from 01.01.2022 until now
Nizhny Novgorod, Russian Federation
Stavropol'skiy filial Krasnodarskogo universiteta MVD RF (kafedra administrativnoy deyatel'nosti OVD, prepodavatel')
Stavropol', Russian Federation
The article deals with the suppression of administrative offenses that infringe on the rights of minors. as well as labor rights. The author defines the legal basis of labor rights and the rights of minors, analyzes the competence of the police to draw up protocols and review the case for this category of administrative offenses.
administrative offences infringing on the labour rights of citizens, on the rights of minors; the competence of the police in the field of offences among non-minors; suppression of administrative offences
Основным субъектом пресечения указанных прав является полиция, комиссии по делам несовершеннолетних, федеральная служба по труду и занятости и, конечно же, суд.
В статье рассмотрим возможности полиции по предупреждению, пресечению и привлечению к административной ответственности при совершении указанных правонарушений.
Статья 37 Конституции РФ[1] закрепляет трудовые права физических лиц. Деяния, указанные в диспозиции ст. 5.27 КоАП РФ [7], а именно нарушения положений позитивного права, содержащих нормы трудового законодательства, достаточно обширны. Эти положения могут быть закреплены в: Трудовом кодексе РФ [8], Федеральном законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [9], Федеральном законе от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [10] и многих других, а также в локальных актах юридических лиц-работодателей.
Административное законодательство охраняет трудовые права в части положения о том, что коллективные договоры, соглашения либо трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с правами и гарантиями, установленными нормами законодательства. Если же такие условия включены в какой-либо договор или соглашение, то эти положения не подлежат применению.
Часто событием административного правонарушения является не выполнение запрета требовать от работника исполнения работы, не включенной в трудовой договор, за исключением случаев, предусмотренных ст. 60 Трудового кодекса РФ. В связи с этим КоАП РФ содержит достаточно большое количество составов административных правонарушений, связанных с коллективным договором.
Примером может служить постановление Верховного Суда РФ, предметом рассмотрения которого было нарушение работодателем требований ст. 9 и 60 Трудового кодекса РФ, выразившееся в закреплении в коллективном договоре положения о возможности привлекать педагогический и обслуживающий персонал к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (мелкий ремонт, работа на территории, охрана учреждения и др.) в пределах установленного им рабочего времени [13].
К нарушениям коллективного договора также можно отнести уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора (ст. 5.28), непредставление в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, (ст. 5.29), необоснованный отказ от заключения коллективного договора (ст. 5.30), нарушение или невыполнение работодателем обязательств по коллективному договору (5.31), увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34).
Дела об административных правонарушениях, посягающих на трудовые права, рассматривают судьи и федеральная служба по труду и занятости [11]. Сотрудникам полиции не предоставлено, в том числе, и право составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся нарушений трудовых прав. В связи с этим у сотрудников полиции очень мала вероятность выявления такого рода правонарушений.
Однако, сотрудникам полиции необходимо знать порядок обращений за защитой трудовых прав для оказания содействия в защите трудовых прав населению в случае обращения.
Необходимо обращать внимание на сроки обращения за защитой трудовых прав: иски в связи с увольнением должны быть поданы в течение 1 мес. с даты незаконного увольнения, по остальным трудовым спорам срок исковой давности составляет 3 мес. Обращение за защитой прав в федеральную службу по труду и занятости не является препятствием к судебной защите. Но иногда бывает достаточно обратиться в инспекцию по труду для досудебного урегулирования конфликта между работником и работодателем.
Объем выявления административных правонарушений, посягающих на права несовершеннолетних, наверное, является самым большим по отношению к другим категориям защищаемых прав. Это связано с наличием компетенции у МВД РФ по защите прав несовершеннолетних. Для этого имеется специальное подразделение – по защите прав несовершеннолетних, постоянно контактирующее со школой и службой социальной защиты.
К нормативной правовой базе, регулирующей семейные правоотношения и защиту прав несовершеннолетних, относятся: Конвенция о правах ребенка [2], Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ [3].
Исполнение законными представителя своих обязанностей установлено: для опекунов и попечителей ст. 36 Гражданского кодекса РФ [4], ст. 148.1 Семейного кодекса РФ, для родителей – главой 12 Семейного кодекса РФ [3], ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5], главой 2 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [6].
