Исполнилось 70 лет научной деятельности про­фес­сора, доктора медицинских наук Юрия Гри­горье­вича Григорьева, ведущего научного сотрудника Федерального медицинского биофизического центра им. А.И. Бурназяна ФМБА России. Ю.Г. Григорьев – один из крупных ученых в области радиобиологии ионизирующих и неионизирующих излучений, космической радиобиологии, радиационной гигиены и экстремальной физиологии.
Путь Ю.Г. Григорьева в науке неразрывно связан с развитием медицинской радиологии, радиобиологии различных видов радиации и, прежде всего, с ионизирующей радиацией, космической физиологии и радиационной защиты космонавтов СССР / России. Он был инициатором, организатором и участником ряда широкомасштабных, уникальных по замыслу, экспериментов и научно-практических работ, результаты которых были использованы в системе здравоохранения Министерства обороны РФ, при планировании и осуществлении пилотируемых космических полетов, а также при ликвидации аварии на ЧАЭС.
Ю.Г. Григорьев по окончании академии в 1949 г. был направлен в Институт биофизики АМН СССР и активно включился в биологические исследования, связанные с реализацией Государственной программы по созданию атомного оружия. Юрий Григорьевич оказался на переднем крае радиобиологических исследований с ионизирующей радиацией и принял непосредственное участие в ряде пионерских научных исследований.
В 1953–1954 гг. Ю.Г. Григорьев был откомандирован в Центральный физико-технический институт Минобороны СССР для решения прикладных задач по той же проблеме в интересах МО СССР. К числу приоритетных исследований в ИБФ, безусловно, относятся научные данные, полученные Ю.Г. Григорьевым в работах под руководством проф. М.П. Домшлак по клиническому использованию радиоизотопов фосфора и кобальта. Новизна этих работ позволила создать по указанию А.И. Бурназяна документальный фильм «Атомы несут жизнь». Фильм был создан как пример использования атомной энергии в мирных целях. Этот фильм на 1-ом Международном кинофестивале получил вторую премию по номинации «документальные фильмы».
Ю.Г. Григорьевым впервые опубликованы материалы о функциональных первичных изменениях в коре больших полушарий головного мозга человека при лучевом воздействии. Его перу принадлежит первая в СССР и за рубежом монография о реакциях нервной системы человека на ионизирующее излучение.
В течение нескольких лет Ю.Г. Григорьев проводил исследования по влиянию ионизирующего излучения на нервную систему в малых и больших дозах, по характеру развития патологических процессах в различных системах и органов при молниеносной форме лучевой болезни, была дана характеристика реакциям организма «под лучом».
Ю.Г. Григорьев много лет руководил научным отделом института. Он провел большую работу по рассекречиванию огромного пласта научных итогов, по их редактированию и опубликованию в нескольких несекретных сборниках. Полезность этой работы может быть проиллюстрирована следующим событием. Заведующий лабораторией ИБФ Б.П. Белоусов получил Ленинскую премию посмертно, благодаря тому, что в этом сборнике была помещена его работа, и эта публикация оказалась единственной приоритетной. Таким образом, более 800 научных результатов стали доступны для широкой научной общественности.
Накопленный опыт в области радиобиологии, гигиены ионизирующих излучений и клинических проявлений лучевой болезни позволил Ю.Г. Григорьеву в апреле–мае 1986 г. принять активное участие в ликвидации аварии на ЧАЭС. Юрий Григорьевич был ответственным за госпитализацию больных острой лучевой болезнью в больницу № 6 и членом Правительственной комиссии в Чернобыле. По возвращении в Москву, им была подготовлена и издана памятка для населения по защите от атомной радиации и две соответствующих статьи для радиобиологов и врачей.
В 1964 г. Юрий Григорьевич по приказу 3 ГУ Минздрава СССР принял участие в организации Института медико-биологических проблем МЗ СССР и возглавил исследования по космической радиобиологии, разработке нормативов для космонавтов. При участии Ю.Г. Григорьева были разработаны допустимые уровни облучения космонавтов при осуществлении околоземных космических полетов. Им была создана Государственная служба радиационной безопасности пилотируемых космических полетов.
Под руководством профессора Ю.Г. Григорьева и при его участии был проведен многолетний уникальный эксперимент по оценке радиационной опасности для космического экипажа при полете к Марсу, вошедший в историю радиобиологии под названием «Хронический эксперимент». Был создан специальный полигон, позволивший осуществить ежедневное круглосуточное равномерное хроническое гамма-облучение 246 собак в течение 3 и 6 лет с одновременным моделированием воздействия излучения от солнечных вспышек (рис. 1). При облучении было использовано три уровня годовых доз: 25, 75 и 150 сГр.