COMPETITIVE ADVANTAGES AS A FACTOR OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF CONSUMER COOPERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the competitive advantages of consumer cooperation of economic and social nature in comparison with other economic structures and the use of these advantages as a factor in countering the existing external and internal threats to the economic security of cooperative organizations.

Keywords:
consumer cooperation, cooperative ideology, social mission, competitive advantages, economic security, threats, strategic objectives and priorities
Text

Проблема экономической безопасности в последнее время получает все более масштабное звучание в связи с нарастанием вызовов и угроз как для национальной экономики в целом, так и для отдельных регионов, отраслей, предприятий. Основным источником глобальных внешних угроз является изменение мирового правопорядка, переход от однополярного к многополярному миру, которое сопровождается межгосударственными конфликтами, торговыми и информационными войнами, применением санкций, жесткой конкуренцией со стороны международных корпораций, захватами рынков сбыта, силовым давлением на экономики других стран.

Внутренние угрозы не менее опасны для экономики страны, региона, предприятия, их последствия могут носить еще более негативный характер. К ним следует отнести: неэффективное управление экономикой, структурные перекосы в сферах и видах деятельности, устаревшие технологии, низкая конкурентоспособность товаров и услуг, имущественное и духовное расслоение общества, неконтролируемая миграция, снижение уровня и качества жизни, организованная преступность и др.

В этих условиях возрастает необходимость принятия действенных мер по снижению рисков, предотвращению угроз и минимизации негативных последствий при их реализации. Первым шагом в решении этой проблемы является формирование стратегии экономической безопасности в каждом обособленном хозяйствующем субъекте. Стратегия экономической безопасности, представляющая собой базовый, документально оформленный и утвержденный документ, в котором обосновываются цели, задачи, стратегические приоритеты и механизм защиты экономики от угроз, актуальна для всех без исключения хозяйствующих субъектов, регионов, отраслей, в том числе, и для потребительской кооперации.

Потребительская кооперация как старейшая кооперативная система Российской Федерации, имеющая 185-летнюю историю и такой же опыт успешного кооперативного хозяйствования, является авторитетным представителем кооперативного сектора экономики России. Создание

системы кооперации в начале XX века имело место по

географическому принципу. В настоящее время в неё входят более 2300 обществ потребкооперации из более 70 регионов Российской Федерации, которые объединяют районные потребсоюзы и более 1,5 млн. пайщиков. Хозяйствующие субъекты потребкооперации предлагают товары и услуги жителям около 90 тысяч населенных пунктов по всей Россиим [4]. Территориально кооперативные организации охватывают практически все регионы страны, поэтому экономическая безопасность потребительской кооперации имеет не только внутриотраслевое, но и региональное значение, а именно, способствует реализации государственной политики по выравниванию социально-экономического развития регионов.

Разработка стратегии экономической безопасности хозяйствующего субъекта предусматривает определенную логическую последовательность действий (этапов), начиная с анализа экономической ситуации и финансового состояния предприятия и заканчивая перечнем конкретных мер, нацеленных на достижение положительных результатов в предотвращении внешних и внутренних угроз, минимизации рисков в хозяйственной деятельности, обеспечение устойчивых темпов развития.

Одним из важнейших этапов разработки стратегии является проведение стратегического анализа (SWOT-анализа), цель которого комплексное исследование положительных и отрицательных факторов, которые могут влиять на социально-экономические результаты деятельности организации, определение его сильных и слабых сторон, и далее - использование данной информации для принятия стратегических управленческих решений и выработки стратегических приоритетов экономического развития.

Технология проведения SWOT–анализа заключается в выявлении и сопоставлении внутренних сильных и слабых сторон организации с ее внешними возможностями и угрозами. При этом сильные стороны следует рассматривать как конкурентные преимущества исследуемой организации по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а слабые стороны – как внутренние угрозы экономической безопасности. Под внешними возможностями понимаются благоприятные изменения во внешней среде, открывающие для организации пути роста и развития. Внешние угрозы представляют собой независимые от организации изменения внешней среды, которые могут негативно отразиться на экономическом положении организации.

