EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF ELECTRONIC LIBRARY SYSTEM IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF KYZYL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the experience of implementing an electronic library system in educational institutions of the city of Kyzyl. Also, this topic is considered relevant because currently the electronic library system (EBS) is a mandatory element of the formation of the library Fund of the educational institution

Keywords:
EBS, educational institutions, Tuva state University, copyright, library Fund
Text
Publication text (PDF): Read Download

Вся история книги свидетельствует о том, что ее развитие сопровождалось сменой носителей и способов нанесения информации. Ускорение темпов развития информационных технологий в XX-XXI вв. привело к появлению новых средств передачи знаний. Сегодня в современном информационном обществе роль книги видоизменяется, поскольку увеличивается скорость социально-экономических процессов, скорость восприятия информации. Новые технологии трансформируют книгу: она прошла эволюционный путь от рукописного, печатного варианта до нынешней электронного издания. Электронная книга является абсолютно новым явлением материальной культуры. Скорость жизни, мобильность, необходимость решения многих заданий одновременно предполагают быстрый поиск информации. Но, несмотря на свое удобство и функциональность, печатным изданиям тоже отдается предпочтение. Во-первых, многие получают удовольствие, ощущая в руках реальную книгу, чувствуя ее запах; печатную книгу легче читать. В конечном счете, оба направления в развитии современной формы книги отражают ее многообразие, ведь основной смысл книги как явления – это чтение, распространение знаний, а в каком виде получать эти знания – прослушивать аудиозаписи, читать печатные или электронные книги – уже дело личного выбора каждого из нас.

Долгое время основой для работы библиотек по удовлетворению информационных потребностей читателей выступал библиотечный фонд, который традиционно трактовался как собрание печатных изданий [2, с. 2].

В настоящее время электронно-библиотечная система (ЭБС) является обязательным элементом формирования фонда библиотеки учебного заведения.

Электронно-библиотечная система – это коллекция электронных версий изданий (книг, журналов, статей и др.). Она является распространенным образовательным электронным ресурсом для высших и средних специальных учебных заведений, научно-исследовательских институтов, обеспечивающих возможность доступа своим обучающимся и преподавателям. Содержательная часть электронно-библиотечной системы максимально приближена к учебному процессу, учитывает все проблемы и специфику подготовки студентов и преподавателя к занятиям, она легко различима в контенте электронной библиотеки и включает в себя лекции, учебники, монографии, учебные и учебно-методические пособия, учебные модули, комментарии специалистов, первоисточники и иные материалы по соответствующим областям знаний.

Внедрение ЭБС, новейшей формы работы с информацией, должно использоваться в учебном процессе, чтобы сделать его актуальным и близким поколению современных студентов. Электронно-библиотечная система – не конкурент традиционной библиотеке, это новое явление в библиотечно-библиографическом и информационном обслуживании. Появление ЭБС обусловлено необходимостью комплектования фонда библиотеки учебного заведения литературой не только на бумажных носителях, но и с помощью электронной формы, созданной на основании прямых договоров с правообладателями.

В России за последние десять лет деятельность по созданию электронно-библиотечных систем для вузов приобрела значительные масштабы. В настоящее время крупнейшими на рынке электронных библиотек для учебных заведений являются: IPRbooks, Znanium.com, Book.ru, Университетская библиотека онлайн, Юрайт, Консультант Студента, Межотраслевая электронная библиотека Руконт, Лань [4].

