ROLE OF MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY OF FOREIGN COUNTRIES AND RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides an analysis of statistical data on the application of the mechanism of public-private partnership in the innovation sphere and in creating the infrastructure of the digital economy in foreign countries and Russia. The relevance, current trends, problems and directions of increasing the effectiveness of PPPs in the implementation of the program «Digital Economy of Russia» are shown.

Keywords:
innovations, investment, policy, public-private partnership, digital economy, the national project, the national program, information
Text

Введение

Прогнозируемый в ближайшие десятилетия массовый переход стран на технологии нового поколения, такие как интернет вещей, биометрия, нанороботы, дополненная реальность и другие, знаменуется новой промышленной революцией, которая охватила весь мир. Но, как правило, инвестиционные проекты с большими сроками окупаемости, высокими рисками не являются привлекательными для бизнеса, а теоретически государство не является эффективным собственником (управленцем), поэтому актуальным становится вопрос о возможных форматах взаимодействия государства и бизнеса, направленных на привлечение частных инвестиций в создание инфраструктуры цифровой экономики. В российской и мировой практике для решения данной задачи традиционно используются различные механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), позволяющие государству и бизнесу объединить ресурсы и распределить риски в рамках реализации инфраструктурных проектов.

 

Методы исследования.

В работе используются  общенаучные, специальные и частно-научные методы (логический, сравнительный, основанные на статистических материалах, синтеза и другие).

 

Результаты

Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, инновационная деятельность в мире продолжает развиваться: в большинстве стран расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы превышают показатели предыдущих лет. По данным ОЭСР, совокупные  расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы только в странах, входящих в ОЭСР, составляет в 2017 г. 1 259 276 млн. долл. США в текущих ценах [9].

Рис. 1. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки по странам ОЭСР за период 2009-2017 гг., млн. долларов США, в текущих ценах

Наибольший объем финансирования исследований и разработок на протяжении всего периода отмечается в Японии (170 901 млн. долл. США), Германии (131 340 млн. долл. США в 2018 г.) и Корее (90 980 млн. долл. США). Для сравнения:  в Китае за 2018 г. на исследования и разработки было направлено 495 981 млн. долл. США, а в России – 41 868 млн. долл. США [9].

Согласно статистическим данным (рис. 2), наибольший вклад в финансирование исследований и разработок по странам ОЭСР за анализируемый период вносит бизнес – на долю частных инвестиций приходится от 68% (в 2010 г.) до 73% (в 2017 г.). Доля инвестиционных средств из бюджетов постепенно снижается и составляет от 19% (в 2010 г.) до 16% (в 2017 г.) [9].

Рис. 2. Структура инвестиций в исследования и разработки по странам ОЭСР за период 2009-2017 гг., в % к итогу

Аналогичная структура инвестиций в инновационный сектор отмечается в Китае (рис 3а), в России данное соотношение свидетельствует о преобладании средств из бюджетов разных уровней в финансировании инновационной сферы (рис. 3б).

Рис. 3. Структура инвестиций в исследования и разработки в Китае (а) и России (б) в 2017 гг., в % к итогу [9]

Согласно данным аналитического доклада «Глобальный индекс инноваций» (The Global Innovation Index), лидерами по уровню инновационности по итогам 2018 г. стали такие страны, как Швейцария (индекс 67,2), Швеция (индекс 63,7), США (61,7), Нидерланды (индекс 61,4), Великобритания (индекс 61,3). Россия в данном рейтинге находится на 46 месте с индексом 37,6 [8].

Успешная инновационная деятельность ведёт к появлению своего рода замкнутого круга: по достижении определённого критического уровня инвестиции привлекают инвестиции, таланты привлекают таланты, а инновации порождают инновации: так, те же Швеция, Нидерланды и Великобритания получили самые высокие оценки в рейтинге DESI 2019 и являются одними из мировых лидеров в области цифровизации [5].

