NARCOCORRUPTION AS A LATENT FORM OF THREATS OF ECONOMIC SAFETY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the main consequences of drug trafficking and consumption. Statistical data reflecting the results of anti-drug activities in Russia are presented. Reflects the relationship of narcotization of the population and economic security.

Keywords:
Corruption, economic security, threats, economic crime, shadow economy, drug market, economic development, level and quality of life
Text

Современные масштабы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в нашей стране выводят данную проблему на уровень основных угроз экономической и, в целом, национальной безопасности России [1]. В настоящее время невозможно осуществить точную оценку социальных и экономических последствий незаконного оборота наркотиков. Вместе с тем, согласно статистическим данным и экспертным оценкам уровень потребления наркотиков в России недопустимо высок. В целом около 8,5 млн чел. или около 6% российского населения употребляет запрещенные наркотики (к сравнению, в мире употребляет 230 млн чел. или 5% взрослого мирового населения) [2]. Усугубляет ситуацию то обстоятельство, что 80% от всех наркозависимых потребителей составляет молодежь в возрасте от 18 до 34 лет.

Локализацию очагов наркобизнеса следует рассматривать как необходимую составляющую деятельности по обеспечению безопасности государства и развития экономики. Потери, наносимые стране наркопреступностью невосполнимы для общества и приобретают тенденцию геополитического масштаба.

На российский наркорынок продолжают поступать не только героин, кокаин, амфетамины, но и иные психоактивные синтетические вещества, в том числе невнесенные в перечень веществ, подлежащих контролю в стране.

Проблема массовой наркотизации населения и экспансии наркобизнеса усугубляется ее высокой латентностью, особенно в части коррупционных покровительств. Ее масштабы таковы, что речь идет уже не только о серьезной экономической, но уже и о национальной безопасности страны. По самым скромным подсчетам материальный ущерб от наркотиков, составляет 3-5% ВВП России [5]. Попытки правоохранительных органов, направленные на предотвращение и ликвидацию роста наркопреступности в России не дают желаемого результата. Помимо традиционной системы распространения в криминальных анклавах (игровые и массажные салоны, проститутки, таксисты) наблюдается устойчивая тенденция употребления наркотиков политиками, бизнесменами, студентами, представителями артистической элиты и шоу-бизнеса. Объектами преступной деятельности становятся лица с высоким уровнем интеллекта и положением в обществе, среди которых появилась новая категория «наркоманов воскресного дня».

При этом классический механизм наркокоррупции формируется тремя экономическими факторами:

- предложением, стимулирующим спрос;

- спросом, стимулирующим предложение;

- величиной роста коррупционных практик.

Экономический цикл незаконного воспроизводства наркотиков охватывает три основных стадии: формирование первоначального капитала; легализация и отмывания криминальных доходов; потребление и криминальное инвестирование в легальный бизнес. Латентные сетевые возможности отлаженных каналов киберпреступности на биржах черного рынка позволяют эффективно продавать новые синтезированные наркотики, изготовленные по самым современным технологиям. В результате наркобизнесу поступают миллиардные доходы, которые обеспечивают не только безупречное покровительство, но и высокое политическое положение в действующих элитах. Огромные доходы, получаемые от оборота наркотиков, позволяют участникам наркобизнеса инвестировать эти средства на расширение криминальной идеологии, при этом не только на подкуп должностных лиц разного уровня, но и для формирования особых финансовых агломераций криминального типа. На фоне экономических причин наркокоррупции выявляются взаимопереплетения с другими опасными преступлениями экстремистской и террористической направленности.

Можно выделить три основные линии финансирования экстремистских, террористических организаций сопряженных в своей деятельности с наркобизнесом:

- средства, поступающие от неправительственных организаций и зарубежных фондов;

- средства, поступающие от коммерческих организаций, контролируемых представителями этнических диаспор и лицами, контролируемыми геополитическими соперниками;

- средства, поступающие от криминальной деятельности самих экстремистских и террористических организаций и связанной с ними организованной преступностью.

