ANALYSIS OF LOW-RISE RESIDENTIAL BUILDINGS OF LENINGRAD (ON THE EXAMPLE OF THE UDELNAYA DISTRICT)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The areas of low-rise buildings in Leningrad in the period from 1944 to 1950 are considered. The current state of development is reflected. A detailed analysis of the features of residential blocks is carried out on the example of the Udelnaya district. Graphic diagrams showing the location of low-rise blocks in the modern urban fabric are presented. The process of involving creative teams of architects in the design of low-rise buildings is described. The general characteristics of urban planning and architectural aspects of development are given. The characteristic features of the planning structure formed in each area of low-rise construction are analyzed. The assessment of the preservation of the building ensemble at the present stage is given. The existing urban fabric of the Udelnaya district is presented, indicating the gradual formation of development. The architectural features of low-rise buildings in the Udelnaya district are analyzed using the example of three types of houses. A comparative analysis of three types of houses is presented in tabular form. The comparative analysis provides a graphical representation of the main facades and the three-dimensional composition of buildings. The graphic scheme illustrates the silhouette of Yeletskaya street in the Udelnaya district. A general description of the area improvement environment is given. As a result of the study, the positive and negative sides of low-rise buildings are identified. In conclusion, the operational disadvantages of the analyzed low-rise buildings are indicated. Based on all the materials presented in the article, it is proposed to renovate low-rise areas as a single ensemble.

Keywords:
Soviet architecture, Stalin Empire style, residential architecture, Soviet architects, constructivism, ensemble, Leningrad architecture
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Объектом исследования в статье является архитектура районов малоэтажных зданий, построенных в Ленинграде в 1944–1950 гг. Целю статьи ставится наиболее полно рассмотреть градостроительные и архитектурные особенности малоэтажной застройки послевоенной пятилетки в городе Ленинграде. В статье основное внимание уделено существующему состоянию сложившейся малоэтажной застройки. В качестве частного примера взят район железнодорожной станции «Удельная» и примыкающие к нему улицы.  

Автором ставится задача выявить общие концептуальные принципы формирования структуры жилых районов. В качестве общего разбора архитектурной среды ставится задача рассмотреть общие черты экстерьера и интерьера улиц.

Исследование архитектуры Ленинграда периода 1944–1950 года актуально по причине недостаточного внимания со стороны исследователей. Аскетизм послевоенной застройки и её текущее состояние отличны от выразительной архитектуры всего периода архитектурного ретроспетктивизма (1932–1955 гг.) [6]. Малоэтажная застройка в текущем состоянии в течении последних десятилетий подавляется и вытесняется новой застройкой по причине неоцененности её положительных качеств. В статье обращено внимание на эти качества. Существующий тезис исследователей о том, что архитектура ретроспективизма является образцом высокопрофессиональной работы зодчих Ленинграда тождественен для примера малоэтажной застройки 1944–1950 годов [1, 8].

Материалы и методы. В статье рассмотрено возникновение и современное состояние малоэтажной застройки периода 1944-1950 годов. Анализируется текущая структура районов, делаются выводы о влиянии более современных зданий, на основе чего выявляются более сохранившиеся кварталы, и кварталы находящиеся на грани вытеснения новым строительством.

Для анализа сложившейся градостроительной ситуации к началу 2020 года, выполнены трёхмерные модели основных кварталов послевоенного малоэтажного строительства. На моделях наглядно представлены объекты сохранившейся малоэтажной застройки. Так же на моделях обозначены пятна благоустройства, сложившиеся на период возникновение кварталов.

Для анализа района Удельной так же построена трехмерная модель участка. Проведен более подробный анализ этапов развития застройки района. Создана развёртка фасадов квартала схематично иллюстрирующая их силуэт и соотношение. Для развертки выбрана улица, наиболее полно характеризующая специфику малоэтажной застройки.

Для анализа архитектуры района приводятся чертежи фасадов, фотографий и концептуальной объемно-планировочной модели наиболее характерных данной застройке зданий.

