Volgograd, Volgograd, Russian Federation
VAC 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.67 Право социального обеспечения
GRNTI 10.07 Теория государства и права
OKSO 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
BBK 67 Право. Юридические науки
BBK 60 Общественные науки в целом
BISAC LAW083000 Securities
The article discusses the issues of social protection of people with disabilities, analyzes the provisions of the current legislation governing measures of social support for people with disabilities, and summarizes the judicial practice on problematic issues of social protection of people with disabilities in the Russian Federation.
disability, disabled person, medical and social examination, rehabilitation program, accessible environment, social protection, social guarantees
В статье 7 Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни своих граждан. Реализации данного положения способствуют конкретные социальные гарантии, в числе которых, охрана труда, бесплатная медицинская помощь, поддержка социально слабозащищенных категорий населения, расширение системы социальных служб, выплата пенсий, пособий и т.д. Особенно важна поддержка для инвалидов, пенсионеров, детей-сирот, а также граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам. Поэтому помощь со стороны государства, выражающаяся в предоставлении указанным категориям лиц дополнительных мер социальной защиты, является иногда единственно возможной и крайне необходимой.
Особым статусом обладают граждане, неполноценные в физическом, психическом или социальном отношении. Им следует предоставлять специальный режим, образование и заботу. Как отмечает в этой связи Н.Н, Калинина, все государства должны обеспечивать защиту уязвимости, начиная с раннего детства, чтобы гарантировать будущее здоровое, грамотное и развитое поколение.
Базовым нормативно-правовым актом, регламентирующим социальное обеспечение инвалидов, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), рассмотрение основных положений которого позволяет нам сделать ряд выводов.
Во-первых, в тексте данного закона не содержится определения понятия «инвалидность». Более того, это слово встречается в нем всего лишь два раза (п.п. 12 и 14 абз. 4 ст. 5.1 Закона № 181-ФЗ).
Во-вторых, в ст. 1 Закона № 181-ФЗ дается определение понятия «инвалид», под которым подразумевается лицо с нарушениями здоровья, сопровождающимися стойкими расстройствами функций организма, что обусловлено заболеванием, последствиями травмы или же дефектом, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Следующий абзац указанной статьи раскрывает понятие «ограничение жизнедеятельности», определяя его как полную или же частичную утрату лицом способности либо возможности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, общению, ориентированию, осуществлению контроля за своим поведением и выполнению каких-либо трудовых функций.
Логический анализ содержания вышеприведенных понятий делает возможным определить понятие «инвалидность» через констатацию наличия определенных стойких нарушений здоровья человека. Данная позиция преобладает и в юридической литературе.
Например, А.Л. Благодир и А.А. Кирилловых считают, что инвалидность следует определять как нарушение человеческого здоровья, которое сопровождается достаточно стойким расстройством одной или нескольких функций организма вследствие различных болезней, травм или врожденных дефектов, в результате чего человеку требуется социальная защита. Несложно заметить, что данное определение полностью соответствует легальному определению инвалида.
М.Л. Захаров на основе нормативного определения инвалида полагает, что инвалидность следует понимать как социальную недостаточность человека, которая обусловлена нарушениями здоровья, стойким расстройством функций организма и вызывает нужду в социальной защите ввиду ограничения жизнедеятельности.
Отдельные авторы понятие инвалидности связывается с понятием трудоспособности. Обычно такую точку зрения можно встретить в работах по страховому праву. Так, В.Б. Гомелля полагает, что инвалидность представляет собой «длительную либо постоянную утрату трудоспособности». Н.Б. Левант считает, что инвалидность «равнозначна постоянной либо частичной нетрудоспособности, вызванной несчастным случаем».
В международно-правовых актах инвалидность определяется иначе. Например, в ратифицированной Россией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов инвалидность определяется как «результат взаимодействия, происходящего между людьми, которые имеют нарушения здоровья, и отношенческими и средовыми барьерами, препятствующего полному и эффективному участию данных людей в общественной жизни наравне со всеми остальными» (п. «е» Преамбулы к Конвенции). Подобным образом данная Конвенция рассматривает и инвалидов, определяя их как «лиц, имеющих устойчивые физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые в ходе взаимодействия с теми или иными барьерами могут препятствовать их эффективному и полноценному участию в общественной жизни наравне со всеми остальными» (ст. 1 Конвенции). Соответственно, как обоснованно пишут Е.И. Кричевер, Г.Б. Прончер и И.В. Гончарова, благодаря такому новому подходу к инвалидности, возникшему в международном праве, инвалидность уже не воспринимается как некий изъян человека, а становится серьезной социальной проблемой, с которой должно бороться общество в целом.
