THE ROLE OF STATE REGULATION IN THE IMPLEMENTATION OF INDUSTRIAL POLICY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The main idea of the article under consideration is to determine by the continuous and constant process of industrial development in the modern economy. Using the example of two large associations, such as the Eurasian Economic Union and the European Union, the question of the role of state regulation in industry is considered. To do this, using a comparative analysis of the data and the management structure of the unions, the role of the state in the implementation of industrial policy has been determined, the features of interaction, integration and development of the industry of unions have been identified.

Keywords:
industrial policy, Eurasian Economic Union, European Union, regulatory framework, digital economy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Развитые страны изменили облик национальной промышленности с позиции решения ее структурных проблем путем внедрения промышленной политики – «industrial policy». На Западе этот термин чаще всего обозначает меры государства по поддержке или развитию конкретных секторов экономики. В условиях циклически развивающейся экономики на этапе выхода из структурного кризиса, промышленная политика содействуют формированию нового типа отраслевой структуры промышленности, на этапе экономического роста – его развитию и укреплению, на этапе стабилизации – она направлена на стимулирование реализации сложившегося потенциала. В зависимости от этапа развития, промышленная политика обеспечивает либо поддержку сложившейся структуры промышленности, либо формирование отраслевой структуры нового типа. В период современной структурной перестройки целью промышленной политики является формирование конкурентоспособного промышленного комплекса в результате становления нового типа отраслевой структуры промышленности [1].

Целью данного исследования является выявление факторов, определяющих развитие промышленной политики на основе сравнительного анализа ее реализации в Евразийском экономическом союзе и Европейском союзе. Фактор, определяющий развитие промышленной политики, обеспечивает формирование новых результативных и эффективных целей и задач для ее реализации.

Промышленная политика – совокупность действий государства, направленных на решение триединой задачи: 1) правовое обеспечение возникновения и прекращения связей и отношений между промышленными предприятиями, их создание и ликвидацию; 2) формирование материальных условий для деятельности предприятий; 3) определение целей, направлений и приоритетов деятельности самого государства как самостоятельного участника экономического оборота в сфере промышленного производства.

Промышленная политика учитывает взаимосвязи с другими видами политики – макроэкономической, внешнеэкономической, региональной, экологической, социальной и др. Промышленная политика является лишь одним из направлений государственной политики, которое имеет определенные точки соприкосновения с другими ее направлениями [2].

Рассмотрим реализацию промышленной политики на примере широко известных объединений, которые имеют первостепенное значение на мировом рынке. Речь идет о Евразийском экономическом союза (далее – ЕАЭС) и Европейском союзе (далее – ЕС).

Евразийский экономический союз – это объединение, целью которого является экономическая интеграция стран, которые являются членами ЕАЭС, и признание ее на международной арене. Интеграция государств в Евразийский экономический союз это не только взаимодействие, взаимное приспособление, сотрудничество, объединение национальных хозяйств, интернационализация хозяйственной жизни с учетом конкретно-исторических, геополитических, региональных и национальных особенностей, но и формирование системного единства – новой интеграционной целостности.

Интеграция образует экономическое содержание союза, что демонстрирует его сущность: устранение таможенных барьеров, ведение согласованной между государствами-членами социально-экономическое развитие, выработку инновационной, инвестиционной, международной и социальной политик. Вместе с тем, гармонизация макроэкономической и торгово-таможенной политик, и унификация норм регулирования в ЕАЭС, должны применяться весьма гибко с учетом национальных особенностей и интеграционных процессов государств – членов ЕАЭС [3].

В условиях экономической интеграции ЕАЭС в основе находится промышленное производство. Промышленная политика стран ЕАЭС регламентируется Договором ЕАЭС. В Договоре определены стратегические цели, задачи и приоритеты экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на стабилизацию и развитие экономик каждого государства [4]. Коллегией Евразийской экономической комиссии сформулированы на ближайшее время следующие задачи: формирование евразийских брендов, совершенствование работы общих рынков лекарств и медицинских изделий, снятие препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС, развитие торгово-экономических связей с третьими странами. Особое внимание будет уделено реализации цифровой повестки союза. Стартовала работа по первому приоритетному направлению – прослеживаемости движения продуктов, товаров, услуг и цифровых активов [5].

