TO THE LEFT OF THE LEFT: P.D. TURCHANINOV'S ASSOCIATIVE ANARCHISM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of this work is to identify the specifics of the most "left" doctrines in Russian social thought on the example of reconstruction and analysis of the anarcho-associational concept of building society P. D. Turchaninov (Lev Cherny). His model of associative anarchism is seen as the most radical and economicocentric even within the ideology of Russian anarchism. But often it is the analysis of the extremes and the most radical ideas that gives a more significant opportunity for a full-fledged systemic view of the entire spectrum of social thought, as well as specific ideological directions. The article actively used such methods of scientific research as comparative analysis, generalization, idealization, induction, analogy, and in General applied a systematic approach. The article also provides information about The personality of p. D. Turchaninov, the most important stages of his biography and political struggle. According to Turchaninov's ideological installation, after successful anarchic revolution the basis of social and economic life of the future society should become total self-government of workers, in the absence of any Directive and centralization. From the standpoint of the far-left theorist Turchaninov proposed to replace centralized forms of state power with an anti-statistic, extremely decentralized organization of Autonomous farms of the Association type, which would contribute to the maximum harmonization of the economic and social spheres of the future society. The main socio-economic unit and subject of society on the basis of "genuine" anarchy were to become "consumer associations" - as a special kind of labor collectives formed on the principle of homogeneous needs. In this regard, Turchaninov approached critically the most important for all left doctrines of the social form of property as the basis of economic life, believing that it implies the inevitability of the elements of economic centralization. Instead of the concept of "public property" they introduced a fundamentally new concept – "Association property" - that is, the inalienable property of employees of associations, but not as producers, and as consumers. The system of horizontal economic relations proposed the organization of reference offices and the implementation of the principles of free contracts of associations. In the model of associative anarchism Turchaninov proposed his extremely rationalized forms of life, work and life, and also associated with this social ideal and the final resolution of the national question.

Keywords:
Russian anarchism, Association anarchism, left-wing views, radicalism, bureaucracy, state, decentralization, self-government, self-regulation, self-organization, freedom, justice
Text
Publication text (PDF): Read Download

В идеологическом спектре общественной мысли и социально-политических движений России XIX – начала XX вв. наиболее крайняя «левая» позиция (о критериях «левых» и «правых» см.: Осин Р.С. Левые силы и стихийный протест: история, уроки, современность, перспективы [7, с. 35–40]) принадлежит, пожалуй, отечественному анархизму. Анархизм являлся наиболее революционным направлением по методам политической борьбы [3, с. 274-281], наиболее антиэтатстским по идейным проектам общественной самоорганизации, наиболее «смещенным влево» в отношении общественной собственности своей экономической модели. При этом сам русский анархизм никогда не был неким однородным, монолитным идеологическим направлением, в нем наиболее было заметно выделение и постоянная дифференциация множества течений, группировок, фракций, большое многообразие концепций построения общества. Исследование этого феномена важно и в свете последних работ в области теории «политикумов» – активных групп общества в виртуальной среде, критикующих государство как институт и одновременно проявляющих интерес к политике и проблемам управления социумом [10].

Но если отталкиваться «от крайней точки в крайности» на левом социально-политическом фланге, то наиболее радикальным, и даже экстравагантным в наследии мирового и отечественного анархизма предстает общественный идеал анархо-ассоциационного анархизма П.Д. Турчанинова, по сравнению с которым наиболее известные в зарубежной и российской науке анархистские подходы М. Штирнера, П-Ж Прудона [6, с. 363-364], М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина видятся вполне «умеренными». Но часто именно анализ крайностей и наиболее радикальных идей дает более значительную возможность для полноценного системного взгляда как на весь спектр общественной мысли, так и на конкретные идеологические направления.

 

П.Д. Турчанинов – кто он?