В праве Европейского Союза инвалидность понимается аналогично представленному выше. Как отмечает Суд ЕС, инвалидность следует понимать единообразно. Данный термин включает в себя любые ограничения жизнедеятельности, обусловленные существующими у человека физическими, умственными либо психическими недостатками, которые мешают ему принимать деятельно участие в профессиональной жизни.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов, которые были приняты ООН в 1993 г., в пунктах 17 – 19 разделяют термины «инвалидность» и «нетрудоспособность». Так, нетрудоспособность определяется как утрата или же ограничение возможности принимать участие в жизни общества наравне с остальными людьми. Этот термин акцентирует внимание на взаимоотношениях инвалида с его окружением и употребляется для подчеркивания недостатков именно со стороны окружения инвалида в целом ряде аспектов общественной жизни (образование, связь, информация и пр.), которые ограничивают его возможности. Инвалидность же выступает в качестве тех или иных функциональных ограничений людей, временно либо постоянно обусловленных сенсорными, умственными или физическими изъянами, состоянием здоровья или психическими недостатками. Принимая во внимание изложенное, В.М. Лебедев абсолютно правильно отмечает, что «понятие инвалидности уже понятия физических или психических недостатков». Физические или психические недостатки сами по себе не идентичны инвалидности, пока не подтверждено их прямое воздействие на функциональные ограничения человека.
Такое различие в определении инвалидности вытекает из двух разных концепций ее понимания: социальной и медицинской. Как считают последователи социальной модели, причина инвалидности кроется во взаимодействии человека, который испытывает определенные проблемы со здоровьем, и средовых барьеров, созданных обществом, которые и препятствуют полноценной социальной интеграции такого человека. Следовательно, инвалидность необходимо воспринимать как результат инвалидизирующей окружающей среды, которая не поддерживает человека, а не как нечто изначально присущее человеку с ограниченными возможностями. Как отмечает А.В. Тюрин, если окружающая среда обеспечивает человека всем необходимым для достижения намеченных им целей или другой активной жизнедеятельности, то инвалидность для него уже не воспринимается как проблема. Необходимо подчеркнуть, что в сравнении с нарушениями здоровья, которые имеют субъективный характер, барьеры относятся к физическому и социальному окружению инвалида. Именно «взаимодействие» барьеров с нарушениями здоровья, как замечает Ф.А. Юнусов, и расценивается Конвенцией о правах инвалидов как состояние инвалидности. Барьеры по духу Конвенции – это не столько какие-то неудачные технические или архитектурные решения, препятствующие инвалиду передвигаться и нормально взаимодействовать с окружающей средой, сколько обусловленное различными стереотипами и предубеждениями негативное отношение со стороны общества, а также недоступность различных услуг и коммуникаций, которые открыты для всех прочих его членов.
Порядок признания гражданина инвалидом подробно регламентирован Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95. Признание гражданина инвалидом напрямую зависит от результатов медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ).
Направление на МСЭ выдается от лица медицинской организации (вне зависимости от ее организационно-правовой формы), осуществляющей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, органа пенсионного обеспечения либо органа социальной защиты населения по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 № 874. Если данные органы отказали гражданину в направлении на МСЭ, то они обязаны выдать соответствующую справку, с которой гражданин (самостоятельно или же с помощью представителя) вправе обратиться за проведением МСЭ в уполномоченный орган (п.п. 15 – 19 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95). Основанием для выдачи направления на МСЭ является наличие медицинских документов, которые подтверждают реальное нарушение функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектов.
Следует обратить внимание на такой признак медицинской организации, уполномоченной выдавать направления на МСЭ, как оказание лечебно-профилактической помощи. Так, например, в отношении ФКУ ОИУ-<...> ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю суд вынес решение, в соответствии с которым было установлено, что данное учреждение не является организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, либо органом осуществляющим пенсионное обеспечение, социальной защиты, в связи с чем на него в силу закона обязанность по направлению на МСЭ возложена быть не может.
Следует иметь в виду, что сам по себе отказ врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения в направлении заявителя на МСЭ не препятствует реализации его права на самостоятельное обращение в бюро МСЭ, в связи с чем суды отказывают в исках о признании незаконным действий медицинского учреждения, выразившихся в отказе выдачи направления на МСЭ. В то же время несоблюдение лечебно-профилактическим учреждением порядка оформления отказа в выдаче направления на МСЭ судом расценивается как нарушение со стороны учреждения.