Таблица 1.- Основные результаты SWOT–анализа потребительской кооперации в контексте обеспечения экономической безопасности

 

 

№№ п/п

Конкурентные преимущества

Внутренние угрозы

Социальный блок

1.

Социально-ориентированная система

Замедление темпов социальной работы

3.

Кооперативная идеология

Недостаточная пропаганда кооперативной модели хозяйствования

4

Единство интересов участников кооперативного движения

Замедление притока новых пайщиков

5

Кооперативное образование

Недостаточная подготовка кадров в кооперативных учебных заведениях

Экономический блок

6

Организационная структура

Ослабление контрольных функций

7

Многоотраслевая деятельность

Снижение объемов и видов деятельности

8

Эксклюзивные источники финансирования

Недостаточное использование дополнительных источников финансирования

9

Налоговые льготы и государственные преференции

Снижение финансовой устойчивости кооперативов

10

Возможности производства экологически чистых продуктов питания

Тенденция сокращения кооперативного производства

11

Профессионализм работников

Старение кадрового состава

 

Внешние благоприятные возможности

Внешние угрозы

12.

Высокая оценка деятельности кооператоров и государственная поддержка

Жесткая конкуренция со стороны крупных торговых сетей и других предпринимательских структур, не «обремененных» социальными функциями

 

Информация, полученная в результате SWOT–анализа, требует более глубокого осмысления, сопоставления преимуществ с угрозами и на этой основе нахождения резервов для повышения экономической безопасности потребительской кооперации.

Социальный блок конкурентных преимуществ чрезвычайно важен для потребительской кооперации, поскольку социальная составляющая - одна из ведущих в понятии категории экономической безопасности.

Конкурентные преимущества социальной направленности исходят из самой природы кооперации, которая имеет двойственный характер и представляет единство экономических и социальных начал, причем, социальные задачи всегда являлись приоритетными. Идея социальной справедливости лежит в основе теории и практики кооперации. Первые потребительские кооперативы Англии («Рочдельские пионеры») и России (кооперативы декабристов) создавались исключительно с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей своих членов, защиты от недобросовестных торговцев и производителей. Поскольку социальные цели не могут быть достигнуты без экономической базы, без финансирования хозяйственной деятельности и получения прибыли, то в деятельности потребительских кооперативов объективной необходимостью явилось оптимальное сочетание экономических и социальных функций.

Потребительская кооперация России на всех этапах своего существования активно участвовала в решении социальных проблем. Наиболее показательной является социальная деятельность кооперативов в 90-х годах прошлого столетия в сложный период перехода к рыночной экономике, когда в наиболее трудном положении оказалось сельское население, оставшееся без работы и без доходов. Тогда потребительская кооперация, сама находящаяся в критическом состоянии, первой пришла на помощь жителям села и развернула социальную работу,  нацеленную на повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, оказание помощи наиболее нуждающимся категориям граждан, развитие социальной инфраструктуры села, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий и т.п. Результатом активной социальной работы явилась популяризация кооперации, повышение доверия и интереса к деятельности кооперативов, приток новых членов, что, в конечном счете, положительно отразилось на финансово-экономическом состоянии кооперативных организаций.

Между тем, на современном этапе наблюдается снижение социальной активности кооператоров. Это объясняется, с одной стороны, недостаточностью средств для финансирования социальных мероприятий, с другой – ослаблением остроты проблем сельского населением. Такие доводы вряд ли можно признать убедительными, а сам факт ослабления социальной работы на селе следует считать угрозой экономической безопасности потребительской кооперации.