Уделено внимание элементам и деталям оформления фасадов, даны общие характеристики сложившегося ансамбля.

Основная часть. В 1944 году после снятия блокады в Ленинграде было организовано массовое проектирование и строительство новых жилых кварталов. Работа велась сразу в нескольких районах города. Был организован конкурс среди мастерских Ленниипроекта под руководством Ленинградского отделения Союза советских архитекторов (ЛОСА). После проведения конкурса на лучшие планировочные решения было отобрано несколько лучших проектов. На основании отобранных решений было поручено разработать дальнейшее архитектурное содержание зданий нескольким архитектурным мастерским Ленниипроекта [9]. Все постройки проектировались малоэтажными и строились в условиях дефицита квалифицированной рабочей силы и качественных строительных материалов. В результате проведённого масштабного мероприятия создания жилых кварталов в нескольких районах города до сих пор сохранились малоэтажные жилые массивы, построенные в описанный период, задавшие тон развитию градостроительной среды вокруг.

В статье журнала «Архитектура Ленинграда» № 1 (10) 1949 года был подробно рассмотрен процесс организации и проведения конкурса. Автор статьи А. А. Любош даёт общий обзор проектов, прошедших через конкурс и фокусирует внимание на отобранных для проектирования победителях. Победители конкурса представляли определённые архитектурные мастерские ЛенНИИпроекта, для каждого района были разработаны проекты отдельными мастерскими. А.А. Любош дал подробный анализ архитектурного и технического качества застройки, и сделал выводы о соответствии и состоянии проектной и строительной отрасли того периода. С учётом многих недочётов в организации строительства данная практика возведения малоэтажного строительства в послевоенном Ленинграде оказалась скорее удовлетворительной, чем успешной. Доработка требовалась на всех этапах организации производства, при дальнейшем развитии архитектурного проектирования и организации нового строительства в Ленинграде все нюансы и недочёты были учтены [9].

Общее описание архитектуры

В период с 1947 по 1949 год были построены жилые дома различной планировки двух-, трех- и четырехэтажные многоквартирные, и дома-общежития. Архитектура зданий формировалась с применением минимальных архитектурных деталей, последовательной симметричностью композицией фасадов, преимущественно оштукатуренными и окрашенными фасадами, поэтажным разнообразием решений оконных и дверных проёмов. Несмотря на своеобразие авторского решения архитектуры для каждой отдельной мастерской, здания в основном представляли собой единое архитектурное узнаваемое решение.

Истоки архитектуры

Исходными примерами малоэтажной застройки и их архитектурных решений можно считать застройку Тракторной улицы и Серафимовского городка, возведённых на проспекте Стачек в период конструктивизма 20-х годов. Данная застройка может считаться основой на которой формировалась послевоенная малоэтажной архитектура. Например, непосредственная близость к конструктивистской застройке оправдала композицию обширного малоэтажного жилмассива вдоль Трефолевой и Баррикадной улицы, и разрабатывалась мастерской В.А. Каменского, в которую в том числе входил Н.И. Баранов ведущий архитектор Ленинграда до 1950 года. Стоит отметить, что прямое участие Н.И. Баранова касалось всех районов застройки периода 1944-1950 годов.

Общие черты архитектурно-градостроительной концепции

Архитектурные и градостроительные характерные черты малоэтажных массивов сохранились в разных градостроительных условиях. В первом приближении можно выделить общие особенности, объединяющие застройку данного периода, её сложившееся состояние в современной застройке.

  • Выделяется уникальное расположение участков, соседство со сложившейся архитектурной средой. Хорошо прослеживается последующая трансформация среды в ходе уплотнения окружающей застройки.
  • Все здания имеют характерный авторский почерк мастерской разрабатывавшей данный тип здания. Авторским почерком можно считать предмет коллективного творчества, прошедший процедуру конкурсного отбора в ЛОСА, с исправлением выявленных недостатков и дополненный корректировками.
  • Сложившиеся здания являются примером первых практических опытов в серийном строительстве, на основе типовых решений.
  • Актуальность возникновения и использования застройки для жителей города. Были выполнены ряд задачи развития города согласно генеральному плану; создание крупных частично озеленённых районов низкой плотности расселения.