Имя и творчество П.Д. Турчанинова почти не известно не только современным российским читателям, но и даже многим специалистам. Поэтому представляется целесообразным сообщить о нем необходимые сведения.

Павел Дмитриевич Турчанинов (1878–1921), более известный по публицистическому псевдониму как Лев Черный (в литературе иногда также встречается обозначение его имени как Леон), родился в Воронеже в дворянской семье отставного полковника. В 1891–96 гг. он учился в гимназии г. Рославля Смоленской губернии, откуда был исключен после окончания пяти классов за «плохое поведение» и оканчивал свое школьное образование в гимназии г. Чернигова. Далее, поступив в 1899 г. в Московский университет на медицинский факультет, Турчанинов увлекается идеями анархизма и постепенно начинает заниматься политической деятельностью. Первым его шагом в этом направлении в 1901 г. стала роль одного из организаторов студенческих волнений и демонстраций, поводом для которых явились введенные правительством «Временные правила об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений». Наряду с другими активистами, Турчанинов был отчислен из университета со следующим обоснованием: «За прикосновение к политическим делам и участие в беспорядках». После этого он на долгие годы становится объектом особого внимания полиции. Вначале он ссылается на три года в Рославль, где находится под гласным полицейским надзором. Но даже в этих условиях Турчанинову удалось организовать нелегальный революционный кружок «Группа Рославльских Интеллигентов», а также вести пропагандистскую работу среди местного пролетариата, и в частности – в среде рабочих железнодорожного транспорта. За активную политическую деятельность в 1902 г. он был арестован и отбывал наказание в тюрьмах Рославля и Смоленска. Именно на этот период приходится начало его теоретической деятельности как оригинального, крайне левого автора, переосмысливающего анархистскую классику – идеи Прудона, Бакунина, Кропоткина, и формулирующего основные положения собственной концепции ассоциационного анархизма.

В 1903 г. П.Д. Турчанинов высылается в Якутскую область на шесть лет, но в связи с Высочайшем Манифестом от 17 октября 1905 г. амнистируется. Вернувшись в Москву, Турчанинов устанавливает связи с анархистскими организациями, создает группу анархистов-ассоциационеров, пытаясь на практике осуществить собственные идеи. В 1907 г. он снова арестовывается и высылается на четыре года в Туруханский край. Здесь Турчанинов принимал участие в организации среди политических ссыльных анархических коммун, в которые ему удается вовлечь и местных крестьян. В феврале 1909 г. он и сагитированные им 26 человек подвергаются аресту и водворяются в Енисейскую тюрьму. В 1910 г. П.Д. Турчанинов бежал за границу. С 1910 до 1913 г. он работал шофером такси в Париже, а также принимал активное участие в работе «Лиге анархистов». Но в 1913 г. он вновь в России получил амнистию и, вернувшись на родину, устроился на службу в московское уездное земство.

В 1917 г. Турчанинов являлся одним из организаторов «Федерации работников умственного труда», ставившей целью объединение интеллигентного пролетариата. С марта 1917 г. он становится секретарем Московской федерации анархистских групп. После Октябрьской революции Турчанинов проявляет себя как яркий враг большевизма и Советского правительства, стоит во главе создания отрядов анархистской «Черной гвардии» в Москве. Во время гражданской войны наиболее известный его литературный образ как соратника Нестора Махно отражен в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам», а также в одноименном советском многосерийном фильме 1977 г., где роль Черного исполнил Зиновий Герд, а матрос-большевик Чугай из данного произведения называет Турчанинова «особо вредным анархистом».

В 1921 г., по данным ВЧК, П.Д. Турчанинов «организовал группу грабителей и фальшивомонетчиков». Он был арестован и 27 сентября 1921 г. и расстрелян по приговору Московского революционного трибунала во внутренней тюрьме ВЧК среди девяти других анархистов.

