DETERMINATION OF THE MOST EFFECTIVE WAYS OF IMPLEMENTING SUSTAINABLE DEVELOPMENT PROJECTS IN COMPANIES OF THE IT INDUSTRY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper presents the determination of the most effective ways of implementing sustainable development projects in companies of the IT industry. The main result of the work is a list of practical recommendations in the field of determining the optimal focus for the implementation of sustainable development projects. The list of recommendations is formed on the basis of regression analysis of the dependence of financial performance of companies on various factors in the field of sustainable development and case study of the features of sustainable development projects in various companies in the it industry and its relationship with financial and economic indicators and the overall level of sustainable development of the company.

Keywords:
sustainable development, project management, IT industry, recommendations
Text

Введение

Реализация принципов устойчивого развития (УР) является одной из основных тем, поднимаемых в мировом сообществе на самых различных уровнях. Во многом это происходит из-за повышения внимания к мировым экологическим, социальным и гуманитарным проблемам как со стороны общества в целом, так и со стороны отдельных компаний и государств.

В настоящее время целый ряд научных и деловых исследований в области устойчивого развития, проведенных за последние несколько лет показали, что:

  • присутствует положительная взаимосвязь между финансово-экономическими результатами компаний и их деятельностью в области устойчивого развития [Oekom Research 2013];
  • присутствует положительная взаимосвязь между инвестиционной привлекательностью компаний и их деятельностью в области устойчивого развития [PwC, 2015].

Кроме того, в последнее время все большую и большую роль начинают играть компании IT-отрасли, которые все глубже и глубже интегрируются в жизнь людей. К примеру, если сравнить топ компаний по капитализации 20 лет назад с тем перечнем, который есть сейчас, то наблюдаются значительные различия в отраслевой структуре лидеров.

Ведущие мировые IT-компании ведут активную деятельность в области реализации различных проектов устойчивого развития, в том числе в области:

  • инновационного развития;
  • экологического развития;
  • социальной политики.

Таким образом, возникает необходимость обоснования бизнес-кейса реализации подобных проектов, в том числе в рамках ответа на следующие вопросы:

  • «является целесообразной и оправданной реализация проектов УР в IT-отрасли?» («outcomes» по PRINCE2);
  • «присутствует ли положительная динамика между финансово-экономическими результатами IT-компаний и их деятельностью в области реализации проектов УР» («benefits» по PRINCE2);
  • «как наиболее оптимально и эффективно реализовывать проекты в области УР компаниям IT-отрасли?».

При этом ответ на вопрос о выборе оптимального и эффективного направления реализаций проектов УР является наиболее важным и основывается на ответах на первые два вопроса.

Цель исследования – определить наиболее эффективные направления реализации проектов устойчивого развития в компаниях IT-отрасли.

Объектом исследования являются компании IT-отрасли, включенные в рейтинг «Global-100»[1] в 2012-2018 гг.

Предметом исследования является деятельность (включая реализацию проектов) компаний в области устойчивого развития и финансово-экономические показатели компаний.

Информационная база исследования включает в себя отчеты рейтинга «Global-100» в 2012-2018 гг., данные из ежегодных корпоративных отчетов компаний, прочие данные из открытых источников.

Предмет интеграции принципов устойчивого развития с основными аспектами проектного управления является темой для дискуссии на многих научных конференциях и экономических форумах. Менеджер любого проекта в области устойчивого развития должен учитывать, что все проекты не могут быть реализованы в изолировании от внешней среды, при этом, результаты реализации таких проектов ответно влияют на внешнюю среду [Mirvis, 2006].

В настоящее время в мире существует отдельный стандарт в области устойчивого развития и проектной деятельности – Стандарт по устойчивому управлению проектами GPM Global P5. В этом стандарте жизненный цикл продукта рассматривается с социальной, экологической, и экономической точки зрения. Во время каждой фазы проекта, на всем протяжении проекта по разработке продукта со времени возникновения идеи и до передачи его заказчику в конечной форме, необходимо отслеживать устойчивое развитие. Этот процесс включает планирование, проектирование и разработку продукта (во время этой фазы необходимо проанализировать количество и типы материалов, используемые химикаты, эффективность использования энергии и возможность повторной переработки), производство и обслуживание. [Стандарт по устойчивому управлению проектами GPM Global P5, 2016]

В рамках полноценного внедрения принципов устойчивого развития в проектную деятельность необходима качественная трансформация концепции проектной деятельности. Целевые ориентиры для перехода представлены в таблице ниже (Таблица 1).

