGOPS. The article also attempts to analyze on the basis of the indicator "stability" the pedagogical composition of the department "Graphics" and to identify the main types of activities of the pedagogical composition of the department. The list of taught disciplines at the department is given, taking into account the directions of training and the indication of the course. This work emphasizes the key role of the university department in the system of higher education, highlights the main functions of the prepo-contractors of the department, as well as the functions and peculiarities of the organization of the work of the head of the fedra.
University, department, teacher, head of department
Вуз является элементом системы образования, а значит, особенности управления происходящими в нем процессами являются особенностью образовательной системы в целом. За последнее время вопросам организации работы кафедры посвящены многие исследования российских педагогов-практиков, наших коллег [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7], каждый из которых по-своему освещает проблемы современного университета.
Иерархия любого университета включает в себя руководителей трех уровней: ректор и проректоры, деканы, заведующие кафедрами (рис. 1).
Ректор и весь руководящий состав входят в преподавательский состав вуза, являясь профессорами или доцентами университетских кафедр. На Западе ректором вуза может быть управленец, человек, далекий от системы образования и науки. В России же ректор вуза обязательно должен иметь ученую степень и быть практикующим преподавателем, занимающимся научной деятельностью.
Рассмотрим руководящий состав Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) на основе показателя «остепененность» более подробно. В СГУПС состав ректората следующий (рис. 2):
− Ректор – д-р техн. наук.
− Проректор по учебной работе – канд. техн. наук.
− Проректор по научной работе – д-р техн. наук.
− Проректор по воспитательной работе – канд. пед. наук.
− Проректор по связям с производством и производственному обучению.
− Проректор по административно-хозяйственной работе.
− Советник ректора по международным связям – д-р экон. наук
Следующей ступенью вузовской иерархии являются деканы факультетов.
В настоящее время в СГУПС 10 факультетов, которые возглавляют деканы:
−Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте – канд. техн. наук, доцент.
− Строительство железных дорог – д-р техн. наук, профессор.
− Мосты и тоннели – канд. техн. наук, профессор.
− Управление транспортно-технологическими комплексами – д-р техн. наук, профессор.
− Промышленное и гражданское строительство – канд. техн. наук, доцент.
− Инженерно-экономический факультет – д-р экон. наук, профессор.
− Мировая экономика и право – канд. экон. наук.
− Управление персоналом – канд. филос. наук, доцент.
− Бизнес-информатика – д-р техн. наук, профессор.
− Заочный факультет – канд. техн. наук, доцент.
Итого, из 10 деканов – 4 доктора наук, что составляет 40% от общего количества деканов (рис. 3).
И, наконец, рассмотрим следующую ступень вузовской иерархии − кафедры. В СГУПС насчитывается 28 выпускающих, 5 общетехнических, 4 общеобразовательных и 5 гуманитарных кафедр. Всеми ими руководят заведующие кафедрами, среди которых:
− выпускающими кафедрами – 10 профессоров, докторов наук;
− общетехническими кафедрами – 2 профессора, доктора наук;
− общеобразовательными кафедрами – 2 доктора наук, профессора;
− гуманитарными – 2 профессора, доктора наук.
Итого, из 42 кафедр 16-ю руководят доктора наук, что составляет 38% от общего количества. Остальные 62% заведующих кафедрами – кандидаты наук (табл. 1, рис. 4).
Таблица 1
Заведующие кафедрами СГУПС
Факультет |
Количество зав. каф., чел. |
Доктора наук, чел. |
Кандидаты наук, чел. |
Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте |
6 |
2 |
4 |
Строительство железных дорог |
4 |
1 |
3 |
Мосты и тоннели |
4 |
3 |
1 |
Управление транспортно-технологическими комплексами |
5 |
3 |
2 |
Промышленное и гражданское строительство |
5 |
3 |
2 |
Инженерно-экономический факультет |
4 |
2 |
2 |
Мировая экономика и право |
8 |
1 |
7 |
Управление персоналом |
3 |
1 |
2 |
Бизнес-информатика |
3 |
1 |
2 |
Координируют работу преподавателей заведующие кафедрами, которые руководят коллективом и выполняют свои функции планирования и контроля с учетом целей и задач кафедральной деятельности, особенностей и состава коллектива, а также в связи с конкретными нестандартными ситуациями. Заведующий кафедрой должен личным примером завоевывать авторитет своих коллег, уметь грамотно организовывать работу преподавательского состава кафедры. Он должен постоянно повышать свою квалификацию не только по преподаваемым дисциплинам, но и в области трудовых отношений в вузе, а также иметь соответствующую подготовку в вопросах регулирования трудовых отношений. Руководство нашего университета ответственно подходит к данному вопросу и регулярно проводит обучение для руководящего состава СГУПС в данной области.
Заведующий кафедрой должен следить за своевременным повышением квалификации своих сотрудников и особую роль отводить подготовке молодых преподавателей. На нашей кафедре практикуется опыт прикрепления молодого преподавателя-стажера к более опытному с целью передачи ему профессиональных знаний и умений. Для успешной организации работы кафедры при распределении нагрузки заведующий кафедрой выбирает напарников для молодых преподавателей.
Безусловно, университетские кафедры играют одну из главных ролей в системе управления университетом, т.к. преподавательский состав кафедры:
− обеспечивает образовательный процесс;
− разрабатывает учебно-методический контент, включающий рабочие программы, календарные планы, тематические планы занятий, учебные и методические печатные и электронные пособия;
− занимается научными исследованиями и прикладными разработками [1, 5, 6, 7].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в системе высшего образования кафедры выполняют функции производственных подразделений. Следовательно, эффективность функционирования вуза в целом во многом зависит от преподавательского состава кафедр и от четкой организации работы на ней.
1. Vyshnepol'skiy V.I., Voloshin A.E., Curanov N.M. Uchenyy, izobretatel', zaveduyuschiy kafedroy. Geometriya i grafika. − 2014. − T. 2. − № 1. − S. 58−65.
2. Lukashenko M.A., Ozhgihina A.A. Imidzh prepodavatelya vuza: mneniya i prioritety studentov. Vysshee obrazovanie v Rossii. − №1. - 2019. − S. 46−56.
3. Vyshnepol'skiy V.I. Zhurnal "Geometriya i grafika" v RINC i SCOPUS // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. −2015. − T. 1. − S. 17-33.
4. Gur'e L.I., Markina L.L. Podgotovka prepodavateley vuza k innovacionnoy professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti. Vysshee obrazovanie v Rossii. − №2. - 2009. − S. 91−95.
5. Bolbat O.B. Sovremennoe graficheskoe obrazovanie v tehnicheskom vuze (na primere obzora graficheskih rabot studentov SGUPS). Sovremennyy vzglyad na buduschee nauki // Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. − 2015. − S. 127−132.
6. Vyshnepol'skiy V.I., Sal'kov N.A. Polozhenie del v geometrii na sovremennom etape // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. − 2019. − T. 1. − S. 39−43.
7. Andryushina T.V. Upravlenie innovacionnoy deyatel'nost'yu na kafedre grafiki. Innovacionnye tehnologii v inzhenernoy grafike: problemy i perspektivy // Sbornik trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy 85-letiyu Novosibirskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta (Sibstrin). otv. red. K. A. Vol'hin. − 2015. − S. 90−95.