Павел Дмитриевич Турчанинов (Лев Черный), написавший целый ряд ярких статей, для отечественной и мировой истории общественно-политической мысли остается все же автором одного, но весьма знакового (особенно для развития анархистских идей) труда – «Новое направление в анархизме: ассоциационный анархизм». Именно здесь им были систематизированы и изложены взгляды на идеал организации общества. Книга была издана в Москве в 1907 г. и переиздавалась в Нью-Йорке единомышленниками Турчанинова в 1923 г.

 

Критика централизовано-бюрократической организации общества

В общественно-политической полемике П.Д. Турчанинов, придерживающийся радикально левых взглядов, часто оказывался жестким оппонентом не только противников анархизма, но и своих идеологических соратников. Так в своей дискуссии с наиболее влиятельными анархистами начала XX в. – анархо-коммунистами, во главе с авторитетным теоретиком этого направления П.А. Кропоткиным, Турчанинов в работе «Новое направление в анархизме: ассоциационный анархизм» сделал любопытное примечание о том, что анархизм не верно трактовать в качестве особой идеологии, и не стоит понимать, как масштабную политическую или нравственную теорию. По убеждению Турчанинова, анархизм – это лишь «учение только об организации производства» [9, с. 107]. Это характеризует его общественный идеал на левом фланге российской политики как предельно экономикоцентрический. Понятие «экономикоцентризма» подразумевает «определение экономических факторов развития и функционирования общества в качестве основных, базовых для всех иных социальных сфер» [5, с. 22]. Основными положениями анархо-ассоциационной концепции П.Д. Турчанинова стало обоснование социально-экономических принципов радикальной децентрализации всех форм хозяйственной деятельности, организация и функционирование общественно-значимого производства на базе самоуправления, максимальной самоорганизации, горизонтальной координации и добровольного сотрудничества. Согласно П.Д. Турчанинову, после успешной анархической революции основой социально-экономической жизни будущего общества должно стать тотальное самоуправление работников, при отсутствии всякой директивности и централизации. Акцентируя внимание на насильственном, регламентирующем характере любой государственной, бюрократической системы управления, Турчанинов отмечал: «Под бюрократическим типом организации мы понимаем такую организацию, в которой индивид не имеет своей воли в решении вопросов, касающихся его. При бюрократическом режиме обыкновенно за индивида решают другие лица... Они навязывают ему свою волю; вообще при бюрократии все диктуется свыше» [9, с. 279–280].

Наиболее критично П.Д. Турчанинов оценивал жестко централизованную систему единоличной монархической власти, отмечая, в частности, что «политическим идеалом» монархии «является самый широкий, безудержный деспотизм» [9, с. 48]. Он особо подчеркивал, что «монархи и народы представляют из себя два враждебных лагеря» [9, с. 19] и высказывал убеждение, что в системе абсолютистской власти, предполагающей строгую бюрократическую иерархию, любой человек превращается «в безвольную послушную скотину», предоставляя «бездушному» главе монархического государства «удовлетворить его безудержный эгоизм и произвол» [9, с. 48].

За излишнюю бюрократизацию и регламентацию П.Д. Турчанинов также критиковал и государства с республиканским, демократическим устройством. Но при этом он делал оговорку, что в этих государствах все же признаются определенные свободы – печати, собраний, критики и т.д. Но в демократической практике эти свободы все же частичны, неполны, так как интересы правящей бюрократии не позволяют предоставлять гражданам подлинную, т.е. полную свободу. Позитивный процесс общественного развития Турчанинов видел в целенаправленном движении от деспотизма (монархии) – к анархическому идеалу всеобщей свободы и самоуправления, а демократическая государственность выполняла лишь роль «промежуточной станции» для этого своеобразного исторического поезда. Отсюда следует и его умозаключение: «демократия по отношению к анархии является недоноском» [9, с. 278].

