THE MANAGEMENT PROCESS IMPROVEMENT OF THE PRODUCTION COMPETITIVENESS OF THE AIC ENTERPRISE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of the study of factors and directions for improving the process of managing the competitiveness of agricultural enterprises. The basic factors of competitiveness of agricultural products that affect the results and quality of the management of its competitiveness are systematized. There highlighted the practical aspects of managing the competitiveness of products of agricultural enterprises, due to the peculiarities of their production and sales activities. On the example of the practice of managing the competitiveness of products of a typical regional enterprise of the agro-industrial complex, its substantive and organizational problems are identified. The authors conclude about the possibilities of improving the process of managing the competitiveness of IC products taking into account industry and regional features of business.

Keywords:
management, product competitiveness, agricultural enterprise, influence factors, management decisions, organizational structure, process
Text

Поиск решений проблем управления конкурентоспособностью  продукции российских предприятий является актуальным направлением современных научных исследований. Однако, несмотря на значительный интерес к данной проблематике, в отечественной науке пока уделено недостаточно внимания комплексному исследованию особенностей процесса управления конкурентоспособностью продукции предприятий АПК.

Для определения возможностей и направлений совершенствования процесса управления конкурентоспособностью продукции АПК важно постоянно отслеживать динамику влияющих на него факторов, чтобы обеспечить разработку обоснованных управленческих решений по выбору и реализации стратегии их развития в условиях нестабильной рыночной среды.

В настоящее время в отечественной экономической литературе сформировались следующие базовые группы факторов конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции:

1) факторы, определяющие производственный или биоклиматический, научно-технический и кадровый потенциал сельскохозяйственного производства;

2) факторы, которые формируют состояние внутреннего продовольственного рынка, величину издержек и цен, уровень эффективности господдержки сельхозпроизводителей, устойчивость и адаптивность национальной продовольственной системы;

3) факторы, определяющие внешнеторговый потенциал отрасли, к которым относятся фактические позиции национальных аграрных производителей на мировых рынках, характер и уровень организации внешнеторговых связей, наличие государственной внешнеторговой концепции и механизмов ее реализации [3].

На наш взгляд, наиболее точную классификацию таких факторов дает Якубов М. Р. Он выделяет три их группы и наиболее подробно по сравнению с другими специалистами рассматривает факторы микро- и макроуровня с учетом особенностей деятельности предприятия АПК.

 

Рисунок 1 – Факторы конкурентоспособности агропромышленной продукции по М. Р. Якубову [5]

 

С учетом специфики факторов влияния, конкурентоспособность продукции предприятий АПК можно рассматривать как ее обобщенное свойство, отражающее уровень ее соответствия рыночным требованиям и ожиданиям потребителей, способность в конкурентной борьбе с аналогичными товарами привлекать новых и удерживать существующих потребителей.

         Управление конкурентоспособностью продукции в отечественной практике должно иметь практическую направленность, объединяя реальные наработки и опыт. Для предприятий АПК необходимо в максимальной степени учитывать специфику производственно-сбытовой деятельности, обусловленную спецификой самой продукции и др.  Поэтому в качестве объекта исследования было выбрано типичное предприятие АПК - ООО «Агрофирма Юбилейная» - одно из предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции Республики Мордовия. По основным показателям деятельности предприятие является достаточно типичным не только для АПК данного региона, поэтому, на наш взгляд, его практика в области управления конкурентоспособностью продукции может представлять практический интерес и для аналогичных предприятий других российских регионов.

         С момента образования и по настоящее время основным видом деятельности общества выступает переработка молока. Дополнительными видами деятельности являются производство творога и сырно-творожных изделий и производство кисломолочной продукции.

Дальнейшие перспективы развития ООО «Агрофирма Юбилейная» связывает с решением стоящих перед ним задач по следующим направлениям:

– упрочнение отношений с поставщиками молока;

– поддержание и повышение уровня производственно-экономического потенциала;

– расширение сбыта молочной продукции на рынках присутствия.

В связи с усилением конкуренции в АПК Российской Федерации, а также Республики Мордовия, приоритетом агрофирмы становится поддержание и повышение уровня конкурентоспособности производимой продукции.

Прежде всего, следует отметить, что характерной тенденцией сельскохозяйственной отрасли является сокращение количества предприятий [6]. Так, по России за 2014-2016 гг. количество предприятий АПК сократилось на 21,9 тыс. ед. или 12,17%, составив 158 тыс. ед. По Республике Мордовия тенденция аналогичная – за указанный период сокращение составило 80 ед. или 10,24% [7] (таблица 1).

