THE ROLE OF LANGUAGE IN ETHICAL, POLITICAL AND JUDICIAL CONCEPT OF THE VINCENT DESCOMBES’S SUBJECT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The description of the ethical, political and judicial concepts of the subject V. Descombes as a manifestation of the general concept of the subject as a addition of agent is given. The role of language in their construction is demonstrated. The relationships between these particular concepts, their hierarchy among themselves and hierarchy in relation to the general concept of the subject are shown. It is concluded that these particular concepts of the subject serve not only to reveal the general concept of the subject in Vincent Descombes, but also an application to it. Without them, the general concept of the subject in the French thinker can not be fully analyzed, therefore, understood. Thus, it is impossible not to belittle their importance, not to exaggerate their value, understanding their role and place in the theory of the subject V. Descombes as clarifying and complementing the main subject – the subject as an addition of agent.

Keywords:
modern western philosophy, Vincent Descombes, philosophy of the subject, the ethical subject, the political subject, the judicial subject, the subject as an addition of agent; analytic philosophy
Text
Publication text (PDF): Read Download

В 2004 г. во Франции вышел трактат ученика Поля Рикера и Жака Деррида – Винсента Декомба «Дополнение к субъекту: исследование феномена действия от собственного лица» [1]. Это произведение перевернуло понимание в западной мысли, рассматриваемую в нем проблему – проблему субъекта. Особенность труда В. Декомба «Дополнение к субъекту: исследование феномена действия от собственного лица» состоит в том, что французский мыслитель подошел в нем к анализируемой проблеме по-иному, чем прежние мыслители до него, особенно философы континентальной традиции (например, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, Жан-Поль Сартр и др.) – аналитически, использовав грамматический метод. Грамматический метод – это метод, позволяющий с помощью синтаксического (семантического) анализа раскрыть значение анализируемого понятия (в данном случае — понятия «субъект»). Благодаря этому методу он выявил одно правильное значение субъекта — как дополнения агенса. Однако, этот концепт является общим и имеет в себе еще частные концепции субъекта, которые, как раз, и проанализированы в данной статье.

            Концепты этического, политического и юридического субъектов В. Декомба занимают важную часть в философии французского мыслителя. Он вычленяет их, применяя философию психологических глаголов Людвига Витгенштейна [2]. Исходя из общего понимания субъекта как дополнения агенса, он рассматривает его применение в отдельных сферах общественной жизни. Сам Декомб фиксирует это так: «Философия субъекта обнаружила переход на него самого еще в некоторых областях: в области ответственности за себя, иногда – в форме "заботы о себе", иногда – в форме "обязательств по отношению к самому себе" (этический субъект). По сути, это проекция, которую субъект, являющийся «собой», или «эго» отбрасывает на самого себя, желая стать частью себе подобных посредством заключения "социального контракта" (политический субъект) или через взаимное право обладать взаимными правами (юридический субъект)» [1, с. 19].

            Французский философ утверждает, что «мыслитель хочет разработать этику субъекта, если он задается целью подвергнуть тот или иной глагол, взятый из этического словаря – «лексический аппарат, который позволяет нам описать и оценить способы поведения или нравы агенсов с точки зрения того, что хорошо, или с точки зрения того, что для них осмысленно, "субъективному анализу". Иначе говоря, он считает, что приложение этого глагола к индивиду (в описании) имеет в качестве следствия извлечение из этого индивида акта автопозиционирования» [1, с. 212]. И Декомб показывает, что значит подвергнуться субъективному анализу на примере выражения «заботиться о себе». Для него «это означает, что индивид, который заботится о себе, производит в отношении самого себя и одновременно претерпевает (от своего действия) фундаментальные изменения, которые философы называют "составление субъекта самому себе"» [1, с. 212]. Сходным образом он анализирует такие этические глаголы, как «стать самим собой», «существовать для себя», «существовать в первом лице», «быть в конфронтации с собой», «выбирать самого себя», «заботиться о себе», «производить субъективацию себя через себя», «принуждать самого себя», «брать на себя обязанности», «судить самого себя». Касательно этих глаголов Декомб хочет проверить, права ли философия субъекта, когда она утверждает, что, используя эти глаголы по отношению к индивидам, можно наблюдать акт автопозиционирования, т.е. акт, который предполагает обязательную идентичность того, кто является агенсом акта, и того кто является его пациенсом [Цит. по: 1, с.  350]. Если анализ будет произведен корректно, то тогда «этот глагол описывает акт (или… поведение), для которого необходима идентификация субъекта и объекта» [1, с. 213]. Если же нет, то такой идентификации не должно быть.

