from 01.01.2017 to 01.01.2019
g. Taganrog, Rostov-on-Don, Russian Federation
GRNTI 10.27 Гражданское право
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 674 Отрасли права
BBK 60 Общественные науки в целом
Electronic commerce is a relatively new area of the economy in our country, and therefore it is of great interest for jurisprudence. To carry out productive online trading, it is necessary to take into account the main problems of the online market, such as the lack of legal regulation of e-commerce, the vulnerability of online shoppers, the lack of a dispute resolution mechanism in the pretrial order, an increase in cross-border transactions, etc. prospects for the development of e-commerce in Russia.
E-commerce; Internet commerce; e-commerce; online store; Internet user; marketplace; online site; online purchase; online market
В процессе развития информационных сетей (в первую очередь компьютерных технологий, сети Интернет) происходит повышение уровня взаимосвязи между продавцами и покупателями различных товаров и услуг на «бесконтактной» основе, т.е., посредством осуществления электронной коммерции.
Электронная коммерция – это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций[3, с. 5].
Одной из разновидностей электронной коммерции является электронная торговля (e-trade), которая представляет собой осуществление купли-продажи посредством использования сети Интернет. Понятие «электронная торговля», как правило, подразумевает:
- Передачу товаров, услуг или информации при помощи Интернет-ресурса;
- Предоставление услуг электронным путем.
В настоящее время электронная торговля, являясь составной частью электронной коммерции, активно развивается. Взаимодействие покупателей и продавцов на мировом рынке осуществляется в глобальной форме и означает свободное общение с представителями разных государств. Для осуществления коммерческой операции посредством электронной торговли производится значительно меньше затрат, чем если та же операция осуществлялась бы в реальной встрече продавца и покупателя.
Важнейшим аспектом электронной торговли является ее круглосуточность, т.е., возможность осуществить сделку в любое время суток.
На мировом уровне электронная торговля наиболее распространена в развитых странах (США, Франция, Германия, Великобритания и др.). Количество посещений Интернет-магазинов во всем мире с каждым годом все увеличивается. Статистика показывает, что самыми распространенными сегментами электронной торговли являются одежда и электроника. По состоянию на 2017 год прирост пользователей Интернет-магазинов в случае с приобретением электроники увеличился на 27,7% по сравнению с 2016 годом[5]. Наименьшее количество интернет-покупок было совершено в странах Болгарии, Италии, Румынии.
В России электронная торговля активно развивается, ее процент значительно возрастает с каждым годом. Темпы развития электронной коммерции как отрасли экономики страны значительно выше, чем темпы развития общей экономики России.
По состоянию на 2018 год Интернетом в России стали пользоваться 72,8% (87 млн. человек) от общего числа населения, что на 3 млн. человек больше, чем в 2017 году. Более 50% россиян совершают покупки в режиме онлайн примерно один раз в месяц. При этом больший процент Интернет-покупок приходится на жителей больших городов. Так, 71% интернет-покупателей в России – жители Москвы и Московской области. 61% из них – люди в возрасте 18-24 лет, 62% - обеспеченные, 58% имеют высшее образование»[5]. Таким является демографический портрет среднестатистического Интернет покупателя в России. Категорию отстающих онлайн покупателей в России составляют: жители сельской местности (27%), люди в возрасте старше 50 лет (23%), малообеспеченные (36%), люди, имеющие неполное общее образование (30%).
Как правило, в регионах совершается меньшее количество Интернет-покупок, что связано с дороговизной и трудностью доставки, которая считается одной из слабых сторон электронной торговли в России. Еще одной проблемой регионов является медленный Интернет и боязнь россиян осуществлять оплату покупок через сеть. Решение этих проблем и внедрение современных технологий в регионах позволят рынку совершить большой скачок. Однако существенного роста количества интернет-магазинов в регионах ожидать пока не стоит[1, с. 27].
В настоящее время площадка электронной коммерции открыта для новых участников. В России для ее осуществления складывается довольно благоприятная ситуация, поскольку уже на данном этапе сформировался необходимый круг потенциальных клиентов электронной торговли. Как правило, электронная торговля подвергается бурному развитию, когда количество электронных покупок превосходит 10% населения страны. Этот порог Россия уже преодолела.
Объем российского рынка электронной торговли в денежном эквиваленте так же продолжает расти. Так, например, в 2018 году он превысил 1 трлн. рублей, а это более 36% цифровой экономики страны. При этом доля Интернет-торговли на внутреннем рынке страны составляет 63%. «Огромная аудитория, отсутствие налоговой нагрузки и минимальные таможенные пошлины делают рынок электронной торговли привлекательным для иностранных компаний, с которыми зачастую довольно сложно тягаться отечественным ретейлерам»[2, с. 55]. Неконтролируемость трансграничной торговли наносит значительный ущерб экономике страны. Так, например, «в 2018 году вследствие отсутствия НДС на товары, ввозимые на территорию России из-за рубежа посредством онлайн-площадок, страна потеряла порядка 130 миллиардов рублей»[4].
Однако в Проекте стратегии развития электронной торговли до 2025 года, разработанном АКИТ (Ассоциация компаний Интернет-торговли), решению данной проблемы уделено особое внимание[6].
Разработчики Проекта предлагают ввести налоги на Интернет-магазины иностранных государств (которые осуществляют свою деятельность в том числе для российских граждан), что поможет уравновесить положение российских и иностранных продавцов на рынке электронной коммерции и обеспечить дополнительный приток средств в казну. Таким образом, на ближайшее время можно спрогнозировать уменьшение доли трансграничной торговли на российской Интернет-площадке.