В их числе, средства:

– собираемые некоммерческими организациями и частными лицами у физических лиц и организаций якобы в благотворительных целях, в частности, для оказания гуманитарной помощи определенным территориям или этническим (религиозным) группам;

– поступающие в результате «добровольных» пожертвований граждан, в том числе не разделяющих экстремистские взгляды;

– поступающие от коммерческих организаций, ведущих бизнес или заинтересованных в ведении бизнеса на территориях, контролируемых террористическими организациями, или на территориях, на которых действуют террористические организации;

– поступающие от коммерческих организаций, созданных и контролируемых террористическими организациями в целях экономического обеспечения своей деятельности;

– получаемые в результате хищения из государственного бюджета с использованием коррумпированных должностных лиц;

– получаемые в результате взаимодействия с международными террористическими организациями;

– получаемые в результате совершения общеуголовных преступлений (от вымогательства, путем рассылки флеш-карт с угрозами и требованием выплаты денег; от грабежей, разбойных нападений; от похищения людей);

- получаемые с использованием сети Интернет.

Поиск финансовых ресурсов ведется как через различные сайты, так и путем использования социальных сетей.

Источники и каналы финансирования экстремистских, террористических организаций, по мнению экспертов, идентичны. Прежде всего, это обусловлено однородностью целей, в связи с чем, по мнению ряда экспертов, провести четкую грань между экстремистской, террористической и инсургентской организациями, их деятельностью и целями зачастую практически невозможно, тем более что терроризм является одной из крайних форм проявления экстремизма, а последний зачастую представляет его идеологическую платформу.

В России в 2018 году зарегистрировано 200,3 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (-4%), из которых 148,4 тыс. – тяжкие и особо тяжкие (-1,2%). Основная масса (95,9%) всех наркопреступлений выявлена сотрудниками ОВД (192,1 тыс.; -3,6%) [3]. Каждое десятое преступление, связанное с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотиков, совершено с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (18,8 тыс.).

В этой связи совместно с Роскомнадзором осуществляется мониторинг интернет-пространства, в ходе которого выявляется и пресекается работа интернет-ресурсов, пропагандирующих наркопотребление и распространяющих наркосодержащие препараты. В прошедшем году принято свыше 25 тыс. экспертных решений об ограничении доступа к интернет-сайтам и страницам в социальных сетях, располагающим запрещенной информацией о наркотиках. Раскрыто почти 7,5 тыс. фактов уголовно наказуемой такой деятельности, за участие в ней привлечено к уголовной ответственности свыше 3,4 тыс. лиц.

Правоохранительными органами установлено 95,7 тыс. лиц (-10%), совершивших наркопреступления, в том числе 91,3 тыс. выявлено сотрудниками ОВД.

Отмечается рост числа преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору (11,5 тыс.; +28,8%), а также совершенных организованными группами и преступными сообществами (5,6 тыс.; +42,9%).

Наркокоррупция как относительно устойчивая латентная форма организации противоправного взаимодействия производителей государственных услуг и представителей наркобизнеса, направлена на удовлетворение их личных (корыстных) интересов в ущерб антинаркотической безопасности государства [6], делает невозможным борьбу с наркоконфликтом за счет предательства служебных интересов тех, кто призван защищать российское общество от роста наркотизации.

Безусловно определенная работа в направлении противодействия коррупционным схемам ведется постоянно. Так, в 2018 году было выявлено и зарегистрировано 313 преступлений (+87,4%), связанных с легализацией доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, в том числе 5 (-54,5%), предусмотренных ст. 174 УК РФ , и 308 (+97,4%) по ст. 174.1 УК РФ [3]. Среди регионов наибольших результатов достигли Республика Татарстан (20), Удмуртская Республика (12), Нижегородская и Свердловская (по 16), Челябинская (15), Оренбургская и Пензенская (по 11) области. Вместе с тем отсутствуют результаты по данному направлению – в каждом четвертом субъекте (21), в их числе республики Адыгея, Ингушетия и Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Хабаровский край, Вологодская, Калининградская, Калужская, Ленинградская, Магаданская, Орловская, Ростовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская и Ярославская области, Еврейская автономная область, Ненецкий и Чукотский автономные округа, г. Севастополь. Это свидетельствует не об отсутствии проблемы наркопреступности, а прежде всего о недостаточной активности правоохранительных органов в данных регионах.

