1. Введение

В некоторых отношениях проблема кажется ясной, и хотя можно было бы сослаться на многие явления, следующего вполне достаточно: не только имеет место увеличение безработицы, но все более очевидным становится тот факт, что ухудшается качество занятости и маловероятно, чтобы вновь представилась возможность создать условия для «достойной работы для всех». Даже те экономики, которые относительно не затронуты глобальным кризисом или смогли в некоторой степени оправиться от него, не могут обещать прочного и длительного выздоровления, достижения объемов и качества, которые обеспечили бы достаточный и устойчивый рост.

В любом случае стоит упомянуть основы государства всеобщего благоденствия (или любого его подобия): a) национальное государство; б) занятость в течение полного рабочего дня и «пожизненный наем»; в) семья и родство как краеугольный камень комплексной системы материального обеспечения и социальной встроенности, г) сочетание декоммодификации и благотворительности как особых форм неполной социализации, присущих частным рынкам.

В дополнение к этому и в более общем плане концепция социального государства с развитой системой социального обеспечения со структурной точки зрения отражает капиталистический способ производства, представляя собой одно из его дополнений. Таким образом, обсуждение проблемы прекаризации в аналитическом и политическом отношении нужно вести в различных аспектах. В частности, следует выяснить: ƒƒ

  • должна и может ли ориентация на полную по всем показателям занятость быть приоритетом, и если да, то в какой интерпретации; ƒƒ
  • является ли тема прекаризации в первую очередь вопросом занятости или социальной обеспеченности;
  •  можно ли в рамках данной темы обнаружить реальные перспективы вновь обретенной занятости и/или социального обеспечения;
  • позволяет ли глубокое политико-экономическое ориентирование вооружиться новой перспективой.