from 01.01.1986 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
from 01.01.2019 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
GRNTI 06.39 Наука управления экономикой
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
OKSO 38.05.01 Экономическая безопасность
BBK 65 Экономика. Экономические науки
TBK 77 Экономика. Бухгалтерский учет. Финансы
BISAC BUS069000 Economics / General
The article studies the basic schemes of shadow activity, defines the main goals of shadow operations, and also identifies the main reasons for the functioning of small business in the shadow economy. In particular, it is shown that in order to maintain normal functioning conditions in the shadow economy and the possibility of stable receipt of shadow income, small businesses create a whole structure of shadow income expenses that cover the costs of functioning in the shadow economy.
shadow economy, small business, shadow operations, shadow economic relations of small businesses, small business
В экономике развивающихся стран малые и средние предприятия являются структурной основой для экономического, инновационного и социального развития, поэтому на современном этапе необходимо уделять особенно пристальное внимание их развитию как основному фактору становления здоровой экономики Российской Федерации. Стоит также отметить, что уровень развития сектора МСП непосредственно влияет на формирование среднего класса, который, в свою очередь, является гарантом экономического роста, построения гражданского общества и обеспечения политической и социальной стабильности.
По оценке Росстата, за 2017 год доля МСП в российской экономике составляется около 21,9 %, что рассчитывается как отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости, созданной МСП (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателям к валовой добавленной стоимости в основных ценах, созданной всеми хозяйственными субъектами. В денежном выражении показатель составляет более 20 трлн. рублей за 2017 г. Также из отчета Росстата видно, что вклад МСП в экономику растет: в 2014 году доля МСП составляла 19%, в 2015 году – 199 %, в 2016 году – 21,6 %.
Для успешного функционирования МСП, как мы отмечали ранее, создаются специальные системы налогообложения, разрабатываются и реализуются государственные программы поддержки, однако, несмотря на это, большая доля предприятий продолжаются функционировать в секторе теневой экономики.
К основным причинам функционирования малого бизнеса в теневой экономике можно отнести:
- административные барьеры – многочисленные препятствия со стороны органов власти, которые связаны с необходимостью выполнения всё большего числа обязательных правил и процедур, предусмотренных и установленных законодательными и нормативными актами, а также действиями должностных лиц, намеренно и необоснованно ограничивающими возможность ведения свободной предпринимательской деятельности;
- высокие арендные ставки, включая участие в тендерах на земельные участки и нежилые помещения, которые возникают в связи с неспособностью хозяйствующих субъектов приобрести собственные производственные и торговые помещения по причине их завешенной стоимости, а также с постоянным ростом налогов на имущество в отношении объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость;
- сложности, возникающие в процессе получения кредитов, которые зачастую связаны с высокими процентными ставками за пользование кредитными денежными средствами, длительностью и сложностью процедуры оформления необходимых документов, а также с отсутствием существенных активов (например, собственного имущества), пригодных для предоставления в качестве залога и гарантий;
- незаинтересованность крупных компаний в конкуренции и их связь с властями, а также же чрезмерная монополизаций российской экономики, которая наблюдается во всех сферах: от поглощения мелкой розничной торговли за счет расширения крупных торговых сетей до введения системы «Платон», сокращающей число мелких перевозчиков неспособных выживать в условиях конкуренции с крупными транспортными компаниями;
- высокие налоговые ставки, которые признаются международными экспертами ключевым негативным фактором, заключающиеся в том числе в особо высокой налоговой нагрузке на ФОТ (в том числе страховые взносы), создающей препятствия для роста официальных заработных плат. Мы считаем необходимым отметить, что недальновидная политика государства, выражающаяся в увеличении налоговых ставок, вытесняет и такую социально значимую отрасль малого бизнеса как строительная. Сфера нелегального строительного бизнеса попадает под влияние криминальных структур, коррумпированных чиновников, что имеет не только экономические, но и социальные последствия: в случае чрезвычайных происшествий зачастую невозможно выяснить, на ком лежит ответственность;
- несоответствие региональной политики федеральному законодательству, что, в первую очередь, связано с чрезмерной дифференциацией в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Из-за этих и других барьеров многие предприниматели уходят в серую зону, уклоняясь от налогов и экономят на официальном трудоустройстве персонала, а нередко и вовсе не регистрируют свою деятельность, в общем, проводят теневые операции различного характера.