Таблица 1 – Целевые ориентиры для связи проектной деятельности и устойчивого развития

Проектная деятельность

Переход

Устойчивое развитие

Краткосрочное ориентирование

Долгосрочное ориентирование

В интересах субъекта

В интересах общества и будущих поколений

Ориентация на результат

Ориентация на жизненный цикл

Бюджет, время, масштаб

Люди, планета, прибыль

Снижение комплексности

Увеличение комплексности

Источник: [Silvius, 2011]

Выделяют несколько ключевых подходов к оценке проектов устойчивого развития [Langer, Schön 2002], к ним относится:

  • частичный подход – основывается на одном аспекте устойчивого развития или его составляющих, например, на природных ресурсах;
  • сфокусированный подход – основывается на всех трех аспектах устойчивого развития, но при этом не предполагает их целостное рассмотрение;
  • унитарный подход – предполагает, что все соответствующие аспекты развития, включая экологические, социальные и экономические вопросы, рассматриваются функционально и целостно, включая сложную структуру эффектов.

Кроме того, существует ряд эмпирических работ, в которых анализируется влияние различных факторов (не только в области УР) на различные показатели конкурентоспособности фирмы, включая финансово-экономические показатели.

В 2012 г. Garcia-Manjon, Romero-Merino построили эндогенную регрессионную модель, при этом зависимой переменной был выбран темп роста фирмы, а расходы на исследования и разработки выступили одной из основных объясняющих переменных. В результате авторы смогли продемонстрировать положительную взаимосвязь между объемом расходов на исследования и разработки и темпом роста выручки компании, при этом влияние таких расходов увеличивается с увеличением технологичности отрасли [Garcia-Manjon, Romero-Merino, 2012].

Похожий вопрос был ранее поставлен и исследован G. Botazzi, при этом он сфокусировался на анализе фармацевтической отрасли. В рамках исследования автор также использовал авторегрессионую модель зависимости роста выручки компании от роста в предыдущем периоде и набора финансовых и нефинансовых факторов. Botazzi также удалось продемонстрировать положительную взаимосвязь между ростом выручки и величиной R&D расходов. Однако данная взаимосвязь прослеживается только в долгосрочной перспективе [Botazzi, 2001].

Несколько другой подход выбрали J.T. Liu, M.W. Tsou, которые в похожую модель авторегрессии включили в список объясняющих переменных не только затраты на исследования и разработки, но и показатели производительности труда и удовлетворенности сотрудников. Результаты оценки модели показали, что выделенные факторы значимы и оказывают положительное воздействие только в долгосрочной и среднесрочной перспективе [Liu, Tsou, 1999].

Более комплексный подход, с точки зрения оценки влияния факторов УР, продемонстрировали R. Lents и D.T. Mortensen, оценивая факторы, которые влияют на темпы роста фирмы в Дании. Объясняемыми переменными выступили размер фирмы, ФОТ, текучесть рабочей силы, создаваемая добавленная стоимость. В результате было установлено, что размер фирмы и текучесть рабочей оказывают негативное значение на темпы роста выручки [Lents, Dale, Mortensen, 2008].

По результатам эмпирического анализа работ был сделан вывод о том, что наиболее удобным и эффективным методом определения связи между показателями конкурентоспособности фирмы и различными финансовыми и нефинансовыми факторами, включая факторы УР является модель авторегрессии.

Методология исследования

Обоснование бизнес-кейса проектов устойчивого развития компаний IT-отрасли было проведено в 2 этапа:

  • регрессионный анализ факторов и эффектов деятельности в области УР компаний IT-отрасли;
  • проведение сравнительного кейс-стади исследования деятельности в области реализации проектов устойчивого развития среди компаний IT-отрасли.

На основе проведенного эмпирического обзора литературы был выбран показатель конкурентоспособности фирмы: рост выручки фирмы.