Большим социальным преимуществом кооперативных организаций является наличие кооперативной идеологии, представляющей совокупность кооперативных идей, кооперативных принципов, кооперативных ценности и кооперативной этики. Кооперативная идеология формирует единство взглядов, целей и задач кооператоров. Преимущество заключается в том, что крупные корпорации, другие предпринимательские структуры, заботящиеся о своем будущем, вынуждены формировать корпоративную этику и корпоративную культуру с нуля, тогда как у кооператоров это сформировано исторически. Так, Роберт Оуэн, один из основоположников теории кооперации, проповедовал такие кооперативные идеи, как равенство, совместная собственность, взаимопомощь, справедливые цены, запрет на получение прибыли, образование. На кооперативных идеях базируются:

- кооперативные ценности: демократия, равенство, взаимопомощь, солидарность, ответственность;

- кооперативные принципы: добровольность и открытость; контроль членов кооператива; участие в экономической деятельности; автономия и независимость; образование, обучение и информация; кооперирование; забота о сообществе. Сущность и содержание кооперативной идеологии раскрыто и документально закреплено в «Положении о кооперативной идентичности», утвержденном конгрессом МКА (Манчестер, 1995г.).

Привлекательность кооперативной идей и ценностей на определенных этапах, когда их популяризация проводилась на высоком уровне, и главное, выражалась в практических делах, сыграла большую роль в вовлечении новых членов в потребительские кооперативы. На этой же основе происходило сближение экономических интересов основных агрегированных групп участников кооперативного движения: пайщиков, работников потребительской кооперации, обслуживаемого населения, что способствовало повышению мотивации и эффективности труда, заинтересованности всех участников в конечных результатах деятельности кооперативов.

В настоящее время популяризация кооперативной идеологии несколько ослаблена, что выражается в недостаточной пропаганде преимуществ кооперативной модели хозяйствования через средства массовой информации, путем проведения разъяснительной работы среди населения. Кроме того, отсутствуют достаточно весомые материальные стимулы для вступления в члены кооператива, а именно, снижение кооперативных выплат в связи с неустойчивым финансовым положением ряда кооперативов. В результате наблюдается замедление притока новых пайщиков, что также следует расценивать как серьезную угрозу социально-экономической безопасности потребительской кооперации.

Уникальным конкурентным преимуществом потребительской кооперации является наличие собственного кооперативного образования, что является практической реализацией одного из важнейших принципов кооперативной идентичности. Образовательная кооперативная система представлена разветвленной сетью кооперативных университетов с их филиалами, техникумов, колледжей, традиционно готовящих специалистов различного профиля, как для потребительской кооперации, так и для других отраслей и сфер экономики и даже зарубежных стран. Практически в каждом регионе России имеется кооперативное образовательное учреждение. Уникальность заключается в том, что ни одна отрасль экономики не имеет подобной собственной образовательной системы.

В период централизованного финансирования кооперативных учебных заведения подготовка кадров в собственных образовательных учреждениях была востребована кооперативами и давала хорошие результаты, так как в процессе обучения формировались знания и умения, учитывающие специфику кооперации. Специалисты потребительской кооперации отличаются высоким профессионализмом и опытом работы в многоотраслевом кооперативном хозяйстве. Однако в настоящее время в потребительской кооперации наметилась негативная тенденция «старения» кадров, уменьшился приток молодежи, особенно молодых специалистов, под угрозой находится формирование кадрового резерва. В кооперативных образовательных учреждениях сокращается количество студентов из потребительской кооперации. Это объясняется переходом на рыночные отношения, ликвидацией централизованного фонда подготовки кадров, прекращением практики распределения выпускников. Выпускники зачастую не возвращаются даже в те организации, которые финансировали их обучение. Из этого следует необходимость разработки эффективного механизма финансирования подготовки и закрепления молодых специалистов в потребительской кооперации.

Не менее важное место в системе обеспечения экономической безопасности занимает экономический блок конкурентных преимуществ потребительской кооперации.

