BGTU Shukhov (sociologii i upravleniya, docent)
Kursk, Russian Federation
from 01.01.2018 until now
Kursk, Russian Federation
Russian Federation
Kursk, Russian Federation
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
OKSO 40.04.01 Юриспруденция
BBK 60 Общественные науки в целом
BBK 67 Право. Юридические науки
BBK 670 Общая теория права
TBK 70 Общественные науки в целом
TBK 75 Право. Юридические науки
BISAC LAW017000 Conflict of Laws
BISAC LAW106000 Defamation
Relevance of the topic. The most important part of the overall national security system is economic security, which affects almost all aspects of the life of the state, society and economy. There is a close relationship between economic security and the system of national public interests. Consideration of the designated topic as the most important unit in the system of national security is primarily due to the fact that the economy is the basis of the life of society, the state, the individual, the sustainable development of the country as a whole. Purpose: to Consider approaches to the concepts of "national security" and "economic security" and to determine the place of economic security within the framework of national security. Objectives: to explain the concept of "economic security" and national security", to consider the relationship between these definitions, to study the "Strategy of economic security of the Russian Federation." Methodology. Empirical and theoretical methods of knowledge of the surrounding economic reality. Methods of scientific abstraction, ascent from abstract to concrete, economic analysis and synthesis, inductive and deductive methods were used in the work. Results. The strategy of economic security of the Russian Federation until 2030 is considered. For any country, the most important component of national security is economic security. In the works of domestic scientists, the term "national security" and "economic security" are often removed from the category of "security". The variety of interpretations of this term can be explained by the fact that the category of "security" is defined ambiguously, allows for different interpretations. Summary. In modern conditions, the relationship of economic security within the framework of national security has not lost its relevance, while their importance increases due to the aggravation of contradictions, as well as in connection with the crisis phenomena in the world economy.
security, economic security, national security, strategy
Современный российский исследователь А.В. Копылов отмечает, что для понятия национальной безопасности всегда была свойственна внутренняя противоречивость[1].
Понятие национальной безопасности проходит эволюцию своего становления – от понимания его в узком значении, только в контексте военной и внешнеполитической безопасности государства и до более широкого современного понимания национальной безопасности, которое включает также множество других объектов (экологию, социальную стабильность, здравоохранение, культуру и др.).
Термин «национальная безопасность» представляет собой единство двух составляющих – безопасности и ее «национального» аспекта. Эти два элемента идеи национальной безопасности формировались не одновременно. Именно в результате объединения этих двух разных категорий возникает современная категория национальной безопасности, имеющая конкретное и оригинальное содержание.
Методология. В работе использовались методы научной абстракции, экономического анализа и синтеза.
Важной составляющей национальной безопасности является экономическая безопасность.
Албакин Л.И. под экономической безопасностью подразумевает особый набор условий, призванных оберегать от внешних и внутренних угроз хозяйство страны [2].
Сенчагов В.К. считает, что экономическая безопасность – это особое состояние экономики при котором она способна защищать свои жизненно важные интересы [3].
Помимо рассмотренных выше определений, примечательна трактовка А.И. Архипова, в соответствии с которой экономическая безопасность представляет собой способность экономики эффективно удовлетворять на национальном и международном уровне общественные потребности [4].
В соответствии с законами «О безопасности» и «О стратегическом планировании» подготовлена и утверждена президентская «Стратегия экономической безопасности РФ», рассчитанная до 2030 года. Стратегия введена в действие Указом Президента РФ № 208 от 13 мая.
Документ исходит из того, что в мире идут экономические войны: в нем перечислен ряд угроз, среди которых на первом месте стоит стремление развитых стран использовать свою экономическую силу во вред другим государствам. Среди других внешних угроз — создаваемые без участия РФ торговые блоки, спекулятивный иностранный капитал, информационная уязвимость банковской системы.
Внутренние угрозы – это низкий уровень инвестиций в реальный сектор, обусловленный как финансовыми причинами, так и недостаточной защитой собственности[5]. Из-за слабой инновационной активности в странеограничены масштабы несырьевого экспорта. Кроме этого, отмечаются высокие уровни коррупции и теневой экономики, недостаточно эффективноегосуправление. Названы также проблемы в области образования и медицины (образованию посвящен раздел документа), охарактеризованы как избыточные существующие (и по-видимому, продиктованные внешними обязательствами) экологические нормы, повышающие затратность производства.
Цели Стратегии: укрепление экономического суверенитета, экономический рост, связанный с поддержанием на мировом уровне научно-технического потенциала, развитие оборонной промышленности, повышение уровня жизни населения, то есть, низкий уровень жизни вошел в число проблем безопасности.
Направлений развития перечислено много.В основном сформулированы изменения вектора в тех сферах, где отмечены проблемы. Выделим основные:
- «оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки» с учетом задач развития;
- совершенствование госконтроля за иностранными инвестициями в компании, имеющие стратегическое значение;
- комплексная модернизация реального сектора экономики и формирование производственных кластеров, в том числе с льготным режимом;
- направления технологического развития, в том числе для преодоления «критической зависимости» от импорта;
- обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;
- совершенствование ответных санкций.