Показатели (объясняющие переменные), характеризующие устойчивое развитие, были выбраны таким образом, чтобы изменения методологии рейтинга не отражались на результатах оценки модели. К выбранным показателям деятельности компаний в области УР были отнесены:

  • Innovation capacity – отношение расходов на инновационную деятельность (Research & Development expenses) к выручке (X1);
  • Ecological productivity – среднее значение рейтинговых показателей (energy productivity, carbon productivity, water productivity, waste productivity) экологического развития компании (X2);
  • CEO to Average Employee Pay – отношение заработной платы CEO к средней заработной плате сотрудников компании (X3);
  • Employee Turnover (показатель текучести персонала) – количество увольнений к среднему числу сотрудников в компании (X4);
  • Percentage Women in Executive Management – доля женщин в топ-менеджменте компаний (X5).

В данном случае первый показатель будет отвечать за аспект экономической (инновационной) деятельности в области устойчивого развития, второй – за деятельность в области экологического развития, а третий, четвертый и пятый – за социальную политику компаний в области устойчивого развития. Таким образом, регрессионная модель построена на основе унитарного подхода к определению эффективности деятельности в области устойчивого развития.

Показателем для анализа конкурентоспособности деятельности фирмы было выбрано отношение выручки (Y) фирмы в периоде t к выручке фирмы в периоде t-1. Другими словами, данная зависимая переменная показывает темпы роста выручки в периоде t.

Таким образом, итоговая зависимая переменная позволяет использовать динамические регрессионные модели роста для оценки факторов устойчивого развития компаний IT-отрасли.

К объясняющим переменным модели были отнесены:

  • отношение объемов выручки компаний в периоде t-1 к выручке в периоде t-2 – позволит установить связь между текущим и предыдущим значением зависимой переменной;
  • значения показателей, характеризующие устойчивое развитие в различных периодах (t или t-1) – позволят определить степень влияния различных факторов устойчивого развития компании на выручку.

Лаги объясняющих переменных были выбраны по следующему принципу:

  •  отношение объемов выручки компаний в периоде t-1 к выручке в периоде t-2 (зависимая переменная с лагом 1) – стандартная переменная в модели динамической авторегрессии;
  • отношение расходов на инновационную деятельность к выручке в периоде t-1 (лаг 1) – лаг переменной выбран с учетом того, что эффект от расходов на исследования и разработки возникает не сразу, при этом в IT-отрасли данный период меньше, чем в отраслях реального сектора экономики (t-2);
  • среднее значение рейтинговых показателей экологического развития компании в периоде t-1 (лаг 1) – лаг переменной выбран с учетом того, что эффект от реализации экологических инициатив возникает не сразу;
  • отношение заработной платы CEO к средней заработной плате сотрудников компании в периоде t (без лага) – отсутствие лага переменной связано с тем, что показатели, связанные с заработной платой, оказывают влияние на мотивацию сотрудников компании в текущем периоде;
  • количество увольнений к среднему числу сотрудников в компании в периоде t-1 (лаг 1) – лаг переменной выбран с учетом того, что эффект от изменения среднегодовой текучести персонала в текущем периоде оказывает влияние на выручку в будущем периоде за счет необходимости постепенного «вливания» новых сотрудников в коллектив;
  • доля женщин в топ-менеджменте компаний в периоде t (лаг 0) – отсутствие лага переменной связано с тем, что влияние решений, которые принимает топ-менеджмент компании оказывает наибольшее влияние на выручку в текущем периоде.

Кроме того, при оценки регрессионной модели будут использоваться логарифмы выручки. Использование логарифмирования при оценке модели позволит приблизить распределение остатков модели близким к нормальному.

Таким образом, представленная модель является динамической моделью авторегрессии, которая включает в себя добавление лага зависимой переменной в объясняющую часть модели. Добавление такой переменной является ключевым отличие подобных моделей от статических панельных моделей. Динамическая модель авторегрессии не может быть оценена с использованием метода наименьших квадратов или обобщенного метода наименьших квадратов, тестируя модель на верную спецификацию[1]. Основная проблема использования «стандартных» методов заключается в том, что полученные оценки модели будут являться несостоятельными из-за наличия корреляции между переменными[2]. Для избежание указанных проблем необходимо использование обобщенного метода моментов (ОММ), а именно метода Арреллано и Бонда [Arrellano, Bond, 1991].

