IMPLEMENTATION OF LEGISLATIVE PREROGATIVES OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BASIS OF THE PRINCIPLE OF SUBSIDIARITY: LEGAL ASSESSMENT OF THE EXPERIENCE OF THE EUROPEAN UNION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The execution and protection of Russian regions’ prerogative legislative powers is the most significant element of their jurisdictional independence, and legal regulation of this area is crucial for ongoing federative reforms. The purpose of this article is to clarify possibilities of adaptation of the European Union’s experience in implementation of the subsidiarity principle to the Russian Federation’s system of regulation and execution of federal legislative powers in the area of joint jurisdiction which is considered to be the main institute of the vertically integrated government system in a federal state.

Keywords:
Law, joint jurisdiction, competence, federation, region, cooperation, subsidiarity, the European Union.
Text

«Узловым компонентом в государственно-властных отношениях между Федерацией и ее субъектами» выступает институт совместного ведения. Возникновение данного государственно-правового института исторически обусловлено невозможностью полного разделения всего объема власти между федерацией и ее субъектами. Первоначально федерализм зародился как дуалистический, подразумевающий строго фиксированное разделение компетенции между центральной властью и властями субъектов. Но, как пишет И. А. Умнова, «модель, ориентируемая на жесткую фиксацию разделения власти, в прошлом и в настоящем в чистом виде не действовала и не действует ни в одной стране мира, так как не соответствует политическим реалиям». Всегда существуют сферы, в которых требуются кооперация (сотрудничество) и взаимная ответственность федерации и ее субъектов. Модель федерализма, основанная на использовании таких сфер отношений, получила наименование кооперативного федерализма и привела к появлению феномена совместного ведения. Документом, положившим начало формированию кооперативного федерализма в нашей стране, стал Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Им были закреплены предметы совместного ведения, которые и предопределили сущность современной российской модели федерализма, ориентированной на кооперацию (сотрудничество) и взаимную ответственность центра и составных частей. Окончательное признание категория совместного ведения получила в ст. 72 Конституции РФ 1993 г.

Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ. Устанавливая верховенство федеральных законов над законами субъектов РФ, принимаемыми по предметам совместного с Российской Федерацией ведения, Конституция РФ (ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 76) при этом не содержит положений, которые гарантировали бы субъектам РФ реализацию их законодательных полномочий по регулированию соответствующих отношений. В каждом конкретном случае субъектам РФ приходится ждать федерального законодателя, дабы понять, что же останется для их собственного урегулирования после реализации федеральных законодательных прерогатив.

Оставляет данный вопрос без внимания и Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ). Его ст. 261 лишь указывает, какими нормативными правовыми актами определяются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов; п. 2 ст. 263 перечисляет конкретные полномочия, которые осуществляются органами государственной власти субъектов по предметам совместного с Российской Федерацией ведения за счет средств бюджетов субъектов РФ, т. е. так называемые собственные полномочия органов субъектов; п. 31 и 4 этой же статьи указывают, что по перечисленным в п. 2 вопросам (по вопросам собственных полномочий органов субъектов) могут приниматься наряду с федеральными законами также законы субъектов РФ. Но не решается главный вопрос: как будет распределяться объем законодательных полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, если по одним и тем же предметам (вопросам) совместного ведения могут издаваться как федеральные законы, так и законы субъектов РФ?

 

References

1. Anikin S. B. Administrativno-pravovoe regulirovanie predmetov sovmestnogo vedeniya i polnomochiy Rossiyskoy Federatsii i sub´´ektov Rossii: avtoref. dis.... d-ra yurid. nauk. Saratov, 2011.

2. Bol´shakov S. N. Printsip subsidiarnosti v sovremennom demokraticheskom upravlenii: kontseptual´nye podkhody i problemy prakticheskoy realizatsii: avtoref. dis.... d-ra polit. nauk. SPb., 2006.

3. Gligich-Zolotareva M. V. Konstitutsionno-pravovye osnovy rossiyskogo federalizma: problemy teorii, metodologii i praktiki: avtoref. dis.... d-ra yurid. nauk. Tyumen´, 2009.

4. Evropeyskiy Soyuz: Osnovopolagayushchie akty v redaktsii Lissabonskogo dogovora s kommentariyami. M., 2008.

5. Evropeyskoe pravo. Pravo Evropeyskogo Soyuza i pravovoe obespechenie zashchity prav cheloveka: uchebnik / otv. red. L. M. Entin. 3-e izd. M., 2011.

6. Zakharov A. S. Nalogovoe pravo Evropeyskogo Soyuza: Deystvuyushchie Direktivy ES v sfere pryamogo nalogooblozheniya. M., 2012.

7. Kazak E. S. Konstitutsionno-pravovye reformy federativnykh otnosheniy v Rossii i Germanii: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk. M., 2011.

8. Kokotov A. N. Novaya model´ razgranicheniya polnomochiy. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. 2004. № 1.

9. O sostoyanii zakonodatel´stva Rossiyskoy Federatsii: doklad Soveta Federatsii Federal´nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 2010 goda. M., 2011.

10. Sidzhanski D. Federalistskoe budushchee Evropy: ot Evropeyskogo Soobshchestva do Evropeyskogo Soyuza. M., 1998.

11. Stepanova V. M. O praktike «operezhayushchego» pravotvorchestva sub´´ektov Rossiyskoy Federatsii po predmetam sovmestnogo vedeniya. Zakonodatel´stvo i ekonomika. 2008. № 6.

12. Umnova I. A. Sovmestnoe vedenie Rossiyskoy Federatsii i ee sub´´ektov kak predmet konstitutsionnogo regulirovaniya. Zhurnal rossiyskogo prava. 1999. № 11.

13. Fadeeva T. M. Model´ Evropeyskogo Soyuza i problemy sovremennogo federalizma. M., 2005.

14. Chetverikov A. O. Pravovoe regulirovanie liberalizatsii transgranichnykh otnosheniy: opyt Evropeyskogo Soyuza: avtoref. dis.... d-ra yurid. nauk. M., 2010.

15. Entin L. M. Pravo Evropeyskogo Soyuza. Novyy etap evolyutsii: 2009-2017 gody. M., 2009.

Login or Create
* Forgot password?