Проблемы авторского права и доступность библиотечных фондов тесно взаимосвязаны между собой, и сегодня они очень актуальны. Особенное обострение указанных проблем связано с освоением электронных технологий, создающих неограниченные возможности для распространения информации и вместе с тем порождающих сложности с правами её создателей. Обеспечивая беспрепятственный доступ к информации, библиотеки в то же время должны соблюдать авторские права – как её создателей, так и свои собственные. Библиотеки в соответствии со своим предназначением и действующими Федеральным законом от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» и Федеральным законом от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» обязаны обеспечивать пользователям доступ к документам из собственных фондов, к любой информации и создаваемым результатам интеллектуальной деятельности на основе использования электронных библиотечно-информационных ресурсов. С 1 января 2008 г. вступила в силу часть 4 Гражданского кодекса РФ, отражающая основные современные тенденции в сфере интеллектуальной собственности. В связи с этим с 1 января 2008 г. утратили силу законы, имеющие отношение к библиотечной и информационной деятельности, в т. ч. и закон «Об авторском праве и смежных правах» [1, с. 1-2].

Использование современных интернет-технологий в библиотеках Республики Тыва позволит существенно повысить эффективность их деятельности и привести в соответствие уровень услуг, предоставляемых читателям, с реальными потребностями и ожиданиями последних. Кроме того, доступ к ЭБС значительно расширяет возможности пользователей учебных библиотек нашей отдалённой республики. Благодаря использованию в учебном процессе и в работе библиотек электронных образовательных ресурсов станут возможными существенное сокращение затрат учреждений на обновление и пополнение библиотечных фондов, осуществление быстрой и эффективной модернизации библиотек и повышение их привлекательности для читателя.

Так, научная библиотека Тувинского государственного университета имеет постоянные доступы к электронно-библиотечным системам:

  •  «Университетская библиотека online» (доступно 113044 экземпляров изданий);
  •  научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (доступно 46450 экземпляров изданий);
  •  ЭБС Iprbooks.ru (доступно 35000 экземпляров изданий и 8000 наименований журналов);
  •  электронно-библиотечная система издательства «Лань», Polpred.com (доступно 2454830 экземпляров изданий);
  •  ЭБС Консультант Студента (доступно 5079 экземпляров изданий);
  •  электронная библиотечная система «Юрайт» (доступно 8816 экземпляров изданий);
  •  Национальная электронная библиотека.

Также библиотека размещает научные статьи профессорско-преподавательского состава университета на сайте eLIBRARY.RU Российской НЭБ (РИНЦ). Всего в электронно-библиотечных системах зарегистрировано 294 студентов.

Библиотека ГБПОУ РТ «Республиканский медицинский колледж» в 2017-2018 учебном году была подключена к издательской группе «Геотар-медиа», с 2018-2019 учебного года перешла на электронно-библиотечную систему «Лань». При подключении к коллекции «Медицина» доступны 1522 экземпляров книг, а по договору подключены 44 наименования изданий. Также доступны электронные журналы (73 наименования). К ЭБС подключены 180 студентов, с января по октябрь 2019 года ЭБС зарегистрировано 6320 обращений студентов и преподавателей. При регистрации также доступна телефонная версия, скачать которую можно с приложения в телефоне «Play Маркет».

В ГБПОУ РТ «Кызылский колледж искусств имени А.Б. Чыргал-оола» с 2015 года подписан договоры с издательством ЭБС «Лань» о предоставлении доступа к коллекциям и об использовании электронных журналов данного издательства. Договор на оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям ЭБС «Лань» продлевали до 2017-2018 учебного года. С 2017 года организация подключилась к издательству «Юрайт», договор был продлен и на 2019-2020 учебный год (27 учебных изданий).

Филиал Сибирского университета потребительской кооперации в г. Кызыле в 2018-2019 учебном году был подключен к ЭБС «Юрайт», но в связи с финансовыми трудностями учреждения в 2019-2020 учебном году договор не был продлён.

На сегодняшний день не подключены к ЭБС Научная библиотека Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, библиотеки ГБПОУ РТ «Кызылский транспортный техникум», ГБПОУ РТ «Тувинский политехнический техникум», ГБОУ СПО «Тувинский техникум предпринимательства», ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум», ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» и Национальная библиотека Республики Тыва имени А. С. Пушкина.