Экономический потенциал Евразийского экономического союза определяется, в первую очередь, наличием в его составе одной из крупнейших (по территории, численности населения и объему ВВП) стран мира – России. В ЕАЭС сосредоточено 2,4% мирового населения (179,8 млн чел.) и производится 3,7% мирового ВВП по ППС (4,4 трлн долл. США). Общая площадь территории всех стран объединения составляет 20,3 млн кв. км.

Экономики стран ЕАЭС существенно различаются по своим структурным характеристикам (см. табл. 1).

 

 

Таблица 1

ВВП государств – членов ЕАЭС в 2016 г.

Страна

Площадь территории, тыс. кв. км

Численность населения (млн чел.)

ВВП по ППС (млрд долл. США)

Армения

29,7

3,0

26,6

Белоруссия

207,6

9,5

165,4

Казахстан

2 724,9

17,9

460,7

Кыргызстан

199,9

6,0

21,0

Россия

17 098,2

143,4

3 745,1

ЕАЭС, всего

20 260,3

179,8

4 418,7

 (Источник: Евразийский экономический союз в цифрах –2016) [6]

Очевидно, что основную долю ВВП от ППС составляет Россия. И это естественно при данных темпах развития и качественно-новых требований ведения деятельности со стороны руководства страны. На втором месте находится Казахстан, что также для данной страны является очевидным, т.к. наблюдаются значительные изменения в экономической деятельности. Республики Беларусь и Кыргызстан по площади имеют практически одинаковые параметры, но здесь имеется значительное отставание в экономическом и промышленном развитии.

При более подробном изучении структуры ВВП стран ЕАЭС получаются следующие результаты: в 2016 г. сельское хозяйство в Казахстане и России занимает незначительную долю в общем объеме производимых товаров и услуг (около 4%), что обычно характерно для нефтедобывающих стран. В Республике Беларусь на аграрную отрасль приходится 6,2% экономики. Более существенный вклад в формирование ВВП сельское хозяйство вносит в Армении (15,9%) и Кыргызстане (15,3%). Доля индустриального сектора в структуре экономик стран ЕАЭС несколько выше в сравнении с долей сельского хозяйства, причем в Республике Беларусь преобладают обрабатывающие промышленные сектора, тогда как страной с наибольшим удельным весом в отраслевой структуре промышленности добывающих производств является Казахстан. Что касается доли услуг в структуре экономики, в Казахстане и России доля сферы услуг составляет порядка 57% ВВП, в Армении, Беларуси и Кыргызстане – около половины ВВП. Однако это не свидетельствует о переходе стран ЕАЭС в постиндустриальную фазу развития, поскольку сектор услуг в экономиках ЕАЭС представлен преимущественно традиционными видами услуг (торговля, транспорт, ремонт и операции с недвижимым имуществом) при низкой доле информационных, консалтинговых, деловых, финансовых, страховых и прочих современных услуг с более высокой добавленной стоимостью [7].

Однако, каждое государство – член ЕАЭС имеет преимущества в той или иной отрасли и соответственно каждое государство вносит свой вклад в рост ВВП. Считаю, что такая ситуация имеет временный характер и в дальнейшем, будет очевидным тот факт, что для избегания каких-либо отрицательных ситуаций для ЕАЭС, необходимо уже сейчас построение принципиально новых экономических взаимоотношений.

Далее рассмотрим динамику ВВП государств – членов ЕАЭС. В табл. 2 представлены показатели ВВП в период с 2010 по 2016 г.

Таблица 2

Динамика ВВП государств – членов ТС / ЕАЭС в 2010–2016 гг.