Потребительская кооперация имеет уникальную организационную структуру, построенную на кооперативных принципах добровольности, демократии, солидарности, взаимопомощи. Основу ее составляют потребительские общества (потребительские кооперативы), которые осуществляют экономическую и социальную деятельность на обслуживаемых территориях. На принципе добровольности кооперативы объединяются в региональные союзы и в центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз России). По желанию кооперативы могут вступать непосредственно в центральный союз, минуя региональные. Такая организационная структура, которая объединяет все кооперативы в единую систему, оставляя при этом их полностью самостоятельными и независимыми, является большим конкурентным преимуществом по сравнению с разрозненными хозяйствующими субъектами. Системный подход к организационному построению потребительской кооперации позволяет:

- формировать общую стратегию и тактику кооперативного движения;

- определять задачи и приоритеты развития кооперации;

- вырабатывать общую модель обеспечения экономической безопасности;

- разрабатывать в союзах и доводить до кооперативов методическое обеспечение всех видов деятельности;

- на принципах солидарности и взаимопомощи оказывать финансовую поддержку кооперативам, испытывающим трудности в финансировании;

- на уровне Центросоюза и региональных союзов защищать интересы кооператоров в государственных органах;

- инициировать совершенствование законодательства для кооперативного сектора экономики;

- добиваться преференций и льгот для кооперативов, руководствуясь их социальной миссией;

- представлять потребительскую кооперацию России на международном уровне, в частности в Международном кооперативном альянсе;

- осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Как одну из угроз единству системы потребительской кооперации следует рассматривать ослабление контрольных функций союзов над деятельностью кооперативов, особенно по вопросам сохранности кооперативной собственности.

Наряду с социальными функциями кооперативные организации осуществляют многопрофильную и разноотраслевую финансово-хозяйственную и предпринимательскую деятельность, что даёт возможность удовлетворить различного рода материальные, социальные и иные потребности пайщиков, их семей, а также обслуживаемого системой кооперации населения.

Кроме того, многоотраслевая деятельность позволяет распределять, а, следовательно, и минимизировать коммерческие и финансовые риски, связанные с предпринимательской деятельностью.

Традиционными, исторически сложившимися видами деятельности потребительской кооперации являются: торговля, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, хлебопечение, производство продовольственных товаров, строительство и др. В годы перестройки сфера деятельности потребительской кооперация еще более расширилась в результате проводимой кооперативами диверсификации, то есть проникновения в новые, ранее не свойственные кооперации сегменты рынка. Когда на селе перестала существовать система государственного бытового обслуживания, эти функции взяла на себя потребительская кооперация. Стали создаваться кооперативные мастерские по ремонту обуви и одежды, бытовой техники, прокату товаров, пошивочные мастерские, столярные цеха, парикмахерские и др., (всего более 100 видов услуг). Одним из направлений диверсификации явилось проникновение в сельскохозяйственный сектор. Многие кооперативы стали заниматься земледелием на арендованных у государства землях, создавать подсобные хозяйства и животноводческие фермы, увеличивая тем самым продовольственные ресурсы кооперативов для переработки, общественного питания и торговли.

Эффективность диверсификация оценивается как по экономическим, так и по социальным критериям. Экономический эффект заключается в росте совокупного объема оборота, повышении доходов и конечных финансовых результатов, укреплении экономического состояния кооперативов. Социальный эффект состоит в создании новых рабочих мест, повышении занятости и получении новых источников доходов сельского населения.

Оценивая значимость данного конкурентного преимущества, следует признать, что на современном этапе существует угроза его ослабления. Потребительская кооперация постепенно свертывает свою многоотраслевую деятельность. Существенно снизились объемы заготовок, собственного производства, общественного питания, сферы услуг и даже торговли – традиционно ведущей отрасли потребительской кооперации. Основной причиной снижения является жесткая конкуренция со стороны крупныхторговых сетей и индивидуальных предпринимателей, которые неуклонно завоевывают сельский рынок, в первую очередь, благодаря гибкому ценообразованию и оперативному реагированию на конъюнктуру рынка. Кооперативные организации в этом смысле проигрывают своим конкурентам и теряют свои позиции.