Всего из незаконного оборота изъято 22,4 тонны наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ (2015 г.: 34,2 тонны; 2016 г.: 24,1 тонны; 2017 г.: 23,4 тонны), две трети которых составляют наркотические средства каннабисной группы (марихуана, гашиш, гашишное масло). Необходимо отметить, что в последние годы в структуре наркорынка традиционные наркотические средства растительного происхождения замещаются синтетическими наркотиками, оказывающими более сильное психоактивное действие при меньших объемах дозы потребления. За последние пять лет удельный вес наркотических средств каннабисной группы в общей массе изъятых снизился с 72,9% до 62,2%, героина – с 7,9% до 2,4%, одновременно доля синтетических наркотиков выросла с 7,6% до 28,9%.

С учетом изложенного можно констатировать существование высокой угрозы от наркобизнеса для российской и, в целом, международной экономичесой безопасности, поскольку данный вид незаконного бизнеса затрагивает социально-экономическую, демографическую, духовно-нравственную, правовую и иные сферы общественно жизни. Без сотрудничества России с международными организациями и структурами правоохранительной направленности, действующими под эгидой ООН, ОБСЕ, ШОС, ОДКБ, СНГ и БРИКС снизить напряженность наркоситуации до минимального уровня будет крайне сложно.

Выявление противоправной деятельности в сфере наркобизнеса и сопряженных с ними преступлений возможно посредством:

– получения оперативной информации;

– получения сведений о проведенном финансовом расследовании сотрудниками Росфинмониторинга;

– проведения собственной аналитической работы в отношении тех лиц, которые уже попали в поле зрения правоохранительных органов как лица, причастные к криминальной деятельности;

– получения информации, поступающей из иных правоохранительных и контролирующих органов по теме поиска.

Примером международного сотрудничества может послужить принятие Антинаркотической стратегия государств – членов ШОС на 2018 – 2023 годы, Программы действий по ее реализации и Концепции по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами государств – членов ШОС.

Несмотря на достигнутые успехи по выявлению коррупционеров и их приспешников в наркобизнесе, «рентостроительство» и «рентоискательство» по прежнему остается высокорентабельной криминальная коммерция должностных лиц. Следовательно требуются новые исследования криминологов, экономистов и социологов, направленые на поиск эффективного и прежде всего экономического инструментария противодействия наркокоррупции.

Значительную сложность в расматриваемом направлении представляет собой объективная оценка ущерба, наносимого стране наркопреступностью и связанной с ней коррупцией. Комплексный характер угрозы позволяет выделить в качестве основных следующие виды опасностей.

Таблица 1.

Характер и виды опасностей носителям национальных интересов от незаконного оборота наркотиков [8]

 

Вид опасности

Характер опасности

для личности

для общества

для государства

Социально-культурный

Потеря социального статуса

Формирование деструктивных социальных институтов (наркобизнес)

Использование ограниченных экономических ресурсов страны не в созидательных целях, а в целях противостояния, борьбы, разрушения

Личностный регресс

Проблемы семьи как социального института

Шаткая социальная стабильность (социальный регресс)

Потеря здоровья

Низкий уровень духовного развития общества

Простое или суженное воспроизводство товаров и услуг отечественного производства

Рост удельного веса социальных институтов силового блока

Демографический

Понижение уровня рождаемости. Сокращение продолжительности жизни

Прогрессирующее сокращение трудоспособного населения

Активные наднациональные миграционные потоки, снижающие национальную стабильность и суверенитет. Национальная депопуляция

Экономический

Низкий уровень зарплаты

Снижение мотивации к труду. Примитивность потребностей

Сокращение национального дохода

Низкий уровень жизни

Низкая производительность труда

Проблемы пенсионного обеспечения

Технологический

Низкий уровень профессиональной квалификации

Технологии, основанные на ручном примитивном или индустриальном труде, а не на «высоких» знаниях, основанных на умственном труде

Усиление диспропорций в степени технологического развития и освоения территорий регионов

Политический

Теневое криминальное сознание и поведение личности

Низкий уровень национального самосознания. Стертые границы прав и обязанностей

Политическая неустойчивость официальной власти на местах, теневое правительство, коррупция

Криминальный

Теневая криминальная деятельность как вид профессиональной деятельности

Создание инфраструктуры криминальной среды в обществе. Рост удельного веса социальных институтов криминальной направленности

