A hermeneutic analysis of the Oriental Philosophers’ writings is invariably a matter of great challenge and difficulty. It is always full of allegory and literary divagations which intersperse a smooth flow of argumentation. This paper is written by Marklen Konurbaev, Professor of Literature at Moscow State University and his son, Salavat, a student of Arabic Philosophy. The paper consists of six parts and attempts to reveal the hidden message of a famous extract from the renowned book Ihya Ulum Al Din by a Persian philosopher Ghazālī, Abu Ḥamid Muḥammad Ibn Muḥammad Al-Tūsī, devoted to the analysis of the notion of «fairness» in the doings of a ruler. The hermeneutic analysis was performed based on the methodology propounded by Roland Gérard Barthes — a French literary theorist, philosopher, linguist and critic. This is the first ever attempt to put together the methodological efforts of a Western scholar and profoundly oriental piece of philosophy. Results of the hermeneutic study are stunning and elucidating. The paper could be recommended to the students of literature and philosophy at the universities and colleges.
hermeneutics, falsafa, Ghazzali, Gazali, Roland Barthes, semantics, Islam, interpretation, Ihya, semiotics, culture, oriental culture
Часть 1. Исторический контекст и мировоззренческая основа философии «Фальсафа»
Филологический анализ трудов восточных философов — дело высочайшей сложности. Сколько в них сокрытых слоев смысла, недосказанности, красноречия! Даже при первом приближении поражаешься красоте и изяществу слога, который напоминает о древних восточных преданиях, заставляет задумываться о скрытых аллегорических смыслах, а временами — отчаиваться отыскать концы длинных рассуждений, испещренных вставками, относящимися к устному жанру, эпическим сказаниям, историям, притчам и рассказам. И не всегда явно осознаешь, где искать границы серьезного философского труда, а где начало словесно-художественного произведения.
Персидский философ XI в. Абу Хамид аль-Газали вошел в историю науки как один из самых ярких представителей мусульманской апологетики средневековья. Изучение его работ представляется для филолога крайне интересным занятием, позволяющим обратиться к разным аспектам текста: смысловому, композиционному, культурологическому. Один из самых известных его трудов, «Насихат аль Мулюк», который входит в состав фундаментального теологического изыскания аль-Газали «Эликсир счастья», принадлежит к чрезвычайно интересному жанру средневековой арабо- мусульманской письменности — так называемым «княжьим зерцалам». Строго говоря, этот жанр представляет собой упрощенное переложение основополагающих философских взглядов мыслителя о государстве и политике на язык, понятный простому человеку, и помогающий через серию рассказов, аллегорий и повествовательных историй постигнуть на практике сущность управления страной.
Для понимания места и роли книги альГазали «Насихат аль Мулюк» в общей струе арабо-исламской мысли средневековья, необходимо осветить некоторые положения, изложенные в трудах арабских философов IX— XI вв., которые в той или иной степени соотносимы с концепцией аль-Газали. Такой обзор, по нашему мнению, крайне важен, поскольку помогает достаточно отчетливо уяснить себе мировоззренческую концептуальную основу изучаемого нами труда, выявить некоторые параллели и «созвучия» с трудами великих мыслителей этого периода.
1. Binder L. Al-Ghazzali’s Theory of Islamic Government. Muslim World, 45, 1955, pp. 229-241.
2. Bruce B. Lawrence. Ibn Khaldun and Islamic ideology. Leiden : E.J. Brill, 1984. 136 p.
3. Crone Patricia. Did al-Ghazali write a Mirror for Princes? On the Authorship of Nasihat al-Muluk. Jerusalem Studies of Arabic and Islam, 10, 1987, pp. 167-197.
4. Fuad Baali. Society, State, and Urbanism: Ibn Khaldun’s Sociological Thought. - USA: SUNY Press, 1988, 175 p.
5. Henri Laoust. La Politique de Gazali. Paris: Paul Geuthner, 1970, 414 S.
6. Hillenbrand C. A little-known Mirror for Princes of al-Ghazali. Festschrift fur Gerhard Endress, Leuven, 2004, pp. 591-99.
7. Hillenbrand C. Islamic Orthodoxy or Realpolitik? Al-Ghazali’s Views on Government. Journal of Persian Studies, 1988. pp. 81-94
8. Lambton, Ann K.S. The Theory of Kingship in the Nasihat-ul-Muluk of Ghazali. The Islamic Quarterly, 1, 1954, pp. 47-55
9. Muḥsin S. Mahdi. Alfarabi and the Foundation of Islamic Political Philosophy. - London: University of Chicago Press, 2001, 264 p.