Принятие Лиссабонской стратегии ЕС выдвинуло на первый план инновационное развитие, что дало новый импульс государственно-частному партнерству в инновационной сфере стран Европейского союза: за период 1990-2018 гг. европейскими странами был реализован 1841 ГЧП-проект на сумму в 383,238 млрд. евро. Хотя большинство ГЧП-проектов связаны с развитием транспортной инфраструктуры, не менее активно реализуются проекты, связанные с инвестированием в другие общественно значимые сектора. По данным аналитического исследования «Market Update Review of the European PPP Market in 2018», в 2018 году вторым по активности с точки зрения стоимости был сектор телекоммуникаций на сумму в 3 млрд. евро (2,1 млрд. евро в 2017 году), что связано с шестью сделками широкополосного доступа, закрытыми во Франции [6].

В западных странах, частные корпорации очень тесно сотрудничают с государственными заказчиками по разным видам государственно-частного партнёрства. Более 10 500 организаций, включая большое количество компаний частного сектора, приняли участие в проектах, связанных с развитием ИКТ и цифровых технологий в период между 2014 и 2018 годами.

Рис. 4. Отраслевая структура европейских проектов ГЧП по стоимости и количеству за 2018 г. [4]

 

Участие бизнеса в таких проектах продолжало расти, причем частные коммерческие компании составляют около 40% бюджета. Учреждения и исследовательские организации, вместе взятые, составляют около 46% и более половины от общего объема финансирования. На публичные организации, помимо тех, которые занимаются исследованиями и образованием, приходится относительно небольшая доля как финансирования, так и участия (около 5% и 4% соответственно), аналогично категории «другие» организации.

Основными направлениями государственно-частного партнерства в инновационной сфере являются:

1. Предоставление государственных гарантий взамен на привлечение предпринимателей в сферу наукоёмких технологий;

2. Финансовая мотивация научных исследователей на основе инвестиционных проектов;

3. Привлечение бюджетов всех уровней;

4. Права предпринимателей на получение научно-технической продукции в счет погашения долгов государства;

5. Коммерциализация инновационной продукции на рынках (внутреннем и внешнем) [7].

На международном рынке также растет число стартапов, связанных с космосом – инвесторы готовы вкладывать в них все больше средств. В 2017 году частные инвесторы вложили в коммерческие космические проекты 3,9 млрд. долл. [9].

Крупные частные корпорации, такие как Northrop Grumman, Sierra Nevada, Lockheed-Martin и Boeing (в 2006 году объединили свои усилия в совместном предприятии ULAUnited Launch Alliance), Surrey Satellite Technology Limited, Airbus Defence and Space, производители КА, конкурирует между собой за правительственные и военные заказы в области РКО разных государств.

Таким образом, на сегодняшний день, эффективным инструментом реализации крупных проектов по развитию  цифровой экономики стран Европы является ГЧП на основе организации партнерского взаимодействия частных, муниципальных и государственных информационных и аналитических систем, технологических платформ, прикладных интернет-сервисов. Растущая динамика отраслей в решениях на основе новых IT-платформ и сервисов определяет постоянный рост потребности в кадрах и технологиях, как на уровне государства, так и на локальном региональном рынке.

Актуальность применения ГЧП в Российской Федерации при создании инфраструктуры цифровой экономики связана со следующими факторами, в большей степени отражающими стратегические приоритеты и современные тенденции на инвестиционном рынке в стране:

1. 2018 год стал отправной точкой реализации новой модели экономического роста страны, сформулированная В.В. Путиным 7 мая 2018 г. в Президентском Указе, где основным направлением государственной экономической политики станет развитие производственных секторов за счет поддержания инвестиционной активности в производственную, транспортную и социальную инфраструктуры.

2. Рост инвестиций в 2017-2018 гг. (+4,3%) благодаря восстановлению роста промышленного производства и росту объемов капитальных вложений в развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, транспортировку и хранение (105,2% к 2017 г.), информацию и связь (118,1%). Повышается спрос на новую технику – 34,6% общего объема инвестиций в основной капитал, отмечается постепенный рост доли инвестиций в информационное, компьютерное и телекоммуникационное оборудование, которое формирует условия для дальнейшего развития цифровых технологий [3].

