from 01.09.2013 to 24.11.2018
Moskva, Russian Federation
g.Moskovskiy, Moscow, Russian Federation
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
GRNTI 06.39 Наука управления экономикой
GRNTI 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BBK 650 Общ. эк. теория. Ист. эк. мысли. Эк. география. Упр-е эк-й. Эк. стат-ка. Учет. Эк анализ
The article raises the urgent issue of the importance of analyzing the areas of activity implemented by the representations of economic entities of the Russian Federation abroad. One of the main tasks of opening a representative office of an economic entity abroad is its access to the international market. This was also the result of problems associated with a significant shift in the political and economic systems. Today, Russian business entities set themselves the goal of not just protecting their activities, but the goals of growth in company value, capital growth, and access to the foreign market, which is a new sales market, have come to the fore. The scientific novelty of the study is due to the identification of an important task facing domestic business entities that have representative offices abroad in terms of expanding and deepening industry specialization, and the presence of Russian business representatives in various segments of the international market outside the energy sector. In the current situation, the main task of the Russian economy and the largest domestic economic entities is to increase the number of representations of Russian economic entities in market segments other than the oil and gas sector: in agriculture, manufacturing and chemical industry, engineering, financial sector, telecommunications and logistics etc.
analysis, business, activity, crisis, world economy, industry, representation, market, sanctions, transaction, business entities, branches, finance, efficiency
В последнее время после определенных внутренних и внешних экономических потрясений, и попыток изоляции Российской Федерации от участия на мировой арене, как в экономических, так и политических вопросах за период 2014-2018 гг. количество и интенсивность трансграничных сделок с участием ведущих хозяйствующих субъектов растет. Большинство сделок российских хозяйствующих субъектов на международном рынке происходит традиционно с участием крупных национальных хозяйствующих субъектов, энергосырьевой и металлургической отраслей, сильно зависящих от конъюнктуры мировых рынков.
Также периодические кризисы, возникающие в мировой экономике, отражаются как на динамике международных сделок российских экономических субъектов, так и на их отраслевой структуре. Но, как и прежде, нефтедобывающие компании в Российской Федерации занимают лидирующие позиции по активности на рынке мировых «игроков», по-прежнему, открывают свои представительства за рубежом. Горно-металлургические корпорации в силу санкций и финансовых затруднений, связанных с долговыми обязательствами, в основном, реструктурировали или продали зарубежные представительства и филиалы.
Тем не менее, на сегодняшний день российские крупные хозяйствующие субъекты ведут активную работу на зарубежных рынках, преследуя каждый свои цели:
- нефтяные компании стремятся расширить рынки сбыта и получить дополнительные источники сырья;
- горнодобывающие компании получают доступ к дефицитным ресурсам и также стремятся сохранить и расширить свои рынки сбыта продукции;
- госкомпании, в свою очередь, ориентированы на покупку объектов инфраструктуры и реализацию стратегических проектов в странах присутствия.
Деятельность представительств хозяйствующих субъектов Российской Федерации регламентируется законодательством [1], которое регулирует и оптимизирует систему торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.
Основной миссией торговых представительств является продвижение экономических интересов Российской Федерации в глобальной экономике [2].
В законодательно-нормативных актах прописано, что торговое представительство Российской Федерации в иностранном государстве является государственным органом, обеспечивающим в государстве пребывания внешнеэкономические интересы Российской Федерации.
Основными целями открытия представительств российских хозяйствующих субъектов за рубежом являются:
1. Приумножение доходов хозяйствующих субъектов и расширение бизнес-модели. При этом если бизнес-модель самого экономического субъекта в Российской Федерации работает успешно, то открытие представительства за рубежом является трамплином для расширения рынка производства и сбыта продукции.
2. Дополнительные возможности продаж и рекламы. Представительства за рубежом являются дополнительным источником привлечения клиентов хозяйствующего субъекта.
3. Увеличение контроля за сбытом производимой продукции хозяйствующими субъектами. Таким образом, хозяйствующий субъект может быстро и гибко реагировать на увеличение спроса и контролировать в зависимости от этого цены на товары, контролировать сохранность товара, ассортимент продукции.