ВВП, в текущих ценах, млн долл. США

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Армения

9260

10 142

10 619

111 210

11 610

10 529

10 547

Беларусь

56 941

60 795

65 428

74 761

78 536

55 317

47 165

Казахстан

148 052

192 628

208 002

236 633

221 418

184 387

133 657

Кыргызстан

4795

6198

6605

7335

7469

6678

6552

Россия

1 525 314

2 034 007

2 154 067

2 231 827

2 085 848

1 372 117

1 283 715

ЕАЭС

1 525 314

2 034 007

2 154 067

2 231 827

2 085 848

1 372 117

1 283 715

 (Источник: Социально-экономическая статистика ЕЭК) [8]

Анализируя данные в табл. 2, наблюдается  практически в один и тот же период времени колебательные движение ВВП: в период с 2015 по 2016 г. Данные колебательные движения можно объяснить сложной геополитической обстановкой в мире на тот период времени, когда мировую экономику захлестнула волна экономических санкций. В это же время, в 2015 г., был подписан Договор о создании союза, что впоследствии укрепило отношения между государствами – членами ЕАЭС и послужило дальнейшим развитием экономических отношений [9, 10].

Вместе с тем, вопрос о внедрении и использовании инноваций поднимает новую проблему развития промышленности в ЕАЭС. Проблематика связана с тем, насколько та или иная отрасль в стране, являющейся членом ЕАЭС, готова принять инновации, имеется ли достаточная база для их внедрения в работу отраслей, готов ли рынок страны к принятию новых товаров и услуг. Следовательно, можно сказать, что основным драйвером работы отраслей, их развития, внедрения инноваций является на данный момент только один рычаг – административный. Именно высшие органы управления ЕАЭС ставят основные задачи, которые должны быть реализованы в рамках данного союза.

Проследим, как промышленная политика реализуется в ЕС. ЕС – интеграционное объединение европейских стран. ЕС создан в 1993 г. на основе европейских сообществ (1957–1993). В настоящее время объединяет 28 стран, общая территория которых 4,3 млн кв. км, а население – около 508,5 млн чел. Совокупный ВВП стран-членов по итогам 2015 г. – 15,9 трлн долл. Будучи ключевым фактором производительности и инноваций, промышленность всегда является главным экономическим потенциалом для процветания в Европе. Несмотря на то, что в ЕС проживает всего 7,1% мирового населения, на экономический блок приходится почти четверть мирового ВВП – 23,7% [11, 12, 13].

Особенности развития промышленности в ЕС заключаются в ставке на принципиально новые технологии, масштабные производства, развитие партнерских отношений. В отличие от ЕАЭС административный рычаг в данном случае имеет малое значение. В ЕС развита межпарламентская структура, поэтому решения принимаются коллегиально, путем голосования и в связке с каждым органом управления в ЕС, что обеспечивает равные условия развития для всех [14, 15].

Итак, реализация промышленной политики в ЕАЭС обусловлена различными аспектами и вопросами, решение которых приходится решать по мере их поступления. Существуют различные мнения о создании ЕАЭС: некоторые эксперты отмечают положительные стороны реализации данного проекта, которые заключаются в развитии и расширении масштабов экономики государств – членов ЕАЭС; другие эксперты выражают пессимистическую точку зрения  и прогнозируют недолгое существование союза [16].

В реализации поставленных задач перед союзом изначально и до настоящего времени главную роль выполняет административный ресурс. Высший состав ЕАЭС определяет основные направления для работы, и, таким образом, остальные органы принимают решения и работают над реализацией поставленных задач. В то время, когда в ЕС ситуация принятия решения по дальнейшему развитию кардинально отличается [17]. Здесь развита межпарламентская система управления, и каждое государство – член ЕС находится в равных условиях [18]. Более того, система позволяет анализировать ситуацию, а также благодаря единому финансовому рынку, перспективные и новые направления развиваются гораздо быстрее, чем в ЕАЭС [20, 21].

Существуют и другие исследования  о роли государственного регулирования в реализации промышленной политики страны. Но можно собрать в единое целое мнения о том, что госрегулирование необходимо, но основная функция его должна заключаться в поддержке предприятий путем создания нормативно-правовой базы, способствующей развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности. Полученные результаты в ходе данного исследования могут быть развиты в других направлениях: эмпирическое исследование, позволяющее собрать количественную информацию, об инновационной деятельности предприятий, где наблюдалось сильное и слабое вмешательство государства, и определение причинно-следственных связей, о допустимости и недопустимости вмешательства государства в промышленную политику. Данное исследование позволит сформировать рекомендательную базу нормативно-правовых основ для создания новой законодательной базы для реализации промышленной политики.

