GORODSKOY I SEL'SKIY TURIZM V ASPEKTE DESTINACIONNOGO RAZVITIYA TURISTSKO-REKREACIONNOGO POTENCIALA RESPUBLIKI TATARSTAN
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses the problems of modern tourism destinations development. On the example of the Republic of Tatarstan the authors shows the specifics of tourism in the Russian regions, reflecting the basic social and economic aspects of the tourism industry formation. One of the key points, put forward in the article, is the argument that the basis for sustainable development of tourism destination is the concept of stratification of its tourism space into segments of tourism demand, relevant to historical and ethno-cultural characteristics of the territory. The introduction emphasizes the importance of tourism in the structure of the modern world economic system. A fact of increasing the role of tourism and travel in the consumer behavior of the population is stated. The article presents a number of statistics, that reflect the positive development of the tourism industry, despite the ongoing global economic downturn. In the main part the authors, considering Tatarstan as one of the most promising tourist regions, defines common patterns of development, that are typical of the majority of Russian tourist destinations. On the positive dynamics of the tourism development, largely achieved through large-scale international event, the article exposes the problem of inefficient use of space tourism in the region, the presence of a significant imbalance between developed and emerging tourist centers. According to the authors view, the typical tourist spots of Tatarstan are characterized by separate development, that indicates a lack of tourist positioning strategy in the region. One of the possible solutions to this problem lies in the development of urban and rural tourism, capable of uniting the national, cultural and historical aspects of the destination within a single tourism brand. Rural areas, representing a national treasure of the republic, can become an integral part of a unique tourist image of the region. The final part draws conclusions, that excluding rural component true and full tourism potential of Tatarstan positioning is not possible. However, the regressive state of Russian agriculture actualizes the need for new forms and methods of effective use of the resource potential of rural areas. Synergistic development of urban and rural tourism in combination with an effective marketing and public-private partnership will achieve long-term social and economic impact within a given territory.

Keywords:
destination, marketing of area, tourist brand, rural tourism.
Text

Введение. За десятилетия интенсивного становления индустрии отдыха и развлечений туризм стал одной из динамично развивающихся экономических отраслей, приобретая все более доступные и универсальные формы организации для преобладающей части населения преуспевающих стран. Возрастающие темпы туристских миграций представляются для международного туристического бизнеса стимулирующим фактором в поиске новых форм эффективного и устойчивого развития туризма. Как показывают исследования, наиболее востребованными видами туризма являются пляжный, городской, культурный, деловой, оздоровительный и паломнический. 

По прогнозам UNWTO туристская индустрия будет сохранять положительную и устойчивую динамику развития, и к 2030 году может достичь показателя в 1,8 млрд. международных прибытий. Примечательным в данном контексте является тот факт, что на фоне стагнационных процессов, происходящих в мировой экономической системе, туристический сектор не только удержал, но и укрепил свои позиции. Анализ динамики развития отрасли свидетельствует о том, что в 2013г. вклад туризма в мировой ВВП составил более 2,2 млрд. долл., что в среднем на 3% превышает аналогичный показатель предыдущего года. Число занятых в сфере туризма в сравнении с 2012 г. увеличилось на 2%, составив 125,2 млн. чел., что принесло мировой экономике около 4 млн. новых рабочих мест [1]. 

Анализ и обсуждение результатов исследования. Россия как один из развивающихся туристических рынков, имеет значительный потенциал для организации данного вида деятельности. Для российского туристического рынка характерно наличие территорий, являющихся основными точками роста отрасли, обладающих развитой инфраструктурой и аккумулирующих значительное количество природных и культурно-исторических ресурсов. Развитие туризма в России осуществляется по дестинационному принципу, подразумевающему комплексный подход к организации туристской деятельности в рамках отдельно взятого туристического региона, стратифицирующего географическое пространство на определенные сегменты туристского спроса.

Одним из перспективных примеров туристских дестинаций России, в контексте рассматриваемой формы организации туристского пространства, является Татарстан, объединяющий в себе богатое культурно-историческое наследие и широкие инфраструктурные возможности. Интенсивное развитие туризма, включающее разработку дополнительных туристических продуктов, а также строительство новых туристических объектов, способствовали значительному повышению туристической привлекательности республики и выведению данного региона в число ведущих туристических направлений России. Так, по данным Росстата, в период с 2002 – 2012 годы общий прирост количества ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения в Татарстане составил 100%, что является одним из лучших показателей среди большинства других российских туристических центров (рис. 1).

