IMPLEMENTATION OF A PROCESS APPROACH IN ORDER TO INCREASE THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF A TRANSPORT ENTERPRISE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The economic security of an economic entity presupposes the existence of competitive advantages due to the correspondence of the financial and personnel potentials and organizational structure of the enterprise to its strategic goals and objectives. The article substantiates the feasibility of applying the process approach and proposes a business process for the interaction of the dispatch and forwarding services as a priority regulated process to increase the level of economic security of a transport enterprise.

Keywords:
economic security, process approach, business process
Text

На сегодняшний день наличие в организационной структуре хозяйствующего субъекта специализированных структурных подразделений, наделенных функциями обеспечения экономической безопасности, является довольно распространённым явлением. При этом существует достаточно много различных подходов к толкованию понятия «экономическая безопасность хозяйствующего субъекта». Так, с одной стороны, «экономическая безопасность предприятия» рассматривается в сочетании с понятиями «угрозы» и «защищенности от угроз» [3, 4].

С другой стороны, цели и сущность обеспечения экономической безопасности предприятия неотрывно связаны с эффективным менеджментом, а именно достижением экономической эффективности и стратегических целей развития хозяйствующего субъекта. «Экономическая безопасность предприятия – это состояние предприятия, характеризующееся его способностью наиболее эффективно использовать доступные ресурсы для обеспечения стабильной экономической и хозяйственной деятельности и запланированного развития» [1].

Повысить эффективность системы управления в целом и, соответственно, уровень экономической безопасности предприятия, возможно за счет внедрения на предприятии научно-обоснованных подходов к построению системы управления хозяйствующего субъекта: TQM, PIQS, стандарты ISO серии 9000, BPMS, ERP и другие. Все они основаны на применении процессного подхода к управлению деятельности хозяйствующего субъекта. Передовыми российскими специалистами по выделению в организации сети процессов и управления этими процессами для достижения максимальной эффективности деятельности хозяйствующего субъекта являются В.В. Репин и В.Г. Елиферов [5].

Результатом внедрения процессного подхода является оптимизация системы корпоративного управления, которая становится прозрачной для управленческого аппарата и адаптированной к дестабилизации условий внешней среды. При внедрении процессного подхода возникают следующие основные направления, требующие регламентации:

  • взаимодействие между процессами и подразделениями организации;
  • порядок планирования целей и задач деятельности подразделений;
  • ответственность и полномочия владельцев бизнес-процессов, порядок действий иных участников;
  • система отчета перед управленческим аппаратом;
  • система показателей, характеризующих результативность и эффективность деятельности организации в целом и ее процессов;
  • порядок рассмотрения результатов деятельности и принятие управленческих решений по устранению отклонений и достижению плановых показателей.

Таким образом, внедрение процессного подхода в управление предприятием способствует усилению эффективности работы руководящего состава компании, снижению влияния человеческого фактора при управлении компанией, улучшению положения хозяйствующего субъекта на рынке, повышению значимости управления тех элементов и подсистем, которые ориентированы на обеспечение экономической безопасности хозяйствующего субъекта, и позволяет увеличить сопротивляемость к внутренним и внешним условиям, порождающим угрозы экономической безопасности [2, 6].

Рассмотрим пример моделирования бизнес-процесса взаимодействия диспетчерской и экспедиторской службы российского грузоперевозчика, осуществляющего доставку грузов по всей территории Российской Федерации (более 10 000 рейсов ежемесячно).

Гипотеза данного исследования состоит в том, что внедрение процессного подхода в деятельность транспортного предприятия позволит руководителям эффективней управлять ключевыми процессами хозяйствующего субъекта, действительно создающими ценность для потребителя, а также интегрировать разрозненные действия функциональных служб в единый процесс достижения целевого результата деятельности грузоперевозчика.

Создание системы обеспечения экономической безопасности в рамках хозяйствующего субъекта требует проведения подготовительных мероприятий, включающих исследование элементов внутренней и внешней среды на микро- и макроуровне в сочетании с оценкой их воздействия на возможности хозяйствующего субъекта; проведение экономического анализа деятельности предприятия; мониторинг деловых партнеров транспортной организации, оценка их правоспособности, реальности деятельности, платежеспособности и деловой репутации.