 

References

1. Leont'ev A.N. Promyshlennaya politika: opredelenie ponyatiya [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/v/promyshlennaya-politika-opredelenie-ponyatiya.

2. Tatarkina A.I., Romanova O.A. Promyshlennaya politika i mehanizm ee realizacii: sistemnyy podhod // Ekonomika regiona. - 2007. - №3. - S. 19-31.

3. Vinokurov E.Yu., Korshunov D.A., Pereboev V.S., Cukarev T.V. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz. - Sankt-Peterburg: CII EABR, 2017. - 296 s.

4. Snizhenie bar'erov v torgovle stran EAES mozhet uvelichit' ih tovarooborot na chetvert' [Elektronnyy resurs] / Vedomosti. Kuvshinova O. - 2016. - Rezhim dostupa: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/12/14/ 669499-snizhenie-barerov.

5. EAES i ASEAN: otkryvaya novye gorizonty sotrudnichestva [Tekst]: analiticheskiy doklad. - Vserossiyskaya akademiya vneshney torgovli Minekonomrazvitiya Rossii. - M.: VAVT, 2017. - 229 c.

6. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz v cifrah: kratkiy statisticheskiy sbornik. - Moskva. - 2016. - 190s.

7. Kuz'mina E.M. Ekonomicheskoe razvitie stran EAES i perspektivy ekonomicheskoy integracii do 2025g. // M., 2017. - 24 s.

8. Social'no-ekonomicheskaya statistika EEK // Sayt Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii. [Elektronnyy resurs] - 2017. - Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/national.aspx.

9. Andronova I.V. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz: potencial i ogranicheniya dlya regional'nogo i global'nogo liderstva // Vestnik mezhdunarodnyh organizaciy. - 2016. - №2. - S. 7-23.

10. Ekonomika stran EAES v 2017 godu razvivaetsya pozitivno: rost otmechen po bol'shinstvu pokazateley [Elektronnyy resurs] - 2017. - Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/15-12-2017-2.aspx.

11. Claudia Wiesner The micro-politics of parliamentary powers: European parliament strategies for expanding its influence in the EU institutional syste / Claudia Wiesner // Journal of European Integration. - 2018. - Vol.40. - P.123-143.

12. Cornelia Lefter Are the rules of European Union public policy a realty? / Cornelia Lefter // Juridical Tribune. - 2015. - Vol.5. - P.254 - 258.

13. Goga Gina Livioara, Gurita Gabriel The Control of the Legality of Administrative Activity through the Court of Justice of the European Union / Goga Gina Livioara, Gurita Gabriel // Reforming public administration. - 2010. - Vol.5. - P.341 - 349.

14. Daniel Daianu EU Economic Governance reform: are we at turning point? / Daniel Daianu // Romanian Journal of European Affairs. 2011. - №11. - P.5-23.

15. Mariacristina Piva, Marco Vivarelli Is Innovation Destroying Jobs? Firm-Level Evidence from the EU / Mariacristina Piva, Marco Vivarelli // sustainability. 2018. - Vol.1- P.2-16.

16. Andronova I.V. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz: potencial i ogranicheniya dlya regional'nogo i global'nogo liderstva // Vestnik mezhdunarodnyh organizaciy. - 2016. - №2. - S. 7-23.

17. European Union. European organization (2018). Available at: https://www.britannica.com/topic/European-Union.

18. Europe: European Union (2018). Available at: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ee.html (accessed 20 April 2018).

19. What is EU and how doe it work? Available at: http://www.bbc.co.uk/guides/zgjwtyc.

20. Glittova Ya., Kosov Yu.V. Sravnitel'nyy institucional'no-politicheskiy analiz evropeyskoy i evraziyskoy integracii // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. - 2016. - №7. - S. 27-40.

21. Sedik D., Ul'briht K., Dzhamankulov N. Sistema kontrolya bezopasnosti pischevoy produkcii v Evropeyskom soyuze i Evraziyskom ekonomicheskom soyuze // Torgovaya politika. Trade policy. - 2016. - №3/7. - S. 33-54.

Login or Create
* Forgot password?