В рамках проведения исследования был выдвинут ряд гипотез, характеризующие влияние различных показателей в области устойчивого развития на выручку компаний IT-отрасли, среди них гипотезы:

  • о значимости влияния различных факторов в области устойчивого развития на финансово-экономические показатели компании:
  1. H0: все типы факторов в области УР являются значимыми;
  2. H1: не все типы факторов в области УР являются значимыми;
  • о зависимости расходов на исследования и разработки и финансово-экономических показателей компании:
  1. H0: положительное влияние расходов на исследования и разработки на рост выручки компании;
  2. H1: отсутствие положительного влияния расходов на исследования и разработки на рост выручки компании;
  • о зависимости показателя текучести персонала и финансово-экономических показателей компании:
  1. H0: об отрицательном влиянии величины текучести персонала на рост выручки компании;
  2. H1: об отсутствии влиянии величины текучести персонала на рост выручки компании.

В рамках проведения исследования необходимо учитывать ограничения регрессионной модели, к которым относятся:

  • разнородность компаний различных секторов IT-отрасли (частично компенсировано методологией составления рейтинга);
  • особенности методологии составления рейтинга, в том числе в рамках расчета оценки отдельных показателей экологического развития компаний;
  • разнородность компаний, связанная со страновой принадлежностью;
  • возможные неточности в данных рейтинга.

В рамках информационной базы для построения регрессионной модели был выбран рейтинг Global 100 в 2012-2018 гг.

Разработчики рейтинга Global 100 под компаниями IT-сектора подразумевали фирмы следующих отраслей:

  • Communication equipment;
  • Technology Hardware, Storage & Peripherals;
  • Software;
  • IT services;
  • Semiconductors & Semiconductor Equipment.

В ходе исследования был собран массив данных по топ-12 компаний IT-сектора, которые чаще остальных попадали в рейтинг Global-100 в 2012-2018 гг.

Массив представляет собой панельные данные за 7 лет. Для заполнения пустых значений в тех годах, когда отдельные компании не попадали в рейтинг топ-100, использовалась информация из ежегодных отчетов компаний и прочих открытых источников.

В рамках 2-го этапа исследования был проведен кейс-стади анализ реализации проектов в области УР трех крупных IT-компаний, которые работают на глобальном рынке «Computer-aided Design & Engineering», в том числе рынке продуктов в области 3D-моделирования и сопутствующих услуг.

  • Dassault Systèmes;
  • Autodesk Inc.;
  • PTC.

Выбор компаний для анализа был в первую очередь основан на текущей рыночной доли компаний и на различиях в частоте их попадания в рейтинги Global 100 агенства Corporate Knights в 2012-2018 гг.:

  • Dassault Systèmes – 7 попаданий в рейтинг в рассматриваемом периоде;
  • Autodesk – 3 попадания в рейтинг в рассматриваемом периоде;
  • PTC – ни одного попадания в рейтинг в рассматриваемом периоде;

Указанный подход к выбору компаний позволит сравнить реализацию проектов в области УР у компаний с различным общим уровнем[3] устойчивого развития.

В рамках анализа было проведено разделение проектов УР в зависимости от направлений реализации, где:

  • внешние проекты – это проекты, которые направлены на реализацию принципов УР у внешних стейкхолдеров (клиентов, партнеров и пр.);
  • внутренние проекты – это проекты, которые направлены на реализацию принципов УР внутри компании, в том числе в рамках модифицирования бизнес-процессов, проведения благотворительных акций и пр.

Рассматриваемые проекты в области УР были также сегментированы по масштабности:

  • глобальные проекты – проекты, которые направлены на достижение глобальных целей в области реализации концепции УР;
  • национальные проекты – проекты, которые направлены на достижение целей в области реализации концепции УР в рамках одной конкретной страны;
  • локальные проекты – проекты, которые направлены на достижение целей в области реализации концепции УР в рамках одного региона или области;
  • корпоративные проекты –проекты, которые направлены на достижение корпоративных целей в области реализации концепции УР.

Кроме того, для каждого из выделенных проектов будет эмпирически определен характер эффектов, которые возникают в ходе его реализации, в том числе:

  • прямые эффекты – реализация проекта непосредственно влияет на различные показатели в области УР (к примеру, повышение энергоэффективности, повышение лояльности персонала и пр.) компании и/или ее клиента/партнера;
  • косвенные эффекты ­– реализация проекта опосредованно влияет на показатели в области УР (к примеру, программное обеспечение компании использовалось при реализации другого проекта УР) компании и/или ее клиента/партнера;
  • смешанные эффекты ­– реализация проекта УР одновременно создает прямые и косвенные эффекты.