Основными направлениями экономического анализа транспортного предприятия являются:

  • анализ изменения финансовых результатов;
  • анализ динамики показателей прибыли;
  • анализ показателей рентабельности;
  • анализ структуры баланса;
  • анализ ликвидности и платежеспособности;
  • анализ финансовой устойчивости.

Необходимым и достаточным отражением недостаточной эффективности экономической деятельности предприятия является анализ показателей рентабельности, большинство из которых ниже нормативных значений (результаты расчетов показателей рентабельности и их сравнение с нормативными значениями представлены в таблице 1).

 

Таблица 1 – Анализ показателей рентабельности организации

 

В целях выявления неэффективных участков компании, требующих первоочередного моделирования бизнес-процессов, был составлен хронометраж рабочего дня сотрудников различных отделов, а также статистика по опозданиям.

В рамках диспетчерской службы выявлено 33 % действий, не создающих ценность; 42 % - действий, не создающих ценность, но неизбежных в текущих условиях функционирования предприятия; и всего лишь 25 % действий, создающих ценность (рисунок 1, здесь и далее: ДНЦ – действие, не создающее ценность; ДСЦ – действие, создающее ценность).

 

Рисунок 1 – Результаты оценки эффективности деятельности сотрудников диспетчерской службы

 

Экспедиторская служба демонстрирует более высокие показатели, однако также выходящие за пределы нормативных значений, а именно: 33% - действий, не создающих ценность; 33% - действий, не создающих ценность, но неизбежных в текущих условиях функционирования предприятия; 34 % действий, создающих ценность (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Результаты оценки эффективности деятельности сотрудников экспедиторской службы

 

Результатом анализа количества опозданий водителей за месяц по данным отчета операционной деятельности стало выявление 2282 случаев несвоевременного прибытия на загрузку, при этом в ходе анализа причин опозданий выявлены ложные случаи фиксирования сотрудниками фактов опозданий, с учетом этого количество фактических опозданий составило 1271, что также является довольно высоким показателем и не соответствует нормативным значениям, установленным в компании. Распределение опозданий по авто-колонным бригадам (далее – АКБ) практически равномерно, что подтверждает всецелую проблему функционирования диспетчерской службы, необходимость комплексного внедрения процессного подхода, охватывающего всех ее сотрудников независимо от принадлежности к конкретной бригаде (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Структура фактических опозданий

 

Анализ причин опозданий на основе сбора и систематизации комментариев водителей и сотрудников диспетчерской службы, а также смежных подразделений представлен на рисунке 4.

По итогам оценки показателей эффективности деятельности сотрудников различных служб на основе анализа хронометража рабочего времени, а также статистики по опозданиям выявлены наиболее непроизводительные участки компании, требующие первоочередного внедрения процессного подхода в хозяйственную деятельность, а именно – диспетчерская служба и служба транспортной экспедиции.

 

Рисунок 4 – Основные причины опозданий

 

В результате анализа действующей организационной структуры предприятия, утвержденных в рамках него положений служб, отделов сделан вывод о том, что в функционале аппарата управления предприятия наблюдается выполнение большого количества однообразных, периодически повторяющихся процедур и операций при сравнительной устойчивости и незыблемости управленческих задач и функций. Выявлена необходимость обеспечить четкую работу каждого подразделения, а следовательно, и всего предприятия, посредством введения прочной системы связей. Фрагменты организационной структуры транспортного предприятия (служба транспортной экспедиции и диспетчерской служба) представлены на рисунках 5 и 6.

Для более эффективной реализации проекта по созданию кросс-функционального бизнес-процесса взаимодействия службы транспортной экспедиции и диспетчерской службы необходимо определить приоритетные цели и задачи существующих подразделений.

 

Рисунок 5 – Фрагмент организационной структуры транспортного предприятия (служба транспортной экспедиции)

 

Рисунок 6 – Фрагмент организационной структуры транспортного предприятия (диспетчерской служба)

 

Цели и задачи Службы транспортной экспедиции:

Цель – обеспечить потребности Клиента наличием транспорта в нужном месте, в нужном объеме, в нужное время с максимальной маржинальностью путем эффективного планирования.

Задачи: обеспечение потребности собственного автопарка в загрузках, развитие экспедиторского бизнеса, развитие существующих Клиентов, увеличение прибыли Компании и обеспечение объема выручки в соответствии со стратегией.

