Russian Federation
The article analyzes the position of Japan in modern foreign trade relations of the European Union (EU) from the point of view of the development of strategic partnership with countries in the East Asia region. The uncertainty and instability that has become widespread in modern international trade against the background of protectionist actions of major "players" has largely determined the desire of the European Union and Japan to raise cooperation to a new level. The article examines the most important agreements between the European Union and Japan – on economic partnership and strategic partnership, which entered into force in 2019. New statistical data are being introduced into Russian scientific circulation for the first time.
the European Union, East Asia, Japan, strategy, principle, partnership, economic growth
Довольно существенный интерес Европейского союза к Восточной Азии начал проявляться с начала 1990-х гг. Особенно заметно это проявилось после принятия в
Как показывают фактические данные, Япония всегда рассматривалась как один из основных партнеров Европейского союза в восточноазиатском регионе наряду с Китаем и Республикой Корея (см. подробнее: [1; 2; 3; 5; 6; 7; 8; 9]).
К моменту подписания «На пути к новой азиатской стратегии» с Японией уже было заключено рамочное соглашение (Гаагская декларация
Расширенный и доработанный вариант стратегии Европейского союза в Восточной Азии нашел отражение в принятом Еврокомиссией в
Торгово-экономические отношения ЕС – Японии, начиная с 2002 г., обозначены как «стратегические» и сохраняют такое определение вплоть до настоящего времени. Новый этап развития японо-европейских отношений начался после подписания 17 июля
Соглашение о свободной торговле вступило в силу 1 февраля 2019 г. и явилось классическим соглашением о формировании преференциального внешнеэкономического режима. В соответствии с данным документом Япония отменяет пошлины на 94% товаров, произведенных в странах Европейского союза. Европейский союз при этом ликвидирует тарифы на 99% товаров, произведенных в Японии. Причем пошлины на японские автомобили будут сняты через 8 лет после вступления Соглашения в силу, а на электронику – через 6 лет.
ЕС оценивает структуру товарооборота между ЕС и Японией за последние годы как сбалансированную (см. рис. 1, 2), но Япония остается страной, в которой ведение бизнеса часто осложнено особенностями ее хозяйства.
Согласно статистическим материалам ЮНКТАД, товарооборот между Европейским союзом и Японией в
Таблица 1
Торговые связи Европейского союза – Японии, 2017–2019 гг.
(млрд долл. США)
|
2017 |
2018 |
2019 |
Экспорт ЕС в Японию |
78,0 |
87,8 |
89,1 |
Импорт ЕС из Японии |
77,4 |
83,9 |
82,3 |
Баланс торговли ЕС – Японии |
0,6 |
3,9 |
6,8 |
Составлено и подсчитано соавторами по: [14].
В Европе анализируемое Соглашение рассматривается как некое заявление о том, что Европейский союз выступает противником популярной сейчас политики протекционизма. Приводится оценка председателя Еврокомиссии, согласно которой Япония и Европейский союз верят в открытую, честную и основанную на правилах торговлю.
Премьер-министр страны восходящего солнца, оценивая Соглашение о свободной торговле, дал прогноз на увеличение ВВП на 45 млрд долл. и создание 300 тыс. новых рабочих мест.
Что касается Соглашения о стратегическом партнерстве, то его содержание не столь определенно. Япония и Европейский союз заявили, что данное Соглашение создаст базу для перспективного углубления политического сотрудничества на основе разделяемых норм и ценностей, таких как права человека, демократия и верховенство закона (см. подробнее: [1; 2; 3; 4]).
Анализ данных табл. 2 показывает (см. табл. 2), что Европейский союз в качестве стратегического партнера рассматривает, прежде всего, экономического партнера. «Стратегические партнерства ЕС с крупными игроками открывают новые возможности для достижения целей и реализации интересов Европы… В этом контексте расширение торговли со стратегическими партнерами является ключевой целью, достижение которой будет способствовать экономическому развитию и созданию рабочих мест» [13].
Таблица 2
Стратегические партнеры Европейского союза
Партнер |
Позиция в торговле ЕС |
Договор о свободной торговле |
Договор о стратегическом партнерстве |
США |
1 |
- |
Неформальное партнерство |
Китай |
2 |
- |
- |
Россия |
4 |
- |
- |
Япония |
6 |
подписан 17.07.2018 |
подписан 17.07.2018 |
Республика Корея |
8 |
С |
С |
Индия |
9 |
- |
- |
Канада |
10 |
С |
С |
Бразилия |
11 |
- |
- |
Мексика |
13 |
С |
- |
Южная Африка |
17 |
С |
- |
Составлено по данным Top trading partners of the EU28 in Merchandise Trade (value%) 2019.
Таким образом, Европейский союз в двусторонних договорах со стратегическими партнерами закрепляет собственную идеологию, выступая в качестве нормативной силы.
В отличие от Европейского союза, который в качестве стратегических партнеров определяет конкретный круг государств, Япония придерживается иного подхода к построению привилегированных отношений в своей международной торговой политике (см. табл. 3).
