FEATURES OF FINANCING INNOVATIVE SPHERE SYSTEM DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
A comparative analysis of innovation financing systems in Russia and abroad is carried out. The main factors influencing the organization of financial support of the Russian economy’s innovative and investment development are defined. The ways of increasing its efficiency and the possibility of implementation in the regions of the southern Federal district and the Rostov region are considered.

Keywords:
competitiveness, innovation financing system, investment and financial support, innovative activity, Rostov region
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время конкурентоспособность экономики в долгосрочной перспективе зависит от устойчивого экономического роста, повышения качества жизни и благосостояния населения. Их достижению способствуют эффективное использование ресурсного, научно-технического, финансового потенциала, коммерциализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, активное внедрение в хозяйственную практику инновационных товаров и услуг.

В связи с этим растет интерес государства и корпоративных структур к изучению опыта формирования инновационных систем; финансирования инновационной деятельности в масштабах мирового хозяйства; перехода страны на новую стадию развития.

Согласно исследованию, проводимому Всемирным экономическим форумом в 2018 г. («The Global Competitiveness Report» 2018) [12], Россия занимает 43 место в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности (65,6 баллов) и 36 место по компоненту инновационной экосистемы (56,8 балла). По данным показателям она лидирует среди стран Евразии и входит в группу государств со средневысоким уровнем ВВП на душу населения, уступая лидерам Северной Америки (США), Европы (Германия, Великобритания), Азии (Япония, Южная Корея, Китай).

Одним из важнейших факторов развития национальной и региональной инновационных систем является наличие эффективной системы финансирования, которая включает в себя институты, инструменты и механизмы привлечения инвестиций, а также совокупность отношений между ее участниками [3; 4]. От качества их работы и взаимодействия зависят конкурентоспособность, инвестиционная привлекательность страны и ее регионов.

На объем и структуру финансового обеспечения резидентов инновационных систем влияют принятая модель финансирования, её особенности, инновационная активность государственного и предпринимательского секторов, отраслевая структура хозяйства, производственная специализация компаний. Для России характерна переходная модель, предполагающая доминирующее участие государства в финансировании инновационного процесса [2].

В ежегодном исследовании Всемирного экономического форума приведена информация о системах финансирования и их воздействии на конкурентоспособность, инновационность многих стран мира. На диаграмме представлены значения индексов, рассчитанных для России, США, Китая, Германии, Японии, Южной Кореи, Великобритании (рис. 1).

В рейтинге The Global Competitiveness Index за 2017–2018 гг. по показателям развития системы финансирования Россия находится на 86-м месте. Это обусловлено следующими особенностями: слабой финансовой инфраструктурой; дефицитом финансовых ресурсов на отечественных предприятиях; трудностями предоставления венчурного капитала, а также кредитования коммерческими банками инновационных проектов в силу их высокой рискованности; коррумпированностью политической и неопределённостью правовой систем; невысокой инвестиционной привлекательностью российской экономики для зарубежных и отечественных инвесторов из-за санкций [1].

Для оценки степени участия государства, предпринимательского сектора, зарубежных инвесторов в финансовом обеспечении инновационной сферы Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ежегодно проводится исследование структуры валовых внутренних расходов на НИОКР по источникам финансирования (рис. 2).

Согласно статистическим данным ОЭСР за 2017 г., Япония, Китай, Южная Корея, Германия, США отличаются относительно высокой интенсивностью коммерческих НИОКР (60–80%). В России важнейшая роль в инвестировании данной сферы отведена государству (около 70%), так как частный бизнес вкладывает недостаточно средств из-за масштабов требуемых финансовых вложений, низкой ликвидности полученных активов, высокой степени неопределённости и риска [11].

Основными источниками финансирования внутренних затрат на исследования, разработки являются государственный и региональный бюджет (66%), собственные средства организаций предпринимательского сектора (16%), научных организаций (14%) (рис. 3).

В соответствии с докладом ОЭСР [11], более 85% всех исследований и разработок, проводимых деловым сектором в США, Китае, Японии, Германии, Южной Корее, Великобритании, России приходится на обрабатывающие отрасли промышленности (рис. 4).