10. Peters F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. - N.Y. - L.: Luzac, 1968.
11. Sherwani, H. K. El-Ghazali on the Theory and Practice of Politics. Islamic Culture, 9, 1935, pp. 450-74.
12. Abu Nasr Al´-Farabi. Politika. Vostochnaya filologiya. Dushanbe, 1973. Vyp.2. S. 102 178.
13. Abu Khamid Mukhammad al´-Gazali at-Tusi. At-Tibr al-Masbuk fi nasikha al-mulyuk. Per. s persidskogo na arabskiy: anonim. Pod red.: Akhmad Shams at-Din. Beyrut: Dar al-kitab al´-‘alyamiya, 1988, 132 sukhuf.
14. Abu Khamid Mukhammad al´-Gazali at-Tusi. Voskreshenii religioznykh nauk / Per. s arabskogo Nasyrov I.R. T. 1, ch. 1. M.: 2007. 584 s.
15. Abu Khamid Mukhammad al´-Gazali at-Tusi. Nastavlenie pravitelyam i drugie sochineniya. Per. s arabskogo. M., 2004. 302 s.
16. Abu Khamid Mukhammad al´-Gazali at-Tusi. Eliksir schast´ya. Chast´ 1−2. Per. s pers., vstup. st., komment. i ukaz. A.A. Khismatulina. SPb.: «Peterburgskoe Vostokovedenie», 2007. 466 s.
17. Averintsev S.S. Filologiya. Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar´. - Moskva: «Sovetskaya entsiklopediya», 1990. s. 544-545.
18. Al-Farabi Abu Nasr Mukhammad. Traktat o zhiteley dobrodetel´nogo goroda / Per.s arab. I.O. Mukhammeda, A.V. Sagdeeva. Al-Farabi. Filosofskie traktaty. Alma-Ata: Nauka, 1971. S. 191-377.
19. Aristotel´. Etika / Per. Braginskaya N. M.: AST, 2010.
20. Baranov Kh.K. Bol´shoy arabsko-russkiy slovar´. M.: Zhivoy Yazyk, 2006, 456 s.
21. Bart R. S/Z / Per. s fr. G.K. Kosikova i V.P. Murat; Pod red. G.K. Kosikova. 3-e izd. M.: «Akademicheskiy Proekt», 2009. 373 s.
22. Batsieva S.M. Istoriko-sotsiologicheskiy traktat Ibn Khalduna «Mukaddima.»: «Nauka»; Glav. red. vostochnoy lit-ry, 1965. 221 s.
23. Belkin M.V., Plakhotskaya O. Slovar´ «Antichnye pisateli». SPb.: «Lan´», 1998.
24. Bol´shaya Sovetskaya Entsiklopediya. M.: «Sovetskaya entsiklopediya», 1969-1978.
25. Gabitova R.M. «Universal´naya» germenevtika Fridrikha Shleyermakhera». Germenevtika: istoriya i sovremennost´. M.: «Mysl´», 1985. S. 61-97.
26. Ignatenko A. A. Poznat´ nepoznavaemoe (al´-Gazali o ratsional´nom poznanii transtsendentnogo - algayb). Srednevekovaya arabskaya filosofiya: Problemy i resheniya. M., 1998. S. 175-209.
27. Ignatenko A.A. V poiskakh schast´ya (Obshchestvenno-politicheskie vozzreniya arabo -islamskikh filosofov srednevekov´ya). M.: «Mysl´», 1989. 254 s.
28. Ignatenko A.A. Kak zhit´ i vlastvovat´. M.: Progress, 1994, 348 s.
29. Ignatenko A.A. Obman v kontekste arabo-islamskoy kul´tury srednevekov´ya (po materialam «knyazh´ikh zertsal»). Odissey. Chelovek v istorii. 1993. Obraz «drugogo» v kul´ture. M.: «Nauka», 1994.
30. Ignatenko A.A. Problemy etiki v «knyazh´ikh zertsalakh». Bog-chelovek-obshchestvo v traditsionnykh kul´turakh Vostoka. M.: Nauka. Izdatel´skaya firma «Vostochnaya literatura», 1993.
31. Kerimov G.M. Al´-Gazali: religiozno-filosofskie vzglyady. Kerimov G.M. Al´-Gazali i sufizm. Baku, 1969. S. 71-100.
32. Kirabaev N. S. Filosofiya vlasti: al-Mavardi i al´-Gazali. Sravnitel´naya filosofiya. Moral´naya filosofiya v kontekste mnogoobraziya kul´tur. M., 2004.