В силу ст. 8 Закона № 181-ФЗ уполномоченными органами по проведению МСЭ выступают федеральные учреждения МСЭ, которые находятся в ведомственном подчинении Минтруда России. Порядок их организации и деятельности утвержден Приказом Минтруда России от 11.10.2012 № 310н. В силу п. 1 данного приказа в число таких учреждений входят: Федеральное бюро МСЭ, главные бюро МСЭ по субъекту РФ, подведомственные Минтруда России, главные бюро МСЭ, подведомственные другим федеральным органам исполнительной власти, бюро МСЭ в городах и районах (на правах филиалов главных бюро МСЭ). Их количество определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70 - 90 тысяч человек. Могут быть образованы бюро общего профиля, бюро специализированного профиля (для больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органов зрения, для несовершеннолетних больных), бюро смешанного профиля.
Порядок осуществления административных процедур в ходе подготовки и проведения МСЭ регулируется Административным Регламентом Минтруда России по предоставлению данной госуслуги (далее – Регламент).
Согласно п. 12 Регламента срок проведения МСЭ не может быть более одного месяца со дня подачи заявления с приложением всех необходимых документов. Данная государственная услуга предоставляется бесплатно (п. 45 Регламента).
Первичная МСЭ проводится в соответствующем бюро по месту жительства заявителя. В случае несогласия заявителя с ее итогами он вправе пройти повторное обследование в главном бюро МСЭ, а в дальнейшем дойти и до Федерального бюро МСЭ. Если гражданин лишен возможности передвигаться по состоянию здоровья, экспертиза может быть проведена на дому, в стационаре, либо заочно (п.п. 20 - 23 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95). Заочно МСЭ также проводится ввиду неявки гражданина в установленный день и час. При этом суды исходят из того, что заочное проведение МСЭ является правом бюро МСЭ и не может ставиться в зависимость от наличия у бюро сведений о надлежащем извещении гражданина о времени и месте проведения МСЭ, а равно не может служить основанием для оспаривания заочного решения бюро МСЭ.
Результатом МСЭ выступает акт, принимаемый экспертной комиссией по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 13.04.2015 № 228н. Решение принимается путем голосования участвовавших в обследовании специалистов по принципу простого большинства и объявляется заявителю либо его представителю (в случае их присутствия). Заявитель (его представитель) вправе задавать вопросы по результатам обследования, на которые каждый специалист обязан дать разъяснения. Акт подписывается руководителем бюро МСЭ и принявшими решение специалистами, а также скрепляется печатью бюро.
Необходимо обращать внимание на соответствие подписей в резолютивной части акта фамилиям специалистов, проводивших обследование. Несоответствие этих данных является нарушением порядка производства МСЭ и влечет за собой отмену принятого акта. Так, по делу № 4г/2-413/14 было установлено, что акт содержит подписи 5 специалистов, в то время как в нем содержатся записи 3 специалистов, в результате чего решение об отказе в установлении М.Г. инвалидности признали незаконным, бюро МСЭ было предписано повторно рассмотреть ее заявление.
Специалисты бюро МСЭ разрабатывают гражданину, который признается инвалидом, индивидуальную программу реабилитации или абилитации (далее – ИПРА) (п. 34 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95).
Социальная защита инвалидов в современной России осуществляется по следующим направлениям.
1. Поддержка общественных объединений инвалидов. В ст. 33 Закона № 181-ФЗ говорится о том, что данные объединения необходимо привлекать к обсуждению всех решений органов власти, которые могут затронуть интересы инвалидов. В этой сфере представляется вполне целесообразным мнение Е.Ю. Синельщиковой, которая предлагает дополнительно закрепить обязанность государственных органов привлекать членов общественных объединений инвалидов к общественной экспертизе вышеуказанных решений.
2. Реабилитация и абилитация инвалидов (ст. 9 Закона № 181-ФЗ). Следует отметить, что в настоящее время процедура оформления индивидуальной программы реабилитации нуждается в упрощении. Так, оформить ее вполне можно без личного участия инвалида (подача документов электронным образом, по почте, при помощи представителя).
3. Индивидуальная мобильность (ст. 20 Конвенции о правах инвалидов). Конкретные технические средства реабилитации перечислены в ст. 11.1 Закона № 181-ФЗ. Их перечень можно дополнить автотранспортными средствами.