 

Анархо-ассоциационный идеал

П.Д. Турчанинов указывал на тесную взаимосвязь социальных категорий «свободы» и «справедливости» в общественном идеале ассоциационного анархизма. Проблема гармоничного единства этих двух категорий как социального идеала весьма волновала многих русских мыслителей и раньше [2, с. 25–26]. Турчанинов, в свою очередь, категорию «свободы» трактовал достаточно широко – как «право человека группироваться для достижения своих целей с другими людьми, делать все что хочешь, не трогая физической и моральной личности другого, не эксплуатируя его энергии и не запрещая прочей его деятельности, которая не касается ни личности, ни энергий моих», а категорию «справедливость» он характеризовал как «такое отношение одного человека к другому, когда человек отказывается и страстно отказывается брать и не берет крова, пота, труда другого, но в то же время не дает и себя в обиду» [9, с. 60]. По его убеждению, биосоциальная природа людей, с комплексом человеческих потребностей и духовных стремлений, позволяет достичь необходимого баланса свободы и справедливости только в анархически организованном обществе: «Великая заслуга анархии состоит в том, что она гармонизирует с человеческими интересами» [9, с. 30].

П.Д. Турчанинов обозначил свое видение эффективного перехода общества к новым формам социально-экономической саморегуляции. В его идеале ассоциационного анархизма, в отличие от анархо-коммунизма П.А. Кропоткина, или анархо-федерализма А.А. Карелина [4, с. 41–47] не допускались ни малейшие элементы централизации. Согласно подходу П.Д. Турчанинова, не только политическая, но и социальная централизация есть ни что иное, как «управление из одного центра, и через то, универсальное подавление воль, жестокий деспотизм» [9, с. 288]. В свою очередь, давая определения своему анархо-ассоциационному идеалу, Турчанинов подчеркивал анти-централизованный характер объединения людей: «Великая конфедерация», «Союз союзов местных ассоциаций», глобальное сообщество, внешней чертой которого «является федерализм и широкая автономия, а внутренней – безвластие» [8, с. 2–3].

П.Д. Турчанинов, с позиций крайне левого теоретика, предложил централизованные формы государственной власти заменить антиэтатистской, предельно децентрализованной организацией автономных хозяйств ассоциационного типа, что способствовало бы максимальной гармонизации экономической и социальной сфер будущего общества. Основной социально-экономической ячейкой и субъектом общественной жизни на началах «подлинной» анархии должны были стать «ассоциации потребителей» – как особого рода добровольные трудовые коллективы, сформированные по принципу однородных потребностей. Турчанинов приводил следующий пример: «Табачные фабрики будут принадлежать курильщикам, пивные - бахуситам и т.д.» [9, с. 144]. Такого рода ассоциации принципиально не будут ограничены ни территориально, ни этнически, «в них могут войти и эллин и иудей, раз их связывает однородность потребностей» [9, с. 144].

Оригинальный взгляд на идеал социально-экономического устройства общества автоматически перемещал Турчанинова на самый радикальный фланг всего левого социально-политического спектра. Он выступал оппонентом не только народничества, марксизма и таких политических сил своего времени, как эссеры, большевики и меньшевики, но и критически подходил к классике анархической мысли (П.-Ж. Прудон, М.А. Бакунин), дискутировал с представителями иных направлений в анархистском движении. Ключевым здесь является переосмысление значения важнейшей для всех левых доктрин общественной формы собственности. В левых идеях всегда присутствовал определенный консенсус по поводу общественной формы собственности как основы экономической жизни. Турчанинов это оспаривает, полагая, что общественная форма собственности подразумевает неизбежность сохранения элементов хозяйственной централизации. Эти элементы потенциально всегда могут стать «зародышами» новых масштабных процессов централизации и возвращения к «деспотическому правлению». Вместо понятия «общественная собственность» Турчаниновым вводилось принципиально новое понятие – «ассоциационная собственность», т.е. неотчуждаемая собственность работников ассоциаций, но не в качестве производителей, а в качестве потребителей: «В будущем каждый будет потребителем и рабочим, и как потребитель будет иметь долю в тех ассоциациях, в продуктах которой он нуждается» [9, с. 145]. Любой человек в свободном анархическом обществе мог бы стать ассоциационным собственником в тех производствах материальных и духовных благ, в продукции которых он нуждается. У Турчанинова подчеркивается антирыночный характер труда в его общественном идеале: любое производство ориентировано, прежде всего, на потребление самих работников ассоциаций, а не на рынок для анонимных потребителей с целью извлечения прибыли.

