The paper deals with the actual problem of subject, which acts in the field of virtual reality and media space. The author analyses contemporary approaches to the formation of «subject in philosophy» concept. The phenomenon of decentration, splitting «I» is in detail considered. It is concluded what kind of features are characteristic for the subject configuration in the post-non-classical philosophy, what is their difference from the subject’s classical concept, what world outlook consequences the decentration has.
Идея о том, что субъект философии сейчас может мыслиться только лишь как децентрированный, расщепленный, получила распространение в постструктурализме. Наибольший вклад в разработку идеи децентрации субъекта внесли М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан. Они показали, что субъект не может отдавать себе отчет в подлинных основаниях своего существования как мыслящей инстанции. Основания эти имеют корни в бессознательном (коллективном и индивидуальном), в языке, в особой логике мифа, работа которого проявляется во всех сферах культуры. Центрированный субъект — это структура, созданная насильно, и, как показала философская практика, нежизнеспособная. Невозможно давать ответы на вопросы о том, как устроен мир, что доступно нашему сознанию, оставаясь в границах классического дискурса. Существует довольно большой пласт критической литературы, посвященной онто-гносеологическим проблемам, по-новому осмысленным в постструктурализме второй половины ХХ в.
В данной статье предпринята попытка проанализировать философские концепты философов XXI в., связанные с применением идеи децентрации субъекта к гипереальности. Как работает конструкция децентрированного субъекта, когда нам приходится иметь дело с феноменом виртуального пространства? Действительно ли субъект виртуальной реальности — это всегда пучок «я», не сходящихся к общему центру?
Идеологи киберпространства, как правило, утверждают, что виртуальная реальность (ВР) децентрирует субъект. Исследователи сред общения Сэнди Стоун и Шерри Теркл анализировали процесс расщепления личности, которое происходит в виртуальном пространстве социального общения. Они констатировали ведение одним человеком нескольких параллельных жизней, создание альтернативных личностей и как вывод назвали эти процессы перспективой освобождения субъекта от тела. Как происходит децентрация? Стоун и Теркл выделили четыре типа патологий.
- Множество «я» в одном теле.
- Множество тел в одном «я».
- Множество тел вне «я».
- Множество «я» вне тел [6].
Это значит, что субъект строит идеальные конструкты себя, не отдавая себе отчет в том, каков он на самом деле, т.е., по сути, не являясь субъектом, потому как не обладает самосознанием.
1. Goryunova O. Peterburg.ru: osobennosti Net-kul'tury i iskusstva / http://old.russ.ru/
2. Zhizhek S. Kiberprostranstvo, ili Nevynosimaya zamknutost' bytiya. Iskusstvo kino. - 2000. - № 1.
3. Zhizhek S. Vlast' i tsinizm. (Lektsiya, prochitannaya v Vene v muzee Freyda v 1995 g.) / http://www.philosophy.ru/lib
4. Zhizhek S. Interpassivnost'. Zhelanie: vlechenie. Mul'tikul'turalizm. - SPb., 2005. - S. 14.
5. Mitrofanova A. Sub''ekt v epokhu total'noy kommunikatsii. Kommentarii. - 1994. - № 3.
6. Turcle S. Life on the screen. Identity in the age of the Internet. - N.-Y., 1995.
7. Stone A.R. The war of desire and technology. - Cambridge, 1995.