Таблица 3
Стратегические партнеры Японии
Восточная, Юго-Восточная, Южная Азия |
Ближний Восток, Средняя Азия |
Европа |
Северная, Латинская Америка |
Австралия, Океания |
Индонезия |
Ирак |
ЕС |
Мексика |
Австралия |
Индия |
Турция |
|
Бразилия |
|
Вьетнам |
Казахстан |
|
Аргентина |
|
Филиппины |
Узбекистан |
|
|
|
Малайзия |
|
|
|
|
Лаос |
|
|
|
|
Монголия |
|
|
|
|
Камбоджа |
|
|
|
|
Таиланд |
|
|
|
|
Составлено по данным официального сайта Министерства иностранных дел Японии. URL: http://www.mofa.go.jp
Как показывает анализ данных табл. 2, в этот список не входят США, Канада, Россия, Китай, Республика Корея. Статусом «стратегические» Япония наделяет двусторонние отношения, не имеющие приоритетной политической значимости, но представляющие экономический интерес.
Соглашение о стратегическом партнерстве, подписанное 17 июля 2018 г., охватывает более 30 сфер сотрудничества, в том числе вопросы международной безопасности, сотрудничества в рамках международных организаций, науки и технологий. В Соглашении отдельно рассматривалось продвижение общих норм и ценностей.
Таким образом, анализ документов Европейского союза, в частности, Соглашения о стратегическом партнерстве и Соглашения об экономическом партнерстве между ЕС и Японией, показывает, что наступил новый период, расширяющий сотрудничество, что особенно важно в рамках общей стратегии и тактики Евросоюза в контексте «эффекта черепахи» [3], позволяющего ЕС проводить достаточно широкие маневры при выборе своих внешнеторговых партнеров.
Соглашение об экономическом партнерстве отражает необходимость сотрудничества ЕС и Японии в целях обеспечения их экономической безопасности, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Данное Соглашение позволяет потребителям в Европе и в Японии воспользоваться огромной открытой торговой зоной.
Соглашение о стратегическом партнерстве создает основу для развития политических связей и связей в области безопасности между Японией и ЕС. Данное Соглашение – это юридически обязательный пакт, включающий политическое сотрудничество по региональным и глобальным проблемам.
Проанализированные выше сдвиги во внешнеторговых отношениях Европейского союза и Японии позволяют сделать основной вывод о том, что на фоне протекционистских действий многих ведущих субъектов международной товарной торговли подписание партнерских соглашений следует рассматривать как стремление Европейского союза и Японии поддерживать взаимный товарный оборот на высоком уровне, несмотря на сложную обстановку в мировом хозяйстве, как приверженность партнеров наиболее эффективной практике свободной торговли.
1. Gladkov I. S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo soyuza i partnerstvo ES s Yaponiey, Respublikoy Koreya//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. − 2018. − № 3(15). − S. 19−30.
2. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye kontakty Evropeyskogo soyuza i Yaponii: proryvnoe soglashenie iyulya 2018 // Vlast'. − 2018. − T. 26. − № 8. − S. 103−106.
3. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo soyuza na sovremennom etape: «effekt cherepahi»//Vlast'. − 2017. − T. 25. − № 10. − S. 105−111.
4. Gladkov I.S. Dinamicheskie i strukturnye harakteristiki sovremennyh vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo soyuza // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. − 2015. − № 4 (4). − S. 30−38.
5. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya na fone zamedleniya mirovoy ekonomiki // Mezhdunarodnaya ekonomika. − 2019. − № 12. − S. 44−50.
6. Piskulov Yu.V. Geopoliticheskie riski v global'noy ekonomike i mezhdunarodnoy torgovle // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik− 2015. − № 2. − S. 14−21.
7. Chizhevskaya M.P. «Strategicheskoe partnerstvo» ES i Yaponii // Mezhdunarodnye processy. − 2018. − T. 16. − № 1. − S. 13−18.
8. Berkshire Miller J. (2017) «Europe should work with Japan on Asia security. Nikkei Asian Review. 20.04.2017 11:00», available at: http://asia.nikkei.com/Viewpoints/J.-Berkshire-Miller/Europe-should workwith-Japan-on-Asia-security?page=1 (accessed 02.03.2020).
9. Commission of the European Communities. Towards a new Asia strategy. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities. July 13,1994.Availableat:http://eur lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri= COM :1994:0314: FIN:EN:PDF (accessed: 01.03.2020)
10. Commission of the European Communities (1994) «Towards a new Asia strategy», available at: http://aei.pitt.edu/2949/1/2949.pdf (accessed 02.03.2020).
11. Commission of the European Communities (2001) «Europe and Asia: A Strategic Framework for Enhanced Partnerships», available at: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52001DC0469&from=EN (accessed 02.03.2020).
12. EU-Japan Summit Joint Statement. Tokyo, July 17, 2018. European Council. URL: http:/www.consilium.europa.eu/media/36196/180717-final jount-summit-statement.pdf
13. Conclusions of the European Council as of 16 September 2010. European Council.URL: www.concilium.europa.eu/uedocs/cms_data/pressdata/en/ec/116547.pdf
14. UNCTAD. Oficial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.unctadstat.unctad.org (Data obrascheniya 28.03.2020).