В модели ассоциационного анархизма П.Д. Турчанинов предложил свои предельно рационализированные формы жизни, труда и быта. Для рационализации трудовой деятельности в системе горизонтальных хозяйственных связей предлагалась организация особого рода справочных бюро. В их задачи должен входить сбор данных статистики, координация спроса и предложения между ассоциациями, а также сбор информации из разных частей мира о возможностях профессиональной переквалификации. Турчаниновым особо подчеркивалось, что сами справочные бюро и их работники (статистики) будут выполнять лишь посреднические, «почтово-справочные» функции, а свободные договора между собой будут заключать ассоциации. Для них важна только собранная в справочных бюро информация для производства определенной продукции, имеющей спрос. «Посредством договора, – выражал уверенность Турчанинов, – можно будет сосредоточить в разных местах спрос на какой-нибудь предмет, что сохранит при децентрализации все выгоды централизации» [9, с. 124].

Используя ряд идей П.М. Бедриса о выстраивании наиболее экономных и рациональных форм общественной жизни [1, с. 3-245], П.Д. Турчанинов дает свое видение будущего общества, существующего на принципах ассоциационного анархизма. Весь мир будет разделен не на государства, а на множество фабричных центров, реализующих не только экономические, но и социальные и культурные задачи. Фабрика – это место работы для членов ассоциаций, вокруг фабрики будут располагаться жилые дома, построенные в форме шестиугольника. И сами жилые дома, и все объекты инфраструктуры – почты, учебные заведения, театры, гостиницы и т.д. – будут собственностью самих ассоциаций. Подобная децентрализация и рационализация жизни, труда и быта должна впервые в истории сделать каждого человека максимально свободным.

По убеждению П.Д. Турчанинова, главным принципом жизни в обществе ассоциационного анархизма должен стать девиз: «Не вреди». Если придерживаться этого принципа как универсального этического регулятора, то каждый ассоциативный член анархического сообщества будет «стремиться к равноценности людей». В экономической деятельности это неизбежно скажется в том, что «отношения между людьми выльются в свободную группировку трудящихся для достижения поставленных ими экономических целей и неэксплуатацию друг друга при производстве» [9, с. 55], а в области социальных отношений, отменяющих любое централизованное управление, принцип «не вреди» необходим для «уничтожения всякой эксплуатации энергии людей во время их политической деятельности, уничтожения подчинения одного другому, уничтожения всякой власти, всякого политического господства одной части людей над другою» [9, с. 54]. В обществе же ассоциационного анархизма, по замечанию Турчанинова, любой человек «сам является творцом своей политической жизни» [9, с. 275].

П.Д. Турчанинов исключительно с собственным крайне левым идеалом анархии связывал и успешное решение проблем, связанных с межнациональными отношениями. Если в современных государствах, тем более империях националисты «стремятся разбить народы шаблонным путем, положив в деление искусственную, принудительную черту - однородность происхождения», то в ассоциационном анархизме реализация любых индивидуальных экономических или культурных потребностей будет возможной лишь при свободном, ассоциативном объединении людей, безотносительно к национальной принадлежности. «В анархии, – подчеркивал Турчанинов, – росс, финн, еврей, грузин, малоросс - не враги, а товарищи». Он выражал уверенность в том, что только «анархия неизбежно ведет к интернационализму» [9, с. 290–291].

