Penza, Russian Federation
The issues of public service sector development have remained current since the sector was overhauled and reformed in the late 1990s and the early 2000s. The authors identify the following reasons for problems in the public service sector: a failure to force public service providers from the semishade sector and to provide opportunities for cost-effective operations in the newly created market. Currently, the major problems in the sphere of public service provision are largely connected with quality characteristics. Public service shapes the service space in modern urban areas, and provides adequate living conditions, which is a key criterion for quality-of-life evaluation. The authors’ working hypothesis focuses on developing a new format of public service companies’ development on the basis of complexity/integrity and maximal accessibility. The format is seen by the authors as suitable for a network of mini public amenities centers located in functionally diverse urban zones. The authors’ conclusions rest on the results of the authors’ marketing research into the status and development prospects of the public service sector in Mytishchi, Moscow Region. The essence of the concept proposed by the author is the different lines of mini public amenities center development: creating a business environment, priority-based resource allocation, cooperation in information support activities, as well as implementation mechanisms.
public service, service space, complexity/integrity and accessibility of service
Обоснование актуальности. Вопрос о комплексном предоставлении и доступности услуг населению сейчас стоит достаточно актуально. Указанной проблеме посвящен целый блок научно-практических исследований отечественных и зарубежных специалистов и ученых, наиболее значимыми из которых можно считать: «Сервисные комплексы внутренних целевых рынков (на примере вузов)», «Формирование зональных многофункциональных комплексов», «Система комплексного обслуживания на торговых предприятиях» и ряд других [1]. При этом, несмотря на различие объектов исследования и подходов к их изучению, основная идея данных работ заключается в обосновании необходимости комплексного подхода к организации обслуживания клиентов.
Рассмотрим возможность применения такого подхода и к сфере бытового обслуживания населения.
Вопросы комплексности обслуживания в сфере бытовых услуг стали активно рассматриваться в конце 60-х – 70-е гг. ХХ в. Считалось, что комплексность обслуживания так же, как прогрессивность и внедрение инноваций, – это необходимое условие повышения качества предоставляемых услуг, являющееся в свою очередь фактором повышения эффективности деятельности предприятия. Поэтому в СССР создавались и достаточно успешно функционировали такие типы комплексных предприятий бытового обслуживания населения, как дома бытовых услуг, комбинаты, ателье и бюро «добрых услуг», комплексные приемные пункты с производством или без производства, передвижные бытовые мастерские (особенно распространенные в сельской местности).
Постепенная диверсификация сферы услуг и ее составной части – бытового обслуживания привела к необходимости объединения в рамках одного предприятия бытовых услуг, относящихся к различным отраслевым группам. Позднее произошло частичное объединение бытового обслуживания с другими отраслями сферы услуг – общественным питанием, торговлей, деловыми и культурно-развлекательными услугами и др. [3]. Это привело к возникновению и развитию многофункциональных сервисных комплексов. Можно сделать вывод, что такая диверсификация бытового обслуживания позволила не только «сохранить» в период кризиса 90-х гг. отдельные виды бытовых услуг, но и возродить их на качественно новом уровне в соответствии с современными стандартами обслуживания [2].
1. Grigor´ev A.N. Organizatsionno-ekonomicheskie mekhanizmy formirovaniya servisnykh kompleksov dlya razlichnykh tipov ofisnykh i zhilykh zdaniy (na primere g. Moskvy). Dis. … kand. ekon. nauk. M., 2006.
2. Shainyan B.R. Organizatsiya kompleksnogo bytovogo obsluzhivaniya naseleniya shagovoy dostupnosti (na primere g. Moskvy). Dis. … kand. ekon. nauk. M., 2007.
3. Philip Lawton and Michael Punch «Urban Governance and the ‘European City’: Ideals and Realities in Dublin, Ireland - International Journal of Urban and Regional Research. Volume 38, Issue 3, pages 864-885, May 2014. DOI:https://doi.org/10.1111/1468-2427.12152.
4. MARTINA JUŘÍKOVÁ, OLGA JURÁŠKOVÁ, JOSEF KOCOUREK.The Role of Marketing Management in the Service Sector and the Effect of Global Economic Crisis on Company Prosperity. Conference of Informatics and Management Sciences. March, 25. 29. 2013.