Abstract and keywords
Abstract (English):
The author overviews the main factors concerning human conscience: both individual and collective conscience of the national group concerning the communicative function. Particular reference is being made to priority of national pictures of the world in the process of intercultural communication and need to consider this phenomenon in order to raise the efficiency of international relations on all levels.

Keywords:
communication; picture of the world; stereotypes; efficiency; notion.
Text

Актуальность представленной темы предопределена двумя основаниями: важностью изучения природы коммуникативных процессов, имеющих глобальный характер, и тем интересом среди исследователей, которым пользуются методы моделирования. Тех, кто желает познакомиться с моделированием в коммуникативистике подробнее, мы отсылаем к работам Е.В. Ахмадулина [2; 3; 12], В.Б. Кашкина [6; 8] и Г.П. Бакулева [4], в которых эта проблематика представлена достаточно широко, а также характеризуется степенью изученности вопроса.

Объектом исследования является система массовой коммуникации (СМК). Предметом анализа избрано научное моделирование СМК, в рамках которого основное внимание сфокусировано на главном вещном компоненте коммуникации — информации во всех возможных ее знаковых формах. Под моделями в данном случае понимаются преимущественно графические схемы, визуализирующие основные элементы, структуру и функции массовой коммуникации, которые исследователи разрабатывают специально для лучшего прояснения рассматриваемых процессов и явлений.

Наиболее распространенным определением коммуникации, содержащимся в действующих учебных пособиях и энциклопедических словарях, является следующее: коммуникация есть процесс обмена информацией в обществе (под информацией понимаются мысли, идеи, образы в той или иной их чувственной форме). Массовая коммуникация характеризуется дополнительными параметрами: широким охватом получателей информации и дискретностью, с которой указанные сведения распространяются, преимущественно организованным порядком. Повторяем, что данное определение, являясь далеко не единственным, тем не менее с наибольшей полнотой отражает господствующие сегодня в коммуникативистике представления. Исходя из этого, главной научной проблемой, которая ставится в настоящем исследовании, следует признать выявленную в результате анализа существующих коммуникативных моделей недостаточность данной дефиниции. По результатам исследования сделан вывод о том, что для репрезентативного коммуникативного моделирования целесообразно опираться на формулу, выведенную из определения коммуникативного действия Ю. Хабермаса [14]: коммуникация есть взаимодействие1. Социальная коммуникация, в том числе коммуникация массовая,  есть в таком случае взаимодействие социальное, т.е. явление следующего порядка, включающее первое, более общее определение коммуникации в качестве основы.

________________________

1 Классическое определение Ю. Хабермаса звучит так: «Коммуникация есть коммуникативное взаимодействие». В нем обращает на себя внимание тавтологичность, создающая непроясненный смысл. Уйти от тавтологии можно двояко: или просто убрать рекурсивный элемент, как сделано в нашем случае («коммуникация есть взаимодействие»), или домыслить из контекста, что имелось автором в виду, переформулировав определение, например, следующим образом: «Коммуникация есть взаимодействие в живой природе, в том числе взаимодействие с неживой природой». Первый предельно краткий вариант ставит вопрос о том, можно ли признавать неживую природу живой? Не вдаваясь здесь в далеко выходящие за рамки настоящей статьи мировоззренческие вопросы, мы, тем не менее, вполне осознанно оставляем в качестве определения коммуникации именно такой — краткий — вариант.

References

1. Aristotel'. Ritorika // Antichnye ritoriki. - M., 1978. - S. 15.

2. Akhmadulin E.V. Zapadnye modeli massovykh kommunikatsiy: istoriya formirovaniya, struktura, funktsii // Filologicheskiy vestnik RGU. - 2000. - № 3

3. Akhmadulin E.V. Modeli sistem zhurnalistiki rossiyskoy nauchnoy shkoly // Aktsenty: novoe v massovoy kommunikatsii. - 2004. - № 3-4.

4. Bakulev G.P. Massovaya kommunikatsiya: zapadnye teorii i kontseptsii. - M., 1998.

5. Vernadskiy V.I. Khimicheskoe stroenie biosfery Zemli i ee okruzheniya. - M., 1987. - S. 313-314.

6. Kashkin V.B. Vvedenie v teoriyu kommunikatsii: Ucheb. posobie. - M., 2013.

7. Goryunkov S.V. Vvedenie v mifologicheskuyu teoriyu kul'turogeneza. - Ch. I. Problema predposylochnykh osnovaniy // Elektronnyy zhurnal «Znanie. Ponimanie. Umenie». -2010. - № 4 (Kul'turologiya).

8. Kashkin V. Vvedenie v teoriyu kommunikatsii. - Voronezh, 2000.

9. Kostina O.V. Ontologiya kommunikatsii: avtoref. dis. … d-ra filos. nauk. 09.00.01.- Saratov, 2005.

10. Lotman Yu.M. Semiosfera: kul'tura i vzryv. - SPb., 2004.

11. Maturana U., Varela F. Drevo poznaniya: Per. s angl. Yu.A. Danilova. - M., 2001.

12. Nozhin E.A. Problemy teorii publichnoy rechi: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. -M., 1974. - S. 11.

13. Akhmadulin E.V. Osnovy teorii zhurnalistiki: ucheb. posobie. - Rostov n/D, 2009. -S. 155-172.

14. Khabermas Yu. Moral'noe soznanie i kommunikativnoe deystvie: per. s nem. / Pod red. D.V. Sklyadneva, poslesl. B.V. Markova. - SPb., 2000.

15. De Fleur M.L. Diffusing information // Society. - 1988. - V. 2.

16. De Fleur M. L., Ball-Rokeach S.J. Theories of mass communication. - N.Y., 1989.

17. Katz E., Lazarsfeld P.F. Personal influence. - Glencoe, 1955.

18. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas. - N.Y., 1948.

19. Maletzke G. Psychologie der Massen Kommunikation: Theorie and Systematik. Hamburg, 1963.

20. Riley J.W., Riley M.W. Mass Communication and the social system // Sociology Today / Merton R. K. et al. - N.Y., 1959.

21. Robinson J.P. Interpersonal influence during election campaigns: Two-step flow hypotheses // Publ. Opinion Quart. - 1976. - V. 40, Fall.

22. Rogers E.M. Diffusion of innovations. - N.Y., 2003.

23. Shannon C.E. A mathematical theory of communication // Bell System Technical J. - 1948. - T. 27.

Login or Create
* Forgot password?