Russian Federation
The article analyzes the compensation of moral damage under the legislation of the Republic of Uzbekistan. After studying the opinions of scientists in this direction, scientifically-based proposals on the concept of moral harm are provided.
harm, moral harm, physical pain, suffering, mental suffering, physical harm, health, life, intangible good, business reputation, personal integrity and family secrecy
В системе защиты гражданских прав гораздо сложнее и довольно абстрактно отстаивать права человека на здоровье, духовные и моральные ценности, нематериальные блага. Тем не менее отрицательное нарушение психического состояния человека (физического лица) в результате покушения на его честь, достоинство или здоровье и нежелательного (неправомерного) поведения третьих лиц или в других подобных ситуациях требует особого творчески-правового подхода к обеспечению материальных и нематериальных интересов пострадавшего физического лица.
Учитывая, что до настоящего времени со стороны мирового сообщества наряду с «материальным миром» человека (его имуществом, вступлением в экономический оборот с другими лицами) еще не так много внимания уделялось правовой защите его «духовного мира» (чести, достоинству, репутации, духовности и т.д.), особенно при этом применение методов и средств гражданского права началось с недавних пор, понимая, что научные и практические стороны данного феномена не полностью раскрыты, мы будем свидетелями того, что в анализе и применении сути и содержания метода правовой защиты, известного как «возмещение морального вреда», используются различные подходы. Так, на примере стран СНГ можно проследить три разных подхода в гражданском праве (Гражданском кодексе) к понятию морального вреда [1].
Законодательством Республики Узбекистан установлено, что возмещение морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 11 ГК РУз). А правила, касающиеся практического применения и реализации данного метода, предусмотрены ст. 1021–1022 ГК РУз. Вместе с тем, в нормах ГК РУз, связанных с защитой именин (ст. 20), защитой чести, достоинства и деловой репутации (ст. 100) установлены требования по возмещению морального вреда. Конечно, следует учитывать, что нормы касательно возмещения морального вреда предусмотрены и в других законодательных актах Республики Узбекистан. Так, ст. 22 Закона Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» установлено, что виновное лицо должно возместить потребителю причиненный моральный вред, компенсация за моральный вред должна быть произведена независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Однако, законодательство Узбекистана не предусматривает легального определения понятия морального вреда, ограничиваясь определением некоторых положений, касающихся морального вреда, инструкций и требований к установлению его размера. При этом может возникнуть вопрос, есть ли необходимость в определении понятия морального вреда в действующем законодательстве, и при этом, что даст правоприменительной практике определение морального вреда, причиненного гражданам, для полного обеспечения их интересов в его возмещении в целом? Не будет ли целесообразным управомочить Верховный Суд давать разъяснения, комментарии и указания касательно понятия морального вреда в Постановлениях Пленума, чем определить понятие морального вреда в законодательстве? По нашему мнению, при ответе на эти вопросы, прежде всего, необходимо определить, что лежит в сущности морального вреда, и сформулировать оптимальный критерий определения его оснований, душевного и морального страданий.
При раскрытии сущности морального вреда в законодательстве некоторых стран используется ряд понятий, терминов и выражений, связанных с духовностью человека, также существует тенденция к более широкому выражению их круга и попытка оставить список открытым. Например, в Гражданском кодексе Казахстана [2]. В качестве перечня моральных или физических страданий потерпевшего, испытываемых в результате совершенного по отношению к нему правонарушения, приводятся следующие понятия: унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п. (ст. 951). Также, согласно ч. 2 ст. 23 ГК Украины, моральный вред упоминается как физическая боль и страдания, душевные страдания.
При определении сущности морального вреда следует обратить внимание на лексическое значение понятия «моральный», которое в данном термине занимает ключевое место. В толковом словаре узбекского языка говорится, что это слово заимствовано из арабского языка и обозначает такие значения, как «духовный, психический, абстрактный, моральный» и понимается в выражениях «относящийся к духовности, духовность, связанный с этикой». В данном словаре также говорится, что «моральный вред – это нанесение вреда чести, достоинству конкретного человека, подрыв его деловой репутации» [3].
Окюлов О. считает, что моральный вред находит свое отражение в душевных страданиях лица, права которого нарушены в результате нарушения договорных обязательств, физических и моральных пытках, в пренебрежениии гуманными, справедливыми, духовными принципами и моральными нормами в обществе [4].
По мнению А.В. Терещенко, моральный ущерб – это моральные или физические страдания, причиненные гражданину в результате посягательства на принадлежащие ему при рождении нематериальные блага (жизнь, здоровье, личное достоинство, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны и т.п.) или действий, нарушающих принадлежащие ему на основании закона личные неимущественные (право использовать от своего имени, авторское право и иные неимущественные права в соответствии с законодательством об авторском праве), либо имущественные права [5].
