In the article the author analyzes the current state of Russian law on crimes against freedom of conscience and religious security. He proves social necessity for criminal law protection of religious relations. He also proposes his classification of the criminal offenses. The article contains the term «religious security». It shows the main threats to religious security in modern conditions, which need counteraction by criminal law. The author developed amendments and additions to the Criminal Code, taking into account the level of religious relations in Russian society. He demonstrates the social significance of protection of the personal freedom of conscience and religious security from criminal trespasses in a democratic state. The author based results of his investigation on sociological findings and links to sources of domestic and foreign criminal law.
Criminal law, religious crimes, freedom of conscience, religious security.
Современное российское общество переживает своеобразный ренессанс религиозности. Проведенный нами социологический опрос показал, что 79% граждан придерживаются религиозных убеждений, и большинство из них (61% опрошенных, 77% верующих) — православные христиане. При этом характерной чертой многонациональной культуры российского общества является сформировавшаяся за многие столетия терпимость к различным религиозным убеждениям и верованиям. 67% респондентов с уважением относятся к религиозным убеждениям окружающих, не совпадающим с их собственным вероисповеданием, и лишь 1% — признает их заблуждениями и стремится переубедить. Такое положение дел в полной мере соответствует Конституции РФ, провозгласившей идею о светском характере государства, содержание которой образуют следующие политико-правовые установления:
1) недопустимость установления какой-либо религии в качестве государственной и обязательной (ч. 1 ст. 14) (одобряют 80% опрошенных граждан);
2) отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом (ч. 2 ст. 14) (поддерживают 78% участников социологического опроса);
3) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ч. 2 ст. 19) (71% респондентов одобряют существование ответственности за дискриминацию по признаку отношения к религии);
4) свобода совести и вероисповедания (ст. 28) (признают и положительно оценивают 87% участников опроса).
Указанные нормы-принципы образуют основы конституционного строя Российской Федерации и правового статуса личности, что предопределяет их чрезвычайную значимость для каждого гражданина и всего общества и, соответственно, указывает на необходимость их уголовно-правовой охраны. Вместе с нормами базового для данной сферы общественной жизни Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» они формируют правовое поле допустимых способов реализации религиозных отношений и политико-юридический базис религиозной безопасности общества.
Религиозная жизнь человека является, пожалуй, самой тонкой, а потому и сложной для нормативноправового регулирования сферой жизни. В связи с этим религиозные отношения закономерно и традиционно выступают предметом церковных канонов, влияющих на поведение человека через его внутренний мир. Вера в Бога и религиозные чувства не должны и объективно не могут регулироваться нормами права, ибо «оно не определяет внутренних состояний человеческого сердца». Между тем, как писал Н. С. Суворов, «внутренние отношения в церкви самой» и «внешние, порождаемые соприкосновением церкви, как общественного союза, с вне ее находящимися общественными же союзами и отдельными лицами» составляют оригинальный «материал для юридического нормирования»2. Более того, по нашему убеждению, отдельные формы взаимодействия личности с другими гражданами, организациями, обществом и государством по поводу реализации субъективного права на свободу совести, а также отношения религиозных объединений с частными лицами, коллективными и публично-правовыми субъектами в силу их особой социальной значимости в отдельных случаях не могут быть оставлены без внимания уголовного права.
1. Bespal´ko V. G. Vliyanie khristianstva i Russkoy pravoslavnoy tserkvi na razvitie ugolovnogo prava dopetrovskoy Rusi (X-XVII vv.). Problemy material´nogo i protsessual´nogo ugolovnogo prava. Vyp. 3. M., 2009.
2. Bespal´ko V. G. Dukhovnaya bezopasnost´ kak ob´´ekt ugolovno-pravovoy okhrany. Pravo i bezopasnost´. 2006. № 3-4.
3. Bespal´ko V. G. Ponyatie, priznaki, sistema i vidy prestupleniy v Sinayskom ugolovnom prave (po materialam knigi Iskhoda). Publichnoe i chastnoe pravo. 2011. Vyp. III.
4. Dzhun´ V. V. Ugolovnaya otvetstvennost´ za narushenie prava svobody sovesti (na materialakh Ukrainskoy SSR): avtoref. dis.... kand. yurid. nauk. Kiev, 1989.
5. Ponkin I. V. Pravovye osnovy svetskosti gosudarstva i obrazovaniya. M., 2003.
6. Press-vypusk № 2120 «Oskorblenie chuvstv veruyushchikh i kak s nim borot´sya». VTsIOM. URL: http://wciom.ru/index.php?id=515&uid=113085 (data obrashcheniya: 21.12.2013).
7. Rossiyskoe zakonodatel´stvo Kh-KhKh vekov. T. 3: Akty Zemskikh soborov. M., 1985.
8. Rossiyskoe zakonodatel´stvo Kh-KhKh vekov. T. 4: Zakonodatel´stvo perioda stanovleniya absolyutizma. M., 1986.
9. Rossiyskoe zakonodatel´stvo X-XX vekov. T. 6: Zakonodatel´stvo pervoy poloviny XIX v. M., 1988.
10. Rossiyskoe zakonodatel´stvo Kh-KhKh vekov. T. 9: Zakonodatel´stvo epokhi burzhuazno-demokraticheskikh revolyutsiy. M., 1994.
11. Starkov O. V., Bashkatov L. D. Kriminoteologiya: religioznaya prestupnost´. SPb., 2004.
12. Suvorov N. S. Uchebnik tserkovnogo prava. M., 2004.
13. Fadeev V. N. Religioznye proyavleniya i zakonodatel´stvo o religioznykh kul´takh. Tashkent, 1990.
14. Fedosova N. S. Ugolovnoe pravo i religiya: problemy vzaimovliyaniya i vzaimodeystviya: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk. Vladivostok, 2003.
15. Filimonov V. D. Okhranitel´naya funktsiya ugolovnogo prava. SPb., 2003.
16. Tserkov´ i vremya: nauchno-bogoslovskiy i tserkovno-obshchestvennyy zhurnal. 2000. № 4.
17. Shevkoplyas E. M. Ugolovno-pravovaya okhrana svobody sovesti v Rossii: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk. Omsk, 1999.