Задачи, решаемые в процессе осуществления субъектами малого и среднего бизнеса теневых операций различных видов:
- создание теневого запаса денежных средств, который в последствии будет направлен на оплаты теневых расходов деятельности субъектов МСП;
- снижение налоговой нагрузки на предприятия;
- снижение и (или) ограничение уровня конкуренции;
- получение специальных льгот, преференций, привилегий, исключительных прав у государства, применяя, в том числе, коррупционных схемы;
- минимизация и (или) ограничение рисков;
- легализация («отмывание») доходов, полученных незаконным путем;
- незаконное присвоение прав на экономические блага;
Необходимо отметить, что большая часть теневых денежных средств не покидает официальные обороты, в будущем продолжая участвовать в его работе за счет привлечения в официальную деятельность. С целью создания теневого запаса денежных средств субъекты МСП использую в основном типовые схемы: уменьшение налогооблагаемой базы, уменьшение затрат на единицу продукции, подпольное производство товаров и услуг. Рассмотрим каждую из схем подробнее.
Несмотря на пристальное внимание со стороны налоговых органов, разработкой ФНС письма от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247, в котором перечислены признаки фирм- «однодневок», их создание и использование продолжает являться самым популярным способом снижения налогооблагаемой базы. Дольно часто фирма- «однодневка», или целая цепочка из таких организаций, включается в цепочку финансово-хозяйственной связи нескольких компаний. Особенно популярна такая схема при применении УСН «доходы минус расходы», так как компания начинает увеличение затрат за счет предоставления отчетности по фиктивной деятельности, уменьшая налогооблагаемую базу, причем фиктивный документ на неосуществлённую деятельность выписывается именно фирмой- «однодневкой», получающей соответствующее вознаграждение. По факту получения официальных денежный средств, фирма- «однодневка» возвращает их компании по теневым каналам, удерживая свои комиссионные, которые, в свою очередь, также являются доходом, полученным преступным путём (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема деятельности по снижению налогооблагаемой базы
Уменьшение затрат на единицу продукции производимой услуги является не менее популярным способом создания теневого запаса, в ходе которого происходит нарушение всех существующих производственных норм, отсутствует должное документальное оформление, а за счет экономии возникает в основном теневой запас оборотных средств.
Схема создания теневого запаса оборотных средств реализуется в несколько этапов:
- Создание теневого запаса («экономии») за счет уменьшения затрат на единицу производимой продукции без документального оформления или повышения норм расхода на изготовление.
- Находится или специально создается фирма, в том числе возможно фирма - «однодневка», которая по фиктивным документам осуществляет поставку «экономии».
- Далее происходит оплата поставки «экономии», а также её официальный учет.
- На данном этапе происходит перечисление денежных средств фирме, которая участвует непосредственно в обналичивании денежных средств.
- Передача фиктивных документов на поставленные оборотные средства.
- Фирма обналичивает полученные денежные средства, разделяя с партнерами, в том числе перечисляя комиссионные фирме-поставщику.
Несложно заметить, что данная схема содержит в себе также первую схему, представленную выше, которая создает дополнительную возможность снижения налогооблагаемой базы.
В целях поддержания условий нормального функционирования в теневом секторе экономики и возможности стабильного получения теневого дохода, субъекты малого предпринимательства создают целую структуру расходов теневого дохода, которые покрывают издержки функционирования в теневом секторе экономики (Рисунок 4).
Рисунок 4 - Структура расходов теневого дохода субъектов МСП
В общем виде издержки функционирования в теневом секторе можно представить в виде формулы (1):
Где:
Каждый из показателей подробней раскрывается в Таблице 2.1.