Анализ расходов предпринимательского сектора на НИОКР по отраслям показал, что в развитых странах большая часть всех инвестиционных затрат на инновации приходится на высокотехнологичные отрасли (производство готовых металлических, компьютерных, электронных и оптических изделий, электротехнического, транспортного оборудования, машин, автотранспортных средств, фармацевтических препаратов, химических веществ и продуктов).

Данные ОЭСР подтверждает рейтинг делового журнала Forbes «The World's Most Innovative Companies-2018» [8], в котором представлены 100 инновационных компаний мира. Они сосредоточены в странах Северной Америки (48%), Тихоокеанского региона (20%), Западной Европы (20%) и получают высокую прибыль от инвестиционных вложений в производство программного обеспечения, услуг ИКТ, товаров для дома, пищевую промышленность, фармацевтику, биотехнологии, выпуск медицинского оборудования, электронную коммерцию, розничную торговлю. Лидирующие позиции принадлежат IT-компаниям из США (ServiceNow, Workday, Salesforce.com). В рейтинг также входит компания из России ПАО «ГМК "Норильский Никель"», осуществляющая деятельность в сфере горнодобывающей промышленности и цветной металлургии.

Эксперты Всемирного экономического форума в Докладе «The Global Competitiveness Report» [12] отмечают, что в любой стране существуют факторы, которые способны ослабить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики, негативно повлиять на возможность ведения бизнеса, в том числе в сфере инноваций. Например, для США, Германии, Японии характерна значительная налоговая нагрузка, в Китае наблюдаются неэффективная работа государственного аппарата, высокая инфляция, а в Южной Корее и Великобритании – политическая нестабильность. На деятельность российских предприятий серьёзное воздействие оказывают налоговая политика, ограниченный доступ к финансированию, инфляция. 

Для современной российской системы финансирования инноваций характерны следующие проблемы: невысокая эффективность использования государственных средств, выделяемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; распыленность бюджетных вложений среди множества получателей; низкий спрос частного и государственного сектора на российские инновационные продукты; нехватка собственных средств предприятий-инвесторов для исследований и разработок, сложности в получении долгосрочных кредитов; неразвитость внутренних рынков венчурного капитала, системы государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов; недостаточная поддержка малого инновационного бизнеса со стороны государства; жесткая конкуренция со стороны иностранных производителей; несовершенство правовой базы, затрудняющей защиту прав интеллектуальной собственности; износ материально-технической базы предприятий; слабая отдача от реализации технологических инноваций, трудности в их коммерциализации [1; 2; 3]. Они ограничивают объём инвестиций в инновации, что оказывает негативное влияние на результаты научной и научно-технической деятельности.  

В соответствии с выводом, сделанным в работе «OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: The digital transformation» [11], странам с инновационно-ориентированным типом экономики и переходной моделью финансирования необходимо проектировать, развивать передовые продукты и процессы для поддержания конкурентных преимуществ, стремиться к более высокой добавленной стоимости. Этот процесс требует создания государственным и деловым сектором условий, благоприятствующих инновационной деятельности предприятий на всех этапах их жизненного цикла, а также обеспечивающих достаточный приток инвестиций в исследования и научные разработки.

По мнению учёных Института Европы РАН [2], для увеличения капиталовложений и внутренних затрат в сферу высоких технологий, а также роста их результативности необходимо обеспечить эффективность работы и взаимодействия всех элементов системы финансирования, которые обеспечивали бы надёжность банковской сферы, привлечение инвестиционных ресурсов, а также доступность финансовых продуктов, услуг стартапам, МСБ, исследовательским организациям, университетам для трансформации идей и знаний в конечные продукты, их дальнейшее применение на практике.

Повышение конкурентоспособности экономики России во многом зависит от особенностей систем финансирования инновационной сферы в её федеральных округах и регионах.

В настоящее время в экономическом пространстве Южного федерального округа ведущие позиции занимает Ростовская область, так как обладает значительным научно-образовательным потенциалом, широкой производственной специализацией, инвестиционной привлекательностью.

Инновационная политика базируется на равноправном участии органов государственной власти, научного сообщества, бизнес-структур для объединения ресурсов и развития инновационной системы региона. Её главной целью является повышение конкурентоспособности Ростовской области на основе расширенного воспроизводства и вовлечения в хозяйственный оборот инновационного потенциала. К важнейшим задачам инновационной политики относятся привлечение инвестиций в инфраструктуру инновационной системы, направленных на создание и развитие венчурных управляющих организаций; предоставление финансовой и нефинансовой поддержки субъектам инновационной деятельности [5].

