INITIATIVES OF YOUTH – AN IMPORTANT FACTOR IN INCREASING ITS SUBJECTIVITY IN THE SOCIO-ECONOMIC LIFE OF SOCIETY AT THE PRESENT STAGE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the specifics of modern youth initiatives, their participation in social and project activities.

Keywords:
youth initiatives, youth subjectivity, initiative, project activity, socially significant projects
Text
Publication text (PDF): Read Download

Как ранее, так и в современных условиях в научной литературе часто повторяется традиционная идея о том, что «молодежь представляет собой активную и динамичную социально-возрастную группу, реализующую себя во всех сферах жизнедеятельности – политической, общественной, культурной, финансовой и других». По большому счету с этим, конечно, можно было бы согласиться, если бы государство уделяло повышенное внимание не только решению отдельных проблем молодежи, но и целенаправленно, широкомасштабно поддерживало ее многочисленные позитивные инициативы. На наш взгляд, именно этот аспект мог бы способствовать значительному повышению особой роли молодого поколения в жизни общества и государства.

Под молодежными инициативами мы понимаем совокупность проявления молодыми людьми общественной активности в виде самостоятельных починов, позитивных начинаний, направленных на удовлетворение чьих-либо потребностей в разных сферах жизнедеятельности. В данном понятии ключевым аспектом является определение самодеятельных начал самих молодых людей в намечаемых делах и будущих свершениях.

Инициативы молодежи советского периода «рождались», как правило, сверху, в «тиши кабинетов» и лишь затем «овладевали сердцами и душами» молодых людей, претворялись ими на практике.

А заметны ли отличия современных инициатив молодежи от ее починов прошедшего – советского времени? Как нам представляется, данные отличия имеют четкие очертания. Во-первых, инициативы стали действительно исходить не сверху, а снизу – от самих молодых людей и их организаций, т.е. субъектов «инициаторского» движения. Во-вторых, чаще всего, инициативы позитивного характера, имеющие социальную значимость, широко поддерживаются обществом, средствами массовой информации и государством. В-третьих, для реализации инновационных починов молодежи выделяются специальные ресурсы в виде финансовой, организационной, политической и иной поддержки. В-четвертых, инициаторы социально значимых проектов могут успешно реализовывать свой лидерский потенциал, продвигаясь с помощью социальных лифтов по карьерной лестнице как талантливые организаторы и исполнители решения стоящих перед обществом задач, способные осуществить процесс реализации от возникновения какой-либо потребности до ее удовлетворения. При этом следует учитывать накопленный исторический опыт (см.: [3; 4]), позволяющий обеспечить адекватный уровень выполнения проектируемых заданий [5].

Какой характер носят современные инициативы молодежи и в какой форме они проявляются? Как правило, такие инициативы выдвигаются в виде молодежных инноваций, подготовки и защиты молодыми людьми социально значимых проектов на местном, региональном, общероссийском, а порою и международном уровнях. Вообще, проектная деятельность среди молодого поколения становится модной, востребованной обществом и реально повышающей уровень субъектности молодых граждан в социальной жизни страны. Здесь молодежь не боится сделать первый шаг, совершить ошибочное действие, смело выступить с необычным, креативным почином. А если инициативу поддерживает власть или какая-либо общественная сила, молодое поколение однозначно доводит начатые задумки до их завершения.

На формирование проектного мышления молодежи нацеливает Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности в зависимости от уровня и направленности образования, в частности, следует выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни [1].

В современных условиях молодежь с целью осуществления своих инициатив активно участвует в различных конкурсах проектов на получение грантов. В рамках Фонда президентских грантов существует отдельное направление – «Поддержка молодежных проектов». Молодежные организации все активнее выступают с починами и готовят социально значимые проекты по таким тематикам, как «Развитие научно-технического и художественного творчества детей и молодежи», «Деятельность молодежных организаций, направленная на вовлечение молодежи в развитие территорий», «Развитие добровольчества в молодежной среде», «Профориентация и содействие трудоустройству молодежи», «Формирование у школьников и студентов навыков ведения бизнеса и проектной работы», «Деятельность детей и молодежи в сфере краеведения и экологии», «Содействие повышению уровня занятости молодежи в небольших населенных пунктах и моногородах, развитие общедоступной инфраструктуры для молодежи в сельской местности», «Поддержка детских и молодежных сообществ», «Реализация молодежных проектов по направлениям деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций».

По результатам конкурса президентских грантов 2017 г. в 100 лучших проектов некоммерческих организаций вошли разнообразные и разнонаправленные социально значимые молодежные проекты, такие, например, как «Юнги России» (г. Москва), «Открытый региональный турнир Псковской области по робототехнике», «Дорогами ополченцев: маршруты памяти и поиска» (Новгородская область), «Программа поддержки школьного телевидения» (Республика Карелия), «Обыкновенная жизнь для необыкновенных ребят» (Ярославская область), «Бумеранг добра» (Челябинская область) и др. Как видно из названий проектов, отражающих их содержание, они направлены на решение определенных проблем, существующих в обществе. Столь активная социально-проектная деятельность молодежи свидетельствует о ее принципиальной заявке на ярко выраженную субъектность в социуме и роль молодого поколения в возможных кардинальных преобразованиях, включая решение проблем и задач по созданию искусственного интеллекта. Как нам представляется, молодые люди, которые участвуют в разработке и реализации социально значимых проектов, чаще всего, становятся успешными независимо от сфер деятельности. Инициаторы проектов фактически  сами открывают себе дорогу для вхождения в элиты на местном, региональном и даже федеральном уровнях, становятся более «продвинутыми» в решении личных, общественных, государственных вопросов.

Однако в современных условиях государство должно прилагать гораздо больше усилий для развития инновационного потенциала молодежи, чтобы молодое поколение стало «не на словах, а на деле ведущей силой, обеспечивающей переход российской экономики на инновационный путь развития» [2].

 

References

1. Dovzhenko N.V. Normativno-pravovoe obespechenie proektnoy i innovacionnoy deyatel'nosti prepodavatelya: ot teorii k praktike // Aspekty i tendencii pedagogicheskoy nauki: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, iyul' 2017 g.). - SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2017. - S. 13-15. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12518/ (data obrascheniya: 07.12.2019).

2. Molodezh' i molodezhnaya politika v Rossii: teoreticheskie osnovy i sovremennaya praktika (vypusk I). - Pod obsch. red. A.D. Plotnikova. - Moskva, 2014. - 164 s.

3. Gladkov I.S., Piloyan M.G. Graf E.F. Kankrin: vospominanie o buduschem//Mezhdunarodnaya zhizn'. - 2012. - № 13. - S. 148-157.

4. Kaschenko T.L., Polozhenceva I.V., Piloyan M.G. Fenomen istoricheskoy pamyati v XXI v//Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2019. - T. 4. - № 1. - S. 46-50.

5. Plotnikov A.D. Molodezhnaya politika v Rossii: nekotorye teoreticheskie aspekty // Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. - 2016. - № 5. - S. 5.

Login or Create
* Forgot password?