Как пишет И.И. Насриев, объектом ненормативных действий (бездействий) при причинении морального вреда могут выступать имущественные интересы (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна), личные неимущественные права (право пользования от своего имени, авторское право и другие неимущественные права на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством) и иные неимущественные права, принадлежащие гражданину с момента его рождения в соответствии с законом или имущественные права (неприкосновенность жилища, право собственности и т.д.) [6].
По нашему мнению, понятие морального вреда можно понимать и трактовать в узком и широком смыслах. Если в узком смысле моральный вред понимается как подрыв нематериальных интересов человека или как его душевные и моральные страдания, то в широком смысле моральный вред понимается как круг прав, которые человек может потребовать в результате любого нарушения его прав и законных интересов. В первом случае под моральным вредом понимаются только душевные, физические и моральные страдания человека, причиненные ему в результате вреда путем неправомерных (в некоторых случаях правомерных) действий. К примеру, нанесение морального вреда может иметь место при распространении информации, наносящей ущерб чести и достоинству человека, оскорблении, причинении вреда здоровью и в других подобных случаях. Во втором случае лицо, имеющее статус потерпевшего в правоотношении, может требовать от нарушителя возмещения причиненного ему материального ущерба, а также возмещения морального вреда. Например, когда работник увольняется, он может потребовать возмещения утраченной заработной платы из-за необоснованного увольнения и, в то же время, морального вреда, или же потерпевший может потребовать от лица, признанного правонарушителем, возмещения морального ущерба. Другими словами, в широком понимании морального вреда имеется в виду смерть близкого родственника, посягательство на роль и репутацию человека в обществе или любые другие негативные изменения в душевном состоянии человека, при которых возникает право предъявить требование о возмещении морального вреда в отношении правонарушителя. Конечно, доказывание или обнаружение того, что моральный вред имеет место в случае конкретного факта правонарушения или жертвы, не имеет особого значения для определения понятия морального вреда.
Определяющим, важным аспектом для понятия морального вреда является точное определение терминов, его выражающих. Поскольку «моральный вред», возмещения которого требует жертва, лицо, права которого нарушены, определяется именно в зависимости от наличия или отсутствия этих признаков, черт. Например, лицо, требующее возмещения вреда, должно знать правоприменительные критерии, на которые следует опираться для определения материального или нематериально-духовного характера результата, возникшего в результате виновного действия правонарушителя, для этого в законодательстве должны быть указаны его характеризующие признаки, правовые термины. Несмотря на то, что в законодательстве Узбекистана нет четких указаний по данному поводу, в Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Узбекистан от 28 апреля 2000 г. за №7 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении морального вреда» дается определение понятию морального вреда. Согласно данному Постановлению, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания (унижение, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), причиненные действиями (бездействием), испытываемые (переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения.
Насриев И.И. выражает следующее рассуждение по отношению того, что термин, указанный в Постановлении Пленума Верховного Суда РУз, «моральные и физические страдания», обозначенный как признак, характеризующий моральный вред, является юридически обоснованным: по нашему мнению, данное понятие не раскрывает сути морального вреда. Согласно этому понятию предусмотрено два компонента «морального вреда», один из которых – «моральный», а другой – «физические страдания». При подходе с точки зрения логики понятие «моральный вред», определение которого выражается, не должно снова охватывать понятие «морального вреда». Эти слова следует заменить словами «душевный вред» [6].
По нашему мнению, в словосочетании «моральные страдания» два противоположных термина употребляются неравнозначно друг другу, т.е. если термин «моральный» обозначает позитивный аспект, то слово «страдания» означает отрицательный. При этом в понятии «моральный вред» повторение слова «моральный», который считается главным термином для этой правовой категории, в определении также является весьма непривычным и неудачным. Поэтому целесообразно заменить словосочетание «моральные страдания» словосочетанием «душевные страдания».