Низкий уровень компьютериации не дает возможности России повторить динамику развития западных стран, но в то же время, количество электронных покупок россиянами растет с каждым годом. При этом, несмотря на увеличение количества Интернет-покупок, потенциальные покупатели по-прежнему не готовы совершать покупки исключительно онлайн. Около 50% покупателей просматривают в Интернете информацию о товаре, и только 7% из них реально осуществляют покупку, оплачивая ее онлайн. Основанием такого психологического барьера является уязвимость онлайн-покупателей, что является следствием отсутствия в России правовых норм в сфере осуществления Интернет-торговли.
На сегодняшний день в России нет даже законодательного закрепления понятия электронной сделки и требований к ее оформлению и содержанию (реквизиты, порядок заключения, изменения, расторжения условий договора и т.д.). Также российское законодательство не содержит общих требований по возврату товаров, приобретенных посредством совершения онлайн-покупки. Отсутствует и механизм разрешения споров в досудебном порядке. Вследствие неурегулированной на законодательном уровне электронной торговли, отсутствуют и нормы ответственности, например, за размещение продавцами недостоверной информации о товарах. Все эти и другие причины приводят к росту жалоб потенциальных покупателей на Интернет-магазины и недоверию к осуществлению онлайн-покупок. Разрешение этих проблем на законодательном уровне даст перспективу развития электронной коммерции в России, поскольку обеспечит защитную среду Интернет-пользователям, осуществляющим покупки в онлайн-режиме.
Для России характерен ряд моментов, определяющих необходимость скорейшей разработки нормативно-правовых актов, способствующих дальнейшему развитию и функционированию Интернет-торговли. Перспективы нормотворчества в области Интернет-торговли обуславливаются результатом совместной деятельности государства и предпринимателей как в пределах Российской Федерации, так и на международном уровне. Важным ориентиром для разработки законодательной основы Интернет-торговли является сохранение самостоятельной инициативы и уровня защиты прав потребителей, общественного порядка, здоровья и нравственности населения действия в рамках единого рынка[2].
Поскольку в данный момент времени в России нет отдельного закона, который бы регулировал правоотношения в сфере электронной торговли, то регулирование такой торговли осуществляется посредством применения общих положений действующего законодательства.
Так, имеющиеся нормативно-правовые акты можно разделить на следующие группы.
Во-первых, нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы без изменений применяющиеся к правоотношениям в области Интернет-торговли:
1. Конституция Российской Федерации, которая в статье 8 закрепляет «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности»[8].
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, закрепляющий нормы, регулирующие порядок заключения сделок посредством электронного обмена данными, а также нормы, которые регламентируют безналичные расчёты в кредитно-банковской сфере.
Во-вторых, нормативно-правовые акты, регулирующие электронный документооборот. Важным инструментом, обеспечивающим идентификацию лица и безопасность проведения электронных сделок и других торговых операций, является электронная подпись. Федеральный закон «Об электронной подписи», определяет сферу использования и допустимые виды электронной подписи[9].
В-третьих, нормативно-правовые акты, касающиеся отдельных моментов регулирования электронного документооборота. Так как Интернет-торговля представляет собой способ реализации товаров (пусть и дистанционный), то немаловажное значение имеет защита прав потребителей, которая осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»[10]. Так статья 26.1 указанного закона посвящена дистанционному способу продажи товаров.
В России право и юридическая практика последних лет скорее восприняли, нежели отторгли электронный бизнес, становление которого совпало с процессом общей модернизации российской правовой системы[2].
В целях дальнейшего развития Интернет-торговли в России необходимо разработать и принять акты, которые на основе международного опыта и основных начал российского гражданского законодательства, закрепили бы основные понятия, круг субъектов и объектов Интернет-торговли, способ правового регулирования электронного сотрудничества субъектов рынка и т.д.
1. Bazhanova Yu.A. Sostoyanie i perspektivy razvitiya elektronnoy torgovli v Rossii // Modeli sistemu, seti v ekonomike, tehnike, prirode i obschestve. 2015. № 3 (15). S. 27-30.
2. Bukreeva Yu.A. Pravovoe regulirovanie elektronnoy torgovli v Rossii // Voprosy sovremennoy yurisprudencii. 2016. № 2. S. 78-83.
3. Korshikova M.S. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya elektronnoy kommercii v Rossii // Nauchnyy forum: Ekonomika i menedzhment: sb. st. po materialam XIV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2018. № 2(14). S. 56-60.
4. Yurasov A.V. Osnovy elektronnoy kommercii: Uchebnik dlya vuzov. M.: Yurayt, 2016. - 480 s.
5. Interfaks: Poteri RF ot transgranichnoy internet-torgovli. URL: http://www.interfax.ru/business/595794 (data obrascheniya: 03.07.2019).
6. Onlayn-shoping v cifrah: glavnaya statistika. URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/onlayn-shoping-v-cifrah-glavnaya-statistika/ (data obrascheniya: 01.07.2019).
7. Poziciya AKIT po voprosu transgranichnoy torgovli v RF. URL: http://www.akit.ru/position-cross-border (data obrascheniya: 26.07.2019).
8. Konstituciya Rossiyskoy Federacii prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda // SPS Konsul'tantPlyus (data obrascheniya: 24.08.2019).
9. Federal'nyy zakon «Ob elektronnoy podpisi» ot 06 aprelya 2011 goda № 63-FZ // SPS Konsul'tantPlyus (data obrascheniya: 27.08.2019).
10. Zakon Rossiyskoy Federacii «O zaschite prav potrebiteley» ot 07 fevralya 1992 goda № 2300-1 // SPS Konsul'tantPlyus (data obrascheniya: 27.08.2019).