Раскроем каждый показатель подробнее:
- Теневые издержки потребления включают в себя:
- расходы на развитие бизнеса – не отражаемые в официальном учете затраты на закупку оборудование, проведение ремонтно-строительных работ как силами самой организации, так и наемными рабочими, создание теневого запаса оборотных средств под функционирование нелегального производства, расходы непосредственно на текущую деятельность предприятия, включая текущий ремонт, расходы на эксплуатацию и ремонт автотранспорта, скрытую аренду (неофициальную, не включаемую в отчетность арендатора и арендодателя), а также оплата процентов по привлеченным неофициальным кредитным денежным средствам организации;
- расходы на скрытую заработную плату - «серая» зарплата, не включаемая в официальный доход работника, не облагаемая налогами и обязательными социальным платежами, выдаваемая как наличными денежными средствами, так и услугами, нематериальными ценностями;
- расходы на личное потребление – не учитываемые в официальных отчётах и налоговых декларациях личные теневые доходы собственников бизнеса.
- Теневые издержки доступа, которые включают в себя:
- коррупционные издержки – издержки на преодоление административных барьеров – неофициальная оплата услуги работника негосударственного или государственного предприятия (организации), производимая заинтересованным лицом в целях положительного решения вопроса, влияющего на повышение эффективности предприятия или сокрытия правовых нарушений. В частности, часто малые предприятия терпят коррупционные издержи, связанные с самим фактом их существования: регистрацией, участием в тендерах, конкуренцией государственных и иных компаний, пользующихся поддержкой властных структур;
- издержки теневой конкуренции – расходы на преодоление недобросовестной конкуренции – денежные средства, выплачиваемые заинтересованному лицу, при совершении коммерческих сделок;
- издержки защиты – денежные средства, передаваемые лицу или группе лиц, выполняющих функции защиты от посягательств на собственность или часть денежных доходов малого предприятия.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в сфере теневой экономики денежные средства используются на всех этапах функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства и их взаимодействия с внешней средой. Отсутствие общепринятых на государственном уровне методик анализа теневой экономики и ее структуры, а также неспособность определить тенденции и тренды её развития, оказывают негативное влияние на экономическое развитие страны в целом. В частности, игнорирование развития теневого сектора создает препятствия для создания макроэкономической модели реального развития экономики, так как невозможно обеспечить согласованность между научными исследованиями, базирующимися на теориях и официальной статистике с одной стороны и реально экономической жизнью – с другой.
1. Tax Code of the Russian Federation (as amended)
2. Letter of the Federal Tax Service dated 10.07.2018 No. ED-4-15 / 13247 “On the prevention of violations of tax laws”
3. Federal Law of July 24, 2007 N 209-FZ "Development of Small and Medium Enterprises in the Russian Federation" (as amended)
4. Corruption as a threat to the economic security of the Russian Federation / Lashchinskaya N.V., Nyarginen V.A. - Intellectual and scientific potential of the XXI century: a collection of articles of the international scientific-practical conference: in 6 parts. - 2016 - S. 73-79
5. Fundamentals of economic security [Electronic resource]: study guide / K. B. Belovitsky, V. G. Nikolaev. - M.: RTU MIREA, 2018
6. The shadow economy as a threat to the economic security of the Russian Federation [Electronic resource]: textbook / A. N. Anischenko [et al.]. - M .: MIREA, 2017. - Electron. opt. disk (ISO)
7. Shadow activity of small businesses in the Russian Federation / Nyarginen V.A., Lashchinskaya N.V. - The role of accounting, control and audit in ensuring the economic security of Russia. Collection of scientific papers. Edited by T.A. Sigunova - Moscow, 2018 - S. 109-114
8. Financial accounting in small businesses [Electronic resource]: lecture course / Yu. I. Yanushkina, N. V. Lashchinskaya. - M .: MIREA, 2018
9. Economic security. Belovitsky K. B. - M .: Scientific Consultant, 2017.
10. The unified register of small and medium-sized businesses https://rmsp.nalog.ru/index.html
11. Federal State Statistics Service: http://www.gks.ru/
12. The website of the Federal Tax Service of Russia: https://www.nalog.ru/