4. Как следствие предыдущего пункта контролем за расходами является экономия затрат на деятельность хозяйствующего субъекта. Основная идея открытия представительств хозяйствующих субъектов в этом плане состоит в сокращении таможенных расходов, деятельность обособленных подразделений, в отличие от аутсорсинга.
5. Прямая доступность поставщиков и клиентов хозяйствующим субъектом. Деятельность представительства хозяйствующего субъекта напрямую и без посредников способна более доступно выстраивать отношения с партнерами заграницей и развивать бизнес.
6. Контроль эффективности работы сотрудников представительств хозяйствующих субъектов.
А.В. Лебедев еще в 1997 г. отмечал, что «важнейшей задачей России на пути коренных преобразований ее хозяйственной жизни является максимальное использование внешнеэкономических связей (ВЭС) как средства преодоления спада, осуществления структурной перестройки экономики и повышения ее эффективности - как способа органичного включения страны в систему международного разделения труда» [3].
А.Д. Петросян уделяет внимание тому, что «основными проблемами в деятельности представительств является слабая развитость их работы в направлении реализации конкретных проектов крупнейших национальных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса, а также региональных проектов» [4].
Официальная статистическая информация в отношении отраслей деятельности представительств хозяйствующих субъектов за рубежом и их количества отсутствует. Однако существует информация о структуре отраслевых активов российских хозяйствующих субъектов за рубежом. Так, по оценкам различных источников более 40 % зарубежных активов имеют хозяйствующие субъекты нефтегазового сектора, горно-металлургической промышленности – менее 30 %, телекоммуникаций – около 15 %, транспортной перевозки и логистики – около 3 %, прочие отрасли – 12 % (см. рисунок 1).
Рис. 1. Структура отраслевых активов российских компаний за рубежом
(составлено авторами)
Rice. 1. The structure of industry assets of Russian companies abroad
(compiled by the authors)
По состоянию на середину 2019 года в отраслевой структуре приобретенных зарубежных активов продолжают занимать ключевое место нефте- и газодобыча и нефтепереработка, что составляет примерно 45 % стоимости совокупных активов российских хозяйствующих субъектов за рубежом.
Таким образом, достоверно определить направления деятельности, реализуемые представительствами хозяйствующих субъектов Российской Федерации за рубежом, не представляется возможным. Однако, анализ определенных тенденций можно сделать на основе изменения структуры экспорта Российской Федерации. Товарная структура российского экспорта представлена в таблице 1 [5].
Табл.1. Товарная структура российского экспорта
Table 1. Commodity structure of Russian exports
№ п/п |
Группа товаров |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
млн.$ США |
в % к итогу |
млн.$ США |
в % к итогу |
млн.$ США |
в % к итогу |
||
1 |
Продовольственные товары и с/х сырье |
17 069,7 |
5,98% |
20 699 |
5,79% |
24 884,9 |
5,54% |
2 |
Минеральные продукты |
169 166,6 |
59,22% |
216 183,5 |
60,43% |
291 535 |
64,88% |
3 |
Продукция химической промышленности, каучук |
20 813,6 |
7,29% |
23 971,6 |
6,7% |
27 382,3 |
6,09% |
4 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
262,6 |
0,09% |
287 |
0,08% |
254,9 |
0,06% |
5 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
9 805,6 |
3,43% |
11 774,6 |
3,29% |
13 919,2 |
3,1% |
6 |
Текстиль, изделия из него; обувь |
912,2 |
0,32% |
1 104,6 |
0,31% |
1 201,5 |
0,27% |
7 |
Жемчуг; драгоценные камни, металлы |
8 906,9 |
3,12% |
11 049,1 |
3,09% |
10 097,5 |
2,25% |
8 |
Металлы, изделия из них |
28 798,6 |
10,08% |
37 072,2 |
10,36% |
43 874,5 |
9,76% |
9 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
24 431,7 |
8,55% |
28 283,1 |
7,90% |
29 059,8 |
6,46% |
10 |
Другие товары |
5 506,5 |
1,93% |
7 342 |
2,05% |
7 137,4 |
1,59% |
11 |
Всего |
285 674 |
100% |
357 766,7 |
100% |
449 347,0 |
100% |
Вышепредсавленные данные характеризуют наличие подавляющей доли экспорта минеральных продуктов в общей структуре экспорта Российской Федерации (65 % на 2018 год). Тем не менее, несмотря на санкционную политику в отношении Российской Федерации, с 2016 год экспорт минеральных продуктов вырос почти на 6 % в структуре.
Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, к сожалению, находится на стабильном низком уровне и составляет около 6 % в общем объеме экспорта. Также, с 2016 года увеличивается объем экспорта машин, оборудования и транспортных средств, несмотря на снижение экспорта данной товарной группы в общей структуре российского экспорта (около 7 % в 2018 году). Наглядно структура российского экспорта представлена на рисунках 2-4.
Рис. 2. Динамика товарной структуры российского экспорта за 2016 г.
(составлено авторами)
Rice. 2. Dynamics of the commodity structure of Russian exports for 2016
(compiled by the authors)
Рис. 3. Динамика товарной структуры российского экспорта за 2017 г.
(составлено авторами)
Rice. 3. Dynamics of the commodity structure of Russian exports in 2017
(compiled by the authors)
Рис. 4. Динамика товарной структуры российского экспорта за 2018 г.
(составлено авторами)
Rice. 4. Dynamics of the commodity structure of Russian exports in 2018
(compiled by the authors)
Крупнейшими российскими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность за рубежом являются: Публичное акционерное общество «Роснефть», Публичное акционерное общество «ЛУКОЙЛ» и Публичное акционерное общество «Газпром» (таблица 2).
Табл. 2 .Крупнейшие компании Российской Федерации по объему экспорта
Tab. 2. The largest companies of the Russian Federation in terms of export
Место |
Компания |
Объем экспорта, млн. долл. |
Доля несырьевого экспорта,% |
Количество стран-импортеров |
1 |
«Роснефть» |
57 015,7 |
0,2 |
59 |
2 |
«Газпром» |
48 931,5 |
0,1 |
68 |
3 |
«ЛУКОЙЛ» |
20 751,8 |
0,3 |
53 |
4 |
«Сургутнефтегаз» |
13 668,0 |
0 |
24 |
5 |
«Норникель» |
7 349,1 |
0 |
11 |
6 |
«Татнефть», группа хозяйствующих субъектов |
7 267,5 |
1,3 |
42 |
7 |
«Русал» |
6 683,5 |
0,2 |
48 |
8 |
«Сахалин энерджи» |
5 733,1 |
2 |
7 |
9 |
НЛМК, группа |
4 675,6 |
0 |
70 |
10 |
СУЭК |
4 447,0 |
0 |
43 |
Из представленных в таблице 2 хозяйствующих субъектов -лидеров российского экспорта более половины являются хозяйствующими субъектами нефтегазовой отрасли, остальная часть – металлургической, рынок представительствами за рубежом хозяйствующих субъектов других отраслей ничтожно мал.
Более того, ПАО «Газпром» имеет специализированную компанию по реализации проектов за рубежом «Gazprom International», которая ведет свою деятельность почти в двух десятках стран на четырех континентах и принимает участие в реализации около 40 проектов. Задачей данного хозяйствующего субъекта является владение и эффективное управление дочерними бизнес-структурами, ведущими деятельность за пределами Российской Федерации по поиску, разведке и разработки месторождений углеводорода, а также по поиску, оценке и приобретению новых нефтегазовых активов в самых разных нефтедобывающих регионах мира [6].
Таким образом, компания ПАО «Газпром» имеет зарубежные представительства в следующих странах: Алжир, Боливия, Индия, Ливия, Таджикистан, Узбекистан, Венесуэла, Вьетнам.
В соответствии с представленной картой можно сделать вывод, что зарубежные представительства компании «Газпром» располагаются в основном в Азии, Африке и Южной Америке, что обусловлено наличием на этих территориях нефтедобывающих активов. При этом ПАО «Газпром» занимает второе место в рейтинге 15 крупнейших российских транснациональных корпораций, имеющих зарубежные представительства. В данный рейтинг также входят такие хозяйствующие субъекты как «Северсталь», «МТС», «Вымпелком», «Новолипецкий металлургический комбинат», «Группа ГАЗ» и другие.