Формирование не социального, а силового государства

Экологический

Нарушение в «экологии» сознания

Неэкологичное массовое сознание

Экологические проблемы в результате загрязнения окружающей среды химическими веществами и отходами жизнедеятельности

 

Безусловно к числу базовых и системных необходимо отнести опасности наркотрафика для экономики нашей страны и мира в целом. Объем незаконной торговли, осуществляемой на наркорынке, оценивается в величину, сопоставимую с объемом торговли углеводородами, и не учитывать глобальное влияние наркоденег невозможно [4]. В наше время финансовых суррогатов, бондов секьютеризации, различных деривативов, в оборот на различных условиях вовлекается значительный объем как легальных, так и теневых средств. Периодически возникающие экономические и финансовые кризисы обеспечивают высокий уровень толерантности к использованию криминальных денег, а иногда стимулируют поощрительное отношение к ним. Это самым непосредственным образом ущербно влияет на реальный сектор легальной экономики, снижает уровень жизни основной части населения и приводит к его деградации.

В процессе проведения ряда исследований отечественных и зарубежных ученых было установлено, что общество в целом несет от незаконного оборота наркотиков несколько основных видов издержек [7]:

- профилактика;

- лечение;

- безопасность;

- демографические потери;

- потери валового продукта;

- политика;

- эпидемиология.

При этом, весьма важным здесь является учет всей суммы расходов, которую можно представить в виде частных, государственных и внешних. Признано, что имеющеся статистические данные обладают значительной долей погрешности. Эти данные не отражают в полной мере масштаб проблемы, а также объективно существующие причинно-следственные связи как между участниками наркорынка, так и между наркопотребителями и возникающими у них основными последствиями (н-р, сметностью в результате потребления).

Весь объем рассматриваемых издержек может быть представлена в виде совокупности двух основных групп - прямых и косвенных. К прямым относятся затраты на организацию и осуществление профилактики и борьбы с наркотрафиком и его негативными последствиями, к косвенным - недополученные в результате наркопотребления доходы. Установлено, что затраты на потребление наркотиков составляют суммы меньшую, чем те, которые возникают в обществе и у третьих лиц в виде последствий от потребления [7].

В целях повышения эффективности проведения работы по минимизации совокупных издержек и повышения уровня экономической безопасности представляется необходимой выработка комплекстного подхода к классификации социально-экономических последствий наркотизации общества и созданию единой методики оценки наносимого ей ущерба.

Реализация Стратегии государственной антинаркотической политики РФ (утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 г. № 690) и Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года (утвержденной Указом Президента РФ 13 мая 2017 г. № 208) предполагает необходимость установления своевременных акцентов на причинный комплекс наркобизнеса, усиления персональной ответственности должностных лиц на конкретных участках их профессиональной деятельности. По нашему мнению для локализации наркобизнеса основным должно являться экономическое подавление спроса, а также тотальный контроль доходно-расходной деятельности чиновников.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 № 683 "On the national security Strategy of the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation of January 4, 2016 N 1 (part II) article 212

2. World drug report. URL: http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/WDR2012/WDR_Russian_web.pdf (accessed 05.08.2019).

3. These forms of statistical reporting 4-MV-NON for January - December 2018.

4. Kiyko A. the Impact of drug trafficking on the economy of the state. URL: http://i-gazeta.com/narkostop/22421.html (accessed 05.08.2019).

5. Kiyko M. Yu. Fight against drug trafficking in the national security system of Russia: Theory, methodology, economic assessment. - Moscow: LENAND. 2014. - 272 p.

6. Naumov Yu. G. drug Corruption on the scale of threats to the economic security of the state // On the guard of the economy. - N. Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Russian interior Ministry, 2018. No. 3. P. 31-39.

7. Pavlova S. A. Analysis of foreign and domestic practice of calculation of socio-economic consequences of drug trafficking // National interests: priorities and security. - 2016. - № 2. - P. 163-171.

8. Pavlova S. A. the Impact of drug trafficking on national interests of the Russian Federation // National interests: priorities and security. - 2017. - № 7. - Pp. 1805-1817.


Login or Create
* Forgot password?