В учебных заведениях г. Кызыла, где подключение к ЭБС выполнено, проводится работа по ознакомлению преподавателей и студентов с возможностями ЭБС; библиотекарями проводятся индивидуальные консультации к подключению к ЭБС, организуются тренинги по работе с ЭБС для студентов и преподавателей, просмотры электронных книг, учебников; прослушивание вебинаров, проводимых специалистами издательств, формирующих ЭБС; вывешены рекламные листовки для читателей с информацией об ЭБС и т. д. Также сообразно с потребностями библиотеки на учебный год продолжают заказывать печатные учебные книги.

В итоге анализа изложенного в статье материала складывается мнение, что электронно-библиотечные системы не только в г. Кызыле, но и по всей республике не очень популярны в. Возможные причины этого:

  •  нехватка финансовых средств образовательных учреждений вследствие высокой стоимости подключения к электронно-библиотечным системам;
  •  объем электронных коллекций не адаптирован к потребностям учебных процессов в каждом конкретном учебном заведении, по крайней мере, на настоящее время (это стало очевидно при оценке электронного контента ЭБС, образованных на базе издательств), а на создание дифференцированного контента уйдёт ещё несколько лет.

Ещё одной важной проблемой, затрудняющей использование ЭБС в республике, является низкая обеспеченность населения (особенно студентов) персональными компьютерами, поэтому далеко не каждый пользователь учебной библиотеки имеет возможность свободно и беспрепятственно пользоваться электронными документами.

Использование ЭБС в учебных заведениях позволит выполнить требования законодательства РФ и повысить книгообеспеченность обучающихся. Внедрение электронно-библиотечной системы повышает культуру читательского интереса у студентов путем обеспечения свободного доступа к научно-образовательной литературе удаленно, вне стен библиотеки через платформу ЭБС. Возможность доступа в библиотеках к полнотекстовым базам данных через интернет и программные комплексы является качественным сдвигом в подходе к обслуживанию читателей. Доступ к цифровым ресурсам позволяет существенно улучшить и создать новые востребованные читателями библиотечные сервисы [3, с. 1].

Таким образом, ЭБС призвана соединить в себе библиотечный фонд, предоставить удаленный или локальный доступ к информационным массивам, а также сформировать информационную базу подобного электронного ресурса в соответствии с профилем учебного заведения.

Несмотря на внедрение электронно-библиотечных систем библиотека является важным, неотъемлемым звеном в структурной системе образовательного учреждения и играет значимую роль в совершенствовании качества информационно-методического обеспечения образовательного процесса. Главной ее задачей является удовлетворение потребностей студентов и преподавателей в библиотечных услугах, в том числе и информационных. Библиотека была и остается центром работы с книгой и информацией, центром общения и досуга, центром развития интеллектуального и творческого потенциала читателей, отвечая на вызовы времени, сохраняя свой просветительский статус в информационном обществе [5].

References

1. Avtorskoe pravo. - Tekst : elektronnyy. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (data obrascheniya 23.10.2019).

2. Golubenko N. B. Bibliotechnoe delo: innovacii i perspektivy / N. B. Golubenko. - Tekst : elektronnyy. - URL: http://www.iprbookshop.ru/27265.html (data obrascheniya 23.10.2019).

3. Informacionnye produkty i uslugi avtomatizirovannyh bibliotechno-informacionnyh sistem / sost. E. I. Bobrova. - Tekst : elektronnyy. - URL: http://www. iprbookshop.ru/29664.html (data obrascheniya 23.10.2019).

4. Korneva O. S. Obzor elektronno-bibliotechnyh sistem dlya vysshih uchebnyh zavedeniy / O. S. Korneva // Nauchnyy forum: Innovacionnaya nauka: sbornik statey po materialam XXIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - № 5(23). - Moskva: Izd. «MCNO», 2019. - S. 20-25. - Tekst : neposredstvennyy.

5. Kotko L. V. EBS: rezul'taty primeneniya / L. V. Kotko // Sovremennaya biblioteka. - 2017. - № 2. - S. 40-44. - Tekst : neposredstvennyy.

Login or Create
* Forgot password?