 

Таблица 1 – Динамика количества и объемов производства сельскохозяйственных предприятий Республики Мордовия и России в 2014-

2016 гг.

Показатели

Значение показателя

Абс. изменение, ед

Относит изменение, %

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2015г. к 2014г.

2016г. к 2015г.

2016г. к 2014г.

2015г. к 2014г.

2016г. к 2015г.

2016г. к 2014г.

Российская Федерация

 

Количество с/х предприятий, тыс. ед.

 

 

179,9

 

 

169,4

 

 

158,0

 

 

–10,5

 

 

–11,4

 

 

–21,9

 

 

94,16

 

 

93,27

 

 

87,83

Объемы с/х производства, млрд. ед.

 

 

3261,7

 

 

3339,2

 

 

3687,1

 

 

77,5

 

 

347,9

 

 

425,4

 

 

102,38

 

 

110,42

 

 

113,04

Количество малых предприятий, тыс. ед.

 

 

 

59,9

 

 

 

62,5

 

 

 

62,6

 

 

 

2,6

 

 

 

0,1

 

 

 

2,7

 

 

 

104,34

 

 

 

100,16

 

 

 

104,51

Республика Мордовия

Количество с/х предприятий,  ед.

 

 

781

 

 

719

 

 

701

 

 

–62

 

 

–18

 

 

–80

 

 

92,06

 

 

97,50

 

 

89,76

Объемы с/х производства, млн. ед.

 

 

37816,8

 

 

39225,1

 

 

41259,7

 

 

1408,3

 

 

2034,6

 

 

3442,9

 

 

103,72

 

 

105,19

 

 

109,10

Количество малых предприятий,  ед.

 

 

 

458

 

 

 

568

 

 

 

343

 

 

 

110

 

 

 

–225

 

 

 

–115

 

 

 

124,02

 

 

 

60,39

 

 

 

74,89

                       

 

Таким образом, можно утверждать, что на рынке сельскохозяйственной продукции преобладают крупные предприятия, их доля в АПК России, хотя и снизилась с 2014 по 2016 гг. на 21,9 тыс. предприятий, составила в 2016г. - 66,7%.

В настоящее время на территории Республики Мордовия функционируют два крупных молокоперерабатывающих предприятия – ООО «Молочный комбинат «Саранский» и ОАО «Молоко» (г. Рузаевка). Доля ООО «Молочный комбинат «Саранский» в общем объеме произведенной продукции составляет 69,7%, на долю второго приходится около 10,3%. Сегмент рынка ООО «Агрофирма Юбилейная» выражается в  3%.

На предприятии наряду с производством традиционных видов молочных и кисломолочных продуктов имеются производственные мощности по выработке масла, а также соответствующая инфраструктура. Предприятие имеет собственную сырьевую базу.

Помимо поставок продукции в торговые сети Республики Мордовия, продукция поставляется в Ульяновскую, Пензенскую область и Чувашскую

Республику. Однако пока не все доступные ниши рынков соседних регионов охвачены, что позволяет определить стратегические направления его деятельности и в перспективе расширить рынок сбыта и увеличить объем продаж. Это также обуславливает необходимость развития стратегического управления конкурентоспособностью продукции предприятия.

Сформировавшийся в таких условиях процесс управления конкурентоспособностью и ее организационное обеспечение представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Процесс управления конкурентоспособностью продукции в ООО «Агрофирма Юбилейная»

 

 

Вариант адаптации функций, выделяемых для промышленной продукции [2] , к организационным условиям предприятия АПК, представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 – Адаптированные функции подразделений, участвующих в управлении конкурентоспособностью продукции ООО «Агрофирма Юбилейная»

Отдел

Элемент управления

Выполняемые функции

Бухгалтерия, отдел сбыта и реализации

Планирование

определение целей и необходимых для этого средств и методов, координация усилий всех структурных подразделений

Главный инженер, лаборатория, отдел снабжения

Организация

формирование структуры, определение потребности в ресурсах и последовательности действий по обеспечению внутренних и внешних процессов управления конкурентоспособностью продукции

Главный инженер, отдел снабжения, лаборатория

Координация

обеспечение непрерывности, ритмичности и бесперебойности управления конкурентоспособностью продукции

