ANTICORRUPTION EXPERTISE OF MUNICIPAL NORMATIVE LEGAL ACTS: CURRENT STATE AND SEARCH OF WAYS OF IMPROVEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the legislation, governing the subject composition of municipal legal acts anticorruption expertise. There is no compulsory, solid and independent expertise of municipal acts at present time. An attempt to justify the necessity for legal and anti-corruption expertise, when the municipal legal acts are in the federal register, was made. The solution of problems, set out in the article, directly related to the improvement of legislative regulation of powers separation between the different levels of public authority on keeping the Federal Register municipal legal acts.

Keywords:
Anti-corruption expertise, municipal legal acts, local self-government bodies, bodies of state power of a subject of the Russian Federation, municipal legal acts Federal register.
Text

Термины «антикоррупционная экспертиза» и «коррупциогенные факторы» сегодня уже прочно вошли в правовой лексикон. В России буквально за несколько прошедших лет сформирован реально действующий механизм проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Несмотря на достигнутые успехи,названный механизм еще требует настройки. Имеются недостатки в правовом регулировании антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов. В частности, проблемным вопросом является ее субъектный состав.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Закон № 172-ФЗ) антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов (их проектов) проводят органы местного самоуправления, органы прокуратуры (в отношении актов, указанных в ч. 2 ст. 3 данного Закона) и Министерство юстиции РФ (в отношении уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации). Как видим, проведение сплошного, охватывающего все муниципальные нормативные правовые акты, антикоррупционного анализа возложено исключительно на самих разработчиков этих актов — органы местного самоуправления. Ведомственная экспертиза, безусловно, необходима, но не всегда можно признать ее результаты объективными. Между тем объективность, согласно п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ, является одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В отличие от муниципального уровня нормативные правовые акты (проекты актов) органов государственной власти подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе в Минюсте России. Трудно найти объяснение тому, что в механизме проведения антикоррупционной экспертизы не предусмотрена обязательная, сплошная и независимая экспертиза муниципальных нормативных актов. Ведь именно в актах органов местного самоуправления выявляется наибольшее количество коррупциогенных факторов, причем не только по причине значительного количества муниципальных образований в России.

В целом качество муниципальных правовых актов является острейшей проблемой. Именно на уровне местного самоуправления допускается наибольшее количество дефектных норм. При этом низкое качество муниципальных актов характерно для сельских поселений. Одной из причин является недостаточность бюджетных средств у сельских поселений для штатного обеспечения юридическими кадрами, на что обращают внимание многие исследователи. В связи с этим В. И. Васильев совершенно справедливо пишет: «При определении арсенала антикоррупционных средств, предусматриваемых национальными программами борьбы с коррупцией, должны реально учитываться возможности муниципальных образований, их специфика».

 

References

1. Artamonov A. N., Avitisov A. S. Uroven´ obespecheniya prav grazhdan i kachestvo munitsipal´nogo normotvorchestva. Rossiyskaya yustitsiya. 2010. № 11.

2. Volkova O. I. Administrativno-pravovoe regulirovanie antikorruptsionnoy ekspertizy munitsipal´nykh normativnykh pravovykh aktov (proektov aktov) v munitsipal´nykh obrazovaniyakh Respubliki Mordoviya. Administrativnoe i munitsipal´noe pravo. 2010. № 6.

3. Korruptsiya: priroda, proyavleniya, protivodeystvie / otv. red. T. Ya. Khabrieva. M., 2012.

4. Kudashkin A. V. Antikorruptsionnaya ekspertiza: teoriya i praktika: nauch.-prakt. posobie. M., 2012.

5. Rodionova O. N. Antikorruptsionnaya ekspertiza. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. 2010. № 1.

6. Shunkevich E. S. Praktika uchastiya Upravleniya Ministerstva yustitsii Rossiyskoy Federatsii po Altayskomu krayu v normotvorcheskoy deyatel´nosti organov mestnogo samoupravleniya. Byulleten´ Ministerstva yustitsii Rossiyskoy Federatsii. 2013. № 4.

Login or Create
* Forgot password?