            Подобную операцию производит французский мыслитель и в отношении глаголов, которые составляют политический словарь, т.е. словарь, позволяющий описывать феномены подчинения (командовать, подчиняться)» [1, с. 213]. «Если политическая философия субъекта существует, то на практике она заключается в том, чтобы провести "синтаксический субъективный анализ основных глаголов политического словаря – … командовать и подчиняться". Философия субъекта доказывает, что эти глаголы могут употребляться в возвратном смысле, который соответствует политическому режиму автономии, то есть системе, в рамках которой граждане существуют, когда сами мыслят себя в качестве субъектов, и которая имеет место именно потому, что они себя так мыслят» [1, с. 350].

            Такой же подход Декомб применяет и к юридическому словарю, в частности, анализируя высказывания «управлять самим собой» и «задать правило самому себе».

            Грамматический метод В. Декомба красной нитью проходит через весь его трактат, включая и вторую его часть, посвященную частным субъектам.  Так, в разделе IV «Этики субъекта» гл. «XXIV Акт автопозиционирования» француз пишет следующее: «…философ может считать себя философом субъекта, если он пытается придать значение разным возвратным глаголам, поскольку ему кажется возможным обнаружить в употреблении этих глаголов референцию к автопозиционированию со стороны субъекта… философия субъекта предполагает исследование некоторых глаголов с точки зрения "субъективного анализа"» [1, с. 211].

            Выбор выражений французским философом для грамматического анализа обусловлен использованием их в философии субъекта. Результатом для Декомба каждый раз служит правомерность использования тех или иных выражений (этических, политических, юридических) по отношению к субъекту как дополнению агенса. В конечном счете, Декомб стремится концептуально разрешить возможность употребления конкретных фраз для описаний действий агенса. Он пытается очертить границы суверенности и автономности его, связывая эти границы с языком. Для Декомба, как и для Витгенштейна, «границы моего мира – это границы моего языка» [3].

            Суверенность и автономность субъекта у Декомба связаны со свободой воли. Агенс, обладающий свободной волей, совершает некие практические действия. Эти практические действия могут быть выражены в языке и проанализированы в нем. Язык в данном случае служит средством как (само) выражения, так и (само) анализа. Но стоит заметить, что практический анализ не сводится к языку, он опосредован действием, следовательно, уже не охватывается языком, пусть даже языком-действием, что французский философ упускает из виду.

            Согласно В. Декомбу, все три концепта субъекта – этический, политический и юридический – существуют, но существуют как вариации субъекта как дополнения агенса. Декомб не дает им отдельных определений, считая, что базой для всех них служит вышеназванный концепт субъекта. Но между ними тремя Декомб выделяет политический субъект как более значимый, чем два других, так как, следуя словам французского философа, «именно в политической сфере вскрывается подлинный смысл этой пресловутой Схватки за субъект. "Человек становится субъектом, когда решает быть для самого себя основанием того, что называется действием". Кажется, что на политической сцене эта загадочная формула внезапно обретает некоторую значимость: человек является субъектом в первую очередь тогда, когда совершает революцию во имя прав человека» [1, 349]. Хотя Декомб и выделяет политический субъект из всех частных субъектов, он, тем не менее, указывает на следующее: «… политическую историю не следует рассматривать как финальную истину, определяющую историю современных ценностных понятий, так, словно политические события являются некой инфраструктурой, чьими эпифеноменами служат философскими доктринами. Вот почему мы не может пользоваться [...] политическим словарем, чтобы понять работу, проделанную философией субъекта. Использовать этот словарь означало бы захотеть понять историю метафизики через политическую историю, в то время как у нее есть свое собственное содержание» [1, с. 359].

            Другие два – этический и юридический концепты субъекта – не подчинены политическому, но имеют менее значимый характер. Тем не менее, все они равны перед общим субъектом – дополнением агенса.

            В связи с вышенаписанным, стоит более подробно проанализировать концепцию политического субъекта у Винсента Декомба в силу его более важного места в среде частных субъектов.  Ввиду этого, нужно отметить, что Декомб следует либеральной политической традиции, считая себя сторонником демократии. Он является руководителем Высшей школы социальных наук имени Раймона Арона. Декомб рассматривает индивида ХХI в. как гражданина современной представительной демократии, характеризующейся всеобщим избирательным правом, которое предполагает наличие личного политического мнения.