Рис.1. Схема расположения районов малоэтажной застройки на основе генерального плана Ленинграда  разработанного под руководством Н.В. Баранова в 1948 году 1) район Автово, 2) Невский район, 3) район Черной речки, 4) район Удельной, 5) район Малой Охты

 

 

Особенности малоэтажных районов Ленинграда

В число наиболее крупных массивов можно отнести так же застройку Чёрной речки и Автово. Во многих районах малоэтажная застройка 1944-1950 годов стала основой формирования последующих жилых массивов. В дальнейшем градостроительная ткань формировалась с учётом организации кварталов, решённых в период формирования малоэтажного жилья.

Наименее окружающая застройка сформировалась в кварталах Удельной и Невского района. Отчуждение новой городской среды, сформировавшейся, в том числе и в постсоветский период, изменила её характер и привела к дисбалансу плотности застройки. Однако, ансамбль зданий Удельной органично оформлен по сей день благодаря структуре района (наличие трамвайного кольца и сквера при нём). Сочетание типовых серийных домов Удельной сложилось органично, как и в районе Чёрной речки, что поддерживает её эстетическую привлекательность по сей день.

Застройка Невского района формировалась в близи жилой застройкой памятника конструктивизма – Палевского жилмассива и промышленной зоны. Сформированные кварталы оказались разрознены между собой и почти не связаны с памятником конструктивизма визуально. Последующее строительство более высокой этажности полностью подавило имеющиеся визуальные и градостроительные связи. Это привело к тому, что положение и состояние малоэтажной застройки Невского района наиболее плачевное из всех районов. Застройка постепенно морально изнашивается и окончательно утрачивается её архитектурная роль в районе.

Сложившаяся градостроительная среда Удельной

В качестве отдельного примера рассмотрим район жилой застройки Удельной. Северные районы Ленинграда застраивались архитектурным коллективом мастерской О. И. Гурьева. Жилые массивы формировались в разных техниках, с соблюдением советских неоклассических приёмов.

Градостроительная структура железнодорожной станции «Удельная» задается открытым пространством перед самой станцией и трамвайным кольцом со сквером, перетекающим в пространство проспекта Энгельса. В 1982 году в узел кольца и железнодорожной станции был добавлен павильон станции метро Удельная. Сквер образованный вокруг кольца заключён между двумя улицами, Елецкой и Енотаевской. Так же пространство сквера пересекается Ярославским проспектом параллельные ему улицы разрываются пространством сквера.

Рис. 2. Историко-градостроительный опорный план. Район Удельной

– застройка периода 1920-1932; – застройка 1944-1950-х годов;

– застройка начала1950-х годов; – застройка до 1955 года

Озеленение сквера вокруг трамвайного кольца было поддержано озеленением жилых кварталов. Визуально данный зелёный массив связан с Удельным парком (парком Челюскинцев) расположенным на противоположной стороне от железнодорожных путей.

Самым презентабельным ансамблем района Удельной можно считать проспект Энгельса. Архитектурный ансамбль сочетает в себе различные архитектурные стили советской архитектуры и переходит в Большой Сампсониевский проспект, который сформирован разнообразными примерами архитектуры ретроспективизма. В районе железнодорожной станции Удельной линия фасадов проспекта Энгельса включает несколько типовых построек коллектива О. И. Гурьева.