При этом обобщенная качественная оценка эффективности (комплексности) проектов УР будет построена на основе унитарно подхода в соответствии со следующим индексом (от 1 до 3, где 3 – наивысшая оценка комплексности):

  • значение «3» – реализация проекта оказывает прямое, косвенное или смешанное влияние на все аспекты устойчивого развития, включая экологические, социальные и экономические, в том числе инновационные, стороны;
  • значение «2» – реализация проекта оказывает прямое, косвенное или смешанное влияние на 2 из 3 аспектов устойчивого развития;
  • значение «1» – реализация проекта оказывает прямое, косвенное или смешанное влияние на 1 из 3 аспектов устойчивого развития.

Таким образом основная цель кейс-стади анализа заключается в определении характера влияния реализации проектов УР выделенных компаний на общий уровень их устойчивого развития, а так же их финансово-экономические показатели. Кроме того, в рамках кейс-стади исследования будет выделен основной фокус реализации проектов УР компаний IT-отрасли, в том числе в рамках анализа направленности проектов УР на внешних клиентов или на внутренние нужды компании.

Основными гипотезами, которые будут проверяться в рамках кейс-стади будут следующие утверждения:

  • гипотеза №1: более высокий общий уровень УР соответствует более высоким значениям отдельных финансово-экономическими показателей (эмпирическая проверка регрессионной модели);
  • гипотеза №2: различия в характеристиках проектов УР оказывают влияние на общий уровень УР и отдельные финансово-экономические показатели.

Для проведения комплексного кейс-стади анализа необходимо учитывать ограничения модели, к которым относятся:

  • отсутствие полной информации о реализованных проектах в области УР;
  • построение экспертной качественной оценки отдельных характеристик проектов УР на основе открытых источников;
  • возможное серьезное влияние прочих внешних факторов на изменения финансово-экономических показателей и общего уровня УР (информации в открытых источниках о серьезных проблемах в выделенных компаниях найдено не было);

Информационной базой для проведения кейс-стади анализа выступили следующие ресурсы:

  • официальные сайты выделенных компаний IT-отрасли;
  • ежегодные корпоративные отчеты, в том числе отчеты в области устойчивого развития;
  • информация из прочих открытых источников, включая информационные базы Macrotrends, Statista и пр.

Результаты исследования

Результат оценки, построенной динамической регрессионной модели методом Ареллано-Бонда в R-Studio представлен в таблице ниже.

Таблица 2 – Результаты оценки регрессионной модели в R

Переменные

Период

Коэффициент

Стандартное отклонение

Значимость

(Pr > |z|)

Логарифм темпа прироста выручки

t-1

-0,264

0,107

5%

(0,014)

Отношение расходов на исследования и разработки к выручке

t-1

10,815

0,599

<1%

(0,000)

Экологическая продуктивность

t-1

0,007

0,679

Не значима

Отношение заработной платы CEO к средней заработной плате

t

-0,012

0,003

<1%

(0,002)

Количество увольнений к среднему числу сотрудников в компании

t-1

-2,506

0,903

<1%

(0,000)

Доля женщин в топ-менеджменте компаний

t

2,4

1,02

Не значима

Источник: на основе оценки модели в R-Studio

Проверка качества модели проводилась с помощью теста Саргана, было установлено, что нулевая гипотеза (об экзогенности инструментов оценки) не отвергается на 5% уровне значимости. Нулевая гипотеза теста на автокорреляцию первого и второго порядка, также не отвергается. Таким образом результаты каждого теста показывают высокое качество построенной модели.

При этом большинство остатков распределено около нуля, что, также, является показателям высокого качества построенной модели.

Предложения и рекомендации

Для разработки практических рекомендаций для компаний IT-отрасли в области выбора оптимальных направлений реализации проектов в области УР объединим результаты предыдущих этапов исследования, в том числе следующие выводы:

  • в рамках оценки регрессионной модели определены:
  1. положительная (коэффициент 10,8) значимая связь между долей расходов на исследования и разработки в выручке компании и темпом роста выручки компании;
  2. отрицательная (коэффициент -2,5) значимая связь между показателем текучести персонала и темпом роста выручки компании;
  • в рамках проведения кейс-стади анализа:
  1. положительная связь между склонностью к реализации внешних глобальных комплексных проектов УР со смешанными эффектами с общим уровнем УР в компании;
  2. положительная связь между склонностью к реализации внешних глобальных комплексных проектов УР со смешанными эффектами с темпами роста выручки и клиентской базы компании.

