INTEGRATED INFORMATION SYSTEMS OF MANAGEMENT OF PUBLIC FINANCE IN PROVISION OF TRANSPARENCY OF BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The principle of transparency of the budgetary system is the openness of public finances to public control. The beginning of reforms in the public finance sector had allowed the Russian Federation to improve the position in the international ranking of the budget system transparency. А modern way of ensuring transparency in public finance operations is formation of a unified information space for all public-law entities by operation of integrated information systems «Electronic budget» and the State information system on the state and municipal payments. The author of the article classifies the integrated information system as a mechanism for disclosure of performance information for public oversight with modern technical features. The article also talked about the effective management of the money supply in the form of non-cash accounts on common problems of the Federal Treasury and provide feedback between state region, providing execution of the budget and the members of society.

Keywords:
Public finance, the integrated information system, electronic budget, public oversight, transparency of the budgetary system.
Text

Основополагающими принципами управления публичными финансами можно считать прозрачность и эффективный контроль за формированием и расходованием бюджетных средств. Прозрачность бюджетов всех уровней — характеристика, являющаяся решающей для определения уровня развитости бюджетной и в целом финансовой системы страны. По мнению Н. А. Ахметовой, принцип прозрачности также подразумевает под собой открытость деятельности государственной власти для общественного контроля. Принцип прозрачности бюджета обеспечивается ведением планирования и исполнения бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.

Исторически принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы и бюджетного процесса носил название принципа гласности. Именно под таким названием он был закреплен в ст. 3 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-I «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (утратил силу). М. И. Пискотин писал о непосредственной связи принципа ежегодности и принципа гласности бюджета, предполагая, что они оба служат важнейшими институтами демократии: право представительных органов, состоящих из народных избранников, принимать бюджет можно считать истоком принципа гласности. По мнению О. В. Болтиновой, в соответствии с принципом прозрачности граждане могут получить информацию о выборе, сделанном от их имени депутатами при утверждении бюджета, из средств массовой информации.

Направления реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации предполагают постепенное раскрытие информации о формировании и расходовании бюджетных средств перед обществом, о чем свидетельствуют, например, поправки, внесенные в БК РФ Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ. Внесенные изменения под прозрачностью бюджетной системы, помимо открытости для средств массовой информации проектов и отчетов об исполнении бюджетов, подразумевают законодательное закрепление обязательного размещения информации о функционировании бюджетной системы на специализированных информационных порталах в сети Интернет.

Отметим, что только в составе федерального бюджета могут присутствовать секретные статьи, утверждаемые согласно ст. 209 БК РФ на закрытом заседании палат Федерального Собрания РФ и включаемые в состав расходов федерального бюджета исключительно по представлению Президента РФ, как правило, содержащие информацию о выделении бюджетных ассигнований на функционирование спецслужб или засекреченные научные разработки. Информация о таких статьях не размещается в средствах массовой информации, что присваивает им особый статус не подлежащих общественному финансовому контролю. Полагаем, что подобные статьи усиливают закрытость федерального бюджета в сравнении c региональными и местными бюджетами, несколько затрудняя достижение Россией равенства по показателям прозрачности бюджетной системы с лидерами международных рейтингов.

 

References

1. Akhmetova N. A. Printsip prozrachnosti v deyatel´nosti organov gosudarstvennoy vlasti kak osnovnoy faktor preduprezhdeniya korruptsii. Vestnik volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. № 5.

2. Boltinova O. V. K voprosu o realizatsii printsipa prozrachnosti (otkrytosti) byudzheta. Aktual´nye problemy rossiyskogo prava. 2013. № 7.

3. Nikolaev M. B., Romashova N. A., Osokin V. V. Perevod byudzheta regiona na kaznacheyskuyu sistemu ispolneniya. Vestnik nizhegorodskogo universiteta im. Lobachevskogo. 2004. № 2.

4. Piskotin M. I. Sovetskoe byudzhetnoe pravo. M., 1971.

Login or Create
* Forgot password?