4. Обеспечение жильем (ст. 17 Закона № 181-ФЗ). Инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, встает на специальный учет и в дальнейшем получает жилплощадь.
5. Доступность объектов физической среды. Согласно статье 15 Закона № 181-ФЗ инвалиды обладают правом на беспрепятственный доступ к зданиям и сооружениям социальной инфраструктуры (в том числе и к жилым домам). Для инвалидов-колясочников это означает необходимость оснащения вышеуказанных объектов пандусом или другим сообразным оборудованием (например, подъемным устройством). Однако в действующем законодательстве четко не прописано, кто несет ответственность за установку пандусов.
Так, например, Ачинский городской суд отказал в удовлетворении требований об установке пандуса, предъявленных к управляющей компании, мотивируя это тем, что данная обязанность вытекает из норм федерального законодательства, является публичной, а, следовательно, не может возлагаться на управляющую компанию. Последняя выступает в качестве исполнителя по договору управления многоквартирным домом. Соответственно, управляющая компания отвечает за надлежащее состояние общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги, но не обеспечивает доступную среду для инвалидов.
Другие суды, наоборот, полагают, что если управляющая компания заключила договор на управление жилым домом, то она приняла на себя абсолютно все обязательства в сфере обеспечения соответствия дома установленным законодательством требованиям, среди которых и требование сделать жилые помещения доступными для инвалидов.
Следует отметить, что такая противоречивая практика складывалась до внесения изменения в Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ), п. 5.1 ст. 2 который с 1 января 2016 года возложил прямую обязанность по обеспечению инвалидам доступа в многоквартирные дома на государственные и муниципальные органы в пределах их компетенции. Но судебная практика, ссылающаяся на данную норму, пока малочисленна.
6. Доступное образование. После ратификации Россией Конвенции о правах инвалидов образование не исключает инвалидов из системы общего образования.
7. Лекарственное обеспечение. Во многих государствах после ратификации Конвенции о правах инвалидов было введено правило о маркировке лекарств надписями шрифтом Брайля (для того, чтобы инвалиды по зрению могли самостоятельно покупать себе лекарства). Однако в российском законодательстве (ст. 46 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств») такая норма отсутствует. В связи с этим необходимо дополнить вышеуказанную норму таким обязательным элементом маркировки лекарственного препарата, как дублирование основных надписей шрифтом Брайля.
8. Бесплатное санаторно-курортное лечение (ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») – предоставляется инвалидам I группы и инвалидам с детства.
9. Налоговые льготы. Так, например, в силу ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению НДФЛ следующие выплаты:
- суммы, которые были потрачены на покупку организацией путевок для инвалидов, не работающих в этой организации, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (кроме туристических), находящиеся на территории РФ;
- суммы, которые были выплачены общественными организациями инвалидов за оказание медицинских услуг их членам;
- суммы материальной помощи в пределах 4000 рублей, выплаченной работодателями своим бывшим или нынешним работникам, которые увольняются по причине выхода на пенсию по инвалидности, и др.
Нами были рассмотрены основные направления социальной защиты инвалидов в современном государстве и обозначены некоторые проблемы. Однако отдельного рассмотрения требуют вопросы социальной защиты инвалидов в сфере труда и занятости. Основные правила, регламентирующие условия труда инвалидов закреплены в ст. 23 Закона № 181-ФЗ и нашли свое отражение в положениях Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). Их анализ позволяет констатировать, что российский законодатель применяет принцип дифференциации правового регулирования по отношению к инвалидам. По общему правилу все работники обладают равными правами и свободами, равными возможностями, в том числе по обращению за защитой своих прав (ст. 2 ТК РФ). Правовой статус работников может различаться только на основе объективно разных условий трудовой деятельности и субъективных деловых качеств (квалификации, образования и т.д.). В то же время в отношении работников-инвалидов существуют отдельные преференции (увеличенный отпуск, сокращенная длительность рабочего времени и пр.).
Однако на основе этого нельзя говорить, что остальные категории работников подвергаются некой дискриминации посредством дифференциации правового регулирования труда инвалидов. Следует согласиться с Л.А. Чикановой, которая пишет, что напротив, таким путем ликвидируется фактическое неравенство инвалидов и обычных людей. Статья 3 ТК РФ говорит о том, что забота со стороны государства о тех лицах, кто нуждается в повышенной социально-правовой защите, не является дискриминацией. Исследователи вполне обоснованно относят к этим лицам и инвалидов.