Наиболее характерной средой района можно считать район сквера трамвайного кольца. Застройка вокруг трамвайного кольца сформирована малоэтажными зданиями. Вдоль улиц устроены газоны и посадки постаревших деревьев. Застройка представляет из себя небольшие кварталы. Размер квартала не превышает по длине и ширине два-три корпуса типового дома застройки. Здания соединены различными архитектурными конструкциями приёмом «мембранности» [7]. Всего в районе сквера Удельной можно насчитать не более семи полноценных малоэтажных кварталов. Основной тип квартальной застройки формируется между Ярославским, Костромским и Удельным проспектами. Со стороны проспекта Энгельса «мембранность» выражена в виде высоких металлических решёток, соединяющих фасады домов. Вдоль малых улиц и проспектов здания так же соединены между собой, ограничивая пространство двора, но уже с помощью полуметровых в высоту стенок, выложенных из рваного камня с разрывом для калитки. В некоторых случаях по указанным стенкам устроены невысокие металлические решётки. Дворы малоэтажных кварталов благоустроены, разросшиеся деревья сильно затеняют и заслоняют интерьер двора. В первоначальном виде деревья должны были создавать небольшую тень и уютное обрамление дворовых фасадов. В нескольких кварталах присутствует центральная площадка. Центральная площадка в квартале на углу проспекта Энгельса и Енотаевской улицы имеет аскетично выполненный фонтанчик. В целом кварталы имеют запущенное благоустройство, но благодаря обильным посадкам деревьев здания утопают в зелени, что придаёт им образ загородных построек, отчуждённых от городской среды. Для того чтобы вернуть кварталам первоначальный вид необходима стрижка деревьев и комплексная организация благоустройства.

В описанной застройке можно выявить три группы жилых зданий:

  • группа малоэтажных зданий, формирующих внутренние кварталы и сквер трамвайного кольца;
  • группа трёхэтажных зданий, формирующих транзитные магистрали, к ним же можно отнести постройки переменной этажности 3–4 этажа;
  • группа зданий формирующих проспект Энгельса, с наиболее длинной протяжённостью корпуса.

Помимо двух-трехэтажных зданий в застройку включены четырёхэтажные здания, построенные в следующий этап застройки района. Эти здания не относятся к малоэтажным кварталам, рассматриваемым в статье. Они отличаются архитектурным решением фасадов, и располагаются в основном вдоль проспекта Энгельса и Скобелевского проспекта.

Во второй половине 50х годов градостроительную среду проспекта Энгельса дополнили постройки коллектива мастерской А.Я. Мачерета высотой в пять этажей с яркой и выразительной архитектурой фасадов. В районе Удельной также сохранилось несколько построек конструктивизма – здание магазина на Скобелевском проспекте дом 8 и жилой дом проспекта Энгельса дом 55, их архитектура органично вписывается в архитектуру малоэтажной застройки 1944-1950 годов. На протяжении всего советского периода район дополнялся жилыми и общественными зданиями. После Перестройки в районе станции метро Удельная были возведены высотные здания. В данный момент уже несколько исторических малоэтажных зданий периода 1944-1950 годов снесены и на их месте построены современные многоэтажные постройки. Процесс активного строительства на Удельной ускорился в последние годы. Причиной тому стали допущенние уплотнительной застройки города и в целом привлекательность района для новых жителей.

Архитектура района Удельной

Малоэтажные типы жилых домов Удельной были разработанными специально для северных кварталов. Общие решения как для Удельной, так для и Новой Деревни (Черная речка) были разработаны мастерскими О.И. Гурьева и И.И. Фомина, Е.А. Левинсона. Для всех зданий характерно минимальное применение декора, а общую эстетичность застройки компенсирует яркая окраска оштукатуренных фасадов. Горизонтальные тяги тонкие, выстроенные простым каблучковым обломом. У всех построек присутствует оштукатуренный и окрашенный в белый цвет карниз. Цоколь зданий облицован рваным камнем или имитацией выщербленного кирпича.