Кроме того, осознанное выражение морального вреда только под термином «страдания» не может полностью раскрыть сути этой сложной нематериальной правовой конструкции. Слово «страдание», в переводе с арабского языка, воспринимается, как физические или душевные пытки [3]. В случаях причинения морального вреда, т.е. при дискриминации чувств, связанных с психикой, нематериальным миром человека, или при нарушении его прав в этом отношении и ущемлении его нематериальных интересов, должны измеряться не только физическая или душевная боль, но также должны быть даны более широкие и точные описания. Например, когда человека оскорбляют, подрывается не только его достоинство, но и оскорбляются его чувства, ущемляется его гордость, данное обстоятельство негативно влияет на его репутацию и честь. В результате он не только страдает душевно или физически, но имеют место и другие негативные переживания и страдания. При нанесении ущерба нематериальному миру человека виновным поведением третьего лица проявляются следующего рода состояния: мучение – волнение, мятежность, неистовство, нестабильность, душевные переживания, горечь. В понимании морального вреда – это негативные изменения, связанные с психикой человека, следствием которых является причинение вреда. Конечно, под убытками понимаются действия (расходы), которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (ст. 14 ГК РУз). Однако при толковании морального вреда и описании его сущности данный подход не совсем уместен, так как при возмещении морального вреда нарушенное право не полностью восстанавливается, приходит в прежнее состояние. Невозможно измерить психическое и физическое состояние человека по полному и всестороннему материальному критерию. Поэтому при освещении понятия моральный вред наряду с термином «страдания» следует рассмотреть вопрос об использовании терминов «боль и мучения».
Табунщиков А.Т. предлагает, что, если моральный вред выражается в негативных изменениях в душевном состоянии человека, целесообразно использовать понятие психического вреда [7], и в качестве доказательства своего мнения приводит институт психического вреда в странах англосаксонской правовой системы, в частности, он пишет, что термин психический ущерб в Англии, США и ряде других стран используется в следующих и других вариациях – «psychological injury» (психологический ущерб), «psychiatric injury» (психический (психиатрический) ущерб)), «nervous shock» (нервный шок).
По мнению С.В. Марченко, сущность морального вреда выражается в сознании пострадавшего и оказывает негативное психическое влияние на поведение пострадавшего [8].
По мнению А.А. Ткаченко, следствием причинения морального вреда является негативная психическая реакция и затрагивание чувств пострадавшего. Эти чувства могут быть вызваны следующим образом:
– незаконным лишением свободы или ограничением свободы;
– посягательством на жизнь и здоровье потерпевшего и его близких родственников;
– причинением вреда здоровью, в том числе уродующими части тела человека шрамами и рубцами;
– нарушением тайны переписки, телефонных или телеграфных сообщений;
– раскрытием семейной, личной или врачебной тайны;
– клеветой на потерпевшего;
– нарушением авторских и смежных прав;
– нарушением прав на имя, на изображение.
Помимо вышеупомянутых нарушений прав, при которых возможно компенсировать моральный вред, при анализе судебной практики можно выделить: компенсацию морального вреда потребителям, компенсацию морального вреда в результате незаконного увольнения работника и в результате незаконного уголовного преследования [9].
По нашему мнению, главным вопросом в понимании морального вреда являются негативные изменения, связанные с психикой человека, и эти изменения должны выражаться во внешнем состоянии человека. Психика, душевные муки, расстройство нематериального мира человека связаны с его внутренними переживаниями, и при установлении факта причинения морального ущерба данного рода признаки проявляются и во внешних изменениях в человеке. Например, когда человека оскорбляют, он становится немногословен, безразличен к большинству людей, в его поведении заметны признаки грусти и суровости. Эти обстоятельства могут быть установлены в судебном процессе на основании показаний свидетелей, заключения врача или заключения медицинской экспертизы (например, заключения психиатра). Конечно, психические страдания могут проявляться и в физическом виде. Например, переломы руки или шрам на лице гражданина, вызванные автомобильной катастрофой, наряду с материальным ущербом, наносят моральный вред, при этом гражданину причинены как моральные, так и физические страдания.
По мнению О. Окюлова, физическая боль – это медико-юридическая категория. Физические страдания проявляются в виде физической боли, телесной скорби, мучительных ощущений и являются следствием последствий нанесения вреда потерпевшему.
А душевные страдания – это муки, связанные с внутренним душевно-психическим миром человека. Было отмечено, что вышеупомянутая физическая боль является медико-юридической категорией, современная наука имеет объективные средства для определения ее характера и степени. Душевные страдания – это категория психико-юридического характера, основанная на таких субъективных эмоциональных компонентах человека, как «волнение», «боль», «унижение», «стыд», которые может оценить только специалист [10].
Складанная Т.А. пишет, что понятие «физические страдания» по своему содержанию не совпадает с понятиями «физический вред» и «вред здоровью». Физические страдания – это одна из форм морального вреда. Физический вред – это «любые негативные изменения в организме человека, которые препятствует оптимальной биологической активности организма [11].
По нашему мнению, физическая боль является вторичной категорией морального вреда и является следствием душевных страданий, так как вред, причиненный жизни и здоровью гражданина, будет иметь материальный вид и будет состоять из затрат на восстановление здоровья. Однако моральные страдания человека выражаются в его внутренних переживаниях и страданиях, и только их внешняя оболочка проявляется в виде физических болей.
