The selective course outline “The Gospel and the Golden Age of the Russian Literature” is aimed at 10th and 11th-class students of humanitarian-profile classes. The elective course content will acquaint students with the broad-wide culturological and historian and literature context, anв will introduce the idea of studying the classical Russian literature through the prism of gospel stories and proverbs.
humanitarian-profile classes, elective course, literature, pieces of art.
Прослеживая исторический путь и духовную биографию русской литературы на шедевральных образцах творчества русских писателей, учащиеся открывают высокий духовно-нравственный потенциал литературы как сокровищницы идей и эмоциональных состояний, дум и чувств, конфликтов добра и зла.
Привлечение внимания учащихся к библейским источникам открывает благоприятную возможность для духовно-нравственного воспитания и формирования культурологической грамотности на уроках литературы.
Данный элективный курс предполагает использование активных форм обучения, что способствует увеличению степени самостоятельности и самоконтроля учащихся, индивидуализации обучения и развитию творческих способностей каждого ученика.
При выборе форм и средств обучения следует учитывать тот факт, что значительная часть произведений в программе элективного курса уже известна учащимся в процессе изучения литературы. Это дает возможность учителю значительно увеличить долю самостоятельной познавательной деятельности школьников и проводить занятия в форме семинаров, диспутов и т.п.
Данный курс расширяет не только смысловые границы художественного произведения, но и формирует навыки глубокого анализа текста.
Кроме расширения и углубления содержания образования учащихся, элективный курс может способствовать овладению умениями алгоритмически мыслить, сопоставлять и сравнивать, вести исследовательскую проектную деятельность.
В данном курсе реализуются межпредметные связи (философия, основы православной культуры, мировая художественная культура, изобразительное искусство) и внутрипредметные (древнерусская литература, творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, А.П. Чехова и т.д.).
1. Kozulyaeva N.E. O nravstvennom vospitanii v rossiyskoy shkole [About moral education in Russian schools]. St. Petersburg, 2008.
2. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie: nravstvennost´ i razvitie (po materialam nauchno-prakticheskogo seminara «Gosudarstvennaya politika RF po formirovaniyu dukhovno-nravstvennykh tsennostey u detey i molodezhi») [Spiritual and Moral Education: morality and development (based on scientific and practical seminar "State Policy of the Russian Federation on the formation of spiritual and moral values in children and young people")]. Moscow, 2004.
3. Yanushkyavichyus R., Yanushkyavichyus O. Osnovy nravstvennosti [Fundamentals of morality]. Moscow, 2008.
4. Il´in I.A. Sushchnost´ i svoeobrazie russkoy kul´tury [Essence and originality of Russian culture]. Moscow, 2007.
5. Protopresviter Vasiliy Zen´kovskiy. Smysl pravoslavnoy kul´tury [The meaning of Orthodox culture]. Moscow, 2007.
6. Rozina O.V. Dukhovnye osnovy russkoy kul´tury [Spiritual foundations of Russian culture]. Moscow, 2009.
7. Svyatootecheskoe nasledie v obshcheobrazovatel´noy shkole [Our legacy in a comprehensive school]. Moscow, 2002.
8. Pravoslavnaya kul´tura v shkole. Uroki russkoy literatury [Orthodox Culture in school. Lessons of Russian literature]. Moscow, 2004.
9. Evangel´skiy tekst v russkoy literature XVIII−XX vekov. Tsitata, reministsentsiya, motiv, syuzhet, zhanr [New Testament text in Russian literature XVIII−XX centuries. Quote, reminiscence, motif, plot, genre]. Petrozavodsk, 2005.
10. Obernikhina G.A. Drevnerusskaya literatura v kontekste kul´tury [Old Russian literature in the context of culture]. Moscow, Academy for Advanced Studies and Retraining of Education Publ., 2000.
11. Obernikhina G.A. Literatura i kul´tura Drevney Rusi. 10−11 klassy [Literature and Culture of Ancient Rus. Grades 10−11]. Moscow, Russkoe slovo Publ., 2006.
12. Zinin S.A.Vnutripredmetnye svyazi v izuchenii shkol´nogo istoriko-literaturnogo kursa [Intersubject communication in the study of school literary history course]. Moscow, Russkoe slovo Publ., 2005.
13. Lebedeva V.P., Leytes N.S. Uchitelyu ob odarennykh detyakh. Posobie dlya uchitelya [Teacher of gifted children. Handbook for Teachers]. Moscow, 2000.
14. Yakovleva E.L. Metodicheskie rekomendatsii uchitelyam po razvitiyu tvorcheskogo potentsiala uchashchikhsya [Guidelines for teachers to develop the creative potential of students]. Moscow, 2000.
15. Emel´yanova T.V. Primenenie komp´yuternykh tekhnologiy v literaturnom obrazovanii rossiyskikh shkol´nikov [The use of computer technology in the literary education of Russian schoolchildren]. Moscow, Academy for Advanced Studies and Retraining of Education Publ., 2006.