Рис. 3. Силуэт застройки по Елецкой улице

Для рассмотрения можно выделить три типа зданий, формирующих сквер трамвайного кольца:

Первый тип двух-трёхэтажное здание, симметрично выстроенное сочетание разновысотных объёмов с центральным трёхэтажным и фланкирующими двухэтажными. Здание разработано мастерской О.И. Гурьева, в нижней части на фасаде здания присутствуют лишь циркульные сандрики и оконные обрамления. Главным акцентом является балкон третьего этажа с металлической зигзагообразной решёткой ограждения, и изогнутыми спаренными прутьями в качестве декоративных консолей для балкона. Самая декорированная часть – это фриз трёхэтажной части здания с лепниной в виде веночков, чередующихся с уступчатыми оштукатуренными кобылками, поддерживающими свес кровли. По центру здания над фасадом трёхэтажной части в продолжении стены расположен щипец с круглым сквозным проёмом, щипец проходит сквозь свес кровли. Цоколь оформлен кирпичиками выщербленного камня, карнизы и детали окрашены в белый цвет.

Второй тип здания сформирован по тому же принципу организации основных объемов. Отличается от остальных жилых домов высоким в два этажа порталом в центре трёхэтажной части здания. В глубине портала утоплена входная дверь, почерк характерный мастерской И.И. Фомина и Е.А. Левинсона, и подобный приём можно найти у зданий, построенных в 1930х годах на Ивановской улице. Над порталом широкое трёхчастное окно, разделённое белыми полуколоннами. Два здания на Елецкой дом 9 и Енотаевская дом 10 выстроены по этому проекту, только дом на Енотаевской улице обращён северным фасадом в сквер, а потому не имеет крупного портала. На данном фасаде широкий проём углублённой лоджии на третьем этаже и несколько равномерно расставленных балконов с металлическим ограждением. Карниз у зданий тоже с зубчиками. Выкрашенные в белый откосы окон и проёмов чётко выделяются на фасадах, добавляя изящества почти не декорированной стене здания.

Третий тип самый уникальный тип здания для района Удельной. Это двухэтажный почти кубический объём. Каждый фасад здания имеет симметрично расположенные окна чередующиеся широкие с узкими в зависимости от наличия балкона. Балконы имеют металлическое ограждение с зигзагообразным рисунком. Самая необычная часть здания – световой фонарь, многоугольный объём венчающий здание. Этот фонарь освещает центральную лестницу и формирует уникальный силуэт.

 

Архитектура района Удельной имеет интересное очертание силуэта малых улиц, этот силуэт во много задаёт характер среде, он сомасштабен восприятию человека, благодаря малой этажности зданий. Единственное что подавляет силуэт, разросшиеся и неухоженные деревья.

Выводы

На примере района Удельной можно выделить общие плюсы и минусы, присущие для всей малоэтажной застройки периода с 1947 по 1949 год.

К плюсам можно отнести:

  • Ансамблевость застройки, где каждое здание является с периодичностью повторяющимся элементом комплекса.
  • Целостный силуэт формирующий экстерьер улиц
  • Единство архитектурных решений фасадов зданий всех типов и серий.
  • Уютный и сомасштабный для человека интерьер кварталов домов.
  • Достаточно удачная реализация концепция города-сада.
  • Выдержанная аскетичность выраженная в архитектурном облике на высоком профессиональном уровне

Минусами застройки являются:

  • Требующие регулярной реставрации строительные материалы.
  • Низкое качество изначально проведённых строительных работ.
  • Незавершённость ансамблей малоэтажной среды, что привело к её растворению в новой застройке с течением времени.
  • Зависимость среды ансамблей от качества поддержания благоустройства дворов и улиц.

Из полученных результатов следует вывод, что большинство проблем застройки лежат не в их изначальном замысле, а в необходимости поддержания их в надлежащем виде. Малоэтажные районы периода 1944–1950 годов близки к природной среде. Воздействие влаги, удерживаемой растениями и продуктов их жизнедеятельности отрицательно сказываются на достаточно капризных материалах, из которых выстроены здания. В остальном малоэтажные ансамбли могут быть успешно регенерированы, но регенерацию требуется проводить в комплексе для всей застройки отдельного района, с учётом благоустройства.