Таким образом, был сформирован перечень рекомендаций для компаний IT-отрасли в области реализации проектов УР:

  • делать акцент на реализации внешних проектов в области УР, при этом необходимо стремиться к формированию предложений «типовых заказов» для всех групп клиентов, которые уже будут способствовать реализации УР;
  • реализовывать комплексные проекты УР, делая акцент на реализации высокотехнологичных и инновационных проектов;
  • поддерживать высокую долю расходов на исследования и разработки к выручке компании, так как это позволит создать технологическую базу, необходимую для разработки конкурентных продуктов, способствующих реализации принципов УР;
  • внедрять наиболее эффективные (в рамках реализации внешних проектов) практики УР во все бизнес-процессы компании на основе унитарного подхода.

Указанный перечень рекомендаций потенциально позволит полностью имплементировать реализацию проектов УР в текущую операционную и проектную деятельность компании. Другими словами, в среднесрочной и долгосрочной перспективе все предлагаемые продукты и услуг IT-компании будут способствовать достижению целей УР, что позволит повысить их ценность для потенциальных клиентов, следовательно увеличить на них спрос. В краткосрочной перспективе IT-компаниям необходимо делать упор на реализацию внешних «классических» высокотехнологичных проектов, постепенно внедряя в них инициативы в области УР и объясняя клиентам реальную ценность таких инициатив. В рамках реализации внутренних проектов УР для повышения общего уровня УР компании IT-компаниям необходимо максимально использовать наработки уже реализованных внешних проектов, а также выстраивать партнерские взаимодействия с другими компаниями, которые предлагают модернизацию бизнес-процессов в рамках реализации УП.

Использование такого многостороннего подхода позволит добиться следующих потенциальных эффектов в среднесрочной и долгосрочной перспективе:

  • увеличение клиентской базы (в том числе за счет повышения лояльности), доли компании на рынке, и, как следствие, увеличение выручки при прочих равных условиях;
  • повышение лояльности сотрудников, за счет внедрения внутренних социальных инициатив, которые уже показали свою эффективность в рамках реализации внешних проектов УР;
  • повышение лояльности государственных органов за счет повышения общего уровня УР компании, включая снижение потребления ресурсов, выбросов, увеличения налоговых сборов, повышения социальной культуры в компании и пр.;
  • снижение издержек (ресурсов, рабочей силы и пр.) и повышение эффективности реализации будущих проектов и разработки отдельных продуктов, за счет использования разработанных ранее инновационных подходов и решений в области УР.

Направления для дальнейшего исследования

В рамках выбора возможных направлений дальнейшего исследования необходимо сделать акцент на следующих аспектах:

  • расширение подхода к обоснованию бизнес-кейса проектов устойчивого развития в IT -отрасли в рамках метода PRINCE2, в том числе в области определения причин реализации, описания решаемой проблемы или используемой возможности реализации проекта, альтернативных форматов реализации проекта, неизбежных потерь, ключевых рисков и др.;
  • углубление и модификация перечня рекомендаций за счет выявления влияния размера компании, сложности и размера реализуемых проектов, а также уровня зрелости в области проектного управления и в области устойчивого развития компаний IT-отрасли;
  • применение разработанной методологии и проверка схожих гипотез на российском IT-рынке для адаптации выделенных рекомендаций под региональную специфику.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что реализация проектов в области УР в IT-отрасли имеет огромный потенциал в ближайшем будущем. С одной стороны, это связано тем, что все большее и больше количество компаний, включая компании МСП, и отдельных пользователей стремятся к цифровой трансформации текущих процессов (бизнес-процессов, бытовых процессов и пр.), что, в свою очередь, значительно повышает спрос на рынке цифровых решений. С другой стороны, количество организаций, которые активно реализую концепцию устойчивого развития, также ежегодно стремительно увеличивается – создается значительный спрос на рынке внедрения элементов концепции УР. При этом все больше индивидуальных пользователей также активно внедряют в личную жизнь элементы концепции УР, в том числе в рамках взаимодействия с цифровым пространством – создается дополнительный спрос на программные решения в области УР. Использование предложенных в работе рекомендаций позволит большинству IT-компаний удовлетворить все выделенные стороны растущего спроса и создать значительный синергетический эффект в области повсеместной реализации принципов УР – как в рамках изменения собственных бизнес-процессов IT-компании, так и в рамках изменения поведения пользователей в сторону устойчивого развития.