К законным представителям несовершеннолетнего относятся: его родители, усыновители, попечители, опекуны, органы опеки и попечительства, организации, в которых под надзором находятся недееспособные.
Наиболее часто встречающимися в практике составами административных правонарушений являются: не соблюдение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних их прав и законных интересов, например, ограничение права несовершеннолетнего на коммуникацию с родителями или близкими родственниками, исключение составляют случаи, когда общение может противоречить их интересам.
Примером несоблюдения прав несовершеннолетних может быть также неисполнение судебного решения об определении места жительства несовершеннолетнего; неисполнение решения о порядке осуществления родительских прав, намеренное сокрытие места нахождения несовершеннолетнего помимо его воли.
Необходимо помнить, что не образует состав административного правонарушения отсутствие умысла на сокрытие в перемене места жительства несовершеннолетнего.
Наиболее часто применяемым составом является неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ).
Сотрудники полиции имеют право составлять протокол о данном административном правонарушении, причем в течение 3 дней с момента его оформления он подлежит направлению в комиссию по делам несовершеннолетних для рассмотрения.
В соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет, отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 5.36, КоАП РФ [12].
В 2016 г. в КоАП РФ введена новая ст. 5.35.1 – неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, состоящая из двух самостоятельных составов.
Во-первых, неуплата родителем без уважительных причин средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Обязанность содержания может быть установлена либо вступившим в силу решением суда либо нотариально заверенным соглашением.
Во-вторых, статья функционирует и в обратном порядке, закрепляя ответственность трудоспособных детей за невыполнение обязанности по содержанию нетрудоспособных родителей.
В отличие от административной ответственности уголовно наказуемое деяние (ст. 157 УК РФ неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) возможно при наличии неоднократности, под которой понимается совершение деяния лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Рассматривают дела об административных правонарушениях, посягающих на права несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних либо судьи.
Сотрудникам полиции предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся нарушений трудовых прав по следующим статьям КоАП РФ: неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей; нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей; незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.
Таким образом, сотрудники полиции (а именно сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних) являются основным звеном выявления правонарушений, нарушающих права несовершеннолетних.
1. Konstitucii RF (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993)// Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii ttp://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
2. Konvenciya o pravah rebenka// Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR, vypusk XLVI, 1993.
3. Semeynyy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 29.12.1995 N 223-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF, 01.01.1996, N 1, st. 16.
4. Grazhdanskiy kodeks RF. Chast' pervaya.// Sobranie zakonodatel'stva RF, 05.12.1994, N 32, st. 3301.
5. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii"// Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012.
6. Federal'nyy zakon ot 24.04.2008 N 48-FZ "Ob opeke i popechitel'stve"// Sobranie zakonodatel'stva RF, 28.04.2008, N 17, st. 1755.
7. Kodeks Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF, 07.01.2002, N 1 (ch. 1), st. 1.
8. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 30.12.2001 N 197-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF, 07.01.2002, N 1 (ch. 1), st. 3.
9. Federal'nyy zakon ot 24.07.1998 N 125-FZ "Ob obyazatel'nom social'nom strahovanii ot neschastnyh sluchaev na proizvodstve i professional'nyh zabolevaniy"// Sobranie zakonodatel'stva RF, 03.08.1998, N 31, st. 3803.
10. Federal'nyy zakon ot 12.01.1996 N 10-FZ "O professional'nyh soyuzah, ih pravah i garantiyah deyatel'nosti"// Sobranie zakonodatel'stva RF, 15.01.1996, N 3, st. 148.
11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.09.2012 N 875 "Ob utverzhdenii Polozheniya o federal'nom gosudarstvennom nadzore za soblyudeniem trudovogo zakonodatel'stva i inyh normativnyh pravovyh aktov, soderzhaschih normy trudovogo prava"// Sobranie zakonodatel'stva RF, 10.09.2012, N 37, st. 4995.
12. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 24.03.2005 N 5 "O nekotoryh voprosah, voznikayuschih u sudov pri primenenii Kodeksa Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah"// Byulleten' Verhovnogo Suda RF, N 6, 2005.
13. Postanovlenie Verhovnogo Suda RF ot 03.08.2017 N 73-AD17-2 // Dokument opublikovan ne byl. SPS Konsul'tant plyus.