Впервые Татарстан как перспективный туристический регион стал рассматриваться после празднования 1000-ия основания его столицы в 2005 году. Глобальные реконструкционные и строительные работы в исторической части города в сочетании с насыщенной историей и богатой национальной культурой, заложили фундамент, определивший будущее развитие туристической отрасли. В то же время по истине квантовым скачком в развитии туризма в республике послужило проведение одного из масштабных международных спортивных мероприятий современности - Всемирной летней универсиады – 2013 в Казани. За подготовительный период к спортивному мероприятию город пережил череду комплексных изменений, затронувших не только спортивную, но и транспортную, инженерную и туристическую инфраструктуры. В относительно короткие сроки были построены линии казанского скоростного трамвая и аэроэкспресса к Международному аэропорту «Казань», железнодорожно-автобусный вокзал, новые ветви метрополитена, транспортные развязки, дороги и пешеходные переходы [2]. Казань стала одним из городов, в котором экскурсионное обслуживание осуществляется на двухэтажных автобусах, где туристам предоставляются экскурсии на восьми языках. Подобный уровень сервиса повышает привлекательность республики в глазах международного туристического сообщества [4].   

Анализ структуры туристических потоков характеризует популярность столицы Татарстана в числе других российских городов, являющихся наиболее привлекательными для иностранных туристов. Так, общее количество туристов, посетивших Казань в 2013 году, составило 1,5 млн. человек, что превысило показатели 2012 года на 25% [6]. Зарубежных туристов привлекают многовековая история, разнообразие культур и толерантное взаимодействие религиозных конфессий, а также масштабные инфраструктурные изменения, произошедшие в столице республики за последние годы. Все эти достоинства подчеркивают уникальность Казани, наделяя данное направление большими туристическими перспективами.

В то же время слабое развитие туристических объектов за пределами города делает туристское предложение столицы Татарстана недостаточно содержательным и конкурентоспособным, а большие расстояния между потенциальными туристическими центрами лишь усложняют существующую ситуацию. В этом контексте актуализируется значимость создания новых туристических достопримечательностей, связанных концепцией единого туристического продукта, способствующих повышению привлекательности республики за пределами ее столицы. По экспертным оценкам представителей международной консалтинговой компании «Kohl&Partner», для решения данной задачи туристической отрасли Татарстана требуется не менее 900 млн. руб. ежегодных вложений на протяжении 3-5 лет, необходимых для реализации пилотных туристических проектов. Как показывает международная туристическая практика, в осуществлении проектов такого уровня ведущая роль принадлежит государству, обеспечивающему основную финансовую поддержку. Так, стоимость строительства термального аквапарка в Лутцманнсбурге (Австрия) составила 2 млрд. руб., а возведение 40 новых памятников в Скопье (Македония) обошлось в 700-900 млн. руб. Основным и единственным инвестором в том и другом случае стало государство.

Строительство новых туристических объектов позволит расширить содержание туристических маршрутов и увеличить длительность пребывания туристов в регионе до 3-4 дней, что приведет к росту объема совокупных затрат, совершаемых 

 туристами на территории дестинации. По результатам изучения конъюнктуры туристического рынка региона, средний период пребывания туристов в Татарстане составляет на данный момент не более 2 дней, что не позволяет рассчитывать на ожидаемую экономическую отдачу от имеющейся туристической инфраструктуры. Одно из следствий данной проблемы приводит к слабой загруженности гостиничного сектора республики. Объем современного номерного фонда превышает потенциал существующего спроса со стороны туристов. Проведенные нами исследования показывают, что уровень загрузки таких крупнейших отелей Казани, как «Корстон», «Гранд», «Ривьера» за 2013г. составил 57%, 45% и 63,5% соответственно (рис. 2). Нельзя обойти вниманием тот факт, что на спрос услуг средств размещения оказывает влияние не только длительность пребывания туристов в дестинации, но и особенности ценовой политики, уровень сервиса, наличие гостиниц бюджетного класса, а также предложение уникальных туристических продуктов, способствующих закономерному повышению эффективности туристической деятельности региона [3].

Изучение рынка гостиничных услуг позволило выделить определенную специфику, выраженную в том, что туристы из России, путешествуя по своей стране, несут большие расходы на проживание, чем за ее пределами. Как показал анализ, в 2013 году средняя стоимость проживания в отелях России составила 4800 руб. за стандартный двухместный номер уровня 4 звезды. В частности, предложение гостиничного сектора в таких наиболее популярных для туризма российских городах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань установилось на уровне 6600 руб., 5300 руб. и 4550 руб. за сутки проживания. В то же время стоимость средств размещения аналогичного уровня в Турции, Таиланде, Испании, являющихся наиболее востребованными среди российских туристов, составила 3450 руб., 3600 руб., 3570 руб. Одним из самых бюджетных зарубежных туристических направлений в 2013 году являлась Греция. Средняя стоимость размещения в греческих отелях находилась на уровне 2980 руб. за двухместный номер. Несмотря на то, что снижение цен на туристические услуги продиктовано экономической дестабилизацией, охватившей как греческий регион, так и большинство стран еврозоны в целом, иностранные турпакеты обладают большей конкурентоспособностью в сравнении с предложениями российского туристического рынка, так как изначально совмещают в себе оптимальный баланс цены и качества. 