            Он полагает, что политическая философия субъекта тесно связана с глаголом из этического словаря – «выбирать самого себя». В современных так называемых процедурных демократиях гражданин выбирает самого себя посредством предоставления своего выбора в политическом аспекте, т.е. передачи собственного выбора, представляющим его в политической жизни.

            Говоря о политической философии субъекта, Декомб критикует доктрины, в основе которых лежат отношения гражданина с обществом в виде возвратных отношений с самим собой (например, доктрины Рене Декарта, Жан-Жака Руссо, Алексиса де Токвиля). Его критика сводится к тому, что эти доктрины не могут объяснить каким образом они наделяют индивида отношениями с самим собой, из которых он берет практический взгляд на совокупность вещей. «Без такого всеобъемлющего взгляда, – констатирует французский мыслитель, –  индивид может вынести только частные суждения о ситуации, но не суждение политического свойства» [1, с. 407]. Для Декомба политическая философия субъекта заключается в возможности осуществлять высказывания политического толка. Политика существует только тогда, когда есть политический словарь, которым пользуются индивиды, высказываясь по тем или иным вопросам, называемым «политическими».   

            Когда индивид получает политический статус? – задается вопросом французский философ. И сам отвечает: «Когда он имеет отношения со своими согражданами или отношения со своим городом и законами этого города. Только тогда он может иметь политические воззрения и формулировать практические суждения, которые заслуживают характеристики политических убеждений» [1, с. 411].

            Далее Декомб, пытаясь ответить на вопрос о политическом автопозиционировании самого себя, выделяет два варианта – две идеологические формулы, производя анализ сознания гражданина французского государства (полагая, что недостаточно быть просто гражданином, а нужно быть гражданином какого-либо конкретного государства):

            1) республиканская идея;

            2) политика публичного признания идентичности меньшинств в плюралистском пространстве, присущем процедурной демократии.

            1. Путь универсализации.

 «В соответствии с первой идеологической формулой воля индивида становится волей гражданина, обобщаясь через аскетический путь абстрагирования от индивидуальных отличий. Философия субъекта проецируется на политический и педагогический дискурс, принимая форму республиканских идей. «Политическое общество субъектов» обретает форму республики, состоящей из субъектов, осознающих свою человеческую общность. Индивидуальный человек преобразуется в человека, имеющего политические взгляды и некоторые критерии, чтобы отличать, что полезно для общественного блага, а что нет. Он ищет в самом себе то, что делает из него человека, равного другим, и через это абстрагирование обретает себя универсального» [1, с. 412].

            2. Путь индивидуализации.

            В соответствии со второй идеологической формулой происходит путь индивидуализации, т.е. политическая идентичность в этом случае приобретается за счет субъективной идентичности. Например, я за счет своей этнической (еврей) и / или за счет гендерной принадлежности (трансгендер) формирую себя как политического субъекта. Согласно Винсенту Декомбу, такими двумя путями и происходит политическое автопозиционирование субъекта.

            Рассмотрев, как политическое автопозиционирование субъекта происходит в философии Декомба, можно подвести итоги данной статьи. Так, можно сделать вывод, что частные концепты субъекта: этический, политический и юридический служат не только для раскрытия общего концепта субъекта у Винсента Декомба, но и приложением к нему. Без них общий концепт субъекта у французского мыслителя не может быть до конца проанализирован, следовательно, понят. Тем самым, нельзя ни принижать их значимость, не преувеличивать их значение, понимая их роль и место в теории субъекта В. Декомба как проясняющих и дополняющих главный субъект – субъект как дополнение агенса.

 

References

1. Vitgenshteyn, L. Zametki o filosofii psihologii T. 1 - M.: Dom intellektual'noy knigi, 2001. - 192 s.

2. Dekomb, V. Dopolnenie k sub'ektu: issledovanie fenomena deystviya ot sobstvennogo lica - M.: Novoe Literaturnoe Obozrenie, 2011. - 576 s.

3. Vitgenshteyn, L. Logiko-filosofskiy traktat - M.: Kanon + ROOI «Reabilitaciya», 2017. - 288 s.

Login or Create
* Forgot password?