Физические боли могут не всегда характеризоваться повреждениями организма (травмами, ухудшениями). Они имеют субъективный характер и, как следствие, не могут быть оценены по определенному объективному критерию. Физическая боль и моральный ущерб не имеют экономического содержания, а их возмещение производится в виде компенсации. А слово «компенсация» непосредственно означает возмещение (взыскание, выплата).
Суть понятия морального вреда заключается в том, что действие, причинившее вред, должно проявляться в сознании жертвы, оказывать определенное негативное психическое воздействие на него. В этой связи, моральный ущерб – это категория, присущая духовному миру, а не органической сфере личности. Моральный ущерб связан с ограничениями, вызванными внешним воздействием на организм человека в виде страданий. Физические боли могут быть следствием или причиной морального вреда, причиненного человеку. К примеру, человек может испытывать моральное страдание, вызванное физической болью.
При толковании понятия «моральный вред» следует обратить особое внимание на следующее положение, изложенное в Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Узбекистан: моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В данном правиле перечислены признаки, характеризующие моральный вред, такие как нравственные переживания, неспособность продолжать свою деятельность в общественной среде, потеря работы, физическая боль, связанная с повреждением здоровья либо причиненными нравственными страданиями, или страдания, причиненные другим образом. При этом, обращая внимание на выражение «нравственные переживания», слово переживание понимается как душевное страдание, горе, несчастье, которое испытывает человек. В данном случае, переживать – думать о ком-то или о чем-то, о работе и т.п. вещах, томиться или беспокоиться о чем-либо [3]. А тот факт, что у человека возникают нравственные переживания, не может быть определен или доказан только на основании диагноза, поставленного специалистом. Однако при определении его признаков целесообразно использовать и показания свидетелей, так как если человек переживает горе, несчастье, его беспокойство может проявляться на глазах у других людей и выражаться в повседневной жизни жертвы.
В целом, моральный вред, нанесенный человеку, – это душевные, физические переживания, его страдания и негативные переживания, вызванные подрывом его нематериальных интересов. При этом вместо словосочетания «душевные и физические страдания», применяемого при толковании морального вреда, целесообразно использовать выражение «нравственные страдания и физическая боль». В этом случае воспринимаются негативные ситуации, связанные с психикой человека, а также его физические (не физические) страдания, и они служат более точным выражением сущности морального вреда.
1. Tabunschikov A.T. Kompensaciya moral'nogo vreda: problemy teorii i praktiki // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD. - 2016. - №2. - S. 66-68.
2. Grazhdanskiy kodeks Respubliki Kazahstan ot 27 dekabrya 1994 g. Obschaya chast' // Vedomosti Verhovnogo Soveta Resp. Kazahstan. 1994. № 23-24.
3. Ўzbek tilining izoҳli luғati / - T.: Ўzbekiston milliy enciklopediyasi. 2006. - 565 b.
4. Oқyulov O. Fuқarolik-ҳuқuқiy zhavobgarlikni қўllash asoslari // Қonun ҳimoyasida. - 1999. - №9. - B.17.
5. Tereschenko A.V. Kompensaciya moral'nogo vreda // Zakon i zhizn'. -2018. - T. 2. - № 4. - S. 30.
6. Nasriev I.I. Ma'naviy zarar, uni қoplashning ayrim muammolari // Ҳuқuқiy tadқiқotlar zhurnali. Zhurnal pravovyh issledovaniy. Journal of Law Research. - 2017. - №3. - S. 69-70. / www.tadqiqot.uz
7. Tabunschikov A.T. Institut kompensacii moral'nogo vreda v rossiyskom grazhdanskom prave. / Pod red. S.V.Tychinina. - Belgorod: Izd-vo BelGU, 2007. - 37 s.
8. Marchenko S.V. Kompensaciya moral'nogo vreda v Rossiyskoy Federacii //«Advokatskaya praktika». - 2002. - № 6. SPS «Konsul'tant Plyus»: poisk po istochniku opublikovaniya
9. Tkachenko A.A. Perspektivy razvitiya prava o kompensacii moral'nogo vreda // Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel'. - 2017. - №5 (22). - 140 s. www.tavr.science
10. Ўzbekiston Respublikasining Fuқarolik kodeksiga sharҳ: Ilmiy sharҳlar. T 3./ Ўzbekiston Respublikasi adliya vazirligi. - Toshkent: Baktria press, 2013. - 346 b.
11. Skladannaya T.A. Ponyatie moral'nogo vreda i kompensacii v Rossiyskom prave // Territoriya nauki. - 2014. - №4. - S. 119.