Таким образом в данной статье стоит выявились проблемы, которые ставят под вопрос дальнейшую судьбу малоэтажной застройки периода 1944-1950 годов. Углублённое изучение этих проблем и предложения по их решению могут стать материалом для дальнейшего исследования.

References

1. Kurbatov Yu.I. Petrograd-Leningrad-Saint Petersburg: Architectural and urban planning lessons. [Petrograd - Leningrad - Sankt-Peterburg: Arhitekturno-gradostroitel'nye uroki]. SPb.: Iskusstvo-SPb. 2008. Pp. 35-37. (rus)

2. The Architects of St.-Petersburg. XX century. Grigory Simonov [Zodchie Sankt-Peterburga. XX vek. Grigorij Simonov]. Comp. Isachenko V. G. SPb.: "Lenizdat". 2000. Pp. 60-85. (rus)

3. Kurbatov Yu. I. Architects Of St. Petersburg. Oleg Guryev. XX century. [Zodchie Sankt-Peterburga. Oleg Gur'ev. XX vek]. SPb.: 2000. Pp. 390-398. (rus)

4. Ikonnikov A.V. Historicism in architecture. [Istorizm v arhitekture]. Moscow: Stroizdat. 1997. 557 p. (rus)

5. Lisovsky V.G., Saint Petersburg: essays on the architectural history of the city: from classics to modernity. [Sankt-Peterburg: ocherki arhitekturnoj istorii goroda: Ot klassiki k sovremennosti]. SPb.: Kolo, 2009. Vol. 2. 584 p. (rus)

6. Sementsov S.V. Urban planning of Petrograd-Leningrad: revolutionary defeat of 1917-1918 to the renaissance 1935. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2012. No. 1(15). Pp. 130-143. (rus)

7. Khan-Magomedov S.O. "Stalinist Empire": problems, trends, masters. [«Stalinskij ampir»: problemy, techeniya, mastera]. Arhitektura stalinskoj epohi. Opyt istoricheskogo osmysleniya. Comp. and Rel. ed. Kosenkov Yu. L. M.: KomKniga. 2010. Pp. 24. (rus)

8. Lubos A.A. low-rise houses. Some results of design and construction. Architecture of Leningrad. [Maloetazhnye doma. Nekotorye itogi proektirovaniya i stroitel'stva. Arhitektura Leningrada]. 1949. No. 1 Pp. 1-9. (rus)

9. Wozniak E.R. Fundamentals of the theory of architectural forms of historical buildings: monograph, SPbGASU. [Osnovy teorii arhitekturnyh form istoricheskih zdanij: monografiya, SPbGASU]. SPb.: Kolo. 2016. 192 p. (rus)

10. Blinova E.K. Order systems in the architecture of Leningrad in the 1930s and 1950s. [Ordernye sistemy v arhitekture Leningrada 1930-1950-h godov]. Arhitektura stalinskoj epohi: Opyt istoricheskogo osmysleniya. Comp. and Rel. Editor Yu. L. Kosenkova. Moscow: Komkniga. 2010. Pp. 128-141. (rus)

11. Blinova E.K. The Order system as an architectural plastic and its relationship with sculpture (on the example of the architecture of Leningrad in the 1930s and 1960s). [Ordernaya sistema kak arhitekturnaya plastika i eyo vzaimosvyaz' so skul'pturoj (na primere arhitektury Leningrada 1930-1960-h godov)]. Iskusstvo skul'ptury v XX veke: problemy, tendencii, mastera. Ocherki. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2006. [Nauchnyj sovet po istoriko-teoreticheskim problemam iskusstvoznaniya OIFN RAN, NII teorii i istorii izobrazitel'nyh iskusstv RAH, Gosudarstvennyj muzej izobrazitel'nyh iskusstv im. A.S. Pushkina]. Moscow: Galart, 2009. Pp. 192-203. (rus)