Стратегия предписывает снизить критическую зависимость национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках.
Документ предусматривает разработку ведомствами, в трехмесячный срок, собственных конкретных перечней мер в области экономической безопасности[6].
Предусмотрено также снижение доли иностранной валюты в российском хозяйственном обороте. Такая мера, как развитие инструментов инвестиционно-ориентированной финансовой политики, в том числе путем мобилизации накоплений, может предполагать развитие облигационного рынка[7]. В целом, на развитие финансовой системы в Стратегии делается упор. Как и на целом ряде мер по территориальному развитию. Концепция упоминает городские агломерации, предполагает выравнивание экономических условий, приоритетное развитие окраин страны, а также Севморпути, БАМа и Транссиба[8].
Результаты. Обсуждения. Выводы и рекомендации. Россия, согласно документу, будет выстраивать международно-правовую систему экономических отношений так, чтобы это отвечало ее интересам. Тут можно вспомнить пресловутую Европейскую энергетическую хартию, с ее неблагоприятными для нас аспектами, и констатировать, что действуя в рамках Стратегии, Российская федерация не будет подписывать такого рода документы, а кроме того, будет предлагать свои варианты изменений международно-правовых режимов[9]. Это очень важно, учитывая, например, «газовые споры» в ЕС, а также санкции.
Государство будет поддерживать российские не сырьевые компании с тем, чтобы они выходили на уровень глобальных лидеров. Таким образом, в частности, дополнительные перспективы появляются в работе Минэко по созданию «национальных чемпионов» из активно растущих в наукоемкой сфере компаний.
Для самых широких деловых кругов важно, что Стратегия постулирует снижение рисков предпринимательской деятельности, «связанных с использованием формальных поводов для ее остановки», а также борьбу с рейдерством и, конечно, коррупцией.
Кроме того, отмечена необходимость противодействия как иностранным попыткам участвовать в направленных против российского бизнеса схемах, так и спецслужбам других государств в их деятельности против стратегически важных отраслей, прежде всего оборонной, энергетической и транспортной[10].
Стратегия перечисляет элементы экономической безопасности, их названо в общей сложности 40 и предусмотрен мониторинг соответствующих показателей. Можно отметить, что в это число вошла денежная масса (М2), а также число бедных, индекс предпринимательской уверенности и конечно весь ряд основных показателей состояния экономики, таких как уровень ВВП и развитие отраслей, показатели внешней торговли и т. п.
Важен и сам факт, что экономика непосредственно увязана с безопасностью страны и понимается теперь как важнейший, обеспечивающий ее фактор (документ на эту тему был и раньше, с 1996 года, но как актуальный он не воспринимался). А значит, к управлению экономикой нельзя относиться пассивно, лишь наблюдая и прогнозируя пути и скорость ее развития, потому что к национальной безопасности так не относятся.
Заключение. Экономическая безопасность сегодня может трактоваться как способность органов государственной власти давать благоприятные для функционирования общества условия. В данном случае подразумевается обеспечение мер по защите от внутренних и внешних экономических угроз в рамках национальной безопасности.
"Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – докторов наук: «Исключительные права в европейской и восточноазиатской правовой традиции в XVII-XIX вв.» (МД-4949.2018.6)".
1. Kopylov A.V. On the Genesis and essence of the concept of "national security"/ A.V. Kopylov // Bulletin of the Diplomatic Academy of the Russian foreign Ministry. Russia and the world. - 2015. - № 2 (4). - P. 31-43.
2. Abalkin L. I. Economic security of Russia: threats and their reflection // economic Issues. 1994. No. 12. P. 5.
3. Senchagov V. K., Gutman G. the Essence of economic security and its strategic support // Economic security: Production - Fi-nansy - Banks. Chapter 1. M.: Finstatinform, 1998. P.12.
4. Arkhipov A. I., Gorodetsky A. E. Michaels B. Economic security: Evaluations, problems, methods of the security // Issues of economy. 1994. No. 12. P. 31
5. Kuznetsov Yu. Introduction to the theory of national security. Problems of security of the Russian people and the present / Yu. Kuznetsov, V. Nikolsky. - M.: Verny, 2014. - 808 p.
6. Lazarev, A. I. and Information security. Compositional technology of information modeling of complex decision - making objects / Lazarev, Igor Alekseevich. - Moscow: Moscow city center of scientific and technical information, 2012. - 336 p.
7. Culture as a factor of national security / P. A. Nikolaev. - Moscow: Russian impulse, 2014. - 320 c.
8. Information security / T. L. Partyka, I. I. Popov. - M.: INFRA-M, 2014. - 368 p.
9. Profession of lawyer: history and modernity: textbook / A.V. Plotnikov, O. G. Larina, E. V. Lukashova, A. N. 'kova, E. V. Dolzhenkova, T. V. Gorelova, T. L. Kuznetsova, O. A. Dmitrieva; The South-West. state UN-T. - Kursk, 2017. - 136 p.
10. History of the Russian justice system: a manual / O. G. Larina [et al.]; the South-West. state UN-T. - Kursk, 2018. 139 p.