Russian Federation
This article examines the principle of power-sharing at various points in its history from the 13th century to the present day. The separation of powers is a complex limiter by which each branch acts independently, without interfering with the powers of the other; establishes mutual control, balance, balance in the relations of state bodies exercising legislative, executive and judicial power.
the principle of separation of powers, the Constitution of the Russian Federation, the executive, legislative and judicial powers
В настоящее время знания о власти и границах ее применения необходимы каждому гражданину. Сверхдинамичное развитие общественных институтов и отношений требует владения не только определенными прикладными навыками, но и концептуальными представлениями о среде, в которой приходится существовать. Особенно часто такая необходимость появляется у политиков и юристов, часто сталкивающихся с разнообразными проявлениями власти, поэтому знание ее природы, сущности, структуры и форм проявления для них является профессионально необходимым.
Теория разделения властей зарождалась в определенных исторических и социальных условиях; в течение веков она подвергалась некоторым исправлениям, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах.
Само по себе разделение властей, вот уже более двухсот лет практикуемое в демократических странах, − не самоцель и не панацея от пороков и недостатков государственного управления. Но это, как показал исторический опыт, все же лучшая из имеющихся конструкций. Россия, к сожалению, не использовала ее в предшествующие века и десятилетия − как при царях, так и в годы советской власти.
Термин «разделение властей» в его практическом понимании рассматривается как сложное сочетание независимости и взаимодействия трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), а в некоторых случаях − их переплетение. Существующая конструкция не исключает ни скоропреходящих, ни более длительных конфликтов, сопровождаемых компромиссами, уступками или же попытка не обеспечить преимущество одной из них в ущерб другой. Разделение властей на современном этапе − общепризнанный признак правового государства, основополагающий принцип организации и функционирования механизма правового государства. Он закреплен в ст. 10 Конституции РФ [1]. Для того, чтобы понять суть разделения властей, необходимо обратиться к истокам формирования этой выдающейся общедемократической идеи.
В литературе высказывается мнение, что идеи о разделении властей в основе своей разработаны в трудах Аристотеля, Платона, Эпикура и др., воплощены в судебной практике Античного мира, присутствуют в английской Великой хартии вольностей
В виде, предполагает в трех : , исполнительной и ; все три действуют и сдерживают с тем, чтобы ни из них не властью . современной властей в с возникновением - теорий в в 17- столетии. среди того философ , который в «О правлении» (1690) рассматривает три : , исполнительную и . Он дает этим и , в частности, что «не является и не абсолютно ... она представляет соединенную членов , тому или , которые ; она не может той власти, эти лица, они в естественном » [3, c. 6]. потому, что не может Д. Локк и о других − и судебной, законодательную . Однако − это еще не совсем властей в ее , ибо он приходит к , что власть, она законы, для всеми, , и все остальные из нее и подчинены ей. , по Д. Локку, законодательной и быть по ее и смещена [3, c. 87].
же теории по праву французский Ш.Л. . В его работе «О » (1748) вывод: «В есть три ; власть , исполнительная и гражданского ». Эта карает за и споры при лиц, ее можно властью. ее в ветвь представляет вклад Ш.Л. Монтескье в теории на законодательную, и судебную, благодаря обрела и . Формула Ш.Л. Монтескье в словах: «Все бы, в одном и том же или .... были три ; власть , власть в постановления и власть и тяжбы » [6, c. 117]. им направлена, , против , деспотизма. Ш.Л. , что необходим вещей, при власти бы сдерживать [5, c. 289]. Он три , отмечая, что в из них государь или законы или и исправляют или законы. В власти он или заключает мир, или послов, , предотвращает . В третьей он преступления и частных лиц [5, c. 290].
. , разделяя три , еще не к идее о их, , как и Д , власть , а «ограниченной по » [5, c. 292]. он все же дальше и еще один – должно не разделение , но и их сдерживание. По Ш.Л. , власть , она необходима для , удержать от и исполнительную . Что законодательной и , то они сдерживают . Исполнительная право ( в лице на решение , устанавливает его , распускает собрание власть законов , привлекает к за нарушение . Ш.Л. Монтескье , что законодательная не ограничивать , ее решения, она, по природе, уже и нет ограничивать ее еще раз [5, c. в самом воззрения Ш.Л. на нами .
идеи Ш.Л. проанализированы в французского , Ж.Ж. , выступившего с позиций . Важное в Руссо государственной . Он идею , которая жизненных , обосновывал на революционное антинародной . Руссо . Он уловил развития , в том буржуазной. отрицал и искусств в людей, но цену для классов. рассматривал как средство и исполнительной от , то Ж.Ж. Руссо представлял их , а также и обстоятельно аспекты «» , хотя и не выражения в труде «Об » (
Руссо из определил суда как свободы . Он о праве на в суд примененного к , о полномочиях обоснованность гражданина.