Инвалида допускается привлекать к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные дни, а также в ночное время лишь после получения его письменного согласия и при условии, что данные работы не запрещены ему по состоянию здоровья, что должно подтверждаться заключением МСЭ или ИПРА. Инвалида следует под роспись ознакомить с правом отказаться от таких работ (статьи 96, 99 и 113 ТК РФ). Если работник-инвалид отказывается от привлечения к сверхурочной работе, его нельзя подвергнуть дисциплинарному наказанию за это.
На практике возникает вопрос, нужно ли сокращать продолжительность ночной работы инвалидов. В силу ст. 96 ТК РФ работа (смена) в ночное время подлежит сокращению на один час без последующей отработки. Однако в ч. 3 данной статьи определено, что работа (смена) в ночное время не подлежит сокращению для таких работников, которые и без того имеют законодательно сокращенную продолжительность рабочего времени или же занимают должность, трудовые функции которой предусматривают работу в ночное время, если иное не закреплено в коллективном договоре. Учитывая изложенное, Т.В. Шадрина констатирует, что ночная смена работника, который является инвалидом, не сокращается. Если дневная смена равна, к примеру, 5 часам, и ночная смена будет точно такой же.
По общему правилу, которое закреплено в ст. 115 ТК РФ, ежегодный оплачиваемый отпуск должен составлять не меньше 28 календарных дней. Для инвалидов длительность отпуска увеличена на 2 дня (не меньше 30 календарных дней) (ч. 5 ст. 23 Закона № 181-ФЗ).
Приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н утверждены «Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» (далее - Требования). Оборудование рабочих мест находится в прямой зависимости от нарушений функций организма, ограничения жизнедеятельности работника-инвалида и должно осуществляться с учетом особенностей его должности (профессии), характера выполняемых трудовых функций и обязанностей (п. 3 Требований). Например, рабочие места для слабовидящих следует оснащать общим и местным освещением, видеоувеличителем и лупой. В комплектацию компьютерной техники должен входить адаптированный видеодисплей, программные средства для увеличения шрифта и т.п. (пп. «а», «б» п. 4 Требований). Рабочее место инвалида, который передвигается на кресле-коляске, следует оборудовать таким образом, чтобы обеспечить возможность подъезда к данному месту, разворота и т.п. (пп. «а» п. 10 Требований).
Подводя итог вышеизложенному следует заключить, что мы коснулись лишь части вопросов социальной защиты инвалидов в РФ. Автор отмечает, что при определении инвалидности необходимо ссылаться на социальную трактовку понятия, которая обращает внимание, прежде всего, не на отклонения здоровья человека от некой нормы (субъективный фактор), а на «барьеры» как факторы физического и социального окружения инвалида (объективный фактор). Это не только определенные архитектурные препятствия, но и негативное, предубежденное отношение окружающих, а также ограничения доступности тех или иных услуг, т.е. воздействие окружающей среды, благодаря которому человек и ощущает себя инвалидом.
Социальная защита инвалидов в РФ – это масштабная деятельность, которая ведется на федеральном, региональном и местном уровнях, и включает комплекс мероприятий, позволяющих лицам с ограниченными возможностями чувствовать себя комфортно в обществе.
1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 04.08.2014, № 31, st. 4398.
2. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 02.08.2019) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 07.01.2002, № 1 (ch. 1), st. 3.
3. Zhilischnyy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 29.12.2004 № 188-FZ (red. ot 26.07.2019) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 03.01.2005, № 1 (chast' 1), st. 14.
4. Federal'nyy zakon ot 24.11.1995 № 181-FZ (red. ot 18.07.2019) «O social'noy zaschite invalidov v Rossiyskoy Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 27.11.1995, № 48, st. 4563.
5. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 26.07.2019) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 31.12.2012, № 53 (ch. 1), st. 7598.
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.02.2006 № 95 (red. ot 27.06.2019) «O poryadke i usloviyah priznaniya lica invalidom» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 27.02.2006, № 9, st. 1018.
7. Prikaz Mintruda Rossii ot 11.10.2012 № 310n (red. ot 28.06.2018) «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i deyatel'nosti federal'nyh gosudarstvennyh uchrezhdeniy mediko-social'noy ekspertizy» // Rossiyskaya gazeta, № 301, 28.12.2012.
8. Prikaz Mintruda Rossii ot 19.11.2013 № 685n «Ob utverzhdenii osnovnyh trebovaniy k osnascheniyu (oborudovaniyu) special'nyh rabochih mest dlya trudoustroystva invalidov s uchetom narushennyh funkciy i ogranicheniy ih zhiznedeyatel'nosti» // Rossiyskaya gazeta, № 83, 11.04.2014.
