IMPACT OF TRADITION ON LAW OF MODERN CHINA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses some features of the modern legal system in China , formed under the direct influence of Chinese traditional concepts about the role of the Right and the Law in the society. The attention is focused on moral teachings of Confucius and the views of legalists, that had had a decisive influence on legal culture and legal consciousness of a Chinese citizen. Explores the attitude of Chinee to liability and punishment, the death penalty, specificity of the legal regulation of social relations in the Chinese state. Provides examples from the law enforcement practices and legislative activity, confirming the close relationship between the modern and the traditional law in China. The special place in researching is occupied by issues of crackdown legal liability against violators of legal regulations. Analyzes the most resonance criminal cases in relation of those people, who sentenced to death , have committed crimes in the field of illicit drug trafficking , driving while intoxicated, resulted the death of two or more persons, verdicts to the supreme penalty of persons involved in the addition of melanin in infant formulas. The influence of tradition, customs and moral principles on modern legislative activities of Chinese legislator is confirmed by other examples through the prism of the modern and the traditional law in China. The author calls for to pay more attention to tradition while analyzing the current legislation of China. The modern law of China is closely connected with traditional Chinese concepts about place and role of the Law in society.

Keywords:
Comparative jurisprudence, legal system, “the cultural revolution”, “the policy of reform and opening”, Chinese law, experimental law, capital punishment, legal liability.
Text

В основе формирования и развития китайского права, включая современную правовую систему КНР, лежат глубокие исторические традиции, обычаи и нравственные категории, знание которых позволяет зарубежным исследователям понимать внутренние механизмы, составляющие основу правотворческого процесса китайского государства, отношение рядового китайца к праву и закону. Даже в период после образования в 1949 г. Китайской Народной Республики до начала политики реформ и открытости (1978 г.), несмотря на кажущийся полный слом традиционных представлений китайцев о нравственных ценностях через призму конфуцианского наследия, на каком-то глубоком ментальном уровне руководители коммунистического Китая и обычные граждане тем не менее продолжали жить многовековыми ценностями. И это невзирая на то, что учение Конфуция было объявлено реакционным, противоречащим основам новой социалистической культуры. Даже в этих идеологических условиях, как справедливо отмечает российский ученый-компаративист В. И. Лафитский, конфуцианство оказывало влияние и на политические взгляды председателя Коммунистической партии и лидера Китая Мао Цзэдуна (1893—1976 гг.). Многие его статьи и речи составлены в конфуцианском духе. В частности, об этом можно судить по тому, как Мао Цзэдун трактовал принцип датун («Великое единение»).

Значение нравственного учения Конфуция для формирования правовой культуры и правосознания китайца трудно переоценить. Видный историк К. М. Тертицкий пишет: «Конфуцианская этика проникла во все сферы социума и, как регулятор общества, иногда заменяла право, а иногда лежала в его основе. Это дало основание современным китайским интеллектуалам говорить о “тотальной этизации” китайского общества». Не меньшее значение для Китая сыграл и легизм как некоторая противоположность нравственному учению Конфуция. Легисты задолго до Макиавелли разработали и применили на практике модель тоталитарного, основанного на жестких законах управления обширной территорией (империя Цинь, 221—209 гг. до н. э.). Именно легистами была установлена беспощадная система ответственности за совершаемые нарушения правовых предписаний, включая ответственность членов рода преступника («круговая порука»). Жесткость современных китайских законов напрямую связана с заложенным еще задолго до Рождества Христова легистами в подсознание китайца отношением к закону как к основному карательному инструменту государства, при этом закон должен быть настолько суровым, чтобы у потенциальных преступников даже не возникало мысли его нарушать.

 

References

1. Akhmetshin Kh. M. Ugolovnyy kodeks KNR. Lektsiya. M., 1981.

2. Bichurin N. Ya. Kitay v grazhdanskom i nravstvennom sostoyanii. M., 2002.

3. Besedy i suzhdeniya Konfutsiya. SPb., 1999.

4. Gudoshnikov L. M. Stanovlenie i modernizatsiya pravovykh institutov. Kitay na puti modernizatsii i reform. 1949-1999. M., 1999.

5. Zakony Velikoy Dinastii Min so svodnym kommentariem i prilozheniem postanovleniy: v 2 ch. / per. s kit., issled., primech. i prilozh. N. P. Svistunovoy. M., 2002.

6. Zenger Kh. fon. Stratagemy. O kitayskom iskusstve zhit´ i vyzhivat´. Znamenitye 36 stratagem za tri tysyacheletiya / pod obshch. red. V. S. Myasnikova. M., 1995.

7. Kniga pravitelya oblasti Shan (Shan Tszyun´ Shu) / per. s kit., vstup. st., komment. i poslesl. L. S. Perelomova. 2-e izd. M., 1993.

8. Kychanov E. I. Osnovy srednevekovogo kitayskogo prava (VII-XIII vv.). M., 1986.

9. Lafitskiy V. I. Sravnitel´noe pravovedenie v obrazakh prava: v 2 t. T. 2. M., 2011.

10. Lafitskiy V. I. Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost´. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel´stva i sravnitel´nogo pravovedeniya. 2010. № 3.

11. Perelomov L. S. «Chetveroknizhie» - klyuch k postizheniyu konfutsianstva: vstup. st.. Konfutsianskoe «Chetveroknizhie» («Sy shu»). M., 2004.

12. Rybakov V. M. Blagotvoritel´nye illyuzii kul´tury: Filosofskaya osnova i pravovaya konkretika ugolovnogo kodeksa kitayskoy dinastii Tan. Vostokovedenie i afrikanistika v dialoge tsivilizatsiy. XXV mezhdunarodnaya konferentsiya: sb. dokl. SPb., 2009.

13. Seval´nev V. V. Pravovoe regulirovanie nalogooblozheniya innovatsionnogo sektora KNR: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk. M., 2012.

14. Tertitskiy K. Kitaytsy: traditsionnye tsennosti v sovremennom mire. Ch. 1. M., 1994.

15. Troshchinskiy P. V. Osobennosti sotsialisticheskoy pravovoy sistemy s kitayskoy spetsifikoy. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel´stva i sravnitel´nogo pravovedeniya. 2012. № 6.

16. Troshchinskiy P. V. Yuridicheskaya otvetstvennost´ v prave Kitayskoy Narodnoy Respubliki. M., 2011.

17. Troshchinskiy P. Osnovnye napravleniya bor´by s prestupnost´yu v sovremennom Kitae. Problemy Dal´nego Vostoka. 2011. № 2.

18. U Bango. Vazhneyshee znachenie i osnovnoy opyt formirovaniya sotsialisticheskoy pravovoy sistemy s kitayskoy spetsifikoy. Tsyushi. 2011. № 3.

19. Ugolovnye ustanovleniya Tan s raz´´yasneniyami («Tan lyuy shu i»). Tszyuani 1-8 / vvedenie, per. s kit. i komment. V. M. Rybakova. SPb., 1999.

20. Tszintszi zhibao. 2011. 18 maya.

21. Engel´fel´d V. V. Ocherki gosudarstvennogo prava Kitaya. Izvestiya Yuridicheskogo Fakul´teta. 1925.

Login or Create
* Forgot password?