12. Rabuchin A.V. stages in the development of Soviet architecture. [Etapy razvitiya sovetskoj arhitektury]. Moscow: 1979. 55 p. (rus)

13. Leningrad: Planning and development 1945-1957 [Leningrad: Planirovka i zastrojka 1945-1957]. ed. by V. A. Witman and others. L.: Stroizdat. 1958. 180 p. (rus)

14. Masters of Soviet architecture about architecture. [Mastera sovetskoj arhitektury ob arhitekture]. Under the General editorship of M. G. Barkhin, A.V. Ikonnikov, and others M.: Art. 1975. 559 p. (rus)

15. Retrospectivism. Vlasov V.G. Big encyclopedic dictionary of fine art. SPb.: Molten. 2000. 863 p. (rus)

16. Masters of Soviet architecture about architecture. Elected. excerpts from letters, articles, speeches, and treatises. [Mastera sovetskoj arhitektury ob arhitekture. Izbr. otryvki iz pisem, statej, vystuplenij i traktatov]. In 2 Vols. Under the General ed. Of M. Barkhin (et al.). Vol. 1. Moscow: "Art". 1975. 544 p. (rus)

17. Fomin I.I. Microdistrict of low-rise buildings in the Volodarsky district of Leningrad. [Mikrorajon maloetazhnoj zastrojki v Volodarskom rajone Leningrada]. Arhitektura Leningrada. 1946. No. 1. Pp. 19-32. (rus)

18. Oblasov Yu.A. Sing the techniques of Neo-classicism in the facade and space-planning structure of residential architecture of 1930-s -1950-s in Leningrad [Ispol'zovanie priemov neoklassicizma v fasadnoj i ob"emno-planirovochnoj strukture zhiloj arhitektury Leningrada 1930-1950-h gg]. Vestnik grazhdanskih inzhenerov. 2017. No. 2 (61). Pp. 41-49. (rus)

19. Iskandarov M.M. Soviet Neoclassicism: research interpretations of architecture 1930-1950 [Sovetskij neoklassicizm: issledovatel'skie interpretacii arhitektury 1930-1950-h gg.]. News of the KSUAE. 2011. No. 1 (15). Pp. 24-30. (rus)

20. Wozniak E. R. Research methodology the detail of the facades of historical buildings based on the theory of architectural forms [Metodika issledovaniya detalizacii fasadov istoricheskih zdanij na osnove teorii arhitekturnyh form]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2017. No. 1. Pp. 22-26. (rus)

21. Zolotareva M.V., Peschanskaya E.A. Features of development of architecture of Leningrad of the first post-war decade. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2017. No. 10. Pp. 44-47. (rus)

22. Erokhin S.V. Historicism in Soviet architecture in the 1920-1950 s [Istorizm v sovetskoj arhitekture 1920-1950-h godov]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2017. No. 12-1 (86). Pp. 73-78. (rus)

23. Shpakov I.V. Main trends in Soviet architectural design and construction of residential buildings in the post-war decade. [Osnovnye tendencii v sovetskom arhitekturnom proektirovanii i stroitel'stve zhilyh zdanij v poslevoennoe desyatiletie]. Kraevedcheskie zapiski. Sbornik statej. Yugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, kafedra istorii i social'no-kul'turnogo servisa, nauchno-obrazovatel'nyj centr regional'nyh kul'turno-istoricheskih issledovanij «Rodomysl». Kursk, 2016. Pp. 43-46. (rus)

24. Kvasha A.D. Elements of rational architecture in low apartment houses [Elementy racional'noj arhitektury v maloetazhnom domostroenii]. Architecture and construction of Russia. 2013. No. 4. P. 14. (rus)

25. Usanova A.L. The soviet architecture of the 1930-1950 s [Sovetskaya arhitektura 1930-1950-h godov. k probleme stilya]. To the problem of style. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2015. No. 2-1 (52). Pp. 186-188. (rus)


Login or Create
* Forgot password?