Основные положения по стимулированию, развитию, эффективному использованию инновационного потенциала региона, формам государственной поддержки определены в Областном законе № 591-ЗС от 28.11.06 «Об инновационной деятельности».

Согласно данным статистического ежегодника по Ростовской области (рис. 5), самая высокая доля внутренних затрат на исследования и разработки приходится на бюджетное финансирование (60%), предпринимательский сектор (20%) и средства организаций государственного сектора (11%).

Инновационное развитие экономики во многом зависит от инновационной активности промышленных предприятий и внедрения технологических инноваций (новые либо усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке; новый либо усовершенствованный процесс или способ производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности). Технологические инновации в Ростовской области финансируются за счёт бюджета и собственных средств организаций. Со стороны бизнеса существует спрос на новейшие разработки и технологии, поэтому особая роль уделяется интеграции инновационной, инвестиционной, научно-технической и научно-образовательной деятельности для обеспечения их комплексного взаимодействия.

В проекте Стратегии инвестиционного развития до 2030 г. [7] предусмотрено совершенствование нормативно-правовой базы, институциональной системы финансовой и нефинансовой поддержки, формирование инвестиционной и инновационной инфраструктуры Ростовской области, которая включает в себя инновационно-экономическую, производственно-технологическую, экспертно-консалтинговую, финансовую группы. Они позволят создать необходимые условия инновационного развития от фундаментальных научных исследований до внедрения технологий и реализации готовой наукоемкой продукции.

Для оказания финансовой, информационной, правовой, консультационной, имущественной поддержки, подготовки кадров в сфере МСП, минимизации избыточных административных и иных ограничений Правительством Ростовской области в 2014 г. утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». На её реализацию направлен общий объем финансирования в размере 1,166 трлн руб. [6]. В подпрограмме «Инновационное развитие Ростовской области» определён размер ресурсного обеспечения, который составляет 267,4 млн руб. до 2020 г. Динамика объёма финансового обеспечения региона представлена на рис. 6.

Ожидаемыми результатами государственной программы станут создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в экономике региона; повышение предпринимательской активности участников инновационной системы и конкурентоспособности субъектов МСП; совершенствование механизмов поддержки инновационной деятельности, международного и межрегионального сотрудничества.

Финансовая поддержка инновационной деятельности в Ростовской области осуществляется благодаря реализации государственных программ субсидирования; участию предприятий в проектах ГЧП; деятельности Гарантийного фонда; сотрудничеству с банками, микрофинансовыми организациями и лизинговыми компаниями (табл. 1).

 

Таблица 1

Формы финансовой поддержки инновационного развития Ростовской области [5]

Формы финансовой поддержки

Мероприятия в рамках формы финансовой поддержки

Государственные программы субсидирования

  • Субсидии субъектам МСП на осуществление инновационной деятельности.
  • Субсидии субъектам МСП на создание, обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества

Государственно-частное партнерство

  • Софинансирование расходов городских округов и муниципальных районов, направляемых на создание объектов капитального строительства.
  • Субсидии на реализацию проектов ГЧП: подключение к объектам электро- и газоснабжения, сетям водоснабжения и водоотведения, а также на подведение к границам участка объектов транспортной инфраструктуры

Гарантийный фонд

  • Поручительства НКО «Гарантийный фонд Ростовской области» субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки субъектов МСП, у которых недостаточно собственного залогового обеспечения для привлечения кредита / банковской гарантии / лизинга / займа

Микрофинансирование

  • Займы и небольшие кредиты малым предприятиям, предпринимателям с невысоким доходом от 11 фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе фондов местного развития и микрофинансовой компанией АНО «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства»

Лизинг МСП

  • Сотрудничество с лизинговыми компаниями – участниками подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», в том числе с «МСБ-Лизинг», «Альянс-Лизинг», АО «Региональная лизинговая компания»
  • Лизинговые услуги на льготных условиях.
  • Субсидии субъектам МСП в целях возмещения части затрат по лизинговым платежам

Работа с банками

  • Сотрудничество с коммерческими банками – участниками подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».
  • Предоставление поручительств по кредитным договорам.