Подводя итог, необходимо отметить, что крайне левая позиция в целом левой идеологии русского анархизма предельно радикализировала теоретический подход П.Д. Турчанинова в отношение выстраивания анархо-ассоциационного идеала будущего общества. На примере данной концепции прослеживается, что своеобразная заостренность на кардинальную и максимально скорую перестройку социальных, национальных и особенно экономических отношений в модели ассоциационного анархизма приводила к практическому игнорированию политических и культурных факторов жизнедеятельности общества, к не учету роли вертикальных социальных структур, функций вертикальной социальной координации и управления, а также психологических особенностей людей. Жизнеспособность данной анархо-ассоциационной модели представляется крайне сомнительной, и общественный идеал Турчанинова (Льва Черного) выглядит наиболее утопичным даже на фоне иных анархистских доктрин. Но с токи зрения продуктивных социальных технологий несомненный интерес представляют элементы его концепции, относящиеся к развитию потенциала горизонтальных социальных и экономических связей, к вопросам общественной самоорганизации и хозяйственного самоуправления.

References

1. Bedris P.M. Ideal'noe gosudarstvo [Ideal state]. SPb., tip. S.V. Volpyanskogo Publ., 1893, 246 p.

2. Ishutin A.A. Nekotorye teoreticheskie aspekty kholizma kak filosofskoy pozitsii [Some theoretical aspects of holism as a philosophical position]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Filosofskie nauki. [Bulletin of the Moscow state regional University. Series: Philosophical Sciences]. 2017, I. 4, pp. 21-30.

3. Matjuhin A.V. Revolyutsionizm doktriny russkogo anarkhizma [The revolutionism of the doctrine of Russian anarchism]. Konceptual: sbornik nauchnyh trudov kafedry Filosofii i istorii. V. 2 / sost. A.V. Matjuhin. [Kontseptual: collection of scientific works of the Department of Philosophy and history. Issue 2 / comp. A.V. Matyukhin.]. M., Universitet Sinergija Publ., 2016, pp. 274-282.

4. Matjuhin A.V. Russkaya anarkho-federalistskaya utopiya: «Vol'nyy gorod» A.A. Karelina [Russian anarcho-federalist utopia: «Free city» by A. A. Karelin] Zhurnal politicheskih issledovanij [Journal of Politic Research]. 2018, Vol. 2, I. 4, pp. 41-47.

5. Matjuhin A.V. Ekonomikotsentrizm v rossiyskom liberal'nom myshlenii [Economicinterest in the Russian liberal thinking] Obozrevatel'-Observer [Obozrevatel-Observer]. 2011, I. 11, pp. 22-29.

6. Mushtuk O.Z. Politologiya: uchebnoe posobie [Political science: textbook]. M., Moskovskaja finansovo-promyshlennaja akademija Publ, 2011, 304 p.

7. Osin R.S. Levye sily i stikhiynyy protest: istoriya, uroki, sovremennost', perspektivy [Left forces and spontaneous protest: history, lessons, modernity, perspectives]. M., LENAND Publ, 2017, 208 p.

8. Chernyy Lev. Gosudarstvo i anarkhiya [The government and anarchy]. Anarkhiya [Anarchy]. 1918, I. 16, pp. 2-3.

9. Chernyy Lev. Novoe napravlenie v anarkhizme: assotsiatsionnyy anarkhizm [A new direction in anarchism: Association anarchism]. M., «Samum» Vladimirova Publ, 1907, 397 p.

10. Fedorchenko S.N. Legitimnost' Krasnogo Drakona: vklyuchenie politikumov i virtual'nykh soobshchestv v setevoy polis Kitaya [Legitimacy of the Red Dragon: the inclusion of politicums and virtual communities in China's network policy] Zhurnal politicheskikh issledovaniy [Journal of Politic Research]. 2019, V. 3, I. 3, pp. 133-144.

Login or Create
* Forgot password?