Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the consideration of the views of statesmen on Church-state relations. Critical understanding of the current system influenced the development of new concepts of the relationship between the institutions of power and religion. Emphasis is placed on the role of religious tradition in history. The importance of the expressed ideas and proposals of outstanding statesmen in the development of the state is shown.

Keywords:
church-state relations, thinking, religious values
Text
Publication text (PDF): Read Download

Государственно-церковные отношения на всем протяжении развития Российской государственности были предметом споров и дискуссий как среди представителей политико-правовой мысли, так и среди государственных деятелей. Начало ХХ в. характеризуется острой полемикой среди государственных деятелей в вопросах религиозных ценностей и роли церкви в структуре механизма государства.  12 декабря 1904 г. был принят Указ «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», за ним последовало приятие Манифеста об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. Принятию данных актов предшествовала острая полемика между двумя государственными деятелями К.П. Победоносцевым и С.Ю. Витте, поскольку у каждого из них было свое видение государственного развития и место религиозных ценностей в нем.

Константин Петрович Победоносцев (1827–1907 гг.) – русский правовед, государственный чиновник, обер-прокурор Священного синода (1880–1095 гг.), знаменитый общественный деятель, автор множества научных трудов, затронувший в своем творчестве проблему взаимоотношения государства и церкви. В своем известном труде «Церковь и государство» (1901 г.)  К.П. Победоносцев рассмотрел проблему, названную им борьба церковных начал с государственными. Правовед выступал за неразрывную связь государства с церковью в России, называя эту связь «опорою» и полагая, что «распадение этой связи всегда считалось гибельным и для Церкви и для государства» [1, с. 3].  По мнению ученого, в обществе происходила борьба двух начал: религиозного и государственного. К.П. Победоносцев был на стороне последнего. Понятие церкви в миропонимании государственного чиновника двояко, с одной стороны – это учреждение духовно-политическое, с другой – союз христиан, объединенных общим верованием [1, c. 3]. К.П. Победоносцев был сторонником концепции доминирования государственного управления над институтом религии. Не стоит подходить к мировоззренческой позиции государственного чиновника критично, поскольку его мировоззренческая позиция находила в себе отпечаток государственных  реформ и преобразований. В статье «Церковь и государство» правовед очень четко обрисовывает роль религии в жизни государства, говоря «государство безверное есть не что иное как утопия <…> ибо безверие есть прямое отрицание государства» [1, c. 18]. Более того, если судить по тем положениям, которые изложены в указанном труде, К.П. Победоносцев говорит о концепции «свободной церкви в свободном государстве», предполагая наделение института религии статусом политической организации и возложением на него ответственности за духовно-нравственные ценности. К существовавшим государственно-церковным отношениям правовед относился критично, называя их «ненормальными», которое должно привести  к более «действительному преобладанию церкви над преобладающим, по-видимому, государством, или к революции» [1, c. 23]. Как показывает наш исторический опыт, слова К.П. Победоносцева стали роковыми в истории государства Российского, поскольку революционные события стали переломными не только в системе государственно-церковных отношений, но и в судьбе нашего государства.

Сергей Юльевич Витте (1849–1915 гг.) – выдающийся русский деятель, государственный чиновник, министр путей сообщения (1892 г.), министр финансов (1892–1903 гг.), председатель Комитета министров (1903–1906 гг.), председатель Совета министров (1905–1906 гг.).

Концепция государственно-церковных отношений государственного деятеля строилась на анализе существовавшего положения русской православной церкви в государстве. Его мировоззренческая позиция строилась на критическом анализе существующей системы взаимоотношения института власти и с институтом религии. С.Ю. Витте   исследовал хронологию исторических событий, повлекших за собой развитие системы государственно-церковных взаимоотношений, акцентировав внимание на эпохе правления Петра I. По мнению С.Ю. Витте, церковь в сложившейся системе виновата сама, поскольку ее деятели не отстаивали своих прав, им было гораздо удобнее выполнять те функции, которые им предписывало государство, забывая свое основное предназначение – реализацию догматических норм, занявшись «полицейско-сыскным делом» [2, c. 47]. Такая система государственно-церковных отношений продолжалась на протяжении нескольких столетий.  «Не пора ли, наконец, узнать, что скажет сама Церковь о современном укладе церковной жизни»,  – писал С.Ю. Витте [2, c. 50]. Таким образом, С.Ю. Витте критиковал сложившуюся доминационную модель государственного управления Церковью, полагая, что данные отношения требуют изменений, предлагая идею автономии института религии. «Церковь должна быть освобождена от государственной и политической деятельности»,   – говорил он [2, c. 50]. Преодоление доминационной концепции С.Ю. Витте видел в  создании общественного религиозного союза, определяющего самостоятельность и относительную независимость конфессиональных учреждений.

Таким образом, существовавшая модель государственного преобладания над институтом религии  рассматривалась представителями государственного механизма с позиции критики. Разрабатываемые концепции носили схожий характер, касавшийся изменения статуса церкви в государстве.

 

References

1. Pobedonoscev K.P. Cerkov' i gosudarstvo/ K.P. Pobedonoscev. - M: Sinodal'naya tipografiya, 1901. - 333 s.

2. Polievktov S.P. Cezarepapizm i pravoslavnaya cerkov'. Vyp. 1. Uchastie gosudarstvennoy vlasti v cerkovnyh delah v sovremennoy Rossii sravnitel'no s Vizantiy / svyasch. S. P. Polievktov. - M. : Rus. pechatnya, 1912. - S. 46-61.

Login or Create
* Forgot password?