Следует согласиться, что развитое гостиничное хозяйство является системообразующим фактором туристического продукта и выполняет одну из ключевых функций в становлении туризма на территории дестинации. В то же время отсутствие комплексной стратегии позиционирования туристского региона, объединенной идеей единого бренда, сводят на нет все имеющиеся возможности туристической инфраструктуры территории. Бренд в данном случае выступает в качестве связующего механизма туристического потенциала региона, придавая ему логическую форму и наделяя его концептуальным содержанием, что в конечном итоге способствует не только узнаваемости туристской дестинации для определенных сегментов туристского спроса, но и формирует высокий процент возврата туристических потоков. Проблема брендинга территорий характерна для многих российских регионов, привлекательных с точки зрения развития туризма, Татарстан в этом контексте не является исключением. 

Большинство туристических точек Татарстана развиваются как отдельные проекты, не являясь при этом структурными элементами одного туристического маршрута. Решение данной проблемы, на наш взгляд, просматривается в формировании целостного туристического бренда, способного объединить национальные, культурные и исторические аспекты дестинации, значительная часть которых сконцентрирована не только в городских агломерациях, но и в сельских территориальных образованиях. За многовековую историю сельскохозяйственные районы стали не только источником экономического развития, но и способствовали формированию значительного и уникального этнографического пласта традиций и обычаев, выражающих материальную и духовную самобытность народов Татарстана. 

Сельские территории, являясь частью национального достояния республики, способны стать неотъемлемым элементом уникального туристического образа. Синергетическое развитие городского и сельского туризма позволит сформировать комплексный туристический бренд, объединяющий в себе культурно-историческое богатство древних городов республики, а также быт и нравы коренных жителей Татарстана, проживающих в сельской местности. Сельский туризм, как один из эффективных видов туристической деятельности, способен подчеркнуть национальный колорит и разнообразие туристических возможностей Татарстана, а также обеспечить ощутимый социально-экономический вклад в решение задач сохранения и развития многочисленных сельских территорий региона (схема 1). Влияние сельского туризма на экономику территории имеет мультифакторный характер; его развитие способствует сохранению малых населенных пунктов, культурного и исторического наследия территорий, сельского быта, повышению доходов, улучшению условий жизни сельского населения, упорядочению использования природных объектов [7].

References

1. Byrkova E. Rynok mezhdunarodnogo turizma: osnovnye tendentsii 2013 goda. [Elektronnyy resurs]. URL: http://proved.rf/analytics/research/7035-turizm.html (data obrashcheniya 05.04.14).

2. Vashurov M.V., Khismatullin M.M., Asadullin N.M. Rol´ sportivnykh meropriyatiy v razvitii turistskikh destinatsiy. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 2 (28). - S. 10-13.

3. Vashurov M.V., Khismatullin M.M. Osobennosti effektivnogo razvitiya turistsko-rekreatsionnogo potentsiala destinatsiy: marketingovyy aspekt. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013.- № 4 (30). - S. 5-10.

4. Garifullina R.S., Khismatullin M.M. Tendentsii razvitiya sfery turizma i gostepriimstva v respublike Tatarstan. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. - 2014.-№ 1 (33). - S. 90-95.

5. Dinamika izmeneniya chislennosti nochevok v gostinitsakh i analogichnykh sredstvakh razmeshcheniya za 2002-2012gg. Federal´naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. [Elektronnyy resurs]. URL: http://cbsd.gks.ru/# (data obrashcheniya 20.03.14).

6. Kadoshnikov I.S. Itogi razvitiya turizma v Kazani v 2013 godu. Ofitsial´nyy portal g.Kazan´. [Elektronnyy resurs]. URL: www.kzn.ru/old/upload/wysiwyg/kadoshnikhov14_12_2013.doc (data obrashcheniya 20.03.14).

7. Khafizov D.F., Khismatullin M.M. Problemy razvitiya sel´skogo turizma kak vazhnogo vida nesel´skokhozyaystvennoy predprinimatel´skoy deyatel´nosti. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2012.- № 1 (23). -S. 82-84.

8. Nasyrov I.N., Nasyrov M.N., Davletova L.R., Fardeeva A.R. Kriteriy dokhodnosti ekologicheskogo predprinimatel´stva// Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2012. T. 7. № 3 (25). S. 34-37.

9. Zaruk N.F., Grishin G.E., Tagirova O.A. Byudzhetnoe finansirovanie sel´skogo khozyaystva v novykh ekonomicheskikh usloviyakh. Niva Povolzh´ya. 2013. № 29. S. 112-119.

Login or Create
* Forgot password?