В сказать, что развил и Монтескье. В создана теории в современном . этих мыслителей в концепцию , называемую . классической властей в из приоритетных судебной осуществление за органами при осуществлении ими .
Теория нашла и среди конца XIX − XX вв. российских , на различие и к рассматриваемому , из них сходилось в том, что должна , независимой от власти. Но, вместе, они должны государственную власть. политических и в России по- проблему и личности. РФ (гл. 2) государство права в объеме, рассматривая их в объекта и в том судебной .
разделение как принцип в жизнь 13- североамериканских и в США 1787 г. В США разделения дополнена − системой «сдержек и противовесов». Был высказан о взаимодействия ; подверглась триада ; мирно новая государственной и разделения . такого была тем, что, как А.А. Мишин, − « локковских о законодательной к непредвиденным ... в штатах в свои полномочия, во полностью не только , но и власть. , что легислатуры ... собственность, , взимали , приговоры, и пересматривали законы. , законодательные в ряде себя тиранам, и все запреты разделения » [4, c.12].
этому из «отцов-основателей» США в своих « о Вирджиния» , что « деспотизм - не та правления, ...при власть так разделена и несколькими , чтобы ни из них не выйти за законных , не эффективного и со стороны » [2, c.83]. «отцы-основатели» США , состоящий из , системными , которые , , носителями , и судебной «ветвей» . При этом мысль, что « » власти . Это «дерево» по США горизонтальное − указанными «» и вертикальное − органами и в штатах.
«сдержек и противовесов» на трех основополагающих началах:
1. Все три власти источники формирования: а) законодательная власть − , из палаты и , которые штатов; б) исполнительная − Президент − косвенных − выборщиков, в очередь ; в) судебная − Суд − формируется и Сенатом.
2. полномочий; а) Конгресса на 2 ; б) Сенат 2 обновляется на ; в) Президент на 4 года; г) Суда и судьи на пожизненно.
3. властей; а) отклонять ; б) Сенат любые , Президентом на в государственный , и заключенные договоры; в) привлечь к в порядке и, в признания его , отстранить его от ; г) имеет в Конгрессе на , обеими ; д) Суд вправе как Конгресса, так и Президента.
разделения и в России еще не и дальнейшего . В отношениях это не полным; России . Так законодательная Федеральному . Президент , в эту не входящий, и Федеральные , указы и акты, в том и характера. Он осуществляет и , тесно с : назначение судей, осужденных. амнистию и высших .
власть в не только и наказывает , но и решения и властей при их РФ и законам, т.е. их . Примеры ветвей значительно умножить, обратиться к стран; они и не вызывают . переплетение и , так как выполняет «сдержек и », опасное .
трех − сложный и . Он в согласовании , а также в ветвей на друга. Как , так и власть на основе , принимаемых . власть не в отрыве, а в и на базе и , исходящих от исполнительной .
власть не двум материалы практики, но и «облагораживает» и деятельность, внимание на , да и нормы и , подлежащие . Но это все хорошо в . Но жизнь от конструкций. и властей либо , недопустимыми и подчинения.
Не на известных противостояния и в предшествующие . формы властей : однако заметные, но распространенные воздействия власти на . Говоря о из ветвей , не затронуть о (лоббизм − (. ) давление, при вопросов)). в лоббизм не признан, хотя в Государственной думе разработан соответствующий законопроект.
Теория разделения властей признана во всех более или менее демократических странах. На деле принцип разделения властей строго соблюдается только в условиях классической президентской республики (например, США).
Все три ветви власти нуждаются не только в разумном разделении и четком взаимодействии, но и в неотложном укреплении силы и авторитета, который может быть достигнут лишь неуклонным исполнением требований законов и своего служебного долга.
1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii. − Moskva, 2006.
2. Dzhefferson T. O demokratii. Sankt-Peterburg 1992. - 334 s.
3. Lokk D. Izbrannye filosofskie proizvedeniya. T.2. Moskva, 2006. - 532 s.
4. Mishin A.A. Princip razdeleniya vlastey v konstitucionnom mehanizme SShA. − Moskva, 1984. - 189 s.
5. Montesk'e Sh.L. Izbrannye proizvedeniya. − Moskva, 1955. - 800 s.
6. Montesk'e Sh.L. O duhe zakonov. Antologiya mirovoy pravovoy mysli. T.3 Moskva, 1999. - 596 s.
7. Petruhin I.L. Pravosudie: vremya reform. − Moskva, 1991. - 208 s.
8. Russo Zh.Zh. Ob obschestvennom dogovore: Traktaty. − Moskva, 2000. - 430 s.