Важнейшим звеном системы экономической безопасности потребительской кооперации является финансовая составляющая, которая предполагает финансовую устойчивость, платежеспособность, деловую активность, высокие финансовые результаты, обеспечивающие кооперативам устойчивые темпы роста и выполнение социальных задач.

В последние годы наметилась негативная тенденция ухудшения финансового состояния кооперативных организаций, что обусловлено  многими объективными и субъективными факторами. Прежде всего, сокращением объемов и видов деятельности, снижением продаж, недостаточностью финансирования, низкой рентабельностью хозяйственной деятельности, уменьшением доходов обслуживаемого населения, усилением конкуренции. Между тем, у потребительской кооперации имеются весомые конкурентные преимущества в финансовой сфере, которые, по всей видимости, используются недостаточно.

Во-первых, потребительской кооперации, помимо собственных средств и кредитов банков, на законодательном уровне дана возможность

применять в финансово-хозяйственной деятельности заемных ресурсов, привлечённых у пайщиков, населения и иных хозяйствующих субъектов. Привлечённые заёмные ресурсы оформляются посредством договора ссуды на добровольной и взаимоинтересной основе, при этом процентная ставка не должна быть выше ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения

договора.

Во-вторых, кооперативные организации могут использовать такой дополнительный способ финансирования, как целевые взносы кооператоров на осуществление конкретных производственных проектов (например, открытие перерабатывающего цеха, колбасной линии и.т.п.). Целевые взносы вносятся кооператорами на добровольной основе с целью последующего получения экономической выгоды в виде части прибыли от финансово-хозяйственной деятельности финансируемого проекта.

В-третьих, предприятия потребительской кооперации, относящиеся по своим параметрам к малому предпринимательству, получают налоговые льготы в виде упрощенной системы налогообложения, пониженных коэффициентов по единому налогу на вмененный доход, снижения налоговых ставок (а зачастую и полному освобождению) от местных налогов.

В-четвертых, потребительская кооперация получает определенные преференции от государства в виде частичного возмещения транспортных расходов по доставке товаров в отдаленные и труднодоступные районы, предоставления пониженных ставок по услугам ЖКХ. Разумеется, льготы для потребительской кооперации предоставляются государством не в рамках благотворительности, а исключительно за весомый вклад в социально-экономическое развитие страны и регионов.

Решение проблемы финансового состояния кооперативных организаций связано не только с использованием конкурентных преимуществ, но и с совершенствованием финансового менеджмента, а именно, оптимизацией структуры основного и оборотного капитала, развитием финансового планирования и прогнозирования, углублением финансового анализа, управлением денежными потоками, оценкой рисков, связанных с принятием управленческих решений и т.п.

В «Концепции развития системы потребительской кооперации на 2017-2021годы» - главном стратегическом документе Центросоюза Российской Федерации - определены стратегические задачи и приоритеты,  реализация которых позволит кооперации вернуть утраченные позиции.[3 ]

В коммерческой деятельности:

- создание общефедеральных торговых сетей, в частности,для реализации совместных проектов совместно с крупными торговыми сетями Российской Федерации;

- создание единой логистической основы2 потребительской

кооперации;

- интеграция оптово-распределительных центров, находящихся в

распоряжении потребительских обществ, в единую сеть;

- широкое внедрение актуальных практик,

которые применяются розничными сетями Российской Федерации, а также внедрение современных  эффективных методов управления торговой деятельности;

- создание сегмента для продукции, приобретённой и переработанной

организациями потребкооперации, а также продукции, созданной в организациях потребкооперации;

- формирование федеральных сетей для торговли продуктами первой необходимости;

- создание для потребкооперации Российской Федерации единой маркетинговой политики, проведение маркетинговых исследований;

- формирование единой системы дисконтов в торговых организациях потребкооперации;

- увеличение числа пайщиков потребительской кооперации за счет дисконтных программ и льготных условий.