[1] с детерминированным или случайным индивидуальным эффектом

[2] не зависимо от того, является ли индивидуальный эффект случайным или фиксированным

[3] Общий уровень устойчивого развития оценивался на основе частоты попадания в рейтинг Corporate Knights

 


[1] За исключение компании PTC

References

1. M. Arellano, S. Bond “Some tests of specification for panel data: Monte Carlo evidence and an application to employment equations”, Review of economic studies, v. 58, 2001, p. 277-294

2. A. Bhargava, L. Franzini and W. Narendranathan, Serial Correlation and the Fixed Effects Model, Review of Economic Studies, 1982, vol. 49, issue 4, 533-549

3. G. Botazzi, G. Dosi, M. Lippi, F. Pammolli, M. Riccaboni “Innovation and corporate growth in the evolution of the drug indystry”, International Journal of Industrial Organization 19, 2001, p. 1161-1187

4. J. V. Garcia-Manjon, M. Elena Romero-Merino “Research, development, and firm growth. Empirical evidence from European top R&D spending firms”, Research Policy 41, 2012, p. 1084-1092

5. Langer, Schön An integrated referential framework for sustainable development, WU-Jahrestagung 2002

6. R. Lents, Dale T. Mortensen «An Empirical Model of Growth Through Product Innovation», Econometrica, Vol. 76, No. 6, 2008, p. 1317-1373

7. J.T. Liu, M.W. Tsou, J.K. Hammitt “Do small plants grow faster? Evidence from the Taiwan electronics industry”, Economic Letters 65, 1999, p. 121- 129

8. Mirvis P., Googins B. K. Stages of Corporate Citizenship: A Developmental Framework, a monograph by The Center for Corporate Citizenship at Boston College, 2006

9. Pigou, A. (1920). The Economics of welfare. London, England: Macmillan and Company.

10. An Empirical Analysis of the Impact of Socially Responsible Investments on Companies by oekom research Oekom Research, 2013 [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.unicreditgroup.eu/content/dam/unicreditgroup-eu/documents/en/sustainability/responsible-investing/esg-research/oekom_Impact_Study_EN.pdf

11. Bridging the gap: Aligning the Responsible Investment interests of Limited Partners and General Partners / PwC, 2015 g. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.pwc.com/gx/en/sustainability/publications/assets/bridging-the-gap.pdf

12. Sargan J.D. Testing for misspecification after estimating using instrumental variable, Mimeo, LSE, 1975

13. Silvius, A.J.G. and van den Brink, J. (2011) Taking Responsibility: The Integration of Sustainability and Project Man- agement. In: Kettunen, J., HyrkkaћInen, U. and Lehto, A., Eds., Applied Research and Professional Education, Procee- dings from the First CARPE Networking Conference, Utrecht.

14. Project Management Institute. Rukovodstvo k Svodu znanij po upravleniyu proektami (Rukovodstvo PMBOK®) / Project Management Institute., 5-e izd., Atlanta: Project Management Institute, 2013

15. Standart po ustojchivomu upravleniyu proektami GPM Global P5, versiya 1.5.1

16. Rating «Global 100» Corporate Knights [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.corporateknights.com/reports/global-100/

17. Oficial'nyj sajt OECD [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.oecd.org

18. Oficial'nyj sajt OON [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.un.org/

19. Oficial'nyj sajt Autodesk [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.autodesk.com

20. Oficial'nyj sajt Dassault Systemes [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.3ds.com/

21. Oficial'nyj sajt PTC [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.ptc.com

22. Informacionnaya baza dannyh Statista [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://statista.com/

23. Informacionnaya baza dannyh Macrotrends [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://macrotrends.net/

24. Informacionnaya baza dannyh Yahoo.Finance [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://finance.yahoo.com

25. Informacionnaya baza dannyh IDatalabs [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://idatalabs.com

Login or Create
* Forgot password?