 

К финансовым инструментам, направленным на поддержку субъектов инновационной деятельности региона, относятся: гранты, субсидирование, кредитование бизнеса, льготное налогообложение. Они предоставляются за счет средств областного бюджета на конкурсной основе в порядке, предусмотренном федеральным и региональным законодательством (табл. 2).

Субъектами инновационной деятельности, претендующими на получение финансовой поддержки за счет средств областного бюджета в Ростовской области, являются предприятия крупного бизнеса, а также среднего и малого предпринимательства.

 

Таблица 2

Финансовые инструменты поддержки субъектов инновационной деятельности в Ростовской области [5]

 

Финансовые инструменты

Целевое назначение

Гранты

Финансовое обеспечение:

  • физических лиц на выполнение научно-исследовательских работ, результаты которых имеют перспективу коммерциализации;
  • субъектов малого предпринимательства для выполнения НИОКР в рамках реализации инновационных проектов;
  • малых инновационных предприятий, завершивших НИОКР и планирующих создание или расширение производства инновационной продукции

Субсидирование

Субсидии на возмещение части затрат:

  • по лизинговым платежам;
  • начинающим предпринимателям по организации собственного дела;
  • по стоимости присоединения к сетям;
  • на участие в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях;
  • по стоимости подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • на реализацию программ энергосбережения;
  • на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц;
  • на уплату процентов по кредитам

Кредитование

Предоставление субъектам инновационной деятельности:

  • поручительства по обязательствам;
  • гарантий по кредитам банку;
  • микрофинансирования

Льготное налогообложение

Пониженная ставка налога:

  • на имущество организаций;
  • на прибыль организаций.

 

Крупный бизнес может возместить часть расходов на приобретение основных средств, непосредственно используемых для производства инновационной продукции, а также на оплату стоимости патентов.

МСП получают компенсацию в размере части капитальных, текущих затрат, которые направлены на исследование, разработку, производственное проектирование, дизайн новых производственных процессов, продуктов, услуг и методов их производства; приобретение машин и оборудования, программных средств, связанных с технологическими инновациями; сертификацию и патентование; выплату лизинговых платежей в целях модернизации производства и повышения его эффективности.

Региональная финансовая и имущественная поддержка субъектов инновационной сферы осуществляется при следующих условиях:

– инновационная деятельность ведется по приоритетным направлениям Ростовской области (агропромышленный комплекс; минерально-сырьевой комплекс; электроэнергетика; информатика и телекоммуникации; машиностроительный комплекс; строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; химическая и нефтехимическая промышленность; здравоохранение; транспортный комплекс; космические технологи);

– доля инновационной продукции составляет не менее 10% от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг и подтверждается формой федерального либо регионального статистического наблюдения за последний отчетный год.

Достижение целей инновационной политики Ростовской области и развития финансового рынка, стимулирующего интенсивный рост региональной экономики, предполагает преодоление многих проблемных аспектов. В их число входят: недостаточная степень развития институциональных условий инвестирования в инновации и технологическое развитие, неполная реализация государственной поддержки инновационной деятельности, низкий уровень финансовой грамотности населения, нехватка опыта эмитентов в выходе на открытый рынок капиталов, невысокая степень развития механизмов коммерциализации технологий, ограниченные инвестиции для ряда ключевых отраслей специализации и высокотехнологичных отраслей экономики региона [5].

В перспективе они могут сократить эффект от использования научно-технологической, изобретательской активности; ослабить кооперационные связи между научными, образовательными, инновационными и финансовыми организациями; снизить заинтересованность малых и средних предприятий в инновационной деятельности [5].  

Для обеспечения эффективности системы финансирования инноваций, инвестиционного и инновационного потенциала, а также роста конкурентоспособности региона в производственно-технологической, научно-образовательной сферах требуются: дальнейшее развитие финансового рынка; повышение качества взаимодействия государственного, исследовательского и предпринимательского секторов; разработка новых программ поддержки инновационной деятельности; стимулирование инвестиционного развития в «полюсах роста» Ростовской области; использование новых перспективных источников капиталовложений при обновлении производственной инфраструктуры.