В заготовительной деятельности:

- обновление и совершенствование материально-технической базы для

осуществления закупочной деятельности продукции животноводства и растениеводства, а также дикоросов, лекарственно-технического сырья и др.;

- усиление работы с индивидуальными подсобными и фермерскими хозяйствами, а также другими производителями сельхозпродукции;

- использование возможностей производственных предприятий потребительской кооперации в первичной обработке (переработке) сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья;

- и др.

В производственной деятельности:

- разработка федеральной и региональных программ развития кооперативного производства;

- распределение предприятий по уровням производства (районный, региональный, межрегиональный и федеральный) в зависимости от специализации и рынков сбыта производимой продукции;

- интеграция кооперативного производства с системой заготовительной и торговой деятельности;

- обеспечение высокого качества производимой продукции путем разработки и внедрения системы качества на уровне мировых стандартов, использования высококачественного, экологически чистого сырья, усиления контроля над качеством кооперативной продукции;

- внедрение кооперативных брендов для реализации высококачественной продукции собственного производства в торговой сети потребительской кооперации и вне ее;

- принятие мер по снижению негативного влияния конкурентной среды путем обеспечения высокого качества и экономически грамотного ценообразования;

- использование всех источников финансирования производственной деятельности, в том числе целевых взносов кооператоров.

В результате реализации предусмотренных мер потребительская кооперации к 2021 году должна достигнуть в целом по системе следующих объемов совокупного оборота: общий совокупный оборот – 390 млрд руб., оборот розничной торговли – 249 млд. руб., оптовой торговли – 20 млд. руб., заготовок - 40 млд. руб., производства – 37 млд. руб., общественного питания – 24 млд. руб. [3,с.4]

Для достижения целевых установок, возвращения утраченных позиций и укрепления экономической безопасности организациям потребительской кооперации необходимо, наряду с мероприятиями, изложенными в Концепции, в полной мере использовать конкурентные преимущества, обусловленные экономической природой, уникальностью и самобытностью кооперации.

References

1. Zakon RF ot 19.06.1992 №3085-1 (red. 02.07.2013) «O potrebitel'skoy kooperacii (potrebitel'skih obschestvah, ih soyuzah) v Rossiyskoy Federacii. [Elektronnyy resurs] http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=148609&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2772404046943824#0006634105286535741 (Data obrascheniya: 20.09.2019).

2. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 № 208 «O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda» [Elektronnyy resurs] http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (Data obrascheniya: 20.09.2019).

3. Koncepciya razvitiya sistemy potrebitel'skoy kooperacii na 2017 - 2021 gody. Utverzhdena Postanovleniem Soveta Centrosoyuza Rossiyskoy Federacii 14.09.2016 g. [Elektronnyy resurs] rcoop.ru/images/docs/Koncepciya_razvitiya_potrebkooperacii_na_2017-2021.pdf (Data obrascheniya: 20.09.2019).

4. Centrosoyuz Rossiyskoy kooperacii. [Elektronnyy resurs] Oficial'nyy sayt https://www.rusprofile.ru/id/4000987. http://www.rus.coop/ru/about/ (Data obrascheniya: 20.09.2019).

5. Adamov N.A. Osobennosti upravleniya finansami zhilischno-stroitel'nyh kooperativov // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. 2014. № 3. S. 85-90.

6. Adamov N.A. Osobennosti sozdaniya i funkcionirovaniya zhilischno-stroitel'nyh kooperativov // Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal. 2013. № 4. S. 2.

7. Morozova A.K. Formirovanie sistemy upravleniya zatratami v korporativnyh strukturah na osnove logisticheskogo podhoda // Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal. 2017. № 1. S. 28.

8. Morozova A.K. Indikatory i metody ocenki ekonomicheskoy bezopasnosti predpriyatiya // V sbornike: Perspektivnye nauchnye issledovaniya i razrabotki v kooperativnom sektore ekonomiki materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii v ramkah ezhegodnyh Chayanovskih chteniy: v 2-h chastyah. 2015. S. 705-709.


Login or Create
* Forgot password?