33. Kirabaev N.S. Sootnoshenie vlasti i avtoriteta v politicheskom uchenii al´-Gazali. Chelovek kak filosofskaya problema: Vostok - Zapad. M., 1991.
34. Kirabaev N.S. Sotsial´naya filosofiya musul´manskogo Vostoka. M.: UDN, 1987.
35. Kirabaev N.S. Teoriya gosudarstva v musul´manskom pravovedenii. Klassicheskiy islam. Traditsionnye nauki i filosofiya. M.: 1988. S. 9-47.
36. Konurbaev M.E. Bibliya Korolya Iakova v lingvopoeticheskom osveshchenii : Spetskurs (uchebno-metod. posobie). M. : Dialog-MGU, 1998.
37. Konurbaev M.E. Bibliya korolya Iakova: literaturnyy plagiat, politicheskiy manifest ili bibliograficheskoe otkrytie?. Bibliya korolya Iakova: 1611-2011. Kul´turnoe i yazykovoe nasledie / otv. red. d-r filol. nauk E.B. Yakovenko. Moskva: BukiVedi, 2013. S. 75 -86.
38. Konurbaev M.E. Stil´ i tembr teksta. M.: MAKS-PRESS, 2001.
39. Konurbaev M.E. Tembral´naya organizatsiya angliyskoy rechi (na materiale Biblii Korolya Iakova). Dis. … kand.filol. nauk. M., 1993.
40. Makiavelli N. Gosudar´. / Per. Murav´eva G. M.: Planeta, 1990.
41. Miskaveykh. Traktat o prirode spravedlivosti / Per. i komment. Z.I. Guseynovoy. Istoriko-filosofskiy ezhegodnik. M.: Nauka, 2000. S. 286-300. http://smirnov.iph.ras.ru/local/miskadlp.pdf (data obrashcheniya: 13.06.2014).
42. Naumkin V.V. Uchenie «o kasb» v proizvedenii al´-Gazali «Vockreshenie nauk o vere». Islam i musul´mane kul´tura i politika (stat´i, ocherki i doklady raznykh let). K 190-letiyu Instituta vostokovedeniya RAN. M. − N. Novgorod, 2008 S. 9-17.
43. Ozhegov S.I. Slovar´ russkogo yazyka. M.: Rus. yaz., 1991, 917 s.
44. Otchet o rabote sankt-peterburgskogo filiala instituta vostokovedeniya RAN (v protsesse reorganizatsii v Institut vostochnykh rukopisey RAN) v 2007 godu.
45. Platon. Gosudarstvo. M.: «Nauka», 2005. 576 s.
46. Rossiya kak musul´manskiy mir: inakovost´ kak problema / Otv. red. Vypuska A.V. Smirnov. M., 2010. 528 s.
47. Rotterdamskiy E. Vospitanie khristianskogo gosudarya / Per. Tarasova A.M.: Mysl´, 2010, 366 s.
48. Sotsial´nye, eticheskie i esteticheskie vzglyady al´-Farabi / Otv. red. Zh.M. Abdil´din. Alma-Ata: «Nauka» Kazakhskoy SSR, 1984., 176 s.
49. Ushakov D.N. Bol´shoy tolkovyy slovar´ sovremennogo russkogo yazyka. M.: Russkie slovari, 1994. 844 s.
50. Frege G. Smysl i znachenie. Logika i logicheskaya semantika / Per. Biryukov B. M.: «Aspekt Press», 2000. C. 230-246.
51. Frolova E.A. Arabskaya filosofiya: proshloe i nastoyashchee. M., 2010.
52. Khenri Luist. Politika Gazali. Per. Makhdi Muzaffari. Tegeran, 1354/1975. T. 1. S. 202.
53. Khismatulin A.A. Nekotorye problemy sovremennykh perevodov sochineniy al´-Gazali na russkiy yazyk. Abu Khamid Mukhammad al´-Gazali at-Tusi «Kimiya-yi sa’adat» («Eliksir schast´ya»). RAN, Institut vostokovedeniya. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2007.
54. Shamolov A.A. Filosofsko-teologicheskie vozzreniya Gazali. Dis… d-ra filosof. nauk. Dushanbe, 2003. 379 s.
55. Shidfar B.Ya. Obraznaya sistema arabskoy klassicheskoy literatury: VII-KhII vv. M.: Nauka, 1974. 252 s.
56. Shleyermakher F. Germenevtika / Per. s nem. A.L. Vol´skogo. Nauch. Red. N.O. Guchinskaya. SPb.: «Evropeyskiy Dom». 2004. 242 s.