3. Основная доля в структуре  финансирования инвестиций в основной капитал в 2015-2018 гг. приходится на собственные средства предприятий (54,3% в 2018 г.), на долю привлеченных средств приходится 45,7%, участие бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал снизилось на 1,7 п. (15,3% общего объема инвестиций в экономику в 2018 г. против 17% в 2014 г.) [3].

Данные тенденции характеризуют проактивную финансовую политику государства, когда роль государства в качестве субъекта инвестиционного процесса заключается в активном участии в процессе формирования российского корпоративного сектора.

Основные стратегические документы, на базе которых в ближайшие годы будет развиваться инфраструктура – это 13 национальных проектов, общей стоимостью 25,7 трлн. руб., из них на инфраструктуру - 15,3 трлн. руб. [1] В условиях снижения бюджетных средств на реализацию национальных проектов активно использовать механизмы государственно-частного партнерства.

Вследствие реализации государственно-частного партнерства объем частных инвестиций вырос: 451,7 млрд. руб. в 2018 г. против 247,5 млрд. руб. в 2017 г. Анализ показывает, что за 2018 г. 353 проекта с использованием механизмов ГЧП прошли стадию коммерческого закрытия, что в полтора раза меньше, чем в 2017 г. По сферам реализации проектов ГЧП два лидера — транспорт и коммунально-энергетическое хозяйство (рис. 5).

Утвержденная 28 июля 2017 г. распоряжением Правительства РФ №1632-р Программа «Цифровая экономика РФ» определила вектор движения страны к экономическому строю, где данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, существенно расширив тем самым границы применения механизмов ГЧП.

Рис. 5. Отраслевая специфика проектов ГЧП в России по количеству на конец 2018 г. [1]

При этом проекты ГЧП в создание инфраструктуры можно условно поделить на те, где цифровые технологии и IT выступают как основной объект инвестиций, или как дополнение к «строительной» составляющей. Так, многие создаваемые или реконструируемые в рамках ГЧП-проектов объекты инфраструктуры имеют комплексную природу, и для их успешной эксплуатации необходимо использование объектов информационных технологий. Как правило, в этих проектах ядром выступает не сама информационная система или цифровой продукт, а создание движимого имущества. Например, дорожные концессии в числе прочих полномочий концессионера зачастую предусматривают установку и эксплуатацию автоматической системы управления дорожным движением (АСУДД).

Разработка и использование различного рода цифровых технологий и информационных систем при реализации ряда ГЧП-проектов иногда являются более важным элементом соглашения. Например, организация «умного» освещения», реализуемых в большинстве случаев в форме энергосервисного контракта, – объем капитальных инвестиций в 39 проектах составил 11,6 млрд. рублей. Растет спрос на цифровизацию социальной сферы – развитие телемедицины и диагностики, а также цифровых решений для школ.

Таким образом, государственно-частное партнерство является хорошей инвестиционной моделью для продвижения цифровых технологий в России, наиболее гибкой и надежной формой для привлечения внебюджетного финансирования в создание государственной инфраструктуры.

Расходы в России на IT-инфраструктуру составляют 5 млрд. долл. США, что не позволяет покрыть имеющийся инфраструктурный дефицит. К основным причинам, которые сдерживают реализацию инфраструктурных проектов с участием государства и бизнеса на условиях взаимовыгодного сотрудничества (ГЧП), можно отнести:

– неразвитость институтов, в частности отсутствие полноценной законодательно-правовой базы регулирования проектов государственно-частного партнерства;

– низкий уровень компетенций в области проектного управления у специалистов со стороны публичного инвестора;

– возможность внесения изменения требований к участникам в процессе реализации ГЧП-проектов;

– ошибки стратегического проектирования;

– высокие политические риски инвестиционных проектов;

– непрозрачность этапов реализации проектов ГЧП;

– нечеткое разделение рисков и ответственности при реализации программ развития отдельных сфер региональной экономики.