9. Prikaz Mintruda Rossii ot 29.01.2014 № 59n «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta po predostavleniyu gosudarstvennoy uslugi po provedeniyu mediko-social'noy ekspertizy» // Rossiyskaya gazeta, № 151, 09.07.2014.
10. Standartnye pravila obespecheniya ravnyh vozmozhnostey dlya invalidov (prinyaty General'noy Assambleey OON 20.12.1993) // SPS «Konsul'tant Plyus».
11. Konvenciya o pravah invalidov (Zaklyuchena v g. N'yu-Yorke 13.12.2006) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. - 2013. - № 7. - S. 45 - 67.
12. Kalinina N.N. Sootnoshenie rossiyskogo i mezhdunarodnogo zakonodatel'stva v oblasti zaschity prav detey-sirot // Vlast' Zakona. - 2017. - № 4. - S. 232 - 237.
13. Blagodir A.L., Kirillovyh A.A. Kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 24 noyabrya 1995 goda № 181-FZ «O social'noy zaschite invalidov v Rossiyskoy Federacii» (postateynyy). - 2-e izd., pererab. i dop. - M., 2013. - 115 s.
14. Azarova E.G. Social'noe obespechenie detey: teoreticheskie podhody: monografiya. - M.: KONTRAKT, 2012. - 256 s.
15. Gomellya V.B. Strahovanie: uchebnik. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.: Moskovskaya finansovo-promyshlennaya akademiya, 2011. - 624 s.
16. Levant N.B. Strahovanie ot neschastnyh sluchaev v stroitel'stve // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. - 2015. - № 5. - S. 51 - 55.
17. Goncharova I.V., Pronchev G.B., Krichever E.I. Normativno-pravovoe obespechenie dostupnosti virtual'nyh social'nyh sred dlya invalidov po zreniyu // Sovremennoe pravo. - 2016. - № 4. - S. 62 - 67.
18. Postovalova T.A. Pravo Evropeyskogo soyuza. Kratkiy kurs: uchebnoe posobie. - M.: Prospekt, 2017. - 256 s.
19. Tyurin A.V. O nekotoryh amerikanskih modelyah social'noy invalidnosti konca XX - nachala XXI veka // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. - 2012. - № 2. - S. 22 - 27.
20. Yunusov F.A., Lyhina T.A. K voprosu sovershenstvovaniya statistiki invalidnosti v kontekste Konvencii o pravah invalidov i vozmozhnostyah primeneniya Mezhdunarodnoy klassifikacii funkcionirovaniya // Medicinskoe pravo. - 2010. - № 4. - S. 26 - 31.
21. Sinel'schikova E.Yu. Sovremennye aspekty pravovogo regulirovaniya v sfere social'noy zaschity invalidov v Rossiyskoy Federacii // Rossiyskaya yusticiya. - 2015. - № 3. - S. 57 - 59.
22. Chikanova L.A., Nurtdinova A.F. Osnovnye napravleniya razvitiya rossiyskogo trudovogo zakonodatel'stva // Zhurnal rossiyskogo prava. - 2010. - № 5. - S. 5 - 19.
23. Shadrina T.V. Vse o trude invalidov // Otdel kadrov gosudarstvennogo (municipal'nogo) uchrezhdeniya. - 2016. - № 10. - S. 11 - 20.
24. Apellyacionnoe opredelenie Permskogo kraevogo suda ot 27.07.2015 po delu № 33-7493/2015 // SPS «Konsul'tant Plyus».
25. Apellyacionnoe opredelenie Moskovskogo oblastnogo suda ot 16.12.2013 po delu № 33-27089/2013 // SPS «Konsul'tant Plyus». 2019.
26. Apellyacionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 30.09.2016 po delu № 33-22714/2016 // SPS «Konsul'tant Plyus». 2019.
27. Apellyacionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 06.10.2015 po delu № 33-32641/2015 // SPS «Konsul'tant Plyus». 2019.
28. Kassacionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 13.02.2014 № 4g/2-413/14 // SPS «Konsul'tant Plyus». 2019.
29. Reshenie Achinskogo gorodskogo suda ot 23.06.2015 po delu № 2-2897/2015 // SPS «Konsul'tant Plyus». 2019.
30. Apellyacionnoe opredelenie Rostovskogo oblastnogo suda ot 09.11.2015 po delu № 33-17320/2015 // SPS «Konsul'tant Plyus». 2019.