Цели и задачи диспетчерской службы:

Цели – эффективная эксплуатация собственного автопарка (40 руб./км; пробег > 15 тыс. км в месяц на транспортное средство (далее – ТС)) и своевременность прибытия на погрузку/разгрузку к Клиенту (не более 5% опозданий).

Задачи:

  1. Планирование рейсов с учетом следующих параметров:
  • Текущий рейс (плюс описание следующего рейса);
  • Расчет руб./км на круг и заработка ТС в сутки;
  • Равномерность пробегов по водителям
  1. Контроль ТС на линии:
  • Отсутствие отклонений от маршрутов водителями;
  • Проверка диспетчером 2 раза в день с помощью навигации и телефонного звонка водителю;
  • Обратная связь о проблемах от водителей, информирование менеджера транспортной экспедиции (далее – МТЭ) и руководителя региональной группы (далее – РРГ);
  • Управление простоями, их минимизация, информирование МТЭ и РРГ;
  • Фиксация отклонений в рейсе.
  1. Обучение персонала:
  • Инструкции;
  • Наставничество;
  • Разбор отклонений.
  1. Документооборот:
  • Контроль сдачи документов водителями;
  • Актуальность базы 1С

Соответствие финансового, кадрового потенциалов и организационной структуры транспортного предприятия его стратегическим целям и задачам, обеспечивается за счет мотивации сотрудников, а также внедрением показателей оценки работы в рамках каждой службы (таблица 2).

 

Таблица 2. Целевые показатели и экономические методы управления сотрудниками

Результаты реализации проекта по созданию бизнес-процессов взаимодействия диспетчерской и экспедиторской службы представлены на рисунках 7 и 8 (Сокращения: СВХ – склад временного хранения, РЦ – региональный центр, ПЗ – предварительная заявка). В целях обучения персонала предусматривается формирование перечня необходимой для функционирования процессов документации (инструкции, регламенты, положения, методики, должностные инструкции и т.д.), на которые даются ссылки в представленном бизнес-процессе.

Данная разработка включает в себя распределение ответственности за итоги работ, входящих в состав бизнес-процессов; установление системы взаимодействия бизнес-процессов между собой и с внешней средой; определение показателей деятельности процессов, границы показателей, характеризующие нормальное функционирование процессов.

Владелец процесса проводит детальный разбор и анализ отклонений, выявленных на каждом этапе с указанием корректирующих мероприятий, действий, необходимых для предотвращения отклонений. По результатам разбора и анализа отклонений и корректирующих мероприятий формирует отчет в установленной форме и направляет непосредственному руководителю:

 

 

 

Рисунок 7 – Процесс взаимодействия диспетчерской и экспедиторской службы (часть 1)

 

 

Рисунок 8 – Процесс взаимодействия диспетчерской и экспедиторской службы (часть 2)

 

Предложенный процесс взаимодействия диспетчерской и экспедиторской службы учитывает клиент-ориентированный подход и дает возможность проанализировать и оптимизировать механизмы внутриорганизационных отношений между разрозненными функциональными структурными единицами и с внешней средой.

Дальнейшая детальная проработка регламентированного взаимодействия между сотрудниками позволит последовательно проводить непрерывное совершенствование деятельности хозяйствующего субъекта, заключающееся как в росте качества оказания конечной услуги потребителям, так и в повышение конкурентоспособности организации и ее финансового результата, следовательно, и повышения уровня ее экономической безопасности.

References

1. Bobarykina E.N., CHernenko N.G. The genesis of the concept of "economic security of the enterprise" // Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve. - 2017. - № 2 (22). - P. 4-21

2. Kir'yanen A.I., Labudin A.V., Samodurov A.A. Business process approach to managing economic security of enterprises using the equation of profitability // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. - 2016. - № 3. - P. 96-105

3. Lozovoj V.I., Romanova T.V. The theoretical basis for ensuring the economic security of the enterprise // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2019. - № 6. - P. 75-79

4. Martirosyan N.A. Issues of ensuring the economic security of the enterprise // Innovacionnaya nauka. - 2018. - №9. - P. 29-32

5. Repin V.V., Eliferov V.G. The process approach to management. Modeling business processes. - M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2013. - 544 pp.

6. Sultygova M.B. Theoretical approaches to the study of the concept of "Economic security of the organization" // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - 2017. - № 6 (108). - P. 164-167


Login or Create
* Forgot password?