Инфраструктура, в том числе цифровая, - это долгосрочный бизнес, который требует не только хороших, прозрачных и быстрых механизмов принятия решений для запуска проекта, но и того, где неожиданные изменения поведения в государстве или корпоративном партнере могут иметь тяжелые последствия. Чтобы механизмы ГЧП заработали в рамках нацпроектов, необходимо создать прозрачные и понятные правила для их финансирования.

Для привлечения среднего и крупного бизнеса в реализацию совместных инвестиционных проектов в инфраструктурной сфере необходимо создать прямые и косвенные условия, при которых участие в реализации таких проектов станет выгодным для частных инвесторов, прежде всего, путем формирования механизмов управления, распределения и минимизации рисков, присущих долгосрочным проектам. Поэтому очень важно, чтобы правительство разъяснило распределение рисков между правительством и частной стороной и оказало всестороннюю поддержку частной стороне, чтобы обеспечить разумную отдачу от инвестиций. В качестве мотивирующих механизмов могут выступать амортизационная политика, льготное налогообложение, налоговые каникулы, предоставление кредитов на льготных условиях частным инвесторам, которые участвует в социально-экономическом развитии страны в рамках проектов ГЧП.

Механизмы ГЧП требуют прагматичного и взвешенного подхода к их применению. Подобные проекты всегда требуют тщательной проработки и структурирования в тесной кооперации технических, финансовых и юридических специалистов, что подразумевает наличие достаточных компетенций в области права и экономики, и особенно инвестиций и проектного подхода в менеджменте.

Кроме того, инвестиции подразумевают не только финансы, но и человеческие ресурсы, и накопленные годами компетенции ведущих российских компаний в области телекоммуникаций и IT. В данном вопросе важнейшая задача для реализации программы - прежде всего, обеспечить подготовку компетентных экспертов, способных осуществить переход к цифровой экономике с помощью государственно-частного партнерства.

 

Заключение  

Применение механизмов ГЧП при реализации национальных стратегий развития инноваций и цифровой экономики в зарубежных странах уже зарекомендовали себя как эффективный инструмент, позволяющий достичь синергии государства и бизнеса в решении стратегически-значимых задач. В России же процесс формирования и использования механизма ГЧП как реального инструмента находится на начальном этапе - такая ситуация не позволяет использовать все возможности ГЧП для общественно значимых программ или проектов в масштабе страны. Основное направление, позволяющее повысить эффективность реализации национальных программ через государственно-частное партнерство – это развитие институтов, прозрачные и понятные правила, открытость сделок для общества и мониторинг реализации проектов.

References

1. Simple and honest about investments in infrastructure and public-private partnerships in Russia. Analytical review. [Online] // ANO "National Center for PPP". - URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/reit240419.pdf (Accessed: 09.08.2019).

2. Ranking of countries by level of innovation. [Online] https://nonews.co/directory/lists/countries/global-innovation-index (Accessed: 14.08.2019).

3. The Russian economy in 2018. Trends and prospects. (Issue 40). - Moscow: Publishing house of the Institute of Gaidar, 2019. - 656 p.

4. EPEC Data Portal [Online] // EPEC URL: https://data.eib.org/epec/sector/all (Accessed: 04.08.2019).

5. Global Innovation Index 2019 Creating Healthy Lives - The Future of Medical Innovation. 12Th Edition. [Online] URL:https://nonews.co/wp-content/uploads/2019/08/gii2019.pdf (Accessed: 14.08.2019)

6. Market Update Review of the European PPP Market in 2018 [Online] // European PPP expertise centre. URL: https://www.eib.org/attachments/epec/epec_market_update_2018_en.pdf (Accessed: 04.08.2019).

7. Private Participation in Infrastructure (PPI). Annual Report. [Online] // The World Bank. URL: https://ppi.worldbank.org/~/media/GIAWB/PPI/Documents/Global-Notes/PPI_2018_AnnualReport (Accessed: 04.08.2019).

8. The Digital Economy and Society Index (DESI) 2019 [Online] URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi (accessed date: 14.08.2019).

9. OECD database. 2018 [Online] // OECD. URL: https://stats.oecd.org/ (Accessed: 09.08.2019).


Login or Create
* Forgot password?