Бухгалтерия, отдел сбыта и реализации

Анализ

количественная и качественная оценка достигнутого уровня конкурентоспособности продукции и выявление причин его снижения

 

Процесс управления конкурентоспособностью продукции координируется управляющей системой, которая представлена директором, главным инженером, бухгалтерией и отделом сбыта и реализации. Эти и другие  подразделения и уполномоченные лица на разных этапах участвуют в его реализации. Воздействие на управляемую систему оказывается на каждом этапе реализации процесса, причем оно регулируется управляющей системой через обратную связь. Очевидно, что процесс управления конкурентоспособностью продукции на предприятии носит фрагментарный характер – отсутствуют такие важные его составляющие как контроль, оценка и регулирование. Следствием этого и является несовершенная система управления конкурентоспособностью продукции. Поэтому, основная проблема предприятия в управлении конкурентоспособностью продукции – несовершенство самого процесса управления.

В процессе управления конкурентоспособностью продукции на предприятии действительно целесообразно выделить этапы:

– контроля обеспечения повышения конкурентоспособности продукции;

– оценки уровня конкурентоспособности продукции,  

– регулирования процессов управления конкурентоспособностью продукции.

Тогда процесс управления конкурентоспособностью продукции на предприятии с учетом  распределения функционала между его участниками может быть представлен следующим образом (рисунок 3).

 

Рисунок 3 –  Адаптированный вариант процесса управления конкурентоспособностью продукции в ООО «Агрофирма Юбилейная»

 

 

На этапе планирования необходимо выбрать приоритетные направления повышения конкурентоспособности продукции и определить программу действий.

Этап организации и координации должен включать определение необходимых ресурсов, источников их поступления, определение ответственных лиц и исполнителей, а также организацию управления конкурентоспособностью продукции. Поэтому данный элемент оказывает непосредственное воздействие на этапы контроля, оценки и учета, и анализа.

Контроль должен состоять из следующих операций: осуществление контроля за производством, получение, обобщение информации о ходе выполнения программы, выявление возникающих отклонений в ходе реализации программы и меры по их ликвидации, что в комплексе предполагает постоянное воздействие на управляемую систему.

На этапе оценки происходит выбор базы сравнения, определяются параметры оценки и их весомость, производятся расчеты показателей конкурентоспособности, разрабатываются мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции [1,4]. Как и контроль, оценка должна осуществляться на протяжении всего процесса управления конкурентоспособностью продукции. Кроме того, для обеспечения ее достоверности необходима обратная связь с операциями учета и анализа, и регулирования. 

Этап учета и анализа должен состоять из текущего учета выполнения плана, формирования отчетности, изучения динамики показателей отчетности, отклонений и результатов оценки и подготовки предложений [1, 4].

Эффективное регулирование должно обеспечить управляющее воздействие обеспечивающее ликвидацию отклонений, организацию осуществления разработанных мероприятий, корректировку программы действий при возникновении такой необходимости.

Такой адаптированный вариант процесса управления конкурентоспособностью продукции, по нашему мнению, позволит эффективно реализовать его стратегические и тактические цели и обеспечить рыночный успех предприятия АПК с учетом отраслевых и региональных факторов и особенностей его работы.

References

1. Vorozhbit O.Yu. Sovershenstvovanie ekonomicheskogo mehanizma upravleniya konkurentosposobnost'yu rybnoy produkcii : Na primere Primorskogo kraya : dissertaciya ... kandidata ekonomicheskih nauk : 08.00.05. - Vladivostok, 2004. - 204 s.

2. Davydov I. O. Teoretiko-metodologicheskiy aspekt sistemy upravleniya konkurentosposobnost'yu promyshlennoy produkcii : dissertaciya ... kandidata ekonomicheskih nauk : 08.00.- Moskva, 2010.- 171 s.

3. Ivanova O. P. Upravlenie konkurentosposobnost'yu organizacii / O. P. Ivanova. - M.: Infra-M, 2016. -300 s.

4. Karachurina G.G. Obespechenie ustoychivogo razvitiya regiona na osnove povysheniya ego konkurentosposobnosti : dissertaciya ... kandidata ekonomicheskih nauk : 08.00.05.- Ufa, 2011.- 189 s.

5. Yakubov M. R. Kompleksnaya model' sistemnogo analiza konkurentosposobnosti APK// Vestnik TISBI. -2004. -№ 2. -S. 18 -21.

6. http://www.gks.ru

7. http://mrd.gks.ru


Login or Create
* Forgot password?