Таким образом, на сегодняшний день одним из важнейших показателей конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности страны и ее субъектов является организация эффективной системы финансирования инноваций. Она во многом зависит от особенностей финансового обеспечения резидентов национальной и региональной инновационных систем; инвестиционной активности государственного и предпринимательского секторов; отраслевой структуры хозяйства; производственной специализации компаний. Развитие системы финансирования инновационной сферы в российской экономике находится под влиянием сдерживающих факторов. Повышение ее эффективности путем решения многих проблемных аспектов на современном этапе, достижение целей инновационной политики предполагают разработку и реализацию комплекса мероприятий, который позволит усовершенствовать финансовую поддержку инноваций; снизить инвестиционные, предпринимательские риски предприятий в Ростовской области и Южном федеральном округе.

References

1. Dudareva O.V., Puzakov A.G. Problemy finansirovaniya innovacionnoy deyatel'nosti v Rossii / EKONOMINFO. Innovacii i investicii. - 2017. - № 3.  S. 55-58.

2. Eroshkin A.M. Finansirovanie innovacionnogo razvitiya: teoriya i praktika / Eroshkin A.M., Petrov M.V., Pliseckiy D.E.; Federal'noe gos. byudzhetnoe uchrezhdenie nauki, In-t Evropy Rossiyskoy akad. nauk. - M.: In-t Evropy RAN; SPb.: Nestor-Istoriya, 2012. - 184 s.

3. Igonina L.L. Finansovaya sistema Rossii: makroekonomicheskiy i regional'nyy aspekty: monografiya / L.L. Igonina, L.V. Boldyreva. - M.: RUAYNS, 2017. - 260 s.

4. Kuprichev M.A. Analiz sistemy finansirovaniya innovacionnoy deyatel'nosti v Rossii // Diskussiya. Ekonomicheskie nauki. - 2013. - № 3 (33).  S. 41-47.

5. Sinicyna T.S. Povyshenie effektivnosti regional'noy sistemy finansirovaniya innovaciy // Sovremennye issledovatel'skie traektorii upravleniya finansami [Elektronnyy resurs]: materialy XI Mezhdunarodnoy studencheskoy elektronnoy nauchnoy konferencii «Studencheskiy nauchnyy forum». / Rossiyskaya Akademiya Estestvoznaniya. - Moskva, 2019. - Rezhim dostupa: https://scienceforum.ru/2019/article/2018011041 (data obrascheniya: 10.11.2019).

6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy «Ekonomicheskoe razvitie i innovacionnaya ekonomika» Rostovskoy oblasti (red. ot 15.08.2018 № 515): postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoy oblasti ot 25 sentyabrya 2013 g. № 599 [Elektronnyy resurs] / oficial'nyy portal Pravitel'stva Rostovskoy oblasti. - Rezhim dostupa: http://www.donland.ru (data obrascheniya: 07.11.2019).

7. O Strategii investicionnogo razvitiya Rostovskoy oblasti do 2030 goda (red. ot 03.02.2017): postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoy oblasti ot 31 iyulya 2013 g. № 474 [Elektronnyy resurs] / oficial'nyy portal Pravitel'stva Rostovskoy oblasti. - Rezhim dostupa: http://www.donland.ru (data obrascheniya: 05.11.2019).

8. Oficial'nyy sayt delovogo izdaniya «Forbs» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.forbes.com/innovative-companies/list/ (data obrascheniya: 01.11.2018).

9. Rossiya v cifrah. 2018: Krat. stat. sb. / Rosstat. - M., 2018. - 522 s.

10. Chernyshev M.A., Anopchenko T.Yu., Moshkin I.V., Boeva K.Yu. Rol' innovacionno-investicionnogo faktora v obespechenii modernizacii ekonomiki na sovremennom etape: monografiya. // Upravlenie innovacionno-investicionnymi processami v aspekte modernizacii. - Saratov: Akademiya biznesa, 2012. - 384 s.

11. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: The digital transformation. - Paris: OECD Publishing, 2017. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264268821-en. (data obrascheniya: 01.11.2019).

12. The Global Competitiveness Report 2017-2018. URL: www.weforum.org/gcr. (data obrascheniya: 01.11.2019).

Login or Create
* Forgot password?