Зарубежные представительства российских хозяйствующих субъектов нефтегазового сектора, а также горно-металлургической промышленности являются центрами затрат самих хозяйствующих субъектов. Однако в теории, данные представительства должны быть центрами прибыли.
Поэтому целесообразно открывать представительства в субъектах, в которых находятся требуемое сырьё деятельности хозяйствующего субъекта наибольшее количество заказчиков и покупателей хозяйствующего субъекта.
На примере ПАО «Газпром» такими областями являются:
- Европейский рынок газа (Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Нидерланды, Румыния, Турция, Финляндия и др.);
- Страны постсоветского пространства (Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Эстония и др.);
- Страны Персидской группы (Аргентина, Египет, Индия, Испания, Китай, ОАЭ, Таиланд, Япония).
Как мы отметили ранее, одной из основных задач открытия представительства хозяйствующего субъекта за рубежом является выход его на международный рынок. Это стало и следствием проблем, связанных с существенным сдвигом в политической и экономической системах. На сегодняшний день российские хозяйствующие субъекты ставят себе цель не просто защитить свою деятельность, а на первый план выдвинулись цели прироста стоимости компании, роста капитала, выход на внешний рынок, являющегося новым рынком сбыта.
Р.Х. Губейдуллин что, «в условиях многонациональной страны главной задачей представительств субъектов Федерации неизменно остается, независимо от той или иной конъюнктуры отдельного периода, гармонизация отношений между федеральным центром и национально-территориальными образованиями» [7].
В связи с вышеобозначенным, для эффективного функционирования открытых представительств российских хозяйствующих субъектов за рубежом большое значение имеет контроль за результатом их деятельности и понесенными затратами.
В сложившейся на сегодняшний день ситуации, основной задачей российской экономики и крупнейших отечественных хозяйствующих субъектов становится увеличение количества представительств российских хозяйствующих субъектов в сегментах рынка, отличных от нефтегазового сектора: в сельском хозяйстве, обрабатывающей и химической промышленности, машиностроении, финансовом секторе, сфере телекоммуникации и логистики и т.д.
В заключении статьи следует отметить, что российские хозяйствующие субъекты за прошедшие годы частично реализовали свои конкурентные преимущества за рубежом лишь в нефтегазовой отрасли, черной и цветной металлургии, горнодобыче, химической и нефтехимической промышленности, а также, ограниченно, в сфере транспорта и логистики посредством организации своих представительств за рубежом.
Существенная доля сырьевого экспорта в общей структуре экспорта Российской Федерации, в первую очередь минеральных продуктов, также подтверждает отсутствие диверсификации направлений деятельности, реализуемых представительствами хозяйствующих субъектов Российской Федерации за рубежом. В этой связи очевидной задачей, стоящей перед отечественными хозяйствующими субъектами, имеющими представительства за рубежом, является расширение и углубление отраслевой специализации, присутствие представительств российского бизнеса в различных сегментах международного рынка за пределами энергосырьевого сектора: в обрабатывающей промышленности, финансовом секторе, IT и др.
1. Decree of the Government of the Russian Federation of June 27, 2005 N 401 (as amended on October 22, 2018) "On optimizing the system of trade missions of the Russian Federation in foreign states"
2. The Ministry of economic development of the Russian Federation // kurganobl.ru
3. Lebedev A.V. Methods for building organizational structures of representative offices of Russian airlines abroad / https://www.dissercat.com/content/metody-postroeniya-organizatsionnykh-struktur-predstavitelstv-rossiiskikh-aviakompanii-za-ru
4. Petrosyan A.D. Reorganization of Russia's trade missions in the context of liberalization of foreign economic relations // vestnik.samgtu.ru / https://docviewer.yandex.ru/view
5. Portal of foreign economic information of the Ministry of Economic Development of Russia. URL: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/basic_goods_export/
6. Official website of Gazprom International / electronic access: gazprom-international.com / date of access: 05/15/2019.
7. Gubeidullin R.Kh. Foreign representations of constituent entities of the Russian Federation, their participation in the implementation of agreements with foreign partners // Bulletin of Economics, Law and Sociology, 2014, No. 3