Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyses verbal and non-verbal forms of business communication and considers the causes of a communicative failure among which cultural differences in speech etiquette, stereotypes, biases and ethnocentrism are foregrounded.

Keywords:
verbal communication; non-verbal communication; «global village»; high (low)-context culture; speech etiquette; multicultural society.
Text

В современном глобальном мировом пространстве и многообразии мультикультурных контактов увеличивается процентное соотношение общения на иностранном языке, которое приобретает в данных условиях специфический характер, не ограничиваясь при этом таким языком международного общения, как английский, а напротив, выходя за его рамки и вовлекая в процесс коммуникации носителей многочисленных этнических групп и языков.

Общение и бизнес-общение при этом не составляет исключения, имеет вербальные и невербальные формы. В центре вербального общения стоит язык — главный тип коммуникативного поведения. Он имеет наиболее полную систему символов, которые способны «…задавать любой известный социальный референт, в том числе все распознаваемые данные из области восприятия, которыми располагает традиция общества, обслуживаемого данным языком» [7, с. 63].

Невербальная форма коммуникации осуществляется посредством языка тела и жестов (кинесика), знаков и символов, выражения лица, интонации, контакта глаз, письма, внешнего вида собеседников, тактильной коммуникации. К невербальной форме следует отнести и действия, ведь действия есть воплощение слов. Невербальное общение несет дополнительную информацию: добавочные смыслы, подтексты, особое эмоциональное значение, которое выражается в поведении собеседников.

В структуре бизнес-общения, иными словами, профессионального общения на деловом уровне, важнейшим элементом становится культурный компонент, который нельзя оставить без внимания и необходимо учесть и проанализировать еще до вступления в процесс общения. Культурный компонент содержится в иностранном языке, так сказать, в «концентрированном виде» и выполняет соответствующую функцию: именно он переносит общение на новую ступень — ступень языковой картины мира. Й.Л. Вайсгербер писал: «Язык позволяет человеку объединить весь опыт в единую картину мира и заставляет его забыть о том, как раньше, до того, как он изучил язык, он воспринимал окружающий мир» [3, с. 207]. Языковая картина мира, по мнению Б.Л. Уорфа [8], отражает массовое, народное, обыденное сознание, но именно это сознание и является тем зеркалом, в котором отражаются и упорядочиваются наши впечатления от внешнего мира.

References

1. Arnol'd V. Novyy obskurantizm i rossiyskoe prosveshchenie. URL: http://scepsis.ru/library/id_650.html (data obrashcheniya: 23.11.2011).

2. Borozdina G.V. Psikhologiya delovogo obshcheniya. - M.: INFRA-M, 2006.

3. Vaysgerber Y.L. Rodnoy yazyk i formirovanie dukha. - M.: URSS Editorial, 2004.

4. Kubryakova E.S., Dem'yankov V.Z., Pankrats Yu.G., Luzina L.G. Kratkiy slovar' kognitivnykh terminov. - M.: Filol. f-t MGU, 1997.

5. Rakhilina E.V. O tendentsiyakh v razvitii kognitivnoy semantiki // Izvestiya RAN. - 2000. - T. 59. - № 3.

6. Samner V.G. Narodnye obychai: issledovanie sotsiologicheskogo znacheniya obychaev, maner, privychek, nravov i etiki // Rubezh (al'manakh sotsial'nykh issledovaniy). - 1998. - № 12. - S. 4-32.

7. Sepir E. Kommunikatsiya: izbrannye trudy po yazykoznaniyu i kul'turologii. - M.: Nauka, 1993.

8. Uorf B.L. Nauka i yazykoznanie // Zarubezhnaya lingvistika. T. I: per. s angl. / Pod obshch. red. V.A. Zvegintseva i N.S. Chemodanova. - M.: Progress, 1999. - S. 92-106.

9. Baudrillard J. The Consumer Society. Myths & Structures - L., Thousand Oaks. - N.Y., Delhi: SAGE Publications, 1998.

10. Clark H.H. Using language. - Cambridge, 1996.

11. Hall E. Beyond Culture // Knopf Doubleday Publishing Group. - 1976.

12. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by // University of Chicago Press. - 1981.

13. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man // University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division, 1962.

14. Miles S. Consumerism as a Way of Life - London: SAGE Publications, 1998.

15. Noe-Haesendonck F. Lectures on professional English (Professionele Communicatie ENGELS) // Vlekho Business School. - Brussels, 2008.

16. Oxford Advanced Learner’s Dictionary Online. - Oxford: Oxford University Press, 2009. URL: http://www.oup.com/elt/catalogue/teachersites/oald7/?cc=ru (data obrashcheniya: 23.04.2012). - OALD.

17. Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page (data